Виталий Млечин: Мы ближайшие полчаса будем говорить об эффективности властей. Дело все в том, что глава правительства Дмитрий Медведев утвердил методику расчета 9 новых показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. Сейчас они на ваших экранах. Среди прочего, учитывать будут коэффициент доступности жилья, соотношение расходов на оплату ЖКХ к стоимости основных товаров и услуг, и качество услуг социальной сферы. Новые показатели будут применяться при оценке эффективности деятельности по повышению уровня социально-экономического развития с 2020 года, а с 2021-го их уже задействуют при оценке темпов наращивания экономического потенциала территории. Тамара Шорникова: Насколько это эффективные критерии, будем разбираться. Сразу просим наших зрителей. Если вы готовы похвалить за что-то губернаторов или местных начальников, если есть что-то, что на вашей территории произошло радостного или не очень, звоните, рассказывайте нам, будем обсуждать вместе. Сейчас представим нашего гостя. У нас в студии Дмитрий Михайличенко, руководитель Института региональной экспертизы, доктор философских наук. Здравствуйте. Дмитрий Михайличенко: Добрый день. Виталий Млечин: Здравствуйте. Вот эти 9 основных критериев отражают действительность? По ним удобно будет как-то ранжировать регионы, что ли? Дмитрий Михайличенко: Если брать оценку работы региональных властей, то нужно ввести в оборот два понятия – политика и управление. Они схожие, но есть различия между ними. Если говорить об управлении, то есть об осуществлении деятельности в рамках поставленных задач, безусловно, отражает. Но критериев на самом деле больше. В 2017 году президент определил эти 24 критерия. А сейчас 9 этих критериев даже не новые, а частично видоизмененные. Но касаются они все тех же аспектов. Прежде всего это социальная сфера, инфраструктура, здравоохранение, ЖКХ и так далее. Если посмотреть структуру обращений граждан в органы региональной, федеральной власти, то, в общем-то, вырисовывается картина, плюс-минус в разных регионах, естественно, разная, но тем не менее: здравоохранение, ЖКХ, те же самые дороги и так далее. То есть сама суть рейтингования – это устроить своеобразное соревнование между регионами, заставить региональные администрации, как политологи говорят, региональные административные элиты, работать лучше и прозрачнее. Виталий Млечин: А к каким уровням власти это будет применяться? К губернаторам или, скажем, к муниципалитетам? Дмитрий Михайличенко: И к губернаторам, и к муниципалитетам в той или иной степени. Потому что там сложная иерархия соподчинения. Де-юре муниципальная и региональная власть независимы друг от друга. Но де-факто ситуация такая, что губернатор контролирует муниципалитет. И в этом нет ничего секретного. Тамара Шорникова: Только начали обсуждать – сразу из Москвы и Московской области пришла СМС: «Власть в регионах получает неуд. Кто оценивает по этим критериям власти сейчас?». Дмитрий Михайличенко: Нужно не забывать о таком институте, как администрация президента. Там политические параметры: как проходят выборы, какие есть экстрафакторы, которые выходят на федеральный уровень, например, внутриэлитные скандалы, коррупционные. Всего же нет в этих критериях, потому что это больше не политика, а управленческая деятельность. Но оцениваются власти и губернаторы комплексно. А как сработало то или иное ведомство, допустим, министерство ЖКХ в Татарстане или в Калужской области, вот по этим параметрам можно оценить. Виталий Млечин: Тут есть несколько критериев, которые мне кажутся не совсем очевидными. Например, коэффициент доступности жилья – это что такое? Дмитрий Михайличенко: Речь идет о том, насколько среднестатистическая семья, состоящая из трех членов (мама, папа и ребенок) способны накопить по уровню доходов на квартиру 54 квадратных метра. Я рейтинги посмотрел, когда готовился к передачу. За 2016-2017 год показатели варьировались от 1 года и 9 месяцев и до 18 лет. Условно говоря, на Севере (Тюменская область или ЯНАО) квартиру купить легче, потому что там и зарплаты