Илья Ломакин-Румянцев: Напрасно торговые сети обвиняют в том, что они готовы продавать абы что. Ведь для них лучший покупатель — это постоянный покупатель

Гости
Илья Ломакин-Румянцев
председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ)

Ольга Арсланова: Иностранных товаров в России стало меньше. Доля импортных товаров на прилавках в первом квартале этого года составила 36%. Это выяснил Росстат. Давайте посмотрим на эти данные. У нас есть графика. Это минимум за все время измерения показателя. В Минпромторге объясняют рост доли отечественных товаров на прилавках результатом санкций, контрсанкций и размещением производств зарубежных компаний в России. Однако, по некоторым данным, объем инвестиций на начало этого года был в 4 раза ниже, чем в докризисном 2013 году. Поэтому до восстановления прежних объемов инвестиций еще очень далеко. Это тоже влияет на товарную структуру.

Петр Кузнецов: Ритейлеры добавляют: "Свою роль здесь сыграла высокая цена импортных продуктов. Если продолжать развивать сельское хозяйство и свою промышленность, то у нас есть шансы продолжать снижать зависимость от импортной продукции", - так считают некоторые эксперты.

Ольга Арсланова: В Минпромторге обращают еще внимание на тот факт, что доля отдельной российской продовольственной продукции достигла 95%, а то и 100% в торговом обороте федеральных торговых сетей. Речь идет, в частности, о хлебе, молоке, сахаре, крупах, мясе, яйцах и еще ряде наименований. Однако в отдельных видах продукции отмечается при этом еще и снижение качества. Натуральное отечественное молоко заменяется дешевыми растительными жирами и так далее.

Как еще сказывается рост отечественной продукции на экономике страны, будем выяснять прямо сейчас. Хотим обратиться к нашим зрителям. Позвоните нам, пожалуйста, или напишите, важно ли вам, откуда товар, откуда продукт.

Петр Кузнецов: Обращаете ли вы вообще внимание на этикетку.

Ольга Арсланова: Или важнее его качество и его цена в первую очередь. И если просмотреть вашу корзину, которую в последний раз несли домой из магазина, что там было, продукты и товары какого производства. Пожалуйста, звоните в прямой эфир. А в гостях у нас Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли. Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Илья Ломакин-Румянцев: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Знаете, наши коллеги преподнесли эту новость как некую сенсацию. "Давным-давно у нас не было так мало импортной продукции", - заявляют они. И действительно кажется, что 36% - это уровень, наверное, десятилетней давности, да, как минимум.

Илья Ломакин-Румянцев: Может быть, и раньше, потому что в условиях, когда доходы населения росли, все больше и больше покупателей были сориентированы на продукцию более высокого качества и не очень обращали внимание на цены.

Петр Кузнецов: Как вы считаете, можно вот эти приведенные цифры считать вообще пиком импортозамещения?

Илья Ломакин-Румянцев: Нет, конечно, нет.

Петр Кузнецов: То есть меньше уже не будет импортных товаров? Если что-то произойдет с этими цифрами, то они будут только увеличиваться? Или же действительно можем дойти до того, что минимальное количество импортных товаров будет на прилавках.

Илья Ломакин-Румянцев: Это очень зависит от товарных категорий. Вы сами назвали цифры по отдельным позициям, где доля отечественных производителей приближается уже к 100%. Там, конечно, уже никаких революций не будет. Больше 100% мы не увидим.

Петр Кузнецов: Это действительно не только из-за продэмбарго происходит, но и из-за снижения платежеспособности граждан. Действительно ли наши отечественные товары дешевле импортных?

Илья Ломакин-Румянцев: Чуть сложнее ситуация. Продэмбарго, ограничение традиционных поставщиков (согласитесь, значительный объем поставок шел из Европы), изменение географии поставок, изменение затрат на логистику, подорожание импорта за счет этих самых изменений. Плюс курсовая динамика, которая больно ударила по торговле, по кошельку в 2014-2015 годах. И, соответственно, импортные товары существенно подскочили в своей цене. Плюс довольно серьезная работа по развитию отечественного производства, и не только можно говорить о крупных международных компаниях, которые локализуют свои производства в России, но и развитие отечественных агрохолдингов, фермерских хозяйств.

Петр Кузнецов: Но почему тогда в кризис не дешевеют отечественные продукты?

Илья Ломакин-Румянцев: В кризис некоторые продукты дешевеют.

