Дорогие дороги. О новых правилах проезда по платным трассам

Гости
Кирилл Янков
член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ
Андрей Мухортиков
начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД, член общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Петр Кузнецов: По платной дороге по новым правилам. Придумал эти правила Минтранс. Сумма будет зависеть от времени суток, дня недели и месяца, а платить, это вот из нововведений мы сейчас перечисляем, можно будет потом, то есть там по сути будут открытые шлагбаумы, как это бывает в Европе, проезжаешь и платишь уже по факту, но через сайт обязательно в течение ближайших 5 дней, дальше уже штрафы будут, пени начнут.

Оксана Галькевич: Тебе просто счет, счет такой выписывают. Новый документ уже направлен правительству. Его глава Михаил Мишустин ранее подписал постановление, по которому в ближайшие 2 года на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в России будет направлено 100 миллиардов рублей, деньги получат 69 регионов нашей страны.

Петр Кузнецов: Ну, тут надо отметить, здесь не только о платных трассах, а вообще на дорожную инфраструктуру.

Оксана Галькевич: Обязательно, конечно.

Петр Кузнецов: Последняя статистика по платным трассам при этом говорит: 70% водителей не платят за проезд. Так вот изменят ли что-то новые правила, новые деньги? Готовы ли вы платить за движение по хорошим и быстрым дорогам?

Оксана Галькевич: У нас при этом не самые, кстати, дорогие платные дороги...

Петр Кузнецов: Ну, мы это еще выясним.

Оксана Галькевич: По крайней мере по некой статистике.

Петр Кузнецов: По крайней мере по статистике, мы тут с Оксаной немножко удивились.

Оксана Галькевич: По некой статистике из открытых источников, да, сейчас будем с экспертом уточнять эти данные. Например, в Швейцарии (хотя если сравнивать со Швейцарией…) средний тариф составляет 1 875 рублей, а у нас примерно такой же участок обойдется в 120 рублей в среднем опять же, Петь.

Петр Кузнецов: Даже в соседней Белоруссии дороже, 319 рублей, здесь мы с Оксаной тоже обсуждали, она уточнила, что...

Оксана Галькевич: ...для физических лиц там дороги бесплатны.

Петр Кузнецов: Ты уверена?

Оксана Галькевич: Ну, я ездила вот так, только для грузовиков, для коммерческого транспорта, там только с них взимают плату.

Петр Кузнецов: Но тем не менее вот Белоруссия тоже вошла в наш список. А еще дороже кататься, чем у нас, по Англии, Дании и Австрии.

Оксана Галькевич: Может, в Белоруссии что-то изменилось, я не была с пандемии.

Петр Кузнецов: Вот именно.

Оксана Галькевич: Итак, друзья, мы приглашаем вас к разговору, наших зрителей. Пишите-звоните, высказывайтесь, нужны ли вам платные дороги, вы вообще готовы пользоваться такой услугой, таким продуктом, как платные дороги, объезжая какие-то пробки, может быть, и просто чтобы быстрее добраться до нужного пункта, чтобы качественнее доехать, потому что вот соседнее полотно в другом, скажем так, состоянии. Высказывайтесь, мы очень ждем ваших звонков и сообщений, все бесплатно, телефоны указаны у вас на экранах.

Петр Кузнецов: Я еще про Белоруссию подумал – может, ты проехала и с тебя не взяли: «Не надо, хороший журналист, не бери»?

Оксана Галькевич: Ха-ха-ха, может быть, да.

Петр Кузнецов: И ты подумала, что бесплатно.

Оксана Галькевич: Ну вряд ли.

Петр Кузнецов: Ладно, выясним.

Кирилл Янков с нами сейчас в студии, член Общественного совета при Минтрансе России. Здравствуйте.

Кирилл Янков: Добрый день.

Оксана Галькевич: Они по фамилии еще скажи: «А, Галькевич? Все, бесплатно».

Петр Кузнецов: Да-да-да.