выше, и не все туда едут. А внизу рейтинга был ряд кавказских республик. Москва где-то посередине. Тамара Шорникова: А есть какая-то золотая середина, за какое время эта самая семья должна на эти 54 квадратных метра накопить, чтобы политика была эффективной. Дмитрий Михайличенко: Да. Ваш вопрос отсылает вообще к самим критериям. Они в соответствии с международными стандартами. То есть, условно говоря, по квартире 5-8 лет считается приемлемым. То есть речь идет о международных стандартах. А ведь когда эти критерии разрабатывались, учитывался опыт международный. Вот это и есть, это и происходит сейчас. Виталий Млечин: А вот, например, плотность сети автодорог – насколько корректно сравнивать разные регионы между собой? Скажем, мы все понимаем, насколько плотно застроена Москва. А какая-нибудь огромная Якутия, где население сосредоточено в каких-то локальных центрах? Там и не надо много дорог строить там, где никто не живет. Дмитрий Михайличенко: Правильно. Но там есть поправочные коэффициенты. Там все это учитывается, естественно. Плотность заселения России в центральной части гораздо выше, чем, допустим, в Поволжье и на Урале, и гораздо выше, чем в Сибири и на Дальнем Востоке. Это все учитывается. Но что касается дорог, нужно понимать, что есть дороги федерального подчинения. За них ответственен непосредственно Минтранс. И есть дороги регионального подчинения. Губернаторы тоже ведут определенную игру: «Вот давайте эти дороги передадим в федеральное подчинение, им больше шансов получить финансирование». И так далее. Есть такие моменты. Но в ведении регионалов региональные дороги. Вот они и должны в надлежащем состоянии содержать. Тут, опять же, есть и схожие инструменты рейтингования. Тот же ОНФ производит такой рейтинг дорог. Там, может быть, не регион оценивается, но крупные города. Плюс какие-то независимые аналитические структуры тоже производят определенное рейтингование. Виталий Млечин: Качество услуг социальной сферы – как оно оценивается, из чего оно состоит? И как информация доходит до оценщика? Дмитрий Михайличенко: Там часть инструментов анализируется посредством соцопросов. То есть социология как важный инструмент. Также анализируется структура обращений граждан в региональные и федеральные органы власти. То есть, условно говоря, тем меньше обращений, тем более качественно работают. И есть статистические показатели. И есть независимый аудит. Сейчас можно, конечно, в нюансы вдаваться, но изменение этих показателей как раз вызвано тем, что сделать систему подсчета более прозрачной, более эффективной. Виталий Млечин: Давай несколько СМС-сообщений, но вначале, друзья, позвоните нам, расскажите, за что похвалите вашу власть, вашего губернатора, может быть. Он же наверняка что-то хорошее для вас делает. Поэтому позвоните… Тамара Шорникова: Полчаса откровенности на ОТР. Я считаю, надо пользоваться. Виталий Млечин: Да, конечно. Именно так. Или поругайте. Я, конечно, понимаю, что нечасто возникает желание поругать власти в нашей стране, но все же вдруг что-то накипело, наболело. Давай пару сообщений. Тамара Шорникова: Краснодарский край жалуется на социалку. Говорят: «Нулевая». Костромская область вводит свой коэффициент для эффективности губернаторов. По их мнению, чем больше обдерут народ, тем эффективнее работают. Это, видимо, корпоративная оценка. И так далее. Много в принципе подобных СМС. Что касается настоящих оценщиков, вот, например, какая-то сфера провалена. Администрация президента или кто-то другой ставит неуд. Какие санкции для губернатора? Чем это грозит? Помимо отставки. Дмитрий Михайличенко: Про отставку тоже можно поговорить. Это особый инструмент. Вот, допустим, программа переселения из ветхого и аварийного жилья ряд регионов провалили. То есть это чревато, во-первых, ограничением возможности участия в федеральных программах, нацпроектах, которые сейчас анонсировал президент и которые сейчас реализуются. А это один из основных инструментов получения финансирования, потому что регионам хронически не хватает денег. Это нужно понимать. Отставка – тоже