Петр Кузнецов: Вы только посмотрите, что произошло в Сочи! Демонстрация записи с видеорегистратора Мария Карпова: В мирном курортном городе человек на гелендвагене с московскими номерами сначала жестко «подрезал» водителя другого автомобиля (вот сейчас мы видим, как он его «подрезает»), а дальше, смотрите... Петр Кузнецов: О-у! Да ладно! Это не съемки? Мария Карпова: Нет! Представляешь?! Я тоже думала – съемки какого-то кино. Петр Кузнецов: Так он не попал? Не попал, да? Потому что стекло лобовое бы разбилось. Мария Карпова: Ну все равно обстрелял, я не знаю, из неизвестного какого-то оружия. Вот так! Петр Кузнецов: Московские номера – это о многом говорит. И Mercedes-Benz, потому что неслучайно он вошел в топ самых «борзых» машин. Рейтинг составил департамент столичного транспорта. Мария Карпова: Какие автомобили, точнее, их владельцы, чаще всего нарушают у нас правила дорожного движения и по каким критериям это хамство оценивают специалисты: Сюжет Андрей Борисов, корреспондент: Статистика последних трех месяцев показала, что турнирная таблица самых злостных нарушителей правил дорожного движения выглядит следующим образом: Лидером по количеству собранных штрафов считаются владельцы итальянских спорт-каров Lamborghini, на втором месте обладатели английского люкс-класса Rolls-Royse, а бронза досталась водителям Bentley. Далее следует Ferrari, а замыкают пятерку нарушителей владельцы южнокорейской марки Genesis. Впрочем, автомобилисты назвали и другие авто, не вошедшие в рейтинг, чьи обладатели ведут себя по-хамски. ОПРОС Андрей Борисов: Эксперты считают, что на нарушения водителей премиальных авто толкают их же машины. У всех перечисленных марок мощные двигатели. Они-то и провоцируют владельцев почувствовать себя Шумахером в гоночном болиде. Ян Хайцеэр, вице-президент национального автомобильного союза: Владея таким автомобилем, как Ferrari или Lamborghini, трудно устоять от соблазна прокатиться с ветерком. Да и на самом деле сложно контролировать скорость. Буквально нажав на педаль газа, через несколько секунд машина уже переваливает за отметку 100, и, бесспорно, эта машина не создана для того, чтобы кататься по извилистым улицам центра города. Она создана скорее для трека или для достижения каких-то спортивных результатов. Андрей Борисов: В антирейтинге нашлось место и вполне бюджетной иномарке - южнокорейскому автомобилю KIA. Эта машина часто используется в такси или каршеринге. Люди, которые берут авто в аренду, превышают скорость, чтобы быстрее оказаться в нужном месте и не переплачивать. Мария Карпова: Вот так. Вот так. Петр Кузнецов: Ты рассказывала что-то, сегодня «подрезали»... Ты сталкивалась с таким? Мария Карпова: Ну конечно сталкивалась. Петр Кузнецов: И кто это был? Мария Карпова: Это была, кстати, какая-то недорогая марка. Петр Кузнецов: Говори, что не я. Мария Карпова: Это был не ты. Кстати, я тоже недавно получила права, и для меня это – большая проблема как для новичка на дорогах. Петр Кузнецов: Да-да, это правда, вас не любят на дорогах. Петр Шкуматов с нами, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов». Петр, приветствуем, спасибо, что вы с нами. Мария Карпова: Здравствуйте, Петр. Петр Шкуматов: Доброе утро. Петр Кузнецов: Петр, отталкиваясь от этого рейтинга, который составил департамент: чем дороже – тем хамоватее, получается. Ну прямая связь очевидна. То есть такое ощущение, что человек, будучи приличным, как только оказывается в салоне дорогой машины, там... Ламборгини, с ним что-то происходит, он превращается в хама. Петр Шкуматов: Ну я бы все-таки обратился к статистике. Дело в том, что таких машин, как Ламборгини, у нас в городе совсем мало. Я в последний раз Ламборгини видел на дороге ну, наверное, в прошлом году, а Феррари видел в последний раз этим летом. Мария Карпова: Я чуть не забыла, я вчера как раз видела Ламборгини на Садовом, там, где Зубовский бульвар. Он развернулся через две сплошные. Прям вчера. Петр Шкуматов: Я говорю это к тому, что таких машин у нас мало. И если посмотреть на вообще в целом методику составления этого рейтинга, точнее - антирейтинга, то департамент транспорта просто взял и поделил количество нарушений на количество автомобилей, зарегистрированных