Марианна Ожерельева: В эфире «ОТРажение». «Дорогая школа». Цены на школьные товары выросли в два раза. Это данные аналитического сервиса маркетплейсов Moneyplace. Что подорожало? Давайте сейчас посмотрим на графики. Действительно, мы видим рост стоимости не только одежды, но и товаров, которые так необходимы школьникам. Где-то, например, почти в три раза, как дневники и тетради. Школьная форма, рюкзаки – это двукратное увеличение. Почему это происходит? И как же все-таки сегодня дорого, насколько дорого собрать ребенка в школу? Давайте эту тему обсуждать. Обязательно звоните, пишите. Мы всегда на связи и готовы вас выслушать. Сейчас со мной на связи Роман Орловский, заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Роман, здравствуйте. Роман Орловский: Добрый день, коллеги. Марианна Ожерельева: Роман, анонсировала эту тему до новостей. Пока были новости, масса сообщений! И знаете, что любопытно? Пишут, что дорого, сложно собрать. Кто-то потратил уже 5 тысяч, а кто-то – 25. И тут вспомнила: 2 августа же начали выдавать 10 тысяч рублей россиянам, именно тем, у кого дети в возрасте (поправьте меня) от 6 до 18 лет, то есть вот этим самым родителям школьников. Так это преподносилось в СМИ. Поддержка. Вот этих 10 тысяч сегодня достаточно, чтобы собрать, прямо по-хорошему собрать ребенка в школу? Роман Орловский: Коллеги, хочу сказать следующее. Конечно, этих денег будет достаточно, если мы с вами будем подходить рационально, то есть поищем подешевле, не будем брать первое попавшееся, что называется. Марианна Ожерельева: Сортировка. Так? Роман Орловский: Да, абсолютно верно. То есть нужно понять вещи, без которых можно, и вещи, без которых нельзя обходиться. То есть это пиджаки и, соответственно, брюки, а для девочек – платья. Соответственно, нужно будет посмотреть маркетплейсы, проанализировать родителям, что есть на рынке, какое соотношение цены и качества. Соответственно, этих денег будет вполне достаточно. Существует большое количество российских производителей, которые сейчас выходят на рынок. Соответственно, есть достойные модели, которые можно посмотреть и изучить. Плюс существуют разные субсидии: есть региональные и есть от президента. Соответственно, нужно просто изучить, посмотреть и, где нужно, написать такую просьбу, что вам необходимо дать субсидию. Марианна Ожерельева: По вашей оценке, какой сегодня средний чек, так скажем, чтобы собрать ребенка в школу? И все-таки есть ли разница: это первоклашка, это ребенок, который пошел в пятый класс, либо это одиннадцатиклассник? Траты растут по мере увеличения возраста обучения? Роман Орловский: Ну знаете как? Мы сталкиваемся с тем, что у разных производителей совершенно разные цены. Есть цены, где первокласснику дороже, чем одиннадцатикласснику. Нужно, соответственно, выбирать родителям, смотреть. Можно универсальные какие-то вещи придумать. Например, ребенку купить одежду, в которой он будет повседневно ходить не только в школу, а может быть, ходить и в город, на какие-то мероприятия и так далее. То есть, по сути, это такая совмещенная задача: и для школы купить, и, соответственно, для различных целей ребенку это одежду тоже можно использовать. Марианна Ожерельева: Из Псковской области нам пишут: «Какие 10 тысяч? Мы ничего об этом не знаем». А они же есть? Выплаты же эти начались? Роман Орловский: Да. Вам нужно изучить этот вопрос. Соответственно, вы можете позвонить в администрацию своего города, где вы находитесь, и там есть комитет по социальной политике (в разных регионах он по-разному называется). Соответственно, есть горячая линия, куда можно позвонить, обратиться, и вам там совершенно четко все расскажут, покажут. Марианна Ожерельева: Объяснят, какие выплаты. Спасибо. Сейчас давайте посмотрим сюжет. Наши корреспонденты спросили жителей разных городов, сколько им стоило собрать ребенка в школу. СЮЖЕТ Марианна Ожерельева: Очень хороший сюжет, очень показательный. И спасибо нашим внимательным телезрителям, которые собирают детей в школу. Действительно, о чем сказал и эксперт, это по малоимущим и от региона зависит. Федеральная выплата в 10 тысяч была в 