вариант. И замена, и ротация, и так далее. Но главное, конечно – регионы сами себя наказывают тем, что к ним снижается доверие. И возможность участия в федеральных программах, в нацпроектах для них ограничивается. К сожалению, это для них становится очень серьезным ограничителем. Тамара Шорникова: То есть есть проблема в какой-то сфере. Снижают финансирование, потому что регион не справляется. И еще меньше денег на то, чтобы исправить. Дмитрий Михайличенко: Одна такая модель. Другая – меняют чиновников. И, естественно, федеральный центр понимает, что нельзя, чтобы за одного чиновника весь регион отдувался. Там вводят определенные процедуры, финансируют, но берут под свой контроль и так далее. То есть разные там механизмы. Тамара Шорникова: И вот любопытное СМС из Татарстана, тоже про доверие: «Критерий доверия населения нужен. Голосование должно быть в интернете». Как вы думаете, у многих губернаторов был бы шанс набрать необходимое количество голосов? Дмитрий Михайличенко: Тут главный инструмент, наверное, анализ. Это социология. Там должна быть репрезентативная выборка (пол, возраст и так далее). Потому что в интернете возможны накрутки и так далее. Но, тем не менее, важный элемент формирования имиджа губернатора – это, конечно, его информационное позиционирование в соцсетях. И в мессенджерах сейчас это делается. Но федеральный центр четко следит, чтобы это не превратилось в пиар ради пиара. И на самом деле инициативы ОНФ несколько лет назад были направлены на то, чтобы информационная политика и пиар губернаторов был более умеренный. Там было желание у ряда губернаторов снимать миллионные фильмы, себе памятники нерукотворные творить. За это несколько губернаторских голов в 2015-2016 году полетело. Виталий Млечин: Владислав из Кемеровской области. Здравствуйте, Владислав. Вы хотите похвалить или поругать? Зритель: Здравствуйте. Хотел бы поругать нашу власть. Это касается и местных властей, и региональных властей. По каким вопрос бы ни обращался, никаких действий не предпринимается. Только отписки на местах, больше ничего. Тамара Шорникова: А в каких сферах проблемы вы бы хотели решить с помощью властей? Виталий Млечин: Расскажите о вашем опыте, ваши примеры. Мы разберем их. Зритель: В последний раз я обращался… обращался об использовании бюджетных средств в организации… И все, никаких мер не принимается. Если обращаешься к президенту, все равно это приходит в местные органы, и ничего не рассматривается, никаких мер не предпринимается. Виталий Млечин: Если бы вас просили поставить оценку вашим властям по 5-балльной шкале, сколько бы вы поставили? Зритель: По пятибалльной? Ну, единица. Тамара Шорникова: Есть ли сферы, в которых все-таки можно отметить какие-то положительные улучшения, на ваш взгляд? В Кемеровской области что-то недавно изменилось к лучшему? Зритель: Изменился губернатор, а ничего не изменилось. Обращаешься так же к губернатору, вот я обращался по прямой линии – и ничего не изменилось. Что было при том губернаторе, что при этом – никаких действий. Отправляют это все на местный уровень, и все это остается без всяких действий. Тамара Шорникова: Хорошо. Спасибо. Я думаю, что для оценки нового губернатора времени прошло недостаточно. Кстати, за какой временной промежуток идет оценка? Это год, это пятилетний срок. Потому что есть какие-то проекты, которые, очевидно, за год можно и не успеть… Дмитрий Михайличенко: Опять же, касательно политики, то информационная политика, стилистика позиционирования губернатора нового, который там поменялся – уже можно определить. А что касается показателей, конечно, управленческих, экономических, социальных, то нужно время. Но нужно понимать полномочия губернатора и его место в конфигурации власти, так же как и место главы района, и так далее. Тамара Шорникова: То есть это срок полномочий? Это 3 года, 10 лет. Дмитрий Михайличенко: Тут нельзя однозначно так ответить. Я могу, конечно, с умным видом сейчас сказать, что 2 года давайте подождем – потом посмотрим. Но это ничего не скажет. В какой сфере? Нужна глубокая