Петр Кузнецов: Еще к одним экспертам. Автоэксперты рекомендуют отложить, все-таки, покупку машины, если вы сейчас это собираетесь делать, на пару лет. Мария Карпова: А я только собралась, прям собралась, прям, ну, как так? Петр Кузнецов: Маша, два года всего лишь. Просто побегай до работы. Мария Карпова: Ладно. Петр Кузнецов: Сейчас дефицит микрочипов и многое привычное недоступно. Не весь модельный ряд есть, и цены скакнули на фоне дефицита. У нас продолжается в связи с этим опрос: «Вы купили автомобиль или взяли в кредит?» Купили или кредит, так и пишите на: 5445. Кстати, мне кажется, что это и для тех, кто сейчас собирается. Мария Карпова: Конечно. Петр Кузнецов: Если вы даже сейчас собираетесь взять в кредит или прямо купить новый автомобиль, так и пишите, т.е. это даже не про прошедшее время. ... Мария Карпова: Но, мне кажется, мы все равно не обойдемся здесь без оценки эксперта. Да? Петр Кузнецов: Да. Дмитрий Золотов у нас на связи. Сейчас выручит нас. Здравствуйте, Дмитрий! Мария Карпова: Дмитрий, здравствуйте! Действительно два года придется ждать нам новую машину, т.е. мне? Дмитрий Золотов: Добрый день! Если вы будете покупать без допов, то да. Мария Карпова: Так, а если с допами? Петр Кузнецов: Допы, знаешь, что это такое? Мария Карпова: Ну, дополнительные какие-то функции, да? Дмитрий Золотов: Вы можете прийти и купить автомобиль прямо сегодня. Мария Карпова: Так. Поясните. Петр Кузнецов: Вы знаете? ОК. Вы знаете… Дмитрий Золотов: Дилер продает автомобиль. Вы его хотите купить за определенную сумму, например, 1 млн. 300 – рыночная стоимость, само тело автомобиля, но вам его продадут на 200-300 тысяч дороже. Это те допы, которые являются финансовой гарантией, какие-то там страховые гарантии. И только с этими допами вы сможете купить этот автомобиль. Без этих допов вам скажут: «Ждите. Через год, через два этот автомобиль придет в базовой комплектации, и вы его сможете получить». Делаете предоплату и сидите спокойненько, ждете. Естественно, клиенты от этого отказываются, уходят к другому дилеру. У другого дилера те же самые условия, и они вынуждены покупать автомобили именно на таких условиях. Петр Кузнецов: Вы много знаете людей, которые, действительно, копят на машину? Что это за категория, можно определить ее? И сколько времени на это уходит? Вот у тех, кого вы знаете. Дмитрий Золотов: Смотрите, сейчас на рынке такая тенденция, что автомобили продаются в кредит. Более 90% – это покупка автомобиля в кредит, независимо от того, есть у вас деньги или нет. Многие дилеры, как официальные, так и серые дилеры, вынуждают клиентов покупать автомобили в кредит, потому что так проще получить с них денежные средства на допы. А если мы говорим о ... – это те люди, которые продают свой старый автомобиль, добавляют и покупают уже новый автомобиль. Это чуть выше среднего класса люди, которые живут по достатку и поэтому им проще, потому что там небольшая сумма добавляется. Петр Кузнецов: Дмитрий, это совсем же недавно, казалось, было все по-другому: если ты приходишь с наличными, то тебе сразу же «да» и тебе еще какие-то скидки. Теперь все изменилось, да? Теперь тебе даже могут сказать: «Да нет, наличные сейчас не нужны, вот здесь и сейчас, возьмите-ка автокредит у нас. Сейчас мы его вам навяжем». Дмитрий Золотов: Да. Именно так и происходит. Петр Кузнецов: Звонки от наших телезрителей. Мария Карпова: Марина из Московской области. Марина, здравствуйте! Марина! Марина, куда вы от нас уехали? В машине. Петр Кузнецов: Еще одна попытка и все! Ребят, ну что есть у нас, нет Марины или находите? Вот нашли. Зритель: Алло! Мария Карпова: Алло, есть, есть, нашли. Не торопитесь. Марина, да, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте! Хочу поделиться с вами своей гордостью. Езжу я на «Таврии», купленной за 25 тысяч рублей. Когда стою в пробке, другие водители таращат глаза, но я горда собой – она не в кредит. Мария Карпова: Подождите, 25 тысяч рублей? Зритель: Да, но вложили туда еще 50, чтобы ездила