Домашние тренировки: как компенсировать привычные нагрузки в режиме самоизоляции
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/domashnie-trenirovki-kak-kompensirovat-privychnye-nagruzki-v-rezhime-samoizolyacii-42833.html Ольга Арсланова: Мы продолжаем, время рубрики «Личный контроль». Сегодня мы будем тренироваться дома, ну то есть мы в студии, вы дома. Все самые полезные советы прямо сейчас в прямом эфире.
Я приветствую президента общероссийской спортивной организации «Развитие филиппинских единоборств» Александра Шлычкова. Здравствуйте, Александр.
Александр Шлычков: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Многим кажется, что дома себя в форме поддерживать сложно, ну просто мотивировать себя сложно. Так ты должен идти куда-то, приходишь, серьезно занимаешься, а дома много отвлекающих факторов.
Александр Шлычков: Ну, помимо этого длительная изоляция ведет к развитию гиподинамии и в принципе потере мышечного тонуса. Поэтому, так как сроки самоизоляции, окончания самоизоляции пока не определены, естественно, остро встает вопрос о том, какие упражнения делать у нас сейчас дома, как помогать членам своей семьи, как задействовать в этом детей, работать.
Поэтому мы пригласили исполнительного директора Российского Союза Боевых Искусств Санкт-Петербурга, президента Федерации айкидо Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валерия Анатольевича Скрылева. Здравствуйте, Валерий Анатольевич.
Ольга Арсланова: Здравствуйте.
Валерий Скрылев: Добрый день.
Александр Шлычков: Давайте вначале посмотрим видеосюжет и приступим, поговорим по сегодняшней рубрике.
СЮЖЕТ
Александр Шлычков: Ну что ж, Валерий Анатольевич, режим самоизоляции у нас уже продолжается третью неделю, естественно, нарушен режим тренировок, режим, именно когда здоровые люди, спортивные люди наши постоянно проводят, может быть, в парках, кроссы бегают, сейчас все это закрыто, фитнесы закрыты. Вот чем может обернуться для людей, которые ведут активный образ жизни?
Валерий Скрылев: Ну, больше всего от малоподвижного образа жизни страдает, конечно, сердце, я не говорю о навыках, это если говорить о физиологии и о нашем здоровье. Люди, которые мало двигаются и не занимаются спортом, возрастает риск вот этих заболеваний именно органов сердечно-сосудистой системы. Поэтому я считаю, что в этих условиях мы должны находить тот вариант, при котором в домашних условиях мы могли бы продолжать тренировки. Безусловно, вот сейчас мы увидели несколько роликов, замечательных роликов с примерами того, что можно делать в этих условиях.
Мы, допустим, представители боевых искусств, можем сказать о том, что в каждом виде боевых искусств существует какой-то определенный свой стереотип, свой штамп проведения разминки. И вот в этих домашних условиях, если люди, занимающиеся боевыми искусствами, сейчас лишенные возможности посещать додзе, будут выполнять хотя бы эти разминочные упражнения хотя бы на каком-то коротком промежутке времени, это во многом поможет им. Потому что мало того, что мы говорим, допустим, о каких-то медицинских аспектах, сейчас же люди поражены и страхом, и депрессией, даже семейные проблемы возникают в ситуациях вот этих вот ограниченных перемещений, когда люди не могут выйти. Поэтому вот эти занятия, активные занятия могли бы помочь им разнообразить свою домашнюю жизнь.
Александр Шлычков: Я помню, когда занимался активно спортом, было такое понятие, как перетренированность. Я думаю, вы, наверное, тоже знаете, когда люди получают какой-то стресс, даже какая-то определенная депрессия, то есть многие не выходят на ковер длительное время, пытаются как-то отдохнуть, может быть, от той нагрузки, которую они получили во время такого сложного тренировочного процесса. Вот сейчас нечто наблюдается, только в противоположном направлении, когда мы в принципе, получается, отдыхаем, мы на сегодняшний день изолированы от привычной нашей, повседневной деятельности. Вот какой эффект? И не скажется ли это потом в дальнейшем, что люди все-таки не смогут потом вернуться к привычному образу, именно к активной своей жизненной позиции?
