Дороги из пластика

Гости
Юрий Васильев
зав. кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ
Кирилл Янков
член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ
Дмитрий Зайд
член Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ

Виталий Млечин: Ну, теперь новость позитивная, интересная и для кого-то, пожалуй, несколько неожиданная. В России придумали, как улучшить качество асфальта. При его укладке могут начать использовать вторичный пластик. Такое предложение содержится в новом проекте по переработке пластмассы и улучшению качества дорожного покрытия, который разработали специалисты Управления дорог и транспорта Липецкой области.

Вот что говорится в официальном документе: «Среди преимуществ такого подхода – снижение расходов на содержание дорог, более низкая стоимость асфальта, а также уменьшение затрат на утилизацию мусора. При этом дорожное покрытие, созданное с использованием переработанного пластика, обладает повышенной прочностью и высокой водостойкостью, а также имеет хорошее сцепление, более устойчивое к воздействию машинного масла и топлива». Вот так говорится в материалах проекта.

Марианна Ожерельева: Хорошо звучит, интересно.

Виталий Млечин: Очень! Очень хорошо!

Марианна Ожерельева: Как мы знаем, в России есть проблема с дорогами. Все-таки пластиковые решат эту проблему каким-то образом? Где уже они существуют? Какая эксплуатация? Все-таки есть ли та выгода, которая заявлена в данном документе? Давайте все это обсуждать в ближайшее время.

Вы, пожалуйста, тоже нам звоните, пишите, что думаете. Переработка – это во благо нам сейчас? Или все-таки так и будем каждый год наблюдать, как в том или ином месте меняют асфальтовое покрытие, но лучше не становится?

Виталий Млечин: В том же самом месте обычно меняют, да.

Марианна Ожерельева: В том же самом, кстати, да.

Виталий Млечин: Да. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений, тоже бесплатный.

С нами на прямой связи член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. Кирилл Вадимович, здравствуйте.

Марианна Ожерельева: Кирилл Вадимович, здравствуйте.

Кирилл Янков: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Как это – дороги из пластика? Как специалист, скажите, пожалуйста, это утопия или это действительно может помочь?

Кирилл Янков: Ну, во-первых, это уже не новая технология. В начале века в Индии такие эксперименты были, в других странах тоже были эксперименты по добавлению пластика в небольшом количестве вместо битума. Ну, были научные сообщения, что до 8% битума, который идет на производство асфальтобетонной смеси, можно заменять пластиком. То есть технологии такие есть.

Теперь – что надо понимать. На самом деле использованный пластик – это вторичное сырье для очень широкой номенклатуры изделий: тара, упаковочные материалы, потребительские полимерные пленки, даже цельнолитые автомобильные детали и аксессуары. Много чего может делаться из вторичных полимеров, из тех же ПЭТ-бутылок. Вопрос на самом деле не в том, куда их девать, а в том, как их собрать, очистить от другого мусора.

Ведь не секрет, что раздельный сбор мусора – это, по сути, такая красивая картинка. Стоит несколько контейнеров, а потом часто люди видят, что содержимое всех этих контейнеров сгребается вместе и везется на свалку. И проблема не только в раздельном сборе мусора, потому что он никогда не бывает стопроцентным, всегда какой-то другой мусор попадает в соответствующий бак.

И даже если у нас будут баки, где отдельно пластик только, увозиться отдельно, то все равно их надо еще раз отсортировать, очистить, разделить на разные виды пластика. Ну и потом их можно использовать, в том числе для производства дорожного покрытия. Но думаю, что все-таки приоритет использования вторичного пластика – это полимерное сырье, ну, потому что там просто этого пластика нужно больше. Вот 8% на производство битума – это не так много.

Какой вывод? Экспериментировать нужно с разными новыми видами дорожного покрытия. И если, во-первых, это приживется в нашем климате… А у нас не Индия. И у нас не просто морозы, а у нас температура очень часто переходит через ноль – что ухудшает эксплуатацию дорожного покрытия, во-первых.

И во-вторых, если это будет экономически выгодно и будет налажена не только система раздельного сбора, но и система очистки вот этого пластика, чтобы он уже в очищенном виде поставлялся на асфальтобетонные заводы, если всю эту цепочку довести до конца и она окажется экономически выгодной, то почему бы и нет.

