Оксана Галькевич: Помнишь, на нашем отечественном телевидении была такая передача "12 злобных зрителей". Надо признать, что наши телезрители тоже не всегда бывают довольны, не всегда благодушны. Вчера пришло сообщение высокого эмоционального градуса, полное возмущение: писали, что темы у нас какие-то неправильные, у нас, мол, люди не ходят к косметологу, люди у нас не летают на самолетах, наши люди вообще не ездят никуда отдыхать. Нам написали: "Что вы обсуждаете в этой студии?" Я по памяти, конечно, примерно цитирую. Константин Чуриков: Но в кино-то, в театр наши люди все-таки ходят, на концерты? Оксана Галькевич: Я после такого сообщения уже ничего не знаю. Константин Чуриков: Я знаю, сейчас близко к тексту зачитаю. Мы получили сообщение из Брянской области от жителей села Старая Кашовка – это Суражский район. Они пишут, что дважды обращались в приемную президента, писали, что им нужен клуб. Цитата: "У нас 300 жителей, из них 100 детей. Еще раздали землю многодетным, 48 участков, там по плану клуб и спортивная площадка, медпункт, библиотека. Такого наша деревня век не видела и, наверное, не увидит! Помогите нам. Наши местные власти дают ответ, что в поселении 4 клуба"… Оксана Галькевич: …"а ближайший в 10 километрах". Смысл в том, что тот участок, где люди хотели бы поставить клуб, видеть какой-то дом культуры, раздали на жилые поселения. Константин Чуриков: Ну и спортплощадку обязательно. Зачем культура, лучше же мышцами заняться. Оксана Галькевич: И у меня, кстати, есть еще одно сообщение – это уже совсем другой регион нашей страны, Алтай нам пишет: "В населенном пункте Малиновое озеро Алтайского края разрушен стадион, разрушается дом культуры, ничего не восстанавливается (друзья, читаю как есть). Чем наша молодость хуже городской? На наших детей наплевало государство. Неужели уже нашему поселку конец?" Уважаемые телезрители, мы реагируем на ваши жалобы, на ваши печали, и сейчас как раз и будем говорить о культурном досуге в наших небольших поселках, в деревнях, в малых городах. Более того, мы даже вот эти вот сообщения с координатами передадим нашему гостю сейчас, да? Константин Чуриков: Да. У нас в студии Олег Валентинович Иванов, генеральный директор "Роскультпроекта". Итак, культурный досуг или умный досуг – как угодно называйте – в городах и селах, в малых городах в том числе. Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: Вот я хочу понять. Понятно, что страна у нас огромная, что сразу везде все не построишь, но вот я почитал, в частности, ваше интервью (то, что вы нашим коллегам ранее рассказывали): у нас в стране появилась новая культурная политика? Вы сказали, что она появилась, что теперь культура приходит сама в сельскую местность. Олег Иванов: Складывалось впечатление, наверное, несколько лет назад о том, что культура – это только Мариинка, Большой театр и какие-то крупные, большие организации, которые расположены в столичных городах. На самом деле все очень просто, и каждый из нас знает, что культура в каждом селе, в каждом городе и в каждом из нас. И культура – это не только, может быть, театр или кинотеатр, дом культуры. Культура – это архитектурная среда (как выглядят наши дома), это как мы говорим и еще многое другое. То есть на самом деле получилось, что некое озарение произошло несколько лет назад, когда был объявлен Год культуры и была принята государственная культурная политика. Сначала это была только бумага, а в течение двух прошедших последних лет она начала реализовываться. То есть получается, что происходят какие-то изменения, которые вызывают приятные впечатления не только в каких-то ведомственных кабинетах, но и просто в конкретных регионах. Константин Чуриков: Олег Валентинович, я вас перебью на секунду. Уважаемые зрители, вам-то виднее, что у вас с культурной жизнью там, где вы живете – в вашем городе, в вашем поселке, хутор какой-нибудь, может быть, хочет приобщиться к культуре. Позвоните нам, расскажите, что у вас творится: 8 800 222-00-14. Есть ли библиотека? Сколько километров до ближайшего концертного зала, до театра, до консерватории, если таковая имеется? Звоните. Оксана Галькевич: А вот уже пишут, на самом деле. Очень активно люди подключились к обсуждению: пишут, что решили заняться досугом, но, к сожалению, у нас далеко не везде