2021 году. В этом году были только ожидания. Более того, были петиции родителей, чтобы эта выплата повторилась, потому что очень важно, чтобы государство помогало. Спасибо вам, уважаемые телезрители. Продолжаем наш разговор. Сложно собрать ребенка в школу. Давайте сейчас послушаем звонок из Бурятии. Евгения, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я из города Улан-Удэ. У меня дочь сейчас идет в седьмой класс. В прошлом году, когда мы пошли в шестой, мы где-то около 20 тысяч, наверное, потратили, в эту сумму уложились, вместе с канцелярией и одеждой. Но нынче у нас цены значительно поднялись. Мы купили только одежду, и то не всю, без спортивного костюма, и часть канцелярии – и у нас уже вышло больше 20 тысяч. Марианна Ожерельева: Ой-ой-ой! Евгения, а это по принципу, как нам говорил Роман Олегович, вы отбирали, вы не старались купить самое дорогое? А сейчас вы видите… Зритель: Да, да. Мы покупали все на китайском рынке. Марианна Ожерельева: На китайском рынке? Это и обувь? 20 тысяч – это обувь, одеть его, обуть, купить всю канцелярию? Зритель: Да. А еще у меня ребенок есть, который в подготовительную группу в садике сейчас пойдет. Мы покупаем большой перечень канцелярии за свой счет. Плюс мы оплачиваем каждый урок в этой подготовительной группе. И семья у нас малообеспеченная. То пособие, что платят, мы не вкладываемся в эту цифру. Марианна Ожерельева: Спасибо вам огромное. Роман Олегович, много сообщений. 20 тысяч – это, конечно, колоссальные траты. Какая семья может себе позволить? А если двое-трое детей? Можно ли как-то сделать… Вот тут предложение у нас было из Нижегородской области: «Гособеспечение какое-то должно быть». И неважно – один у тебя ребенок, два, три, но государство должно помогать, субсидировать, например, покупку одежды. Роман Орловский: Да, совершенно верно. Можно, конечно, такие инициативы в законодательное собрание региона отправить плюс в нижнюю палату. Я думаю сделать такую инициативу, кстати. Если вы поддержите, то будет, мне кажется, здорово. Чтобы российские производители одежды, школьной формы освобождали частично от налогов, именно как раз для обеспечения тех нуждающихся в детской одежде жителей нашей страны. Может быть, такие инициативы будут услышаны. Соответственно, мы сможем такую инициативу сделать. Марианна Ожерельева: Спасибо вам, спасибо за комментарий. Роман Орловский, заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». А сейчас у нас звонок из Мордовии. Татьяна, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я бы хотела вам сказать, что очень дорого в этом году собирать ребенка. У меня трое детей. Один в третий класс идет, другой – в шестой, третий идет в десятый класс. И у меня нет никакой помощи, ничего. Марианна Ожерельева: Татьяна, а сколько вы потратили в том году на то, чтобы собрать их в школу? Зритель: Я потратила 30 тысяч. Марианна Ожерельева: На двоих? Зритель: На двоих, да. На двоих детей я потратила 30 тысяч. Марианна Ожерельева: В этом году уже что-то покупаете? Все-таки открылись школьные ярмарки. Зритель: Нет еще, ничего. Потому что школьная форма стоит 6,5 тысячи. Марианна Ожерельева: Извините, а школьная форма – это что? Костюм стоит 6,5 тысячи? Зритель: Костюм, костюм, да. У нас в Саранске стоит 6,5 тысячи рублей. Марианна Ожерельева: А подешевле есть, извините? Или 6,5 – это начальная цена? Зритель: Подешевле – это только те, которые подержанные, «б/у костюмы» называются у нас. И то можно купить за 2,5 тысячи. Неужели я в это б/у ребенка одену? Марианна Ожерельева: Татьяна, извините, последний вопрос, возможно, очень личный. А за 6,5 он весь год в нем проходит? Ну, качество хотя бы не подводит? Зритель: Да, качество хорошее. Марианна Ожерельева: Спасибо вам огромное. Ну, это, конечно, действительно пугает, такие цены. И при наличии зарплат, и еще какая инфляция сейчас… Не очень хорошая статистика. Сейчас со мной на связи проректор Финансового университета при Правительстве Александр Сафонов. Александр Львович, здравствуйте. Александр Сафонов: Добрый день. Марианна Ожерельева: Такое общее сообщение в начале нашего с вами диалога, пишут: «А чему мы тут все удивляемся? Всегда было ребенка дорого собрать». А всегда было дорого? Или все-таки в целом относительно дорого? А вот то, что сейчас происходит… Ну извините, я не мама школьника, но 6,5 за костюм – это много. Александр Сафонов: Вы знаете, всегда было дорого. Ну, я имею в виду – за исключением советского периода времени. Я хочу сказать, что в сбор школьника входит не только покупка костюма. Необходимо ему еще к этому времени иметь какие-то рубашки, обувь. Не забываем о том, что нужна физкультура, а физкультура – это те же самые кроссовки, кеды (в зависимости от требований школы и времени года). Это, соответственно, либо спортивный костюм, либо шорты, футболка. То есть это тоже вариации. А потом, дети растут в течение года, не забываем об этом. То есть нельзя ребенку, особенно когда он быстро начинает расти где-то после девяти лет, купить обувь, например, на весь год. Ну, это здорово, замечательно, но, как правило, это все-таки редко такая история случается. Обувь приходится менять как минимум два раза в год. Или ребенка держать в колодках. Соответственно, еще дополнительные расходы: те же самые носки, трусы, майки и так далее и тому подобное. А потом, дети… Ну, у нас был такой случай, когда ребенок забыл форму в школе. Через какое-то время вернулись, но формы нет. Поэтому пришлось еще раз ее приобретать. Если двое детей в семье, то тоже надеяться… Мы когда-то думали о том, что среднему сыну будет оставаться от старшего обувка, одежда. Не получается, потому что растут с разными темпами. Марианна Ожерельева: Сообщение из Москвы: «Почему люди, когда заводят детей, считают, что им все должны? В советское время никто не помогал собирать детей в школу, а сейчас застонали все». Как вы считаете, государство на уровне федеральном, на уровне региональном, все-таки это его обязанность – собрать детей в школу? Или это все-таки действительно ответственность родителей, которые понимают, что в школу рано или поздно ребенок пойдет, его надо собирать? Александр Сафонов: И так, и так. Во-первых, я не согласен с тем, что… Человек, который вот так считает, не знает о том, что вся легкая промышленность, производившая… Марианна Ожерельева: Александр Львович, извините, у нас очень плохая связь. Давайте мы сейчас будем подключать вас по телефону, а я пока почитаю SMS, потому что их очень много. Нам пишут: «Сплошная синтетика. Непонятно, какая форма за 6,5 может быть качественной». Люди и с этим сталкиваются. Вот девочка пишет, что у нее хороший портфель. А почему? Потому что папа взял кредит. Теперь придется всей семье выплачивать кредит за хороший портфель. Также пишут, что рюкзак, представляете (Самарская область), купили за 6 тысяч рублей. Мы подключаем сейчас по телефону Александра Львовича. Александр Львович, по поводу того, кто кому обязан здесь. Надо ли требовать что-то от государства, чтобы собрать ребенка в школу, потому что это дорого сейчас? Александр Сафонов: Вот кто говорит о том, что государство ничего не должно, не понимает простой вещи. Дело в том, что государство – это люди. Если будут считать, в первую очередь молодые семьи, что у них нет возможности собрать должным образом ребенка в школу и вообще его содержать, они будут отказываться от рождения. Соответственно, мы столкнемся с еще большей проблемой демографического характера. А это и налоги, это и выплаты тех же самых пенсий, и так далее и тому подобное. Поэтому это общенациональная задача. И еще раз вернусь к тому, что в Советском Союзе большинство предприятий… даже не большинство, а все предприятия, которые производили детскую продукцию, начиная от обуви, носков, трусов и школьной формы, они были дотационные, то есть государство спонсировало маленькие цены. И очень часто я знал людей, которые ходили в детский мир покупать одежду, потому что она была на 30–40% дешевле. Это в период Советского Союза. Поэтому государство должно помогать. Либо у государства есть другая стратегия – повышение уровня заработной платы и стимулирование до такого состояния, чтобы граждане сами за свою зарплату смогут это сделать. Если этого не получается, то, соответственно, нужно