Марианна Ожерельева: Кирилл Вадимович, вот вы сказали о температурной истории, да? Она очень важна. Такие пластиковые дороги есть в Канаде, и у них очень положительный опыт. Это из того, что читала. Насколько все-таки важно это правильно реализовать? Вот то, о чем вы говорили. И все-таки мы говорим, что еще и дешевле производство. А дешевле – не означает, что все-таки будет хуже? Вроде как попробуем эту новую старую технологию, а все получится… Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Кирилл Янков: Ну, по-разному. То, что в Канаде есть такой опыт – это хорошо. Там климат действительно похож на российский. Хорошо бы изучить этот опыт нашим липецким коллегам все-таки поглубже. Ну, получиться может по-разному, прямо скажем. У нас инновации иногда бывают по делу, а иногда бывают, чтобы отчитаться и дать красивую картинку в телевизионных новостях.

Пока еще результата нет. Вот когда такая дорога будет построена и будет, допустим, хотя бы пять лет она эксплуатироваться, и будет видно, насколько часты ремонты, нужно ли каждый год там будет делать ямочный ремонт такой дороги или не нужно, вот несколько лет пройдет – тогда будет результат. И можно будет сказать: да, действительно, это хорошо получилось, надо внедрять.

Марианна Ожерельева: А все-таки грузооборот здесь влияет? Имеет какое-то значение пассажиропоток? Все-таки у нас автодорожное покрытие связывает регионы. И как бы ни дублировала железная дорога, люди едут автобусным сообщением опять же, на личном транспорте по этим дорогам. Вот эта напряженность на автодорожную сеть – у нас она самая высокая в мире, выше, чем в Канаде? То есть чтобы понимать: нагрузка на вот это покрытие будет больше? Или все-таки не так сильно у нас люди едут по дорогам?

Кирилл Янков: У нас в дорожной сети есть очень высокозагруженные участки, где ездят фуры, одна за другой. У нас есть специальная оплаты провоза сверхтяжелых грузов, за это отдельно платят грузовладельцы. Ну и у нас есть дороги, в общем, со слабой интенсивностью использования. Разные. И понятно, что требования к асфальтобетонному покрытию тоже могут быть разными.

К сожалению, мы часто видим на напряженных дорогах, что образуется колейность. Колейность есть даже в Москве. Она и на МКАДе замечена, она замечена и на некоторых других магистралях в черте города, и на пригородных дорогах. Вот эта колейность, которая уже через два-три года начинает быть видна, – это, конечно, бич.

И, конечно, требования к асфальтобетонному покрытию должны быть не только в отношении мороза, но и в том, чтобы колейность не образовывалась. И в то же время много дорог есть, где транспорта мало, не интенсивные, потому что у нас плотность населения в нашей стране низкая. И понятно, что дороги должны связывать, в общем-то, все населенные пункты, но если она ведет в городок, где живет 5 тысяч жителей, то понятно, что по ней будет в день проезжать 100–200 машин, и никакой колейности не будет. И там требования к асфальту тоже могут быть снижены.

Марианна Ожерельева: А вот такие дороги пластиковые все-таки выдерживают, где, скажем так, и фуры едут, и люди на личном транспорте? Или все-таки они предусмотрены там, где не так часто проезжают те или иные машины?

Кирилл Янков: Ну, надо попробовать. По-разному.

Марианна Ожерельева: По-разному может быть?

Кирилл Янков: Надо испытать такое дорожное покрытие на дорогах разной интенсивности. И в течение нескольких лет наблюдать, а после этого уже сделать выводы о целесообразности его широкого применения.

Марианна Ожерельева: Звоночек у нас из Самары, Оксана дозвонилась.

Виталий Млечин: Оксана, здравствуйте.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Когда я ездила к родственникам в Латвию, то там через Юрмалу дорога, и тоже сказали, что там добавлена пластмасса вот эта. Хорошая дорога. И лучше экспериментировать. У нас в районе клали асфальт. Дождь прошел – все плывет. Или зимой. Зима, пурга, а они асфальт кладут. Ну, до смешного!

