Петр Кузнецов: Мы продолжаем. Мы обсуждаем главные автоновости недели, в пятницу рубрика «Автомобили». Сегодня мы это делаем с автоэкспертом Дмитрием Золотовым, – Дмитрий, здравствуйте. Собственно, давайте сразу дадим слово народу, то есть автовладельцам, автомобилистам, какую автоновость (хотя, может быть, среди них были и пешеходы, потому что их тоже это касается) на этой неделе вы считаете главной. Опрос на улицах, вернемся и будем эти новости главные обсуждать. ОПРОС Петр Кузнецов: Ну что, справки. Несмотря на то, что их… Тамара Шорникова: …введение медосмотра нового перенесли… Петр Кузнецов: Введение приостановили, перенесли, все равно, конечно, это «взорвало» многих автомобилистов и не только. Тамара Шорникова: Взволновало как минимум. Петр Кузнецов: Огромные очереди в диспансеры, недовольство людей, ну и, в конце концов, слова президента заставили-таки Минздрав отложить введение дорогостоящего медосмотра для водителей. Приказ о допанализах должен был выступить в силу уже сегодня. За справку, которая стоила в среднем рублей 300, людям пришлось бы платить сумму от 4 до 8 тысяч рублей, это в зависимости от региона, поэтому в последние дни по всей стране водители и те, кто только-только собирается получить права, пытались успеть оформить документ по старым ценам. Люди подъезжали к диспансерам, поликлиникам, больницам с вечера, чтобы занять очередь, некоторым пришлось ждать по 12 часов. А в Казанском наркологическом диспансере вообще один человек умер в очереди. Ситуацию прокомментировал в итоге Владимир Путин: при нынешних зарплатах в стране отдавать такие деньги за справку неприемлемо. Владимир Путин: Пять тысяч если нужно отдать за эту справку, это что, надо ползарплаты отдать месячной? Это чушь какая-то, и все инстанции в правительстве согласовали. Минтруд-то хотя бы должен был посмотреть, что это такое. Тамара Шорникова: Две трети АЗС в России сильно недоливают бензин, это следующая новость, но мы к ней вернемся буквально через 15 минут. А прямо сейчас, телезрители, звоните нам и говорите, что вы думаете по поводу медсправок. Если кому-то сейчас приходилось менять права, если кто-то стоял в этих очередях, расскажите, что вы в принципе думаете про новую систему. Если говорить о новом формате медосмотра и соответственно о сильном удорожании медосмотра, действительно, очень лихо как-то провели, то есть очереди же неспроста образовались. Буквально недавно сказали, вот должны были ввести вот-вот, огромные очереди, давка. К чему такая спешка? У нас обычно такие резонансные изменения вводятся достаточно плавно, постепенно. Почему тут решили быстро все поменять? Дмитрий Золотов: Ну, скорее всего, из-за того, что хотят преподнести это как основную опасность, когда люди садятся нетрезвые за руль. Но на самом деле люди… У нас же выпивают очень многие, но за рулем ездят все трезвые, поэтому это не говорит о том, что если у человека в крови найдут при сдаче, например, этой справки какие-нибудь алкогольные или наркотические вещества, составляющие, он будет так же управлять этим автомобилем. Поэтому здесь… И как у нас сдают, например, эти анализы? Человек пришел, сдает, заходит в отдельную комнату, сдает анализы, приходит со стаканчиком, и здесь все проверяется. С ним никто не ходит, а он может подготовиться, прийти с этим стаканчиком какого-нибудь там второго, третьего человека, знакомого своего, который не пьет, не курит и не занимается там какими-то другими вещами, которые незаконные. Самое сложное – это когда останавливает сотрудник ГИБДД водителя в наркотическом опьянении или просто пьяного, потому что он не может подготовиться, его тут же берут, отвозят на медосвидетельствование, и тут же он сдает эти все анализы и выявляет либо не выявляет. Поэтому, когда человек сдает на права, у него есть время подготовиться, и все вот эти нововведения, если изменится только сама система и новое оборудование добавится, это еще не показатель, что человек не сможет подтасовать какие-то результаты. Петр Кузнецов: Кстати, пишут: «Какие 300, (вот мы назвали, что столько стоили до), 2 500 было в мае», – Новосибирская область. Это вот справки до этого нововведения, которое в итоге не ввели. Тамара Шорникова: Но ключевой вопрос здесь, понятно, что водители