Оксана Галькевич: «Со своих не берем».

Петр Кузнецов: Давайте сначала разберемся с графикой, которая нас смутила. Нам казалось, что у нас, сколько раз это звучало в этой студии, самые дорогие платные дороги в Европе.

Кирилл Янков: Нет, дороги у нас не самые дорогие.

Петр Кузнецов: Платные.

Кирилл Янков: У нас очень разные тарифы на разных участках платных дорог. Например, хрестоматийный пример: проехать от Москвы до «Шереметьево», до северной терминальной зоны стоит 300 рублей, но в то же время на той же трассе М11 посередине между Москвой и Петербургом, по Тверской, по Новгородской областям за ту же сумму 300 рублей можно уехать километров на 200–250. тарифы очень сильно у нас отличаются.

Петр Кузнецов: Потому что аэропорт, время, деньги?

Кирилл Янков: Да-да.

Оксана Галькевич: Первое – это вот эти 40 километров самые дорогие от Москвы до Солнечногорска?

Кирилл Янков: Да.

Оксана Галькевич: Это ух.

Кирилл Янков: В среднем дороги у нас не самые дорогие. Опыт в мире очень разный. Есть страны, где платных дорог в принципе нет, например Германия, а есть страны, которые приходят к тому, что тарифицируется проезд по всем магистралям, скажем, в Израиле такая система. И сразу должен сказать в отношении названной цифры, 70% водителей не платят, и про проект постановления. Дело в том, что у нас две разных системы оплаты. Наиболее распространена традиционная система с воротами, с гейтами, когда перед вами не откроется шлагбаум, пока вы не заплатите.

Оксана Галькевич: Ага.

Кирилл Янков: И вот то, что 70% не платят и можно платить в течение 5 суток, относится не к этой традиционной системе, а к более новой, так называемой безбарьерной системе.

Оксана Галькевич: Безбарьерной, да.

Кирилл Янков: Она только в одном месте у нас...

Оксана Галькевич: ...на ЦКАД.

Кирилл Янков: ...на ЦКАДе, да, только на ЦКАДе. И вот новое постановление как раз призвано урегулировать проезд по платному ЦКАДу, а проезд с воротами как был, он так и останется: не заплатишь – тебе шлагбаум не откроют.

Петр Кузнецов: Можно вопрос?

Оксана Галькевич: Кирилл Вадимович...

Петр Кузнецов: Секунду...

Оксана Галькевич: Давай, хорошо, я просто тоже.

Петр Кузнецов: Я вот просто зацепиться за Германию. Вот в Германии вообще нет платных дорог, где-то 30%, то ли в Италии, неважно, у нас такое. Это вот определяется какой-то социальной стратегией, позицией государства, разные бизнес-схемы? Почему так?

Оксана Галькевич: Я то же самое хотела спросить, как вот это балансируется, простите.

Кирилл Янков: Смотрите, это разные бизнес-схемы, разные традиции. Ну, ведь у платных дорог есть и плюсы, но и минусы. Ни для кого не секрет, что платные дороги многие водители, в том числе тяжелых грузовиков, избегают и едут через населенные пункты, то есть платная дорога, как показал уже длительный многолетний опыт эксплуатации на М4, на М11, объезд Одинцово, платные дороги, к сожалению, не решают задачу вывода трафика из населенных пунктов, а соответственно, не решают кардинально задачу снижения аварийности, потому что старые дороги более аварийны. Ну, в Германии, наверное, считают, что если сделать дороги платными, то многие автомобилисты поедут по бесплатным альтернативным дорогам и будут загружены улицы в населенных пунктах, которые, в общем-то, для транзитного движения не предназначены.

Оксана Галькевич: Ну, есть определенное зерно логическое, правда, вот под этими рассуждениями?

Кирилл Янков: Да.