Марианна Ожерельева: Это правда удивительная история, да. Спасибо вам большое.

Виталий Млечин: Спасибо.

Марианна Ожерельева: Тоже наблюдала и удивлялась. Может быть, мы не разбираемся и не понимаем. А как можно в слякоть, в дождь, в снег асфальт укладывать?

Кирилл Янков: Ну, такие технологии есть. На самом деле можно и при минусовой температуре укладывать асфальт, но просто себестоимость такой укладки будет дороже. Например, потому что емкость с битумом надо подогревать, а стоимость подогрева выше, когда на улице мороз. Но я думаю, что это надо делать только в крайних случаях, когда необходим неотложный ремонт.

А плановые ремонтные работы, конечно, надо делать в теплое время года. Другое дело, что тут не угадаешь – под дождем или не под дождем. Если работа запланирована, а идут дожди, то все равно асфальт надо класть. А в мороз, действительно, не нужно.

Марианна Ожерельева: А по статистике, какое количество километров дорог сегодня требуется, нуждается в необходимом скорейшем латании дыр?

Кирилл Янков: Ну, дороги федерального значения в основном уже находятся в нормативном состоянии. Около 80% дорог федерального значения находятся в нормативном состоянии, а оставшиеся 20% – это такие трассы, как «Колыма» между Якутском и Магаданом, то есть это такие, которые быстро не сделаешь. А вот на дорогах регионального значения такой показатель ниже – меньше 50%. Хотя в последние годы выделяются средства по программе «Безопасные и качественные дороги», и доля таких дорог тоже растет.

И еще одна из проблем нашей страны – что у нас много неучтенных дорог, которые не находятся на балансе дорожных организаций, которые когда-то, может быть, какое-то предприятие или колхоз за свой счет построили, а потом они развалились, они их бросили. И дорожные организации не хотят их брать, говорят: «А приведите их в нормативное состояние или дайте нам денег». Вот идет такая торговля. И дороги, по существу, бесхозные, ничьи. Вот это одна проблема, которую надо решать, конечно.

Марианна Ожерельева: Спасибо.

Виталий Млечин: Большое спасибо. Кирилл Янков, член Общественного совета при Министерстве транспорта, был с нами на прямой связи.

Продолжаем говорить про пластиковые дороги. Юрий Васильев, заведующий кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ, сейчас с нами по телефону. Юрий Эммануилович, здравствуйте.

Юрий Васильев: Да, добрый день.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, как специалист, пластик – это хороший материал для строительства дорог?

Юрий Васильев: Ну давайте так. В любом случае использовать пластиковые материалы, а особенно вторичный пластик, в дорожном строительстве вполне возможно. В любом случае есть достаточно положительный опыт в Голландии, где, так сказать, первыми делали попытку устройства дорожных покрытий из вторичного пластика. Так что с разбегу, может быть, не получится, но, по крайней мере, искать какие-то технические решения в этом направлении однозначно можно и нужно.

Виталий Млечин: А объясните, пожалуйста, как это работает? То есть понятно, что асфальтовая дорога состоит из многих слоев. Вот в каком именно слое пластик задействуется?

Юрий Васильев: Ну, что касается Голландии, например, то они предложили использовать пластиковое покрытие – соответственно, верхний слой дорожной одежды.

Виталий Млечин: А он не получается слишком скользким тогда?

Юрий Васильев: Вот! Есть такая проблема, поэтому с этим вопросом надо, естественно, бороться.

Виталий Млечин: Евгений из Твери дозвонился до нас. Евгений, здравствуйте.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Вот я слушаю вашу передачу. Вы знаете, что меня немножко удивляет? Вот только экономические показатели, какая-то красота. А давайте задумаемся о влиянии на здоровье человека, детей, растений.

Марианна Ожерельева: Говорят, что это уменьшение загрязнения благодаря этой переработке.

Зритель: А кто делал исследования, скажите мне?

Марианна Ожерельева: Страны, которые… Индия, Британия, Голландия, Канада. Их опыт показал эти результаты.

Зритель: Хорошо. А качество пластика, состав пластика у нас и у них идентичный?