беспокоятся, что больше станут тратить, но эксперты сомневаются в целесообразности вообще данных анализов. Ведь, я читала, говорят о том, что невозможно будет определить, например, тех же хронических алкоголиков и так далее по вот таким тестам. Чтобы определять действительно постоянное употребление наркотических средств, алкоголя, нужны очень дорогостоящие, очень серьезные анализы, там себестоимость, по-моему, их только 16 тысяч рублей, одного такого анализа. А то, что предлагается, лишь может подпортить жизнь многим людям, которые, я не знаю, выпили бокал вина накануне и так далее, потому что ты попадаешь в реестр, я не знаю, хронических алкоголиков и тебя уже не берут на работу, не знаю, отбирают права и так далее. Дмитрий Золотов: Эта справка нужна один раз в 10 лет, это либо меняешь права, либо только ты первый раз получаешь. Поэтому здесь можно 3–4 месяца, полгода, год заниматься здоровым образом жизни, сдать и на следующий день начать употреблять все что угодно. Это не показатель того, что человек, получив справку, станет кристально чистым водителем без штрафов и без каких-либо «приключений». Петр Кузнецов: У нас спрашивает Москва, вообще почему медосмотр платный, но вряд ли это такой вопрос, на который мы сейчас будем отвечать. Но интересно, все медорганизации могут заниматься вот этим медосмотром, или это нужно получить какую-то лицензию для этого? Дмитрий Золотов: Нет, смотрите, вы когда приходите сдавать, есть определенные организации, которые занимаются: это нарколог, это психиатр, это те организации, где вы проживаете, как правило… Петр Кузнецов: В поликлинике в обычной. Дмитрий Золотов: В поликлиниках, да, есть сейчас функция одного окна, когда вы приходите и сразу всех сдаете. Единственное, это нужно нарколога и психиатра проходить отдельно, в основном это по месту прописки. Чем это удобно людям? Они пришли, сразу все документы сдали, справки получили и ушли, все. То, что цена повысилась, – это искусственный ажиотаж создан, просто очень много стали об этом говорить, люди начали паниковать, и вот эта вот искусственная паника и привела к тем последствиям, когда люди просто табунами стали прибегать в эти медучреждения и соответственно стоять в очереди, экономя 2–3 тысячи, которые по факту… Для регионов это, может быть, и большая сумма, но для Москвы 5–7 тысяч несильно влияет несмотря на то, как… На уровень жизни, потому что, видя, как люди ездят и сколько они оплачивают штрафов, эта сумма для них будет несущественная. Тамара Шорникова: Давайте послушаем телезрителей, Сергей из Воронежской области. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Сергей, Воронежская область, 64 года. У меня стаж 45 лет, ни одного подобного случая у меня не было, понимаете? И сейчас получается таким образом, что сейчас людей как стадо собрали и давайте туда вот, на анализ, всех поголовно. Но если, допустим, кого-то поймали на дороге, зафиксировали все это дело, поставьте на учет, в конце концов, лишайте прав, допустим, на 3, на 5 лет. Петр Кузнецов: Да. Зритель: На 10, ну кардинально конкретного человека. Петр Кузнецов: Потому что, если ты хронический, ты в любом случае когда-то попадешься в этот реестр, назовем его черным списком, который предлагается ввести, ты попадешься. Зритель: Все правильно. Дмитрий Золотов: А вы понимаете, я вот перебью… Петр Кузнецов: Сейчас. Зритель: И сейчас, смотрите, что ни год, постоянно полномочия ГАИ дают, вот этим дпсниками. Ввели сначала, я так обобщенно, знак «Шипы», отменили; ввели жилеты – отменили. Вот для чего такое? Это получается просто обычный сбор. Вот я, например, пенсионер многодетный, у меня каждый рубль на учете, а мне нужно будет это делать, это платить, понимаете как? Это просто поборы кардинальные, там в разы, не в разы даже, а на порядок, на полтора порядка справка будет дороже. И так вот у нас идет, почему-то у нас такая тенденция намечена, что обязательно… И на ГАИ. ДПС сейчас как будто как карательный орган, как карательное направление, не просто служба, а именно каратели. Потому что повысить, допустим, ЖКХ можно раз в полгода, к примеру, и собирать раз в месяц, а ДПС на дорогах и на машинах… Петр Кузнецов: Тенденция даже не на ГАИ, как вы выразились, а тенденция принимать что-то