дороги есть от одной деревни до другой. Я думаю, что надо заниматься и тем, и другим, одно другому не мешает. Вот пишут из Белгородской области, что "наконец-то поднимается этот вопрос, наконец-то этим займутся, потому что то, что осталось от домов культуры, только для красоты", – хорошо, что хоть для красоты, а не пугает еще. В Нижегородской области снесли кинотеатр "Районный дом культуры", город Балахна. Константин Чуриков: Олег Валентинович, не хочу с вами спорить, а согласен с вами, что культура, само ее понятие шире, она в человеке, его поведении и так далее. Но, знаете, какой-то госпрограммой людей не переделаешь: кто привык кое-что делать мимо кое-чего, тот это будет делать. А вот что касается таких вещей, которые мы можем сейчас замерить, измерить – сколько построено, что введено… Олег Иванов: Которые можно ощутить, да. Константин Чуриков: Хочется понять, что это за объекты? И меня еще отдельно интересует, что это за многофункциональные культурные центры? – такой вот МФЦ, но по части культурной жизни? Олег Иванов: Я начну с того, что прошлый год был Годом кино, и впервые за 30 лет государство решило начать строить кинотеатры, то есть помогать строительству кинотеатров, кинозалов. Были выделены определенные средства – больше 2 миллиардов рублей – и до конца нынешнего года будет построено порядка 437 кинозалов в небольших населенных пунктах на территории Российской Федерации практически во всех субъектах. Это очень многотрудный процесс: я сам наблюдал за какими-то городами или местами, где это начало строиться. Заявок было значительно больше, но представьте себе, что если заявка приходит из населенного пункта, где проживает 500 человек, там создание такого кинозала будет просто нерентабельным, это будет просто выбрасывание денег. Притом что эти люди ведь тоже вправе смотреть кино. Поэтому получается, что должны быть разные формы. В столичных городах это крупные центры-кинотеатры, в которые, наверное, и вы ходите, и все мы. Малые и средние города – там, где, скажем, больше 7 тысяч жителей – реально можно построить 1-2 зала, и это будет регулярно использоваться, там будет показываться современное кино, которое смотрим мы все в столичных городах. И дальше есть населенные пункты, в которых вообще очень мало жителей проживает. Вообще у нас есть огромные территории с низкой плотностью проживания населения. И там получается… Оксана Галькевич: У нас полстраны такой. Олег Иванов: Как сделать так, чтобы эти люди смотрели кино? Оксана Галькевич: И как? Олег Иванов: Первое: если есть дороги, то там могут ездить специализированные кинопередвижки (раньше это так называлось), а сейчас это такие автобусы, которые разворачивают очень быстро кинозал и показывают современные фильмы. Там, где в принципе недоступно и нет дорог, естественно, вопрос не решаем физически, это может быть только через Интернет, это может быть с доставкой копий, может быть, в какие-то небольшие помещения, которые расположены на территории местного клуба. Многофункциональные центры – это то, что востребовано сейчас, потому что, вы знаете, если пошел за покупкой, одновременно зашел в кинотеатр. То есть та синергия, которая существует… Константин Чуриков: В торговых центрах у нас. Олег Иванов: …она в культурных центрах тоже необходима. То есть если есть зона Wi-Fi, то там же может быть библиотека, там может быть маленький магазинчик, где можно купить диски или книги, там же может быть какая-то площадка концертная, куда могут приехать и выступить гости, там же могут быть какие-то кружки по интересам для детей, детские школы искусств. Получается, создавать только один кинотеатр неразумно – нужно создавать такую зону, в которую человек приходит и выбирает для себя занятие по душе. Оксана Галькевич: Центр культурного притяжения, можно так, наверное, сказать. У нас есть звонок – Алтайский край, Михаил на проводе. Здравствуйте, Михаил. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Вы из какого-то небольшого населенного пункта или поселочка? Зритель: Город Бийск. Константин Чуриков: Это город, конечно. Зритель: 250 тысяч населения примерно в городе. Значит, вопрос вот какой. У нас городская политика складывается так, что идет, как они это называют, оптимизация расходов, то есть сокращение домов культуры. У нас на квартале дом культуры сахарного завода, у меня сын ходил туда заниматься – на ложках играли, русское народное творчество у них там. То есть бесплатные занятия были для детей, из садика брали и ими занимались, у детей интерес был. На ложках играли, песни пели. Как администрация сказала, что надо оптимизировать – то есть в их понимании это сократить. Константин Чуриков: Обратное значение, наоборот. Вообще оптимизировать значит улучшать, а тут ухудшать. Зритель: Да-да, здесь получается, что оптимизировали, сократили тут, теперь ходите туда куда-нибудь в другой клуб. Константин Чуриков: Михаил, а что с библиотеками, что с концертными залами? Зритель: Ну у нас библиотека недавно… По новостям показывали, закрывали в поселке рядом. Опять-таки, закрыли библиотеку, там народ еле-еле ее вроде отстоял. То есть люди пока сами не пойдут, власть почему-то о людях совсем не думает. Константин Чуриков: Да, спасибо за ваш звонок. Конечно, это такой риторический вопрос, почему все время что-то надо отстаивать, причем совершенно очевидные вещи. Олег Валентинович, теперь о душе как раз хочу поговорить, о чем-то высоком. Вот вы говорите о кинозалах, что люди будут окультуривания ради смотреть кино современное российское, я так понимаю. Я хочу понять: сама эта программа насколько многовекторная, насколько она о многом думает? Ведь, условно говоря, если мы будем показывать каждому гражданину Российской Федерации все, что сегодня снимают наши некоторые кинодеятели, то я думаю, что роста уровня культуры мы не добьемся таким образом. Олег Иванов: Абсолютно. Дело в том, что это не одна программа, а несколько программ. То есть то, что касается, скажем, создания самых кинотеатров – это одна история, создание киноклубов или этих многофункциональных центров – другая, а третья история – это то кино, которое сегодня производится. Около 150 картин в год выпускается в России, но вы, наверное, сможете назвать, если я вас спрошу, не больше 3-4 картин, которые выпущены, скажем, в течение прошедшего года. Константин Чуриков: Я даже одной не назову. Олег Иванов: Почему? Потому что только какие-то самые избранные доходят до массовой аудитории, а остальные либо дебюты, либо это экспериментальное кино и так далее, которое в принципе кино не для всех. Константин Чуриков: Мы ждем одну картину, но даже не будем в эфире произносить, а то всех повяжут, у нас там депутаты очень сильно волнуются по поводу новой кинокартины. Оксана Галькевич: "Матильда"? Давайте я произнесу, я здесь самая смелая, простите. Олег Иванов: Совсем недавние фильмы – "Легенда 17", "Викинг" и так далее – те, которые больше 1-5 миллионов зрителей посмотрело в кинотеатрах на территории России. Такие фильмы можно смотреть. А по поводу некоторых действительно родители иногда опасаются, можно ли взять с собой в кино ребенка, не будет ли ему там необходимо закрывать глаза и затыкать уши, потому что качество кинопродукции действительно… Просто нельзя все проблемы решить ежечасно. Оксана Галькевич: С другой стороны, не все картины для семейного просмотра, и не всегда картины массовые, если говорить о "Викинге" и "Легенда 17" – это фильмы одного плана. Но у нас есть "Левиафан", который достаточно много наград собрал. Вот такие фильмы требуют определенного подхода, определенной вдумчивости. Олег Иванов: Как мы говорим, кино не для всех. Оксана Галькевич: Не для всех, да. Константин Чуриков: Чтобы все смотрели кино не для всех. Оксана Галькевич: Вот как быть? – это будут разноплановые фильмы или все-таки как-то… Олег Иванов: Нет, мы считаем, что все-таки еще такая индустрия отечественная кинопроизводства не сложилась в достаточной степени, потому что индустрия – это когда каждую неделю выходит отечественный фильм, который интересен всей зрительной аудитории. А если всего выходит 10-15 картин, которые достигают массового зрителя, это значит, что сегодня пока индустриального нет. И, конечно, нашему кино крайне сложно бороться с фильмами, которые снимают в Голливуде: там бюджет одной картины превышает всю сумму бюджетов российского кино за весь год. Поэтому здесь, может быть, какая-то такая неравная конкуренция. Но мне кажется, кинематографисты стараются, особенно в последнее время. То есть наблюдается такая динамика, что фильмов интересных, увлекательных и достойных с художественной