Марианна Ожерельева: Тут вы совершенно правы. И еще собирать и сортировать пластиковые они умеют, все-таки научились по стандартам, а у нас как-то…

Зритель: Ну, сортировать – одно. У каждой же страны свои ноу-хау есть. Это первое.

Второе. Я вот замечаю в Твери вдоль дорог… А там тоже применяли вещества против замерзания. Ясени все сохнут, елки сохнут. Это же не просто так, раньше этого не было. А они очень близко находятся к дорожному покрытию.

Марианна Ожерельева: Спасибо, Евгений. Давайте эксперту адресуем вопрос.

Виталий Млечин: Спасибо.

Марианна Ожерельева: Юрий Эммануилович, все-таки для нас, людей, и для природы вот эти пластиковые дороги – это зло или нет?

Юрий Васильев: Нужно учитывать, что пластик в процессе эксплуатации в атмосферу и в окружающую среду ничего выделять не должен. Естественно, здесь особого зла мы не увидим. Другое дело, что здесь необходимо иметь в виду, что дороги, естественно, можно делать исключительно из вторичного пластика, потому что в противном случае они будут достаточно дорогими.

Но здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами. С одной стороны, это сортировка мусора, первичная, то есть пластик должен отдельно собираться. И второе – опять-таки различные виды пластика принципиально различаются друг от друга, поэтому в любом случае потребуется еще дополнительная сортировка пластических материалов для возможного использования в дорожном строительстве.

Марианна Ожерельева: А можно наивный вопрос, дилетантский такой?

Юрий Васильев: Да.

Марианна Ожерельева: Ну, хочется спросить. Была прекрасная статья о том, что жести в России мало, не хватает, и были жалобы Правительству. А с пластиком в России все хорошо? То есть я к тому, что если эта технология одобрена, закон изменен на фоне санкционного давления и так далее, а у нас свой пластик есть в необходимых объемах? Есть ли те заводы, которые занимаются той самой правильной переработкой?

Юрий Васильев: Ну, в любом случае у нас на сегодняшний день скопились достаточно большие отходы, которые в любом случае необходимо утилизировать. Ну а что касается дальнейшего, то, естественно, очень многие компоненты пластика, к сожалению, так сказать, сегодня не являются импортозамещением.

Марианна Ожерельева: А в эту переработку какой пластик идет? Тут очень много вопросов. Все приводят в пример какие-то крышки бутылочек. А что действительно в реальности – по опыту той же Индии, Великобритании, Голландии, Канады – идет, перерабатывается и становится той самой пластиковой дорогой?

Юрий Васильев: Ну, я вам говорю, что в любом случае требуется сортировка. Это и бутылки, и пакеты, и крышки. Ну, в любом случае каждый из этих компонентов требует индивидуальной обработки, переработки, для того чтобы где-то в дорожном строительстве можно было бы их использовать.

Марианна Ожерельева: Из Калужской области опасение, что пластик снизит плотность асфальта. Юрий Эммануилович, это так?

Юрий Васильев: А?

Марианна Ожерельева: Из Калужской области нам высказывают опасение, что пластик снизит плотность асфальта, будет больше ям.

Юрий Васильев: В Голландии рассматривают дорожное покрытие, полностью выполненное из пластика. Что касается асфальтобетона, то с конца 90-х годов прошлого века мы активно применяем полимер битумный, в котором так или иначе присутствует полимерная составляющая. Кроме того, есть опыт измельчения пластика и использования его как заполнителя в асфальтобетоне. То есть тут возможно несколько вариантов решения этой проблемы.

Марианна Ожерельева: И еще вопрос от наших телезрителей. Ну, Голландия – это, конечно, хороший пример, но и уровень жизни, и вообще обустройство совершенно другое. Говорят, что все-таки… есть опасения, что это все небезопасно. Вот раньше говорили, что от пластика всякий вред, а теперь, когда нам понадобились эти технологии, мы присматриваемся к ним, и мы начинаем по-другому говорить в обществе. Вы с этим согласны?

Юрий Васильев: Ну, здесь, опять-таки, если мы говорим об отходах пластика, то, естественно, есть определенный смысл их не складировать где-то на полигонах, а действительно использовать для дела. Но это делать нужно не бездумно, а со знанием дела и проведя соответствующие исследования и испытания.

Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое.

Виталий Млечин: Спасибо большое. Юрий Васильев, заведующий кафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ.

Марианна Ожерельева: Давай звоночек послушаем, а потом следующего эксперта представим.

Виталий Млечин: Конечно.

Марианна Ожерельева: Дмитрий из Костромы, мы вас слушаем.

Виталий Млечин: Дмитрий из Костромы, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий. Я считаю, что дороги из пластика, во-первых, они вредны, потому что при добавлении пластика будет выделяться вред при нагревании его, вредные газы.

Марианна Ожерельева: На солнце?

Виталий Млечин: Так?

Зритель: Нет, на солнце, а покрытие, когда горячий асфальт. От асфальта пахнет, тут с пластиком он будет. Это раз. В городской среде это очень неприятные запахи такие. И при этом пластик при нагреве, а особенно в солнечную погоду, просто будет под тяжелыми грузами проминаться и делать колею.

Марианна Ожерельева: Спасибо.

Виталий Млечин: Спасибо, понятно.

Марианна Ожерельева: Мы как раз ваши опасения сейчас Дмитрию Зайду адресуем, члену Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Дмитрий Александрович, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте.

Дмитрий Зайд: Да-да, добрый день.

Марианна Ожерельева: Вот действительно боятся, что будут вредные вещества выделяться. Ведь оправданы эти опасения?

Дмитрий Зайд: Слушайте, на самом деле у нас отовсюду выделяются вредные вещества. Вопрос в том, насколько это допустимо.

Марианна Ожерельева: Ну, вопрос в их воздействии на нас с вами, на наше здоровье и окружающую среду.

Дмитрий Зайд: Да, на здоровье и на окружающую среду. То есть однозначно будут выделяться какие-то загрязняющие вещества. Они и сегодня выделяются при строительстве с обычным асфальтобетоном, с обычным битумом. Здесь нужно четко понять, что на сегодняшний день нет апробированных технологий. В том числе, если технология новая, у нас по законодательству об экологической экспертизе есть необходимость выходить на государственную экологическую экспертизу. И таких документов я тоже не видел.

То есть в любом случае, исходя из новостной ленты, с 2015 года уже, наверное, на просторах Интернета «гуляют» две технологии. Ну, первая – та, которая апробирована в Индии, где куча пластика, где действительно достаточно большая проблема с отходами. Если вы помните, недавно рядом с Дели полигон огромный горел. Там выделяется огромное количество загрязняющих веществ.

То есть с пластиком действительно проблема есть, с точки зрения его образования, в том числе от нашего с вами потребления. И, действительно, нужно обеспечить его нормальный сбор – что во многих регионах сегодня уже происходит. Здесь просто надо понимать, какие требования к исходному сырью – оно должно быть однородного качества. И, как я уже сказал, в Индии это, по сути, добавка к битуму.

А еще есть технология: полностью делается, как LEGO, дорога из больших пластиковых модулей, где прокладываются внутри коммуникации. Это совершенно другая технология. Ну, по-моему, где-то в одном из университетов должны были 600 метров такой первой пробной дороги построить.

Ну, я говорю, что здесь масса вопросов. Здесь надо понимать, что есть понятие «стоимость строительства» – в зависимости от того, с чем мы сравниваем, да? И здесь вопрос как раз к стоимости сырья и потом к стоимости обслуживания в конечном итоге дороги. Ну и в итоге – эксплуатационные качества такого полотна.

Ну, понятно по поводу геометрических характеристик дороги: большое значение играет рельеф местности, природно-климатические, инженерно-геологические условия, наличие застройки территории. И здесь еще также важно понимать, что должен быть решен вопрос, как это новое покрытие будет пересекаться и примыкаться с другими сооружениями на дорожном полотне.

Поэтому здесь очень много факторов. И на сегодняшний день, как я уже сказал, отсутствует какая-либо документация. Я уже не говорю, что у нас есть категорийность дорог, где, например, по-моему, по докладу Минтранса того же самого, текущая стоимость варьируется новой дороги, по-моему, от 38 миллионов до 100 с лишним миллионов рублей за километр дорожного покрытия, ну, одной полосы.