непопулярное, а потом отменять резко в ручном режиме. Вы хотели что-то добавить? Дмитрий Золотов: Да, смотрите, сделать человека виновным или пьяным или показать его в наркотическом опьянении много ума не нужно, любой сотрудник даст вам подписать документы, вы не глядя подписываете и уезжаете, а в документах может быть отказ от медосвидетельствования – все, вы потенциальный пьяница, наркоман либо же нарушитель с лишением прав, поэтому здесь будет расцветать только коррупция. Поэтому… Сегодня ты не пьешь и кристально чистый, вообще, может быть, никогда не пил, вам оформили документы так, что вы уже попали в эту базу и вы уже… Даже отказ от медосвидетельствования, вы уже потенциальный, грубо говоря, зависимый человек. Тамара Шорникова: Да. Давайте еще один телефонный звонок послушаем. Алексей, Алтайский край, здравствуйте. Алло, Алексей. Зритель: Алло, здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, слушаем вас. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Зритель: У меня в принципе… Я водитель тоже уже с неплохим стажем, мне 45 лет, примерно с 18 лет я вожу машину. И у меня тот же самый вопрос, как до меня оппонент говорил: для чего проходить вообще все эти медкомиссии, если, допустим, человеку уже 60 лет? Вообще надо ли проходить эти медицинские все освидетельствования про наркоманию, про наркотики, про это все? Петр Кузнецов: То есть вообще… Тамара Шорникова: До этого вопросов не было, да? Петр Кузнецов: Да, до этого вопросов не было? Понятно, спасибо. Зритель: Ну да, в принципе да. Петр Кузнецов: Да, спасибо. Ну а что ждет в итоге расширение этой справки, раз ее сейчас остановили? Дмитрий Золотов: Пока сейчас они будут думать, как это все реализовать, потому что, во-первых, очень большая огласка этой проблеме, во-вторых, она не приведет ни к чему. Те люди, которые… Тамара Шорникова: Могут ли поменять какие-то критерии, например? Петр Кузнецов: Может привести к увеличению липовых справок, например. Дмитрий Золотов: Может быть и такое. Петр Кузнецов: К чему-то она все-таки приведет. Дмитрий Золотов: Вы знаете, как сейчас техсмотр проходится? Пришел за страховкой, тебе выписали за тысячу рублей этот лист. Петр Кузнецов: Так техосмотр тоже вот-вот отменят. Дмитрий Золотов: Я вам говорю, как сейчас это работает. Что мешает людям на месте делать эти же справки, подписывать за деньги? Петр Кузнецов: Конечно. Дмитрий Золотов: Пять тысяч – дорого, отдаст десять, двадцать, тридцать тысяч, ему не приходя эту справку на дом принесут, поэтому… Там нет какого-то тотального контроля с видеокамерой, когда ты пришел, тебя зафиксировали, какие-нибудь биометрические данные, что ты там был, и ушел, твои данные уже в базе. Поэтому здесь никто коррупцию еще не отменял. Тамара Шорникова: Просто как раз вот опять же по цифрам приводят данные эксперты, претензии к пороговому уровню, по которому человек, автовладельца записывают в хронические алкоголики. Он сложно по-медицински называется, но, в общем, этот пороговый уровень 1,2%, и говорят, что у хронических он от 3% только начинается, поэтому есть претензии, что 1,2% слишком мало… Петр Кузнецов: Чуть ли не в 3 раза ниже, получается? Тамара Шорникова: Да-да. Есть ли какие-то шансы, что поменяется что-то внутри самого медосмотра, или просто его перенесли и он в том же виде вступит в силу с лета? Дмитрий Золотов: Смотрите, у каждого человека организм как-то воспринимает ту или иную пищу, те или иные вещества. И сегодня, например, я, худощавый, выпил 200 граммов той же водки, меня развезло, а завтра я поправлюсь или высплюсь хорошо, и эти 200 граммов мне будут совсем по-другому на выдохе определяться. Здесь очень такая тонкая грань, потому что у каждого человека организм воспринимает по-своему, и здесь общую, усредненную просто цифру дают. Помните, когда нулевые промилле были, отменили из-за чего? – из-за того, что люди, кто-то пил стопку и ему нормально было, а кто-то валерьянки или какие-нибудь капли закапал себе, и у него уже показывает. Петр Кузнецов: Давайте еще по этой теме Алексея послушаем с Алтая. Тамара Шорникова: Краснодарский край. Алексей, вы же с юга, да? Зритель: Да-да, я слушаю. Да, с Краснодарского края. Тамара Шорникова: Да, слушаем вас. Зритель: Ну, я хотел бы сказать по поводу