Петр Кузнецов: Некоторые наши.

Илья Ломакин-Румянцев: Некоторые наши продукты дешевеют. Но надо понимать, что у любого продукта есть пол и потолок цены. Потолок определяется кошельком покупателя.

Ольга Арсланова: Сколько готовы заплатить.

Илья Ломакин-Румянцев: Сколько может. Что для него является предельной ценой. А пол – во что это обходится производителю, во что это обходится оптовому звену, торговле. Ведь не секрет, что между производством и конечной ценой довольно много дорогих операций: хранение, фасовка, холодильники, упаковка и так далее. Это все укладывается в цену.

К сожалению, эти факторы продолжаются действовать даже в кризис. Я уж не говорю о налоговой системе, не говорю о затратах на аренду, затратах на эквайринг. Все это сохраняется на прежнем уровне. Иногда даже растет. Поэтому, к сожалению, и цена не падает.

Петр Кузнецов: Правда ли, что некоторые торговые сети (может быть, большинство) не готовы сотрудничать с отечественными производителями. Берем даже фрукты и овощи. Потому что просто невыгодно. Им выгоднее общаться и взаимодействовать с импортерами.

Илья Ломакин-Румянцев: Вот это совсем неправда. Более того, одним из факторов роста продаж товаров отечественного производства на полках ритейла становится как раз очень активное сотрудничество ритейлов, в первую очередь, может быть, крупного ритейла, его поворот к отечественному производителю. Строго говоря, ведь ритейлеру все равно, откуда товар, если он качественный, если его качество удовлетворяет запросам потребителей и если цена признается потиребителем.

Но два года назад правительство сформулировало свои предпочтения или приоритеты в области развития продовольственного рынка, и одним из таких приоритетов была названа поддержка отечественного производителя. И ритейл довольно много делает, для того чтобы это происходило. Не в теории, а на практике. Это и развитие собственных торговых марок, и долгосрочные контракты, 2-3 летние контракты, и кредитование под будущий урожай, и развитие собственных производств. Это все обуславливает увеличение доли отечественного товара на российских полках.

Сегодня самые крупные сети работают с 5-6 тысячами поставщиков. Из них тысячи 4 (не меньше) – это локальные российские поставщики, работающие в регионах и поставляющие продукцию в один или несколько соседних регионов.

Ольга Арсланова: Зрители пишут нам: "Помидоры подорожали на 20 рублей. Саратовская область. Объяснили так: раньше были азербайджанские, теперь – российские". Лопатино, Нижегородская область: "У нас все наше. Качество среднее. Цены высокие".

Продукты питания и одежда 50 на 50, как и до санкций, в Нижегородской области, но из другого населенного пункта: "Российское либо хуже, либо этого нет". И многие вообще сомневаются в том, что это на самом деле российская… Скорее всего, это компания, которая просто производит на территории России, - пишут наши зрители. И с трудом верится, что процент отечественных продуктов вырос, особенно овощей и фруктов, видя египетскую картошку, турецкий томат или морковь по-корейски.

Вопрос действительно в структуре. Наверняка остались позици, которые мы не смогли заменить и, в общем-то, наверное, это нецелесообразно и не стоит это дело, например, с теми же помидорами. Где у нас на территории России можно эффективно долгосрочно выращивать помидоры? Проще купить.

Петр Кузнецов: Тем более сезон-несезон.

Илья Ломакин-Румянцев: Вы правы. Хотя это уже не так. Юг сегодня практически закрывает потребность, за исключением несколько месяцев в течение зимы. Во все остальное время мы (отечественные производители помидоров открытого и закрытого грунта) вполне конкурентоспособны. Многие производители утверждают, что запах у российского помидора просто куда как лучше, чем у турецкого. У нас основной поставщик была Турция, которая иногда через Азербайджан, иногда через Армению продолжает свои попытки поставлять в обход ограничений продукцию.

Ольга Арсланова: Но есть продукты, где однозначно не имеет смысла заниматься этим импортозамещением.

Илья Ломакин-Румянцев: Да, ананасы у нас совсем никак. Вы знаете, продукт, который большинство, согласитесь, сочтут не вполне российским – чай. У нас, конечно, есть краснодарский чай, но все-таки мы привыкли к тому, что чай – это в основном Шри-Ланка, Индия, Китай. 95-96% отечественного производства.

Петр Кузнецов: Это просто как? Недобросовестные продавцы выдают импортную продукцию, клеят на нее отечественное производство.