она более-менее. Мария Карпова: Все равно. Какая-то удивительная история. Петр Кузнецов: То есть вы, это вот практически к нашему сюжету, который мы показывали: сделай машину самостоятельно. Зритель: Да. Недавно я обнаружила, что у меня потек бензонасос – исправила сама. А сегодня обнаружила, что течет тосол и тоже полезла под капот после работы. Мария Карпова: Подождите, Марина, вы все-таки отправляете машину в сервис или вы сами это делаете? Зритель: Нет, под капотом я уже научилась делать все сама. Мария Карпова: Ты представляешь? Удивительно, Марина, правда. «Вы – женщина мечты». – Вот мне подсказывают в ухо. Петр Кузнецов: Причем, женщина. Спасибо, Марина. Дмитрий, таких мало людей? Или все равно вот сейчас вот, с навязыванием этих кредитов, с пониманием того, что пока копишь на автомобиль, он два раза подорожает за это время. Все равно все выходят на вторичный рынок. Что происходит со вторичным рынком? Он тоже растет в ценовом сегменте вслед за рынком новых автомобилей? Дмитрий Золотов: Конечно. Во-первых, сейчас большой дефицит автомобилей и бэушные автомобили, они не дешевеют. Вот если мы возьмем лет 5-10 назад, как мы покупали автомобили, боялись, что после покупки нового автомобиля через год автомобиль сразу падает в цене на 30%, то сегодня, покупая новый автомобиль, через год он становится бэушным, но он стоит столько же либо дороже, чем мы купили. Мы, например, покупаем в этом году за 1 млн 300. На следующий год он стоит либо 1 млн 300, либо 1 млн 400 и дороже, потому что цены растут на новые автомобили. Здесь очень много факторов: и логистика, и курс валюты, и дорогое сырье. Поэтому здесь очень много таких моментов, когда ты покупаешь новый автомобиль, и он у тебя остается в цене, не падая. Поэтому в среднем, при обмене автомобиля три года человек ничего не теряет. Он просто добавляет и покупает автомобиль той марки, который он хочет, независимо от того, какой там курс валюты и насколько он подорожал. Мария Карпова: Давайте узнаем, что выяснили наши корреспонденты. Они тоже задались этим вопросом: «Накопили на машину или взяли в кредит?» ОПРОС Мария Карпова: Вот еще мнения от наших телезрителей, которые прямо сейчас приходят на наш СМС-портал: «Цены упадут на авто, а бензин подорожает». «В кредит нельзя брать, не на что». «Мы купили «Гранту», рады, пенсионер» Петр Кузнецов: Да. «Если автомобиль не окупает себя, то зачем покупать?» – задается вопросом Волгоградская область. Дмитрий, скажите, пожалуйста, очень коротко в нескольких предложениях: вот сейчас, допустим, половина суммы есть у человека, допустим, 500 тысяч рублей, машина нужна, что бы вы порекомендовали? Дмитрий Золотов: Ну, для чего она нужна? Перевозить детей? Работать на ней? Или использовать для поездки на дачу? Если работать, естественно, ... Петр Кузнецов: Вот сейчас важно при выборе модели. Мария Карпова: Все вместе. Дмитрий Золотов: Ну смотрите. Если мы берем для работы машину, то она нам нужна сейчас. И чтобы на ней работать, мы должны купить ее сегодня. Значит мы берем ее в кредит. Если нам машина нужна сезонно, мы можем подкопить и купить ее, когда будут деньги. Если мы возим детей в школу, больницы, еще куда-то, машина нам тоже нужна сегодня, мы берем ее в кредит. И получается, что большая часть людей просто вынуждена покупать автомобиль в кредит, потому что с уровнем зарплаты они ... Петр Кузнецов: Вот да, Дмитрий, у нас так и получилось по итогам нашего СМС-опроса. Меньшинство накопили на автомобиль – 34% только так ответили. Мария Карпова: 34% – да. В кредит – 66%. Петр Кузнецов: Оставайтесь с нами. Ну, в кредит понятно, что 66, Татьяна нам подсказывает. 100 минус 34. Да, будем считать дальше, оставайтесь. Получается, если первый час ОТРажения, значит, Тань, давай посчитаем, то следующий – второй, да, получается? Или сейчас первый? Мария Карпова: Это какой процент? Петр Кузнецов: Второй час – это какой процент? Во второй час вместе идем. Мария Карпова: Петр Кузнецов – математик наш. Петр Кузнецов: Мария Карпова.