вот этой справки все-таки. По поводу справки, значит, мое мнение такое. Я поддерживаю Алексея с Алтая: нужно проверять на наркотики, на алкоголизм на этот именно тех водителей, которые были уличены в этом и неоднократно. А простые водители – при чем они здесь? И к чему это вообще приведет? Тамара Шорникова: Ну понятно, да, собственно, вопросы все примерно одного круга у автовладельцев. Те, у кого действительно есть большой стаж и так далее, зачем это нужно? Петр Кузнецов: Если есть, что добавить… Дмитрий Золотов: Да. Вот смотрите, мы сейчас говорим о водителях, но у нас есть еще и пешеходы, которые в нетрезвом виде появляются в обществе, которых забирают, могут посадить, административный арест применить, и этих людей если они будут вносить в базу, то в дальнейшем ему так же проблемно будет получить эту справку, потому что, не являясь водителем, два раза вышел из кафе подвыпивши, его сотрудники ППС оформили, отправили, он отсидел свои 5 суток, и в базе он уже как… Один раз, два раза, три раза, и он уже хронический получается. Петр Кузнецов: Еще на этой неделе мы выяснили, что 2/3 АЗС в России сильно недоливают бензин, к такому выводу пришел Минпромторг. Вот что показали проверки: фактический недолив топлива на автозаправках в нашей стране превышает норму в 2–3 раза, до 90 миллилитров на 10 литров бензина. Это лишь на первый взгляд немного, а если каждый день и на бак в 50 литров 300 недолива, констатировали в ведомстве. За это и предлагают жестко штрафовать минимум на 500 тысяч рублей. В случае повторного нарушения не менее 2 миллионов уже, это вроде бы как заставит организации следить за состоянием оборудования и исключит противоправные действия по их донастройке. Ожидается, что вот эти нормы начнут действовать в 2021 году. Тамара Шорникова: Много, долго и упорно пытаемся бороться с недоливом… Петр Кузнецов: Их пока не отменяли… в электричке. Тамара Шорникова: Кто, как и насколько эффективно будет этот недолив проверять? Как его фиксировать? Как доказать, что это недолив на конкретной заправке? Дмитрий Золотов: Смотрите, недолив очень тяжело доказать, потому что сейчас… Петр Кузнецов: Тем более отдельно взятому автомобилисту. Дмитрий Золотов: Да, я вам сейчас объясню, где это более происходит. Что такое недолив? Это изменение того количества топлива, которое течет через заправки. Сейчас такой технический прогресс достаточно широко шагнул за последние какие-то 5 лет, и заправки сейчас все электронные, – что мешает нажать кнопочку, тут же уже запрограммированная колонка? Потому что когда, например, приезжает проверка… Они, во-первых, должны раз в 3 года проверять. Потом они могут, если это внепланово, они уведомляют заправщиков, что они приедут к ним, естественно, все готовятся к этому. Если это делать стихийно, приехать и проверять, это, во-первых, меньше 10 литров никто недоливать не будет, это делается чаще на трассе либо такие третьесортные заправки, потому что ВИНКи, достаточно крупные компании, в городе не будут этим грешить, потому что это чревато последствиями. Если мы раньше боролись за качество, когда у нас был 4-й класс топлива и его разбавляли монометиланилином, это добавка, присадка в топливо, чтобы повысить октановое число, то сейчас все топливо 5-го класса, сейчас по качеству топлива меньше стало проблем и жалоб, сейчас жалобы пошли на недолив. Получается, заправщики компенсируют те моменты, то, на чем они раньше зарабатывали, сейчас они компенсируют на недоливе. Опять же… Петр Кузнецов: И на качестве, сейчас посыпались SMS по качеству топлива. Дмитрий Золотов: Качество тоже зависит от многих факторов, потому что здесь не каждый клиент, не каждый человек знает, где он заправлялся: сегодня здесь заправился, завтра на другой заправке, бензин перемешался, и какая присадка стала причиной? Он может ездить некоторое время, через 2–3 недели у него клапана все закоксились и машина встала. Это не говорит о том, что человек заправился и у него тут же через 50 километров машина встанет. Если машина встает через 50 километров, это уже совсем бензин низкого качества, такой бензин в города-миллионники не завозят. Это трассы, в основном южное направление, когда люди ездят на юг, либо же заправки, вот как раз сторона Воронежа и ниже