Валерий Скрылев: Ну да, безусловно, этот фактор, безусловно, имеет место. Если мы поддадимся вот этой слабости и заболеем этой диванной болезнью, просто ляжем, то мы, безусловно, придем именно к этому. Потому что истощение центральной нервной системы, мало того, нарушается работа мозга, потому что мы перестаем двигаться, работа уже сердечно-сосудистой системы, о чем я говорил. Конечно, это может вызвать это.
Но если мы в своей жизни, вот в этой домашней жизни... Даже сейчас освободилось много времени, люди некоторые начинают выполнять какие-то домашние работы, что-то там, перебирать шкафы, протирать книги, рассматривать их. Если мы даже эту работу будем рассматривать как определенные физические упражнения, мы можем выйти из этой ситуации. Даже вот подошел к книжной полке, книги снял, опустил их вниз, опять поднял, протер, еще что-то, чтобы эти движения были не ленивыми какими-то, а мощными, интенсивными и хорошими. Если мы, допустим, проснулись и утром вышли, если есть балкон, на балкон, открыли окно, выполнили дыхательные упражнения, то мы избежим этого. Потому что вы абсолютно правы, есть такая, конечно, опасность, это может привести к определенным негативным моментам.
Александр Шлычков: То есть это может уже после завершения вот этого процесса самоизоляции... То есть все-таки какая-то часть людей все-таки не в скором времени вернется к активному образу жизни, а все-таки нести вот этот режим самоизоляции еще достаточно долго?
Валерий Скрылев: Безусловно, безусловно, такая опасность есть. Но мы же, допустим, видим, что люди, которые ходят тренироваться даже в обычных условиях, иногда просто по каким-то причинам, или проблемы на работе, или были проблемы со здоровьем, какое-то время не ходил на тренировку, и все, потом он вообще «отваливается» и не ходит. Потом ты его встречаешь, он стал полным, у него стали болеть колени, у него еще какие-то проблемы, и они уже не могут вернуться в зал.
Дать себе слабину нельзя. Что бы ни случилось, как бы мы, в какие бы условия мы ни попадали, на лице всегда улыбка и стремление к самосовершенствованию. Если мы будем опускать руки, то, конечно, мы придем к каким-то негативным последствиям; если мы будем активно жить и работать даже в этих домашних условиях, то все будет хорошо.
Ольга Арсланова: У нас звонок есть от зрителя, давайте послушаем.
Александр Шлычков: Да, давайте.
Ольга Арсланова: Из Ленинградской области Вячеслав. Здравствуйте, вы в эфире.
Зритель: Добрый день, добрый день, добрый день, мои любимые ведущие, мой любимый канал! Я бы хотел поговорить с консультантом. Я не застал начало передачи, поэтому не знаю, кто он такой, уж извиняюсь перед ним. Дело в том, что я уже нахожусь в изоляции в домашней по таким не зависящим от меня обстоятельствам уже 7 месяцев, и ничего, 7 месяцев у меня график, я перенес 4 операции на ноге, не могу передвигаться пока, поэтому я вынужден дома заниматься штангой.
Я штангой занимаюсь с 16 лет, сейчас мне под 80 скоро, поэтому у меня все по графику и все очень неплохо. Меня снабжает продуктами, внук приносит один раз в неделю мне продукты, а остальное я сам делаю на одной ноге: и уборку помещения, и все, и занятия, занятия спортом, чтобы мышцы не атрофировались, все нормально. Каких-нибудь 45–50 минут вполне достаточно для того, чтобы организм почувствовал приток крови везде, и все, все мышцы задействованы. Сначала разминку легкую, а затем с легким весом. У меня микроспортзал дома в прихожей, поэтому я вынужден вот так вот заниматься, не отрываясь от этого, как говорят, от дома, от комнаты спортом, и все нормально.
Ольга Арсланова: Да, спасибо за вашу историю, спасибо! Это, кстати, вопрос желания, у нас тут многие пишут: «Что делать? У меня растет живот, а тренироваться неохота».
Александр Шлычков: Естественно.
Ольга Арсланова: Вопрос мотивации.
Александр Шлычков: Так, а где у нас наш гость?