Оксана Галькевич: Но, с другой стороны, вы сказали, что, например, в Израиле тарифицируется проезд по всем дорогам, – это что означает? Что они, например, не берут с них какой-то транспортный налог, потому что платят за дороги, потому что это же получается двойное, тройное и далее обложение.

Кирилл Янков: Да, там другая система налогообложения, насколько я понимаю, там нет акциза на бензин, но потом каждой машине в конце месяца приходит счет, сколько ты проехал, ну местный проезд нет, а вот сколько ты проехал по сети национальных дорог.

Оксана Галькевич: Ага.

Кирилл Янков: И даже если вы взяли машину напрокат, потом у вас блокируют средства на карте и с карты снимут деньги за то расстояние, которое вы проехали.

Оксана Галькевич: То есть, Кирилл Вадимович, получается, что в Америке, да, они платят, у них вот этот налог включен в стоимость бензина, сколько проехал, столько заплатил, условно говоря, и вот израильская история – это примерно такая же схема...

Кирилл Янков: Разная, разная.

Оксана Галькевич: Я имею в виду, что смысл, ты сколько попользовался автомобилем, сколько наездил по этим дорогам, ну примерно за это и оплатил.

Петр Кузнецов: Справедливая схема.

Оксана Галькевич: Да, справедливая. А у нас получается несколько иначе, купил автомобиль...

Петр Кузнецов: Транспортный налог, по-моему, вообще мы придумали.

Кирилл Янков: У нас получается... Смотрите, транспортный налог у нас очень небольшой, и он небольшой, там сколько люди платят...

Петр Кузнецов: Ну как?

Кирилл Янков: ...несколько тысяч в год за легковую машину.

Петр Кузнецов: Я больше, потому что это же к мощности привязано.

Кирилл Янков: Да, если у вас маленькая машина, LADA, то несколько тысяч; если у вас дорогая иномарка, там прогрессивный налог, там может и 100 тысяч быть. Да, у нас люди платят акциз, основное – это акциз на моторное топливо, а именно, когда вы заправляетесь на заправке бензином, дизельным топливом, сразу акциз перечисляется государству, и этот акциз примерно соответствует тому, сколько вы проехали.

Но постепенно возникают проблемы, например электромобили, ведь на электричество нет такого акциза. И получается, что каждый электромобиль уже от акциза на содержание дорог освобожден. По всей видимости, все-таки генеральная линия будет на то, чтобы люди платили в зависимости от того, сколько они проехали. Но если в Израиле это можно было сделать довольно быстро, страна маленькая и, самое главное, там мало зарубежных автомобилей, их там почти нет, почти нет, то в России, во-первых, страна большая, во-вторых, много зарубежных автомобилей...

Оксана Галькевич: У нас их много?

Кирилл Янков: Да.

Оксана Галькевич: Вы имеете в виду транспорт с иностранными номерами?

Петр Кузнецов: Зарубежных? Конечно.

Кирилл Янков: С иностранными номерами, конечно.

Оксана Галькевич: Дальнобойщики, что ли? Где-то в приграничных регионах?

Кирилл Янков: Ну вы посмотрите... Да нет, легковых машин много. Выйдете на московские улицы...

Оксана Галькевич: Да?

Петр Кузнецов: С армянскими, с белорусскими номерами.

Кирилл Янков: Да, с киргизскими, каждая 10-я машина примерно с иностранным номером, и они-то не платят, они и по ЦКАДу ничего не платят, и штрафы они не платят, которые камеры фиксируют.

Петр Кузнецов: Нет, почему?

Оксана Галькевич: Простите, а почему эту работу невозможно наладить? Потому что, простите, сколько раз вот кто-то из нас ездил за границей на автомобиле, все платили, ты по платной дороге не проедешь, пока не заплатишь, ну если по крайней мере барьерно.

Кирилл Янков: Ну, если шлагбаум, то они платят, а по ЦКАДу они спокойно могут кататься сколько хотят и не заплатят. Понимаете, для того чтобы платили иностранные машины, нужна очень четкая система, когда при выезде из страны машину не выпустят, пока она не заплатит долги по штрафам и долги за проезд по платной дороге. Вот у нас все это пока не объединено в такую систему, чтобы они платили.