помогать. Марианна Ожерельева: Александр Львович, помогать надо, потому что… Много сообщений по поводу ФАС. Металлургов тут проверяли. Вот эти хваленые отечественные производители той же формы, например. Ну как она может стоить 6,5 тысячи? И я так смотрю по сообщениям, что это не предел. Поэтому, может быть, здесь как-то субсидировать или же единую цену установить, чтобы выше она не скакала? Ну, пусть импортное подорожало сейчас, но своя-то форма пусть будет хотя бы несколько раз дешевле, ну или чуть-чуть дешевле, но не 6,5. Александр Сафонов: Вы знаете, я вернусь к проверенному опыту. В Советском Союзе была единообразная форма и у мальчиков, и у девочек, да? Соответственно, в данном случае, используя эту технологию, можно совершенно спокойно размещать государственный заказ. Марианна Ожерельева: И никто не выделялся. Никто не приходил в красном в то время, как ты должен быть в белой рубашке. Александр Сафонов: Ну, хотя бы так. Но самое главное – почему единообразная форма? Это позволяет обеспечить очень большие производства. Тогда за счет экономии (это чистая экономика) можно удешевлять это производство. Кстати, поскольку государство в данном случае могло бы выступать госзаказчиком приобретения школьной формы, а потом распределять уже через школы родителям, кому-то с доплатой, кому-то бесплатно, – в данном случае государство бы устанавливало предельные цены и контролировало качество. Марианна Ожерельева: Звонок из Саратова. Ирина, здравствуйте. У меня такой вопрос. Было озвучено, что с 1 августа будут по 10 тысяч выдавать… Марианна Ожерельева: Ирина, это моя вина, и я ее признаю сейчас. Буквально несколько минут назад сказала о том, что все-таки, когда как раз с экспертом предыдущим обсуждали, господином Орловским, эта по малоимущим на федеральном уровне была только в 2021-м. Сейчас были петиции и ожидания родителей, что они хотели бы, конечно, эту выплату еще получить. Но на федеральном уровне сегодня такого решения не принято. Зритель: То есть это не для всех? Марианна Ожерельева: Это не для всех. А вот как вы считаете, такая помощь в 10 тысяч была бы реальным подспорьем сегодня? И насколько бы она помогла? Зритель: Это была бы поддержка, да. Потому что у многих есть и не один ребенок, а двое детей, поэтому собрать двоих детей в первый класс… Марианна Ожерельева: Вот говорили, что 30 тысяч. Зритель: Да, это, конечно, очень накладно. Тем более канцтовары подорожали вообще… ну, реально дорого. Марианна Ожерельева: А вы собирали ребенка в школу? Зритель: А? Марианна Ожерельева: Вы собирали ребенка в школу? Зритель: Ну, пока еще готовимся. Марианна Ожерельева: Какие у вас ожидания? Какая сумма? Зритель: Мы все-таки думали, что хотя бы в первый класс по 10 тысяч выдадут, как в том году, вроде было озвучено. Марианна Ожерельева: А уже присматривались? Вы сказали, что все подорожало. То есть вы уже этот рынок исследовали? Зритель: Ну конечно. А как же? А как же? Например, ранец купили, он стоил 6 тысяч с лишним, мы по акции брали – 4 999. Марианна Ожерельева: Ну прекратите! 5 тысяч – ранец? Зритель: Да. Марианна Ожерельева: А сколько она с ним проходит или он? Год? Два? Зритель: Не имею представления. Это ребенок-первоклассник. Вы можете представить, что он его где-то бросит, где-то его кинет. Марианна Ожерельева: Ну да. Зритель: Ну, сами знаете, это ребенок. Марианна Ожерельева: Да, спасибо вам большое. Александр Львович, ожидания по выплатам. Опять же, очень много здесь размышлений от наших телезрителей, что надо как-то цены регулировать. Ну нехорошо, когда действительно так в разы взлетает стоимость на канцелярию. Вот по тетрадкам мы смотрели – в три раза. А что случилось? Александр Сафонов: Вы знаете, это отголоски, к сожалению, мартовских событий, когда в результате ограничений, соответственно, возникли проблемы с производством. То есть мы все прекрасно знаем, что сейчас решается вопрос о переходе с беленой бумаги на обычную бумагу, которая не очищается хлором. Поэтому в данном случае производители закладывают все свои риски, которые сейчас у них возникли в связи с поставкой комплектующих, в цену