Валерий Скрылев: Вот это замечательно, конечно, то, что мы сейчас выслушали, – это великолепно, это вот личный подход человека к самому здоровью. И я хочу сказать, что еще давно, давно, еще при советской власти, мы когда-то в Киеве с академиком Амосовым Николаем Михайловичем как раз говорили о тех этапах в физических упражнениях, пытались разделить их по возрастным категориям. И вот то, что сейчас, допустим, мы услышали от человека уже в возрасте, – это, конечно, просто замечательно. Допустим, тогда мы это даже не предполагали, допустим, нагрузки подобного рода мы рассчитывали, что где-то они должны быть, может быть, для людей до 50 лет, после 50 мы их уже снижали, а тут, пожалуйста, смотрите, человек в таком возрасте и продолжает активно заниматься, даже со штангой. Можно только аплодировать. Вот так и надо себя вести в этих условиях, я считаю.
Александр Шлычков: Согласен, прекрасный пример, конечно, для... Но а что делать членам сборных команд? Вы знаете, это достаточно сложный процесс подготовить сборную команду к выступлению в международных соревнованиях. К примеру, люди готовились, скажем, олимпийский цикл 4 года, или люди готовились на чемпионаты мира. Вот вы возглавляете Федерацию айкидо, я думаю, такие же проблемы для сборных, для членов сборной команды. Вот как им сейчас не впасть в депрессию? Как им продолжить сохранять свой уровень? Что будет с ними?
Валерий Скрылев: Да, конечно, что касается олимпийцев, ведь они рассчитывали свой тренировочный процесс таким образом, чтобы на период олимпиады уже выйти на именно пик своего развития, чтобы дать великолепные результаты, чтобы показать эти результаты, и тут вдруг они лишаются этой возможности. Смогут ли они повторить свои результаты в следующем году, сложно сказать. Может быть, к следующему году подрастут уже другие специалисты, которые в это время могут показать результат уже лучше, чем они.
В любом случае, что бы ни происходило, нельзя опускать руки, надо стараться держаться... Как говорят, ничего не бывает случайным, может быть, это еще одно испытание, которое дано нашим олимпийцам, для того чтобы проверить себя, выстоять в этой ситуации и выйти на новый рубеж, приехать на олимпиаду и показать тот результат, который хотим мы все, хочет вся страна.
Александр Шлычков: То есть получается, те люди, которые уже были отобраны на олимпиаду, не факт, что они смогут быть в составе сборной в следующем году?
Валерий Скрылев: Да, безусловно, потому что и возрастной фактор, и фактор того, что подрастает другое поколение... За год-то, вы представляете, что может измениться в любых видах спорта, могут появиться совершенно новые звезды, которые покажут результаты еще более высокие. Но тем и сильнее мотивация для членов сборной сегодня, тем и сложнее этот путь и интереснее он для них, для того чтобы устоять, удержаться, остаться в составе сборной и показать тот результат, который они хотят.
Александр Шлычков: Да, это мы говорим о любительском спорте. Но вот у нас как, скажем, есть предприятия непрерывного цикла, у нас есть еще и профессиональный спорт. А как в этом случае? У них же тоже непрерывный цикл, они постоянно готовятся. Как быть им, если изоляция продлится еще на май, то вот не выйдут ли они вообще как бы из своей привычной деятельности? Какие результаты смогут они показать?
Валерий Скрылев: Ну, вы же не случайно задаете этот вопрос, конечно, они теряют очень много. Единственное, что можно сказать, что представители профессиональных видов спорта более подготовлены в этом отношении ко всякого рода случаям и неожиданностям. Они профессионально занимаются только этим, у них даже их квартиры оборудованы таким образом, что он постоянно что-то делает. Это, знаете, как фокусник, который постоянно в руках что-то вертит, крутит, нарабатывает пальцы, так и профессиональный спортсмен: где бы он ни был, что бы он ни делал, он с любым предметом будет работать.
Я, допустим, занимаюсь боевыми искусствами, один из моих учителей, как-то мы сидели за столом, он показывал мне и объяснял некоторые вещи на пальцах. И вдруг он берет вилку просто, на противоположной стене висит деревянная доска для нарезки овощей, и он эту вилку раз! – и метает, и она втыкается в эту деревянную доску. Это вот настолько уже наработанные навыки, которые, конечно, никуда не уйдут.