диагностика. Нужно изучать, какие процессы в регионе. Допустим, если у управляющей компании очевидные нарушения есть в сфере ЖКХ, то можно устранить эти нарушения, допустим, нарушить систему монополизма, которая часто складывается, и результат будет через полгода. А если речь идет об улучшении демографической ситуации, как тут 1-2 года? Вы же понимаете, о чем мы говорим. А показать демографию стоит один из первых. Причем, «планируемая продолжительность жизни при рождении» и так далее. Показатели очень разнопорядковые. Нужно это понимать. Виталий Млечин: Елена из Псковской области. Здравствуйте, Елена. Вы похвалить или поругать? Зритель: Я похвалить. Я хочу отозваться со словами благодарности главе Дновского района Тюриной Валентине Федоровне. Потому что это человек, который болеет душой за свой район. Я проживаю в деревне Коврово. Но я могу обратиться к ней, записаться на прием. Она подскажет, как решить вопрос. И всегда будет участвовать в моих проблемах. И не только моих, естественно. Я просто как обычный житель об этом говорю. И город Дно с момента ее избрания в 2014 году стал расцветать. Виталий Млечин: А в чем это выражается, например? Зритель: Прежде всего, дороги, ремонт фасадов зданий, развитие малого бизнеса. То есть это прямо мы видим, как проще стало что-либо даже просто купить. Я могу обратиться в поликлинику, могу обратиться в больницу. И общий вид не депрессивный. А видно, что здесь хозяин, что любят этот город. И я надеюсь, что эта любовь постепенно дойдет до всех деревень. Просто во Псковской области очень сложная обстановка. Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо. Очень приятно слышать такие отклики. Хотя, опять же, это немножко характеризует современное время. Вот слушаешь – и сразу думаешь, нет ли здесь какого-то умысла, не работает ли человек в администрации и так далее. Мне кажется, это говорит очень многое о позиционировании сейчас властей, об их взаимоотношениях с людьми, которые часто отсутствуют, например. Дмитрий Михайличенко: Конечно, говорит. Псковская область на самом деле одна из самых депрессивных. По показателям она в нижней части турнирной таблицы. Но какие-то отдельные хорошие моменты могут быть. Личная коммуникация очень важна. Потому что чиновники должны уметь слышать людей, понимать их проблемы. Как бы это банально ни звучало, но иногда просто вежливое общение заменяет на самом деле агрегацию социального недовольства, которое потом перерастает в протест. Здесь нам зритель говорит как раз об этом случае, когда глава проявляет ответственность и свою позицию, в том числе человеческую. Виталий Млечин: Давайте посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты в разных российских городах задавали вопросы людям на улицах, что в вашем регионе изменилось в лучшую сторону, за что похвалите свои власти. И вот, что отвечали люди. ОПРОС Виталий Млечин: Вот интересно. В одном и том же населенном пункте по-разному люди реагируют. Хотя дороги много где отмечают. Но это же вопрос восприятия, видимо, тоже. Потому что когда люди начинают задумываться, они начинают перечислять: «Дороги стали лучше. Еще что-то. Еще что-то». А кто-то говорит: «Нет, ничего хорошего не происходит. И все тут». Это недовольство какое-то просто общее накопилось. Просто даже нежелание видеть чего-то хорошее, если оно даже есть? Дмитрий Михайличенко: Это тоже происходит. Но в принципе, конечно, совокупность разных оценок дает разный уровень социального самочувствия населения. В общем-то, эксперты так и анализируют. Социологи собирают фокус-группу, где люди разного возраста, пола и так далее, беседуют с ними час-полтора, снимают общий фон, настроение и так далее. Виталий Млечин: А просто интересно, насколько это в состоянии отразить реальную картину. Потому что, казалось бы, качество дорог достаточно объективное: то есть у тебя есть ямы на дороге или нет ям на дорогах. И это оценить может каждый, просто проехав по этой дороге. Но кто-то отмечает то, что дороги стали хорошими, а кто-то не отмечает. От чего это зависит? Дмитрий Михайличенко: Оттого, что кто-то