Оксана Галькевич: В Финляндии лет 15 назад еще это сделали, вот был у меня штраф за парковку в центре Хельсинки, вот пока не..., нет.

Вы знаете, многие пишут нам вот какие сообщения. Краснодарский край: «Уверена, что люди не захотят платить за дороги, слишком нас последние годы много грабили, зарплаты и пенсии этого не позволяют». Приморье пишет: «Если отменят налог на транспорт, то дорогу буду оплачивать». Краснодар вспоминает, что все дороги в СССР были бесплатными. У нас есть звонок, правильно я понимаю?

Петр Кузнецов: Нет, давайте эксперта подключим еще одного.

Оксана Галькевич: Давайте.

Петр Кузнецов: Андрей Мухортиков с нами, это член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Андрей Мухортиков: Добрый день.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, вот когда появляются новые дороги, особенно это связано с Москвой, Московской областью, новые платные дороги, появляется инвестор, вот дальше что происходит? То есть сам инвестор определяет, на каком участке ему выгодно строить, насколько окупаем этот участок, желательно чтобы не через 100–200 лет он получил свои деньги назад и без постоянного повышения платы и проезда, а как бы побыстрее его окупить? Как это происходит? Как появляется новая платная дорога, новый участок?

Андрей Мухортиков: Если говорить про региональные дороги, допустим в Московской области, то это, так сказать, каламбур, дорога с двусторонним движением, то есть с одной стороны инвесторы выходят на министерство, на руководство области с предложением что-то построить, а с другой стороны и Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры совместно с другими профильными министерствами готовят вот такие вот слоты проектов, когда дорога области нужна, а денег собственных на строительство в данное время нет.

Ну вот пример такой дороги Виноградово – Болтино – Тарасовка, фактически дорога от Ярославки до Дмитровки, дублер МКАДа, вот он сейчас уже строится, там территория освобождена. Она строится преимущественно на частные деньги, как раз дорога будет платной, дорога, я уверен, будет востребованной. А второй пример еще более важный, еще более длинный, еще более протяженный – это дорога от московской трассы Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе, далее до Видного, до Лыткарино, до Железнодорожного, там длинное название. Это вообще такой получается юго-восточный дублер МКАД. Там то же самое, обсуждается привлечение инвесторов, но там речь идет в одном случае про десятки, в другом случае про сотни миллиардов рублей, понятно, у области таких денег нет.

Оксана Галькевич: Андрей, скажите, пожалуйста, вот всякой платной трассе обязательно должна сопутствовать трасса бесплатная, бесплатная возможность...

Петр Кузнецов: Альтернатива.

Оксана Галькевич: Да, альтернатива объезда. Всегда ли это правило четко соблюдается?

Андрей Мухортиков: Дело в том, что по закону о платных дорогах, во-первых, да, бесплатная трасса должна быть, но ее протяженность должна быть не более чем в 3 раза больше, соответственно, бесплатным дублером той же дороги, о которой я сказал, Солнцево – Бутово – Видное до Железнодорожного, будет, например, МКАД являться, там даже меньше, чем в 3 раза, там раза в 1,5. В случае с северной дорогой, вот этой вот Виноградово – Болтино – Тарасовка, то же самое, МКАД и участки радиальных магистралей федеральных, поэтому здесь закон не нарушается. Более того, в случае, если дорога проходит по каким-то сложным территориям, если там какие-то мосты и тоннели, то в принципе у них альтернативы может и не быть, таков закон. В общем, понятно для чего – чтобы, скажем так, было все-таки более привлекательно строить такие дороги, иначе, скорее всего, инвесторов туда...

Петр Кузнецов: Андрей, последний вопрос. Нам пишут, что вообще платные дороги антиконституционны, потому что земля принадлежит народу. Есть мнение, что это все равно штука такая безальтернативная. Вам как кажется, у нас народ в принципе против платных дорог, или они против того, как это реализуется?