точки зрения становится больше. Оксана Галькевич: Да, это правда. Константин Чуриков: Дай бог. Оксана Галькевич: Олег Валентинович, у нас очень много звонков. Давайте послушаем Ольгу. Константин Чуриков: Ольга из Тверской области – добрый вечер, Ольга. Что скажете? Как у вас там устроено все в Тверской области? Зритель: Здравствуйте. Я звоню из города Кимры, Тверская область. Вы знаете, у нас на весь город была одна-единственная библиотека, в нее ходили и взрослые, и дети. И библиотеку закрыли, так как была аварийная ситуация. Но несколько лет библиотека стояла, просто никто не трогал это здание, а сейчас здание восстановили, сделали ремонт. Но открывать там библиотеку никто не собирается – уже вывесили баннеры с арендой, хотят сделать там аптеку и магазин. То есть библиотека никому не нужна – никому не нужно, чтобы дети читали книги. Константин Чуриков: Библиотека-аптека. Ольга, вы знаете, я считаю, что на самом деле надо властям местным как-то принимать скоординированное решение, то есть либо закрывают библиотеку, но оставляют поликлинику, либо наоборот. Объясню почему: мы показывали немало сюжетов о том, что люди – сейчас же оптимизация и в медицине тоже, поликлиники за 40-50 километров – куда ходят лечиться? В библиотеку, потому что там эти народные справочники, народная медицина: подорожник трава, приложи туда. Олег Иванов: Я по-другому прокомментирую. Дело в том, что это такой процесс, который, наверное, любому известен: библиотеки закрываются. Почему? Потому что с точки зрения муниципальных властей, если туда очень мало людей ходит, то можно использовать как-то по-другому, по другому назначению, более эффективно одно и то же. Но сейчас появляются библиотеки нового типа: в библиотеке, во-первых, должен быть Интернет; во-вторых, в библиотеке должны быть доступны какие-то обучающие средства. Вот эти новые модельные стандарты появились по инициативе Министерства культуры, и я считаю, что те библиотеки, которые открываются по новому стандарту, будут приходить на смену. То, что закрываются предыдущие – наверное, это плохо. Но на самом деле вы же понимаете, что сейчас смещается акцент: человек просыпается с утра, достает мобильный телефон и начинает читать новости в Интернете, и пользуется бумажной книгой все-таки все меньшее количество людей. Хорошо это или плохо, но это объективно. То есть Интернет постепенно отбирает огромную читательскую, зрительскую аудиторию у существующих традиционных библиотек. Поэтому нужны новые форматы и стандарты. Библиотек нового типа, я уверен, будет появляться все больше, и они будут приходить на смену существующим. Оксана Галькевич: Олег Валентинович, вы знаете, Кимры – я правильно услышала? – это немаленький город, на самом деле. Олег Иванов: Очень немаленький. Оксана Галькевич: И это катастрофа, что там такие вещи происходят. Вы знаете, меня еще удивляет – и я скажу, почему удивляет: у нас очень много сообщений сейчас приходит (невероятное количество – в первый раз у нас, наверное, такая в некотором смысле узкая тема, а так активно она поддерживается телезрителями). Я вот еще хотела спросить. Вы знаете, мы однажды поднимали вопрос работы домов культуры в таких небольших населенных пунктах – помнишь, Кость, мы включали из Татарстана, из Астраханской области людей, которые непосредственно там работают – и они нам рассказывали, чего бы им еще хотелось. Они все люди такие очень заводные, очень включенные в эту жизнь, им хочется еще больше, интереснее и активнее. Они спрашивали, чтобы им помогли, чтобы к ним артисты приезжали, концертную какую-то деятельность устраивали. Чтобы это была не просто какая-то, знаете, не всегда высокого уровня самодеятельность, а чтобы наши любимые, серьезные музыканты, артисты приезжали. Константин Чуриков: Не ансамбль "Снежинка", а Надежда Бабкина. Оксана Галькевич: Да и они тоже. Они очень любят из одного села в другой друг к другу в гости приезжать, это все прекрасно. А вот большие музыканты, большие артисты – как с этим помочь? Олег Иванов: Если говорить по приоритетам, первое, в чем заинтересованы люди в любом месте – это чтобы детям было куда пойти в кружок. Вот 100% это востребовано в любом клубе сельском или городском – любом. Следующее за этим – что-то, связанное с самодеятельностью. Сейчас все больше становится