товара. Так было всегда. В условиях кризиса, в условиях высокой инфляции производители в данном случае пытаются себя обезопасить. Они не понимают, что будет завтра-послезавтра, поэтому в максимальной степени стараются заработать здесь и сейчас. Вот почему я возвращаюсь к госзаказу? Когда производитель понимает, что у него будут закупать и сегодня, и завтра, и послезавтра, и понятны объемы, конечно, он тогда ценой так манипулировать не сможет. Если мы попытаемся в рыночной экономике, так сказать, устанавливать какие-то пределы… Ну вспомним, как боролись в данном случае с предельными ценами на молоко, на другие значимые для потребителей товары, как сахар и так далее. Сначала цена держится, потом она постепенно, плавно-плавно начинает расти, расти, расти и все равно приходит к той цифре, которую мы бы не хотели видеть в своих расходах. Поэтому здесь, опять же с точки зрения экономики, либо государство делает это в рамках своей политики через государственный заказ, либо стремится развивать предприятия до такого уровня, когда будет конкуренция на рынке, будет очень много предлагаться товаров. Можно будет, соответственно, заставить производителей начать сокращать цены за счет повышения производительности труда, механизации, автоматизации, использования более, скажем так, эффективных компонентов. Ну, другого способа просто нет. Марианна Ожерельева: Из Ростовской области сообщение: «Сейчас дети в школу идут рисоваться рюкзаками и телефонами, а мы ходили за знаниями в одинаковой форме». Из этого сообщения вытекает важная мысль, которую я держала в голове: а может быть, вот этот рюкзак за 5 тысяч, потому что он, условно, какой-то навороченный, с каким-то героем мультфильма? Или сегодня в среднем обычный рюкзак, ну, эргономический все-таки, чтобы это еще было удобно, он будет стоить столько? Александр Сафонов: К сожалению, да. К сожалению, он будет столько. И не потому, что… Ну, в том числе, конечно. Марианна Ожерельева: Не чтобы выделиться, да? Александр Сафонов: Да-да. Он разрисованный. Ну понятно, что все равно это массовое производство. К сожалению, затраты вот такие, какие они есть. Лучшим вариантом, конечно, было бы, знаете, использовать другой момент – делать все уроки в школе, чтобы ребенок с портфелем в школу не ходил. Вот пришел, все письменные принадлежности находятся в школе… Марианна Ожерельева: Вот! А что-то бесплатное дают, Александр Львович? Пишут: «Тетради покупаем, дневники, ручки, карандаши». Александр Сафонов: Учебники, учебники. Марианна Ожерельева: Пишут, что учебники тоже покупают. Александр Сафонов: Ну, не совсем так… Марианна Ожерельева: А расскажите – как. Александр Сафонов: Вот когда ученик приходит в школу, по крайней мере мои дети, им выдают учебники: в некоторых случаях новый может быть, в некоторых случаях подержанный. Но это московская школа, сразу предупреждаю. А вот что касается школьных письменных принадлежностей, то это мы сами покупаем: ручки, тетрадки, естественно, альбомы для рисования, краски, фломастеры – все, что требуется в учебном процессе. Кстати, напомнили мне эту историю про ранец. Например, среднему сыну я вынужден был его обновлять в процессе учебного года, потому что он просто порвался, хотя вроде бы и был, так сказать, куплен в обычном магазине распространенной сети детской. Вроде бы казалось, что качественный товар. Ну, порвался. Марианна Ожерельева: Видите, тот самый ширпотреб. Спасибо, спасибо, Александр Львович. Александр Сафонов, проректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, сейчас был на связи. Мы обсуждали важную тему: сколько стоит собрать сегодня ребенка в школу. Очень много от вас сообщений. И еще всплывает здесь другая тема: мало того что собрать его в школу, так надо еще и оплачивать, в частности питание. Вот говорят, что необходимо подумать над проблемой бесплатного питания. Тоже важная тема, мы над ней подумаем. И много сообщений о том, что сегодня детям все-таки надо ввести форму какую-то единую, чтобы все были одинаковыми. Не переключайтесь, потому что далее поговорим о том, что россияне перестали давать и брать в долг. Почему? Спросим у социолога.