То есть я бы сказал, что на сегодняшний день эта идея в зачатке, поле непаханое, нет ни одного документа, который бы предполагал, как этот пластик и в каком объеме будет использован, сколько его вообще в принципе нужно и как это будет реально использоваться, исходя из тех характеристик, которые нужно достичь для безопасного именно применения. Ну, как уже слушатель дозвонившийся сказал, как это будет влиять на окружающую среду и на здоровье в процессе и укладки, и эксплуатации?

Марианна Ожерельева: Еще звоночек у нас.

Виталий Млечин: Да. Из Московской области на этот раз. Сергей, здравствуйте.

Марианна Ожерельева: Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Здравствуйте. Я хотел бы сказать, что я поддерживаю начинание добавлять пластик в асфальтобетон.

Виталий Млечин: Почему?

Зритель: Ну, это удешевит стоимость асфальтобетона. И потом мы избавимся от этого пластика, который валяется по всей стране.

Виталий Млечин: Так не боитесь, что он будет, наоборот, во всех дорогах после этого и, соответственно, при нагревании выделять всякие вещества нехорошие?

Зритель: А то, что он валяется на земле – он ничего не выделяет, как вы думаете? Надо поддерживать вот эту голландскую технологию.

Виталий Млечин: Понятно, ваша мысль ясна. Спасибо большое.

Марианна Ожерельева: Спасибо.

Виталий Млечин: Кстати, Дмитрий Александрович, по поводу цены. Действительно ли, если пластик применять, будет дешевле?

Дмитрий Зайд: Слушайте, ну это надо считать, сколько его применять. Действительно, тут надо понимать, сколько будет стоить исходное сырье. Если верить информации из той же самой Индии, то туда добавляют до 8% пластика, в битумную смесь. То есть это такое частичное замещение основного вяжущего материала. Соответственно, если сам пластик, его сбор, сортировка и приготовление будут дешевле и это еще как-то улучшит качество готового покрытия, то, конечно, тут сам бог велел использовать такой материал.

Тем более сегодня этих отходов более чем достаточно в принципе образуется. И в разных регионах уже, раз, делают террасную доску и элементы благоустройства из отходов пластика. В общем, где-то делают пакеты, экономически то выгодно, организуют целые производства. Я в Перми такое видел.

То есть здесь, я говорю, вопрос в наличии реальных технологий, которые были бы апробированы, и с помощью наших требований российского законодательства они были бы имплементированы уже непосредственно в дорожно-строительную отрасль.

Виталий Млечин: Дмитрий Александрович, ну и последний вопрос, который тоже очень хочется задать. Все-таки раздельный сбор в нашей стране, раздельный сбор мусора достижим? И если да, то как?

Дмитрий Зайд: Достижим. В зависимости опять же… Ну, у нас поставлена задача Правительством и президентом, по-моему, к 2030 году достичь раздельного сбора, сортировки отходов – 100%. То есть здесь вопрос только в целесообразности. Понятно, есть дальние уголки нашей страны, то есть Крайний Север, Дальний Восток. То есть вопрос стоимости логистики и перемещения сортированных отходов, ну и что с ними делать на местах. Но крупные агломерации – Москва, Санкт-Петербург, тот же самый Екатеринбург, Нижний Новгород, – очень много на сегодняшний день регионов, которые в том или ином виде сортируют эти отходы.

Например, в Краснодарском крае неплохой комплекс, неплохая эффективность, и все это дело едет на дальнейшую продажу. В Пермском крае отличное производство, меня оно даже порадовало. Там глубокая переработка, не просто какое-то вторсырье изготавливают, а уже готовую продукцию для продажи, которую можно увидеть на прилавках в тех же самых сетевых магазинах, а не просто где-то там, случайным и хаотичным образом. То есть сегодня это достаточно глубоко входит в товарооборот, и именно не только вторичное сырье, а уже готовые изделия. Как я уже сказал, террасная доска пользуется популярностью.

Виталий Млечин: Понятно, спасибо.

Марианна Ожерельева: Спасибо.

Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Дмитрий Зайд, член Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты.

Сейчас прервемся буквально на пару минут.