туда, где люди заправились и уехали, он уехал на 200–300 километров, он не будет возвращаться, он на другой заправке залился и дальше поехал. Петр Кузнецов: Да. «Не будут недоливать, а будут просто разводить», – Тверская область. Кстати, о «разводе»: есть версия, что вот эти вот данные о недоливе появились, они несколько завышены, во-первых, ничего себе, 2/3 АЗС, и нацелены на лоббирование вот этого законопроекта об оборотных штрафах за недолив на автозаправках. Как вы оцениваете именно вот те данные про 2/3? То есть среди них, получается, и государственные тоже бензоколонки оказались. Дмитрий Золотов: Если это брать в рамках всей России, то это очень большой объем. Просто мониторинг, скорее всего, происходил либо в центральной части, либо Москва и юг, потому что когда мы мониторили все эти заправки, это достаточно такой трудоемкий и затратный процесс, очень сложно выявить… Во-первых, очень большая работа производится, чтобы недолив выявить, это нужно приехать, каждый мерник пролить у них плюс себе залить посмотреть, высчитать, как это делается, потому что плотность топлива, например, которое находится в емкостях под землей, – это одна температура, когда зимой заливается в бак, это другая температура. Поэтому кто-то визуально смотрит, говорит: «Вот у меня бак 50 литров, а мне залили 52 литра, меня обманули», – а по факту от плотности топлива и литраж, они же заливают не литрами. А когда вот этот вот весь процесс пошел, когда мы стали выявлять некачественное топливо, качество немножко стало лучше, уже стали грешить недоливами вот этими. Тамара Шорникова: Давайте послушаем Виталия из Краснодарского края. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Хотел бы вам рассказать историю такую. У меня грузовой автомобиль, объем баков 300 литров. Приезжаю на заправку заправляться дизелем, мне заливают 310 или 315. Я говорю: как такое может быть, если у меня баки 300 литров, вы мне заливаете 315. Они говорят: «Ваши баки никто не мерял, они у вас не сертифицированы». Я тут же говорю: «Давайте свою жалобную книгу, сейчас будем писать». Они говорят: «Да пишите хоть Папе Римскому». Тут же вытаскивают колбу, заливают, я стаю, это была зима, где-то было -6–8, ждем 15–20 минут, пока осядет пена, и о чудо! – все в норме, мне выдали как положено. Но я же не мог туда на воздухе приехать, больше 300 литров мне в баки не залезет, вы понимаете? И бесполезно с кем-то бодаться, бесполезно с кем-то спорить, просто взял, сел в автомобиль и поехал, поднял руку, опустил руку и сказал: «Ну и черт с ним». Вот так у нас и происходит. Тамара Шорникова: Да, понятно, спасибо вам за вашу историю. Ну вот вы говорите о том, что действительно очень трудно доказать какой-то недолив конкретному человеку, то есть получается, что штраф и все остальное – это… Дмитрий Золотов: Человеку проще плюнуть, чем заниматься. Пока у него не навернется двигатель, он не может обращаться: ну недолили литр-два, опять же это чисто субъективное мнение. Если человек говорит, вот он заливал бак, у него, например, 50 литров, а ему залили на 5–10 литров больше, он же не с пустым баком приехал, у него какое-то количество топлива было. Но есть погрешность, некоторые прямо до самой горловины заливают, когда уже бензин выливается, но опять же это не 5 и не 10 литров. Петр Кузнецов: Ну вот многие, если не все частные АЗС все-таки у нас нерентабельные. Очень коротко: если мы говорим, что, возможно, введут штрафы за недолив в таких размерах, 500 тысяч, дальше уже в миллионах будет измеряться, это сильно по ним ударит? Ведь они сейчас очень многое делают, чтобы остаться на рынке. Очень коротко, если можно. Дмитрий Золотов: Это ударит сильно, но… Петр Кузнецов: Маленькие игроки уйдут, да? Дмитрий Золотов: …надо доказать недолив, что был конкретно недолив, потому что недолив выявляется только контрольной закупкой, это нужно постоянно знать, где какие жалобы идут на какие заправки и эти заправки мониторить. Естественно, это маленький процент будет. Петр Кузнецов: Понятно. Спасибо большое, спасибо. Это рубрика «Автомобили», сегодня у нас в гостях был автоэксперт Дмитрий Золотов. Тамара Шорникова: И это были темы дневного выпуска программы «ОТРажение», а прямо сейчас расскажем, о чем речь пойдет вечером.