Андрей Мухортиков: Ну, наш народ очень любит понятие справедливости, вот, а справедливость у всех разная. В случае с платными дорогами, скажем так, не всем это нравится, но это, наверное, неизбежно, потому что объем проектов, которые нужно строить с учетом наших территорий, с учетом неравномерности развития улично-дорожной сети, – это неизбежность, на все сразу денег государственных и региональных нет, поэтому это способ привлечь какие-то деньги дополнительные и получить какие-то нужные, важные дорожные объекты сейчас, через 3 года, а не через 10, не через 20 лет.

Само собой, нельзя, так сказать, полагаться только на это, необходимо строить, расширять и реконструировать дороги и бесплатной федеральной и региональной сети, и это делается, действительно денег выделяется много. Но платные дороги – это способ получить объекты инфраструктуры уже сейчас, а по большому счету все дороги, которые есть в стране, на самом деле они все платные, потому что мы все платим акцизы на топливо, как было правильно сказано...

Петр Кузнецов: Да-да.

Андрей Мухортиков: По федеральным дорогам, так сказать, есть для грузовиков система «Платон» опять-таки, транспортный налог... То есть так или иначе все дороги платные, поэтому здесь просто, так сказать, в общеупотребительном смысле дорога с платными шлагбаумами считается платной, но действительно вот эта система free flow, о которой говорится, бесконтактная оплата, – это очень хорошая история, и я бы, честно говоря, ее развивал и дальше, потому что необходимость останавливаться, стоять в очередях снижает привлекательность дорог.

Оксана Галькевич: Ну да, и трафик, движение ускоряется.

Андрей Мухортиков: Кроме того, это еще и выгоднее.

Петр Кузнецов: Но, простите, при этом с этой статистики в том числе начали, 70%, мы выяснили, не платят, и вот эта система не увеличит ли этот процент?

Андрей Мухортиков: Не совсем так, 70% не платят в момент проезда, но подавляющее большинство из них потом платят через сайт. Номера распознаются, считываются. Общее количество неплательщиков, я думаю, небольшое, вряд ли...

Петр Кузнецов: Ну, тут да, тут попробуй уклонись еще, да, от этого, все равно там же будет накручиваться... Спасибо вам огромное за комментарий! Андрей Мухортиков, член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

Оксана Галькевич: У нас есть звонок, давайте выслушаем нашего зрителя. На связи с нами сейчас Виктор из Курской области. Здравствуйте, Виктор.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Я могу говорить, да?

Оксана Галькевич: Да, можете говорить.

Зритель: Я вообще-то из города Курчатова Курской области. Я вот о чем хотел сказать. Лет несколько назад нам пообещали, значит, поднять акцизы на топливо и вообще убрать транспортный налог. Я считаю, вообще транспортный налог – это от лукавого, потому что привязали к лошадиным силам, якобы чем больше мощность мотора, там сильнее он разбивает вроде бы как дорогу... Ну вот я владею, например, Honda Accord 180 лошадиных сил, она не тяжелее нашей «Волги», и я плачу 9 тысяч, «Волга» платит, за «Волгу» платят значительно меньше.

Второе – вот эти вот платные дороги так называемые. Ну я понимаю, если бы, допустим, построили новую дорогу и сказали: «Вот хорошая дорога, ребята, давайте пользуйтесь, платите», – и все остальное. Я вот езжу в Крым по трассе М4 «Дон». Были вот раньше бесплатно, перегородили этими шлагбаумами, все, это платная, хотя она там и не улучшилась ни на сколько, все остальное там... Это просто творится беспредел и с транспортным налогом с лошадиными силами, и с вот этими дорогами, я считаю так.

Оксана Галькевич: Ага. Спасибо.

Петр Кузнецов: Я присоединяюсь на самом деле, потому что я считаю транспортный налог самой несправедливой штукой, которая существует на нашей зеленой планетке.