в городе. Понятное дело, что если у нас, например, в городе сто машин Ламборгини, которые совершают, допустим, тысячу нарушений в месяц, то получится ну вот такая статистика, которую мы видим. Но я бы сделал акцент, конечно, не на Ламборгини, а все-таки на Роллс-ройсах, Майбахах, и вот этих вот, ну скажем так, премиальных автомобилях – это бизнес-класс или даже VIP-класс. Вот там, кстати, мне более понятно, почему они вошли в топ этого рейтинга. Петр Кузнецов: Да, вот давайте. Почему? Петр Шкуматов: Дело в том, что за рулем этих автомобилей сами владельцы, как правило, не ездят. Ну то есть если Ламборгини все-таки покупают, для того чтобы самостоятельно ездить по городу, ну, потому что человек вряд ли там будет сидеть в качестве пассажира, то вот эти машины премиальных марок (Роллс-ройсы), как правило, управляются водителями. И поскольку мы с водителями очень плотно общаемся, в том числе и с персональными водителями, и вот такого VIP-класса, очень многие из них говорят, что их просто заставляют нарушать правила дорожного движения. То есть, когда пассажир такого автомобиля говорит «я спешу», штрафы оплачивает, естественно, он. Поэтому водитель выполняет то, что ему говорят. Или: «У меня встреча вот в таком-то ресторане, там запрещена остановка, стоянка. Но ты меня жди около двери». И, несмотря на наличие камер, несмотря на наличие каких-то запретов, водитель вынужден стоять и ждать. При этом они даже номера не закрывают, то есть просто стоят и, естественно, получают штрафы и потом их оплачивают. Мария Карпова: Давайте выслушаем звонок. Иван из Московской области дозвонился до нас. Зритель: Доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте. Зритель: Я смотрю вашу передачу и так вот анализирую ситуацию. Ну я за рулем уже больше двадцати лет, наверное, и все-таки считаю, что последнее время, с годами, есть такая тенденция более положительная, чем это было, например, 10–15 лет назад на дорогах. Я не знаю, с чем это связано. То ли с ужесточением правил, то ли народ как-то самодисциплинируется. Но хамства на дорогах с годами становится меньше, даже вот в движении, в потоках, в городе, в каких-то затрудненных пробках. Ну, конечно, встречаются... Как говорится, в семье не без урода, бывает всякое. Петр Кузнецов: Но снижение отмечаете. Вот это вот интересно. Петр, общественный контроль, ну он стал жестче, это помогает, да? Появились камеры вне этих стационарных: с мобильного телефона снял номер, как-то доложил... Мария Карпова: Может быть, культуру наконец-то привили. Петр Кузнецов: Да-да-да. Или вот, знаете, как мода на ЗОЖ, здесь вот сейчас у нас тренд на правильное вождение. Немодно гонять. Петр Шкуматов: Ну, я все-таки полагаю, что мы меняемся, мы взрослеем. Я напомню, что средний возраст автовладельца сейчас – 44 года. И вот тот период, когда нам было на 10 лет или на 20 лет меньше, мы уже прошли. У нас за рулем сейчас преимущественно люди возрастные. И, конечно же, вот в таком, я бы сказал, самом расцвете сил, когда у тебя уже дети, жена, теща, в общем-то, гонять и показывать непонятно что, доказывать непонятно что, как этот водитель гелендвагена, наверное, уже даже не хочется. Кстати, я абсолютно соглашусь с Иваном, что действительно за последние 10 лет ситуация улучшилась не только в Москве вот именно в этом отношении, но даже в Ростове-на-Дону. Я всегда, когда въезжал в Ростов-на-Дону на машине, я видел такой ужас! То есть это был абсолютно такой пацанский стиль вождения. Правил дорожного движения просто не существовало. Мария Карпова: А сейчас порядок? Все хорошо? Петр Шкуматов: Сейчас там почти порядок. Я думаю, что это произошло не из-за камер (они там тоже есть, но их не так много), а именно из-за того, что все-таки водители стали взрослее, умнее и научились на записях с видеорегистраторов тех же самых... Петр Кузнецов: Спасибо, Петр, спасибо за это объяснение, за показательный пример с Ростовом. Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», и его комментарий. Вот этот Ламборгини, который развернулся, покою мне не дает. Мария Карпова: Голубенький... Петр Кузнецов: Он тебя увидел? Мария Карпова: Нет, кстати, получается, что от меня. Странно, надо об этом задуматься. Петр Кузнецов: Подумаем.