Илья Ломакин-Румянцев: Нет. Это отечественная… Не хочу, чтобы это рассматривалось как productplacement, но, возможно, вы знаете такую компанию – Greenfield. Зеленый чай, эффектно выглядит. Это российская компания, которая здесь производит чай и кофе и которая процентов 20 своей продукции еще и экспортирует. Но, глядя на эту продукцию, мы ни за что не согласимся с тем, что вообще-то ее основатель – по-моему, один из Физтеха, второй из Физико-технологического из Ленинграда. То есть это вполне наши люди, но они научились работать так, что их продукция выглядит вполне конкурентоспособной на международном уровне, и поэтому они экспортируют. Вопрос, который вы мне не задали. Можно на него ответить?

Ольга Арсланова: У нас еще есть время.

Илья Ломакин-Румянцев: Хорошо ли, что так растет доля отечественных продуктов? Хорошо. А еще лучше, если еще будет расти доля экспорта. Потому что тогда…

Ольга Арсланова: Хорошо ли это глобально для экономики? Я думаю, что сейчас мы вернемся к этой теме, послушаем Наталью из Калининграда.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Наталья.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Ваш вопрос.

Зритель: Спасибо большое. Я бы хотела коротко выразить благодарность, что из немногих программ, в которую можно дозвониться не сразу, но можно дозвониться и поговорить. Вот доля импорта резко сократилась. Но я как хозяйка и как обыватель этого не заметила. Потому что у нас в основном все везут импорт. Тот же болгарский перец – 269 рублей за килограмм. Потом, виноград. Где ж мы его возьмем, этот виноград? Тот же помидор. Если раньше азербайджанский помидор вообще замещал все времена в 1970-1980-ые полностью рынок, и самый вкусный был, потом болгарские были помидоры. Сейчас у нас, конечно, все это закупают.

Но у нас область, которая специализируется на овощах: это свекла, картофель, лук, конечно. Он не может у нас созреть. Только Казахстан может нам поставлять такой. И я хочу сказать, что, конечно, это овощи. Но одна картошка и свекла. Помидоры мы покупаем, например, и тот же перец мы покупаем у частников, тех, которые имеют дачи и излишки немножко продают. Но это малая толика всего. То есть я хочу сказать, что никогда доля импорта нас не покинет. В любом случае мы будем покупать…

Ольга Арсланова: Спасибо. Давайте сейчас разберемся. Все-таки хочу проговорить этот момент. Стоит ли нам переживать по этому поводу? Пишут у нас: "Бананы, конечно, не растут. Но, по-моему, стыдно стране с такими земельными ресурсами покупать египетскую картошку. Мне, конечно, приятнее покупать наши продукты – были бы они качественными". Но мы знаем, что сейчас Китай сокращает активно долю вложений в сельское хозяйств, просто потому, что страна, которая ориентируется на высокие технологии, на повышение качества, производительности труда и где повышается стоимость труда, уже все меньше и меньше опирается на сельское хозяйство. Все-таки это удел более бедных стран, будь то Восточная Европа, как сельскохозяйственная страна Сербия, или азиатские страны. Даже рис оказывается уже в основном в Китае не китайский, а индонезийский.

Вопрос: нам нужно вообще идти по этому пути в XXI веке? Зачем нам сельское хозяйство в таком объеме, когда проще заработать на чем-то более современном и купить эту продукцию?

Илья Ломакин-Румянцев: Хороший подход. Хороший взгляд. Спасибо за него. Боюсь, что с ним не согласятся ни Франция, ни Испания, ни Португалия, ни Италия.

Ольга Арсланова: Делающие очень профильные продукты.

Илья Ломакин-Румянцев: Делающие очень профильные, высококачественные продукты, очень тщательно следящие за развитием технологий, и страны, в которых эти технологии можно вполне отнести к высоким. Неправильно будет, если мы все сельское хозяйство посчитаем уделом слаборазвитых стран. Это не так. Сегодня сельское хозяйство – это зона применения очень высоких технологий. И из области нелюбимой многими генетики, и биоинженерных технологий, и системного управления производством, и так далее. Поэтому уж точно я бы не стал списывать это со счетов. Но одновременно бы обратил ваше внимание на то, что у нас все-таки довольно большой процент сельских жителей. И, конечно, неплохо было бы, если бы для них нашлась профильная и привычная работа, которая не связана с сельским хозяйством. Но это не так вероятно, как кажется. В этом смысле сельское хозяйство – это еще и форма социального существования и форма привычного существования, которая позволяет людям чувствовать оправданность свою, необходимость. И это правильно.