Оксана Галькевич: Я думаю, что Кирилл Вадимович уже многократно пытался... У вас есть аргументы, как объяснить справедливость нашего этого?

Петр Кузнецов: Кстати, вот Александр нам пишет: «Лет 10–15 назад обещали убрать транспортный налог и ввести акциз на топливо. Акциз ввели, налог не убрали».

Кирилл Янков: Смотрите, налог носит не только фискальную, но и стимулирующую функцию. Стимулирующая функция транспортного налога состоит в том, чтобы много лишних машин и люди, и организации не держали. Если у вас машина год, два, три стоит под забором и не ездит, чтобы был стимул ее сдать в металлолом, а не продолжать платить за нее транспортный налог. И он очень маленький, вот сказал телезритель, 9 тысяч за машину 180 лошадиных сил, в год 9 тысяч.

Петр Кузнецов: Ну, таких людей, у которых простаивает, тоже мало, ради этой категории устраивать...

Кирилл Янков: Это очень небольшая сумма, акциз выше.

Оксана Галькевич: Это почти МРОТ так, Кирилл Вадимович, 9 тысяч, знаете.

Кирилл Янков: Ну, вы знаете, тот, кто живет на МРОТ, вряд ли имеет Honda в 180 лошадиных сил.

Оксана Галькевич: Ох, ладно...

Кирилл Вадимович, вот о чем хочу спросить. Только что наш собеседник по Skype сказал о том, что дорог нам нужно строить много, страна очень большая и денег в бюджете на то, чтобы построить везде бесплатно и хорошо, нет. Вот скажите, вот те деньги, которые выделены, мы в самом начале сказали, 100 миллиардов рублей 69 регионам, – это много, мало? На что этого хватит, может хватить?

Кирилл Янков: Ну, это на региональные дороги, как я понимаю, это в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» дополнительные средства. Они пойдут прежде всего не на новое строительство, а на доведение всех дорог до нормативного уровня, там и новое строительство, и реконструкция. А самое главное, сейчас пока бо́льшая часть региональных дорог не содержится в нормативном состоянии, и одна из целей вот тех национальных проектов, которые были, сейчас, видимо, они переформатируются по-другому в национальные цели, чтобы все-таки дороги у нас были в нормативном состоянии, это важно. Конечно, все относительно, понимаете: если бы у правительства был лишний триллион, то можно было бы и на триллион построить много дорог, и, естественно, они бы не пустовали, люди бы ездили. Ну, +100 миллиардов – это существенная сумма.

Оксана Галькевич: Понимаете, а здесь вот как в той истории про яйцо и курицу, что первично, понимаете, дороги и люди будут по ним ездить, или люди, что они там живут и им строят дороги. Это вот извечное, знаете, вот это вот. Что первично-то?

Кирилл Янков: Первичны люди. Люди должны быть обеспечены транспортной возможностью транспортного обеспечения проезда. В принципе, теоретически все населенные пункты должны быть обеспечены автодорогами, но сразу выкинем север Сибири и Дальнего Востока, там это невозможно, но и в европейской части много населенных пунктов, которые не обеспечены дорогой вообще, или там лесная дорога, знаете, колея, она и дорогой-то не числится.

Оксана Галькевич: А люди там живут. Вот была в Бежецком районе 2 недели назад, заехала, люди живут, а дороги... Развернуться...

Кирилл Янков: Да.

Оксана Галькевич: ...там только на тракторе или на танке, простите.

Петр Кузнецов: Где ты только ни была, Оксана.

Оксана Галькевич: Это точно.

Сергей из Москвы.

Петр Кузнецов: Москва. Сергей, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Да, здравствуйте, Сергей.

Зритель: Добрый день.