Здесь надо больший вариант прорабатывать, вот именно состояние здоровья, для того чтобы сохранить вот эту физическую форму. Поэтому тренировки в домашних условиях обязательны, они, конечно, обязательны. Жаль, что нельзя сейчас ходить в залы, жаль, что нельзя проводить это время на свежем воздухе, бегать кроссы, давать себе те нагрузки, которые тебе нужны. Безусловно, что-то мы в этом потеряем, но упорство и труд, а главное, хорошее настроение и цель все решат.
Ольга Арсланова: Вот есть вопрос от людей, которые привыкли бегать и ходить, большая категория, то есть не силовые тренировки, а вот именно это: «Привыкла ходить по 15 километров почти каждый день, не хватает. Другие занятия не компенсируют». Вот что делать в таком случае?
Александр Шлычков: Может, выйти с инициативой, для того чтобы какие-то послабления дать таким людям?
Ольга Арсланова: Если честно, мне не очень понятно, чем мешает бегущий в стороне от всех человек на улице.
Александр Шлычков: Да, или в парках, допустим...
Ольга Арсланова: ...которые закрыты тоже.
Валерий Скрылев: Да, которые закрыты сейчас.
Да, безусловно, я могу сказать, что, допустим, моя супруга каждый день проходит по 14 километров, и она, конечно, сейчас очень страдает оттого, что ограничена в этом движении. И, конечно, ей бы хотелось продолжить эти свои тренировки, она считает их крайне необходимыми, помимо того, что она занимается еще в фитнес-центре. Но если мы замкнуты в этом пространстве, значит, нам надо найти вариант перемещения именно по этому пространству. Даже если это однокомнатная квартира, надо пытаться ходить, ходить и ходить.
Понимаете, вот просто отказаться от тех нагрузок, которые у нас были, нельзя, они должны быть хотя бы минимально, но компенсированы в этих условиях, в которых мы сейчас заключены. Безусловно, было бы здорово, если бы разрешили хотя бы в каком-то временно́м факторе, допустим, с 5 до 6 утра пробежки, когда люди еще не вышли на работу, когда еще что-то, разрешить людям делать эти вещи.
Ольга Арсланова: Давайте еще вопрос послушаем от Раисы из Ростовской области. Добрый день.
Зритель: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Если можно, коротко.
Зритель: Я позвонила и хочу поделиться своим опытом, как прожить благополучно. Живу я одна, мне 79 лет исполнилось вот 17 апреля.
Ольга Арсланова: Так.
Зритель: Восемь соток земли у меня, занимаюсь, во-первых, упражнениями... У меня кардиостимулятор второе десятилетие, я живу, превозмогая себя, уже второе десятилетие со стимулятором, я инвалид II группы...
Ольга Арсланова: Но вы занимаетесь спортом все равно, верно?
Зритель: Обязательно! Во-первых, проснулась, я прямо в постели делаю упражнения, которые мне не мешают для сердца, для стимулятора, сильно не разгонишься, вот так. Ну специальные есть у меня упражнения, я ввожу себя в колею постоянно, пользуясь...
Ольга Арсланова: Да, спасибо, Раиса. У нас буквально минута остается, нужно еще подвести итоги.
Александр Шлычков: Да. Ну что, большое спасибо Валерию Анатольевичу за то, что он был с нами и поделился своими советами. Я думаю, может быть, действительно сегодняшняя передача подтолкнет к тому, чтобы и Российский Союз Боевых Искусств, может быть, свою какую-то инициативу проявил, может, действительно разрешить, попытаться переговорить с мэрией города о том, чтобы какое-то время разрешать спортсменам, членам сборных команд именно действительно посещать парки и получать эту аэробную нагрузку. Потому что уже в Сети много есть репортажей, даже когда противоречия возникают между спортсменами.
Ольга Арсланова: Спасибо.
Александр Шлычков: Большое вам спасибо. Возьмите свою безопасность под личный контроль, смотрите нас в следующую пятницу, оставайтесь дома, оставайтесь с нами.