Мы должны понимать, что когда государство оказывает поддержку такого рода предприятиям, такого рода отраслям, это в действительности вклад в будущее, вклад в социальную устойчивость, вклад в то, что у нас не будет большого числа конфликтов, способных разрушить страну.

Петр Кузнецов: По качеству хотел у вас спросить. Это миф, что наши отечественные мясо, фрукты, овощи – они всегда натуральнее и полезнее? Или же все-таки это было правдой 20 лет назад, когда наши совхозы не могли позволить себе химию. А сейчас много технологий довольно-таки дешевых, и все равно это в нашей продукции тоже применяется.

Илья Ломакин-Румянцев: Они сейчас меньше используют удобрения. Это правда. Это просто подтверждает статистика. Но, безусловно, риски, связанные с качеством и безопасностью, у нас очень высоки. Известны все эти истории о птице, которая избыточно подвержена уколам антибиотиков и так далее. И надо понимать, что современные технологии, современные средства химической защиты, или современные биоинженерные решения существенно повышают, например, устойчивость к заболеваниям, позволяют уйти от избыточного применения химикатов, которые влияют на качество и безопасность продукции.

Говорить о том, что наше без чего-то… Это примерно так же, как говорить "а все импортное - плохое". Оно разное. И импортное бывает плохое, и, к сожалению, вопросы есть к нашим.

Петр Кузнецов: Отечественное и импортное проверяют одинаково? Это какая-то одна норма проверки, или, может быть, наши тщательнее проверяют?

Илья Ломакин-Румянцев: Да, конечно. И там, и здесь действуют одни и те же регламенты Таможенного союза. И там, и здесь действуют одни и те же технические условия и госты. И везде с одинаковым вниманием за этим следят и специалисты Роспотребнадзора, и Россельхознадзора, и специалисты торговых сетей, которые постоянно этим занимаются. Я знаю, как часто обвиняют торговые сети в том, что они готовы продать абы что, лишь бы деньги были. Думаю, что мне никто не поверит (а, может, и поверит), но я скажу, что самый хороший покупатель для торговой сети – это тот, кто возвращается постоянно. А это значит, что это покупатель, которого не обманули в его ожиданиях: ни в цене, ни в качестве продукции – тот, кто верит конкретному магазину, который привык, его устраивает качество, его устраивают цены.

Петр Кузнецов: И приводит с собой друзей.

Илья Ломакин-Румянцев: Это уже совсем мечта.

Петр Кузнецов: "Какие товары предпочитаете – российские или импортные?", - поинтересовались наши корреспонденты в Перми, Самаре и Крыму. Давайте посмотрим результаты этого опроса.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, как раз в конце нашего разговора, какие прогнозы сейчас можно сделать по дальнейшему соотношению импортной и отечественной продукции.

Илья Ломакин-Румянцев: Если говорить об этом годе, я думаю, что сохранится эта тенденция. Потому что базовые факторы не меняются. Думаю, что и этот, и, наверное, следующий год. И даже если через какое-то время будут отменены вот эти ограничительные меры, надо понимать, что так или иначе, но и сельское хозяйство, и переработка уже намного сильнее, чаще 3-4 года назад. Поэтому какого-то резкого возврата не стоит ожидать.

Петр Кузнецов: И народ уже привыкнет к определенному набору продуктов. Если он покупал российский сыр, то должны пройти, наверное, десятилетия, чтобы он как-то посмотрел в сторону импортного, возможно, вернувшегося, попробовал, понял, что на самом деле разницы нет, а переплачивают. Так что…

Илья Ломакин-Румянцев: И да, и нет. Сыры – может быть, это не самая удачная…

Ольга Арсланова: Аналогия с сыром…

Илья Ломакин-Румянцев: Для этого категория. Но вы абсолютно правы. Очень много делает Минпромторг и его организация "Роскачество", которые продвигают, создавая правильный позитивный образ российской продукции, продвигают качественную продукцию.

Ольга Арсланова: Спасибо большое. Напоминаем, что в гостях у нас был Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли. Говорили мы о продуктах, о товарах на наших прилавках. Отечественных становится все больше. Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Илья Ломакин-Румянцев: Спасибо вам.