Для меня вот «Дорогие дороги» – это фраза двоякая. Дорогие дороги, которые платные, да, они действительно дорогие, действительно стоимость проезда там варьируется от и до, кто пользуется, тот пользуется, тот знает. А что касается использования принудительного, действительно надо привести сначала имеющиеся трассы в нормативное состояние, и неправда, что денег нет, они есть, дело в том, как их использовать. В Москве, например, я считаю, эффективно используются деньги, выделенные на строительство дороги.

Что касается регионов, я по Уралу поездил, посмотрел дороги первой категории и второй, там колея в асфальте, понимаете, то есть однозначно дорога сделана некачественно, и стоимость там километра, вот на Урале, в Перми и в Кирове, 70 миллионов рублей километр.

Петр Кузнецов: Колеи, я вам скажу, и в Москве очень много.

Зритель: Ну да.

Оксана Галькевич: Сергей, так посмотрите, в Москве с какой частотой дорожное покрытие обновляется, – каждый год, это сезон дорожных работ. А вот там, где вы по Сибири и Уралу ехали, когда в последний раз дорогу перекладывали?

Петр Кузнецов: При царе.

Зритель: Я уточню вам. Понимаете, вот специалисты скажут, что дорожное покрытие, конечно, можно менять каждый год, нежелательно, но сколько там прошло колес и как стирается асфальт, понимаете, это одно. Но колеи, заметьте, в Москве я не встречал, чтобы продавилось дорожное покрытие на 10–15 сантиметров, понимаете, такого нет. Меняется – меняется, но это дело другое. Но я видел дороги, построенные немцами на Урале в качестве эксперимента в 1992 году, в 1993-м, и в 2003-м они строили, технологии показывали местным властям, как это все будет с подложкой из синтетического материала, то есть весь пирог я видел, специально приезжал смотрел, – так дороге 13 лет, понимаете, там все на месте, ничего никуда не делось.

Оксана Галькевич: А я вас поддержу.

Зритель: Вот если строить так, то тогда у нас будут деньги всегда, а если строить, знаете... Ну что говорить, все видим, как в дождь и так далее. Поэтому говорить о том, что платные дороги будут не будут, – да, они нужны, конечно, но сделайте сначала наши дороги за деньги, которые есть, а потом мы будем говорить о том, как дальше жить. И кстати, насчет транспортного налога, я согласен со слушателями, он должен отсутствовать. Чем больше ездишь, тем больше плати, и это должно быть через топливо.

Оксана Галькевич: Да, Сергей, спасибо.

Петр Кузнецов: Абсолютно с вами согласен.

Оксана Галькевич: По технологии все-таки укладки дорог, действительно есть вот это, немцы строили на Урале, про это не слышала, но видела своими глазами, финны строили в Петербурге тоже в девяностые.

Кирилл Янков: Да. Вы знаете, самое главное, чтобы технология соблюдалась. Проблема дорожного строительства – там есть много скрытых работ: после того как уложишь верхние слои, очень трудно установить, сколько положили песка, допустим, или гравия в нижние слои. А если туда чего-то недоложили...

Оксана Галькевич: Какие-то нормы эксплуатационные, простите, должны быть, что вот, не знаю, 10 лет она должна стоять без всяких вот этих там, без всякой колеи.

Петр Кузнецов: Можно я присоединюсь? Почему с платными... Здесь о качестве платных дорог, кстати, пишут нам, Саратовская область: «Платные дороги далеко не всегда качественные». Почему с платными получается это сделать, технология же та же, да и деньги вроде бы те.

Кирилл Янков: Ну, не всегда. Скажем, по М4 и про платные участки тоже есть нарекания. Но, с другой стороны, есть бесплатные дороги в отличном состоянии, М9 до Псковской области, до границы с Латвией.

Петр Кузнецов: Вот.

Кирилл Янков: Вот нет нареканий, очень хорошая дорога.

Петр Кузнецов: Почему получается, что вот этот участок удалось, большой очень, хорошо сделать?