видит стакан полупустым, а кто-то наполовину заполненным, и так далее. То есть оптимизм и пессимизм – это тоже имеет место быть. Но в целом общие настроения фиксируются. Так или иначе, социология это фиксирует. И в разных регионах это разное. Допустим, если мы берем Москву, то все отмечают улучшения за последние 3-5 лет. Практически все. И в центральной полосе России таких регионов все-таки побольше. Значит, за Уралом таких регионов меньше, естественно. То есть тут разные параметры. Но какую-то объективную картину можно составить вот таким образом, как вы делаете случайную выборку, людей спрашиваете – они вам дают какую-то картину. Картина неоднозначная. Но что-то можно понять. Тамара Шорникова: Мне кажется, сейчас половина москвичей подбоченились у телевизора. Потому что как Фейсбук ни откроешь – столько постов, что город уже не тот. Дмитрий Михайличенко: Нет, это понятно. Недовольство многими вещами. Но все отмечают, что меняется город. Просто мы часто фокус-группы проводим. 85% говорят, что есть изменения в хорошую сторону. Конечно, кто-то говорит, что плохо. Допустим, та же реновация или точечная застройка достала, или ограничения автотранспорта. Но все отмечают, что есть позитивные изменения. Виталий Млечин: У тебя есть вопрос, или мы послушаем нашего телезрителя? Тамара Шорникова: Давай узнаем, меняется ли Новосибирск, что об этом думает Александр. Виталий Млечин: Здравствуйте, Александр. Зритель: Добрый день. У меня есть масса вопросов. Я руководствуюсь экономическими критериями. Во-первых, упало производство, растет безработица, отток капитала, трудовых ресурсов. Вот так оценивается власть. На сегодняшний день у нас нет определенных критериев по поводу развития производства. Потому что нет программ, связанных со стимулированием производства. Сокращение рабочих мест. Административный ресурс направлен на то, чтобы стимулировать только большой бизнес. Средний бизнес остается в тени. Виталий Млечин: В общем, вы недовольны, Александр. Какую оценку поставите властям своего региона? Зритель: Кол. Виталий Млечин: Спасибо. У нас уже, если брать нашу выборку по звонкам, то у нас 100% за кол пока что. Других оценок мы не слышали. Тамара Шорникова: Почему? Дно изменилось прекрасно. Виталий Млечин: Я имею в виду – среди тех, кто нам позвонил сейчас. Тамара Шорникова: Если говорить о депрессивных регионах, вы сказали, что они дальше от центра, вот есть какие-то регионы, где в ближайшее время может возникнуть вопрос о целесообразности того или иного человека на своем посту. Дмитрий Михайличенко: Но ротация и так происходит. И мы видим, что ротация была прошлой осенью, прошлой весной и нынешней осенью тоже. То есть уже очень много, то есть порядка 20 губернаторов поменялось из 85. Поэтому я думаю, что параметры ротации зависят немножко о других критериев, не только от экономических и так далее. Коррупция, внутриэлитные конфликты, чрезвычайные происшествия и так далее, политическая борьба – все равно она есть так или иначе. Поэтому я думаю, что в провальных регионах так или иначе губернаторам сложнее работать. Но ведь когда назначают в ту же Псковскую область или в Новгородскую людей, они же понимают, что у них потенциал гораздо ниже, чем, допустим, у Татарстана или, допустим, у Тульской области. Поэтому там разные критерии оценки. Это очень тонкая экспертная настройка. И ротация губернаторов – это вопрос болезненный. Меняется всегда система управления. От личности достаточно много зависит. И административные элиты тоже напрягаются, когда происходят такие процессы. Поэтому сейчас ротация последней волны прошла по принципу такому, что где будут возрастные губернаторы и им надо переизбираться в следующем году, вот там, наверное, лучше их поменять. Так произошло. Виталий Млечин: Спасибо вам большое за ваш комментарий. У нас в гостях был руководитель Института региональной экспертизы, доктор философских наук Дмитрий Михайличенко. Мы беседовали об оценке эффективности региональных властей. А прямо сейчас расскажем, о чем пойдет речь в вечернем выпуске программы «Отражение».