традиционная культура популярна, причем самая разная. Это необязательно песни или танец, но и плетение, какие-то народные промыслы и такие увлечения. Оксана Галькевич: Рукоделие какое-то. Олег Иванов: А по поводу приезда артистов – это очень важный вопрос, потому что люди хотят видеть профессионалов. Понятно, что в каждый сельский дом культуры не смогут приехать высокие артисты, востребованные в мировом пространстве. И это тоже для нас важная задача… Оксана Галькевич: Но это же наши люди, почему они к нашим людям не поедут? Хочется же, правда. Олег Иванов: Здесь как-то нужно… То есть большие гастроли – такой проект, который поддерживается Министерством – сейчас 47 субъектов Российской Федерации уже, и там больше 20 театров перемещаются. Есть концертные коллективы, которые ездят по самым разным населенным пунктам. Это программы нарастают, и здесь в данном случае получается, что своими силами не организуешь никогда то, что ты увидишь, если коллектив Надежды Бабкиной приехал куда-то с выступлением. Константин Чуриков: Это я такой условный пример, конечно, привел. Оксана Галькевич: Я просто вспоминаю, как Астраханская область нам рассказывала, что у них выступали в каком-то сельском ДК (не помню сейчас название населенного пункта) симфонический оркестр – не Надежда Бабкина, а симфонический оркестр к ним приехал из какого-то областного центра. Так вот там половина Астраханской области приехала на концерт. Константин Чуриков: Да, и по этому поводу будет потом отдельный вопрос. Сейчас давайте Людмилу послушаем – добрый вечер, Людмила. Откуда вы звоните нам? Зритель: Челябинская область, город Аша. Оксана Галькевич: Говорите, пожалуйста, слушаем вас. Зритель: Я хочу сказать. Все жалуются: и тут плохо, и там нет. Многое же зависит от людей, которые здесь живут, которые этим занимаются. Вот у нас маленький город, а основное предприятие – металлургический завод. И работает культоргом девушка – удивительно, я вообще посторонний человек, но то, как она организовала людей, которые на заводе работают – и молодых, и в возрасте, всяких. Ведь культура – это же не только какие-то знаменитые артисты. А то, что люди, которые… Ну не знаю, у всех же свои проблемы, но они как-то открылись и в это пошли, и как-то кто поет, кто вяжет, кто пляшет. Константин Чуриков: А, самодеятельность. Зритель: Да. У нас на заводе проводятся всякие конкурсы "Заводчанин и заводчанка", конкурсы мастеровых, смотры "Уральские зори", а в прошлом году силами заводских работников поставили оперу "Юнона и Авось". Оксана Галькевич: Ого. Константин Чуриков: Да вы что? Зритель: Честное слово, да. И это было вполне на уровне, потому что у нас девушка работает, которая профессионал, закончила режиссерский факультет. Было очень здорово. Константин Чуриков: Вот так вот – богата земля талантами. Вот так металлурги челябинские. Оксана Галькевич: Уважаемые телезрители, если у вас какие-то подобные мероприятия происходят, пишите нам. Константин Чуриков: После смены – в театр. Оксана Галькевич: Опера "Юнона и Авось" в исполнении челябинских металлургов… Константин Чуриков: "Ты меня на рассвете разбудишь", да. Оксана Галькевич: …мы покажем об этом сюжет. Пишите нам, пожалуйста, нам надо знать заранее. Олег Иванов: Еще, вы знаете, хотел еще про одну вещь рассказать, которая невероятная: виртуальные концертные залы. Константин Чуриков: Сняли прямо с языка этот мой вопрос. Олег Иванов: Сейчас в России их уже около 160 в самых разных населенных пунктах. Представьте себе: зал библиотеки оборудован таким образом, чтобы можно было в хорошем качестве смотреть и слушать классическую музыку. Одним из инициаторов этого проекта является Алексей Алексеевич Шалашов, который возглавляет Московскую филармонию. И это проект, который вызывает удивительную реакцию: то есть люди осознают, что к ним впервые пришли высокие музыканты. И таким образом виртуальная дистанция отсутствует, потому что это как раз возможность преодолеть расстояние и обеспечить доступность таких произведений для людей, которые… Я видел сюжет, который Алексей Алексеевич показывал нам, когда бабушки в платочках рассказывали свои впечатления о том, что они увидели. Они клуб создают, для того чтобы ходить регулярно и смотреть эти концерты, слушать классическую музыку. Константин Чуриков: Подождите, если так пойдет, клуб, а потом ночной клуб в деревне – вообще закипит жизнь. Оксана Галькевич: "Весна на Заречной улице" – вы помните этот момент, где учительница говорит: "Мне нужно фрагмент сейчас послушать, пожалуйста, подождите", включает радиоприемчик, делает погромче. У нас еще звоночек. Константин Чуриков: Надежда из Тульской области – здравствуйте. Слушаем вас. Зритель: Это Кочеткова Надежда Николаевна, Тульская область, Куркинский район, село Михайловское. Село большое, старое. Раньше великолепная была средняя школа; она и сейчас пока существует; молодежи было достаточно, библиотека была прекрасная. Я помню, что из школы я сразу в библиотеку заходила, мы читали книги. Но на сегодняшний день, так как молодежь практически отсутствует и в ближайшие несколько лет, может быть, даже школа закроется, кому нужна тогда библиотека в этом селе? Больницы закрываются в районе, местная администрация просто безобразничает, ведут себя… Я родилась там, я приезжаю туда, в свой дом, и получается, что село-то загибается. Оксана Галькевич: Да, мы понимаем. Константин Чуриков: Надежда, по поводу библиотеки – все-таки мы об этом говорим, хотя я прекрасно понимаю, что уже, что называется, много накипело, дозвонились и правильно, что говорите все. Надежда, а вот что касается библиотеки – вы говорите, школу закроют, кто же будет ходить в библиотеку. А люди постарше, взрослое население? Сколько вообще жителей в вашем селе? Зритель: Про жителей я сейчас не могу сказать точно, потому что я только приезжаю. Но очень пожилой возраст, дома практически пустые. Я даже не знаю… Константин Чуриков: Понятно, и зрение не всем позволяет, как говорится, читать. Олег Иванов: Надежда, вы сказали такую фразу – вы сказали, что раньше шли из школы и заходили в библиотеку. Вы знаете, сейчас другая проблема: дети, которые приходят из школы, не идут в библиотеку, а садятся за компьютер и до ночи напролет сидят и режутся в компьютерные игры. И это совершенно другой вопрос. То есть очень сильно меняется поведение людей, и, может быть, сейчас более актуальным вопросом является не то, чтобы восстановить библиотеку там, где, может быть, уже и школы не будет, а в Интернете обеспечить такие возможности, чтобы дети в игровой форме или как-то заинтересовано участвовали в том числе в образовании, в каких-то культурных событиях. Для нас это очень важно. Зритель: Может быть, но если таким макаром будут относиться к селу, то некому там будет и в Интернете играть. Детей-то нет. Если в школу в первый класс идет 1-2 человека, это говорит о том, что такое огромное село, в котором несколько классов было… 40 лет назад село процветало, а сейчас… Я не знаю, если наше село загибается, то я не представляю, что с мелкими деревнями делается. Константин Чуриков: Это была Надежда, село Михайловское Тульской области. Олег Валентинович, я даже все сообщения не процитирую, их очень много. Но вы знаете, люди пишут о том, что их очень волнует содержание – то, что будут показывать в этих кинотеатрах, что будет представляться на сцене, что будет исполняться на этой сцене. Потому что, конечно, мы знаем, что культура и массовая культура – это две разные вещи. Нам пишет Новосибирская область, Кемеровская область – хотят оркестра, хотят как раз вот эти онлайн-проекты, когда можно слушать в режиме реального времени выступления Дениса Мацуева. Я бы тоже послушал. Оксана Галькевич: Вот Иркутская область – родина Дениса Мацуева – как раз говорит, что, к сожалению, у больших артистов большой райдер с пятизвездочными отелями и так далее, а хотелось бы, чтобы заглядывали. Ну Мацуева, может быть, это в меньшей степени касается, он у себя на родине очень много делает. Давайте я как-то немножко такое грустное настроение развею и прочитаю сообщение из Оренбургской области в финале нашей беседы: "У нас люди 3 год в баню не ходят, а в клуб захаживают". Так что вот так вот. Константин Чуриков: О банной культуре поговорим в следующий раз. Оксана Галькевич: Нужна, нужна культура. Константин Чуриков: У нас в студии был Олег Иванов, генеральный директор "Роскультпроекта". Олег Валентинович, мы желаем вам успехов. Спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо. Олег Иванов: Спасибо вам. Константин Чуриков: И программа "Отражение" через пару минут продолжится.