Кирилл Янков: Вот это большая загадка. Видимо, тут роль субъективного фактора: организация, на балансе которой дорога, кто ее строил, как там губернатор, насколько он уделяет внимание качеству дорог, – вот совокупность субъективных факторов, к сожалению, играет ключевую роль.

Оксана Галькевич: Кирилл Вадимович, а нельзя это как-то, знаете, административно? Эти люди, субъективные факторы вот эти, они же, субъективные факторы, подписывают договор, понимаете, где берут на себя определенные обязательства, говорят: «Обязуюсь определенное качество обеспечить, эксплуатацию в течение...»

Петр Кузнецов: Субъективный фактор сделать единым, единым стандартом.

Оксана Галькевич: А потом это как-то вот получается... Вот можно это договором отрегулировать?

Петр Кузнецов: И контроль, и организацию одну?

Кирилл Янков: Нужно, нужно и договор, и чтобы организация отвечала потом в течение жизненного цикла, там есть разные нормативы, все это, конечно, нужно. Но хочу в целом сказать, что качество дорог в стране все-таки за последние 20–30 лет улучшилось, дороги сейчас лучше, чем они были в конце прошлого века.

Оксана Галькевич: Да, это правда, но нам хочется еще больше, еще лучше.

Петр Кузнецов: Но это опять же с контролем связано, с чем связано?

Кирилл Янков: Это связано и с тем, что больше денег стало, и больше контроля стало...

Петр Кузнецов: Прозрачнее стало?

Кирилл Янков: Да-да-да. Заметьте, уголовные дела по откатам и нарушениям при дорожном строительстве – это не редкость, их довольно много.

Петр Кузнецов: И ответственности, наверное, местных властей, те же самые губернаторские рейтинги теперь включают в том числе и состояние дорог местных.

Сергей, Новгородская область.

Оксана Галькевич: Да. Здравствуйте, Сергей, слушаем... А, сорвался звонок, к сожалению.

Петр Кузнецов: Сергей уехал.

Оксана Галькевич: Ох, ну что ж... Кирилл Вадимович, просто нам-то хочется, чтобы, понимаете, таких дорог становилось еще больше, чтобы это прямо было вот совсем очевидно, ну потому что...

Петр Кузнецов: Каких, платных?

Кирилл Янков: Нет, не платных.

Оксана Галькевич: Хороших бесплатных дорог.

Петр Кузнецов: Будущее за платными дорогами все-таки?

Кирилл Янков: Я считаю, что будущее...

Петр Кузнецов: То есть их все будет больше с достойной при этом конкуренцией с бесплатной дорогой?

Кирилл Янков: Вот смотрите, будущее за тем, что будет платность при проезде по всем дорогам. Акциза, видимо, тоже не будет, будут в основном электромобили, там акциза не возьмешь с электричества, а будет платность за то, сколько километров ты проехал, неделя, месяц, год, вот за чем будущее. Но не скоро, я думаю, что это лет через 10–15, не раньше, страна к этому придет.

Оксана Галькевич: Подождите, а вы как член Общественного совета при Минтрансе России говорите это не просто в качестве какой-то фантастики, да, транспортно-дорожной, а это обсуждается уже, вот эта схема?

Петр Кузнецов: Про электромобили?

Кирилл Янков: Ну, это на экспертном уровне, конечно, обсуждается.

Оксана Галькевич: На экспертном уровне обсуждается? Это очень интересно. Спасибо.

Петр Кузнецов: Но транспортный налог не исчезнет?

Кирилл Янков: Посмотрим.

Петр Кузнецов: Обсуждается?

Кирилл Янков: Может быть, к тому времени и исчезнет.

Петр Кузнецов: Ой, скорее бы.

Кирилл Янков: Все может быть.

Петр Кузнецов: Спасибо большое, спасибо.

Оксана Галькевич: Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России, – спасибо большое, Кирилл Вадимович.

Друзья, впереди у нас «Несерьезные новости».

Сумма будет зависеть от дня и времени суток, а оплатить можно потом - через сайт