Татьяна Подберецкая: Управляющая компания – не благотворительная организация, она должна работать за те деньги, которые вы платите
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/dorogoe-zhkh-62623.html
Тамара Шорникова: Продолжаем. Мы в прямом эфире, это программа «ОТРажение».
Счета за коммунальные услуги, скорее всего, вырастут. В многоквартирных домах изменилась методика оплаты расходов на общедомовые нужды: отопление, освещение, работа лифтов, вода и все остальное на т. н. площадях общего пользования. Если раньше возможную разницу между тем, что жильцы платили по нормативу, и теми фактическими расходами, которые требовались на обслуживание дома, оплачивала управляющая компания из своего бюджета, то теперь все траты ложатся на наши плечи.
Вопрос, что делать с соседями-должниками – придется платить теперь за того самого парня? Тоже будем это обсуждать. Что теперь заставит управляющую компанию позаботиться о том, чтобы трубы не протекали? Расход воды теперь не ее головная боль. Будем обсуждать и это.
А еще такое нововведение: управляющую компанию теперь тоже сложнее поменять, за это должны проголосовать не меньше половины жильцов дома, попробуй собери.
Татьяна Подберецкая у нас в студии, член-корреспондент Академии жилищно-коммунального хозяйства, эксперт в сфере ЖКХ. Здравствуйте, Татьяна Георгиевна.
Татьяна Подберецкая: Добрый день.
Тамара Шорникова: Давайте начнем, собственно, со счетов за коммунальные услуги. Многие эксперты говорят, что все-таки наверняка вырастут. Давайте о новом подходе. Зачем он был нужен?
Татьяна Подберецкая: На самом деле вот оплата за ОДН давным-давно существует как таковая. В Москве, например, все эти оплаты входили в стоимость «Содержание и ремонт жилого фонда» конкретно, т. е. там и оплата за электроэнергию была, за общедомовую, там была оплата за воду, которая потреблялась для общих нужд, т. е., по сути, 5% специально из этой суммы. Поэтому в Москве это давно существует.
Отопление, к сожалению или к радости, не знаю, как сказать, но на самом деле отопление общедомовое ведь входит сегодня, у нас все тарифы рассчитываются на жилую площадь, т. е. приведенная жилая площадь, в которой есть в т. ч. и отопление. Поэтому говорить о том, что сегодня что-то изменится... Ну, меняется у нас каждый раз все, потому что растут тарифы, растет потребление.
Тамара Шорникова: Ага. Подождите, многие эксперты говорят вот о чем: платили по нормативу, разница между тем, какой норматив установлен и сколько условно воды использовали, эти трубы в подъезде и т. д., оплачивала управляющая компания. Теперь и эту разницу разделят между жителями и мы это тоже оплатим, а нормативы, как говорят опять-таки ваши коллеги, были занижены, поэтому платили мы меньше. Согласны с этим?
Татьяна Подберецкая: Трудно сказать. На самом деле по воде, насколько я знаю, водосчетчики стоят давным-давно, платят, по сути, по счетчикам. Так что говорить о том, что стало по-другому или не по-другому, это другой разговор. Сегодня разговор идет о водоотведении как таковом, насколько я понимаю. Но в принципе сколько воды потреблялось по прибору учета, столько ее и отводили как бы, т. е. независимо от того, пользовались вы этим или нет, там никакой разницы в этом совершенно не было.
На сегодняшний день, насколько я понимаю, полив домов, полив территорий придомовых, мытье полов, которое у нас было, в смысле которые входили, правильно вы говорите, в общую сумму по содержанию и ремонту жилого фонда, эти суммы там отражались. Сегодня наверняка их пытаются вывести и говорят о нормативах. Норматив на самом деле по воде, я не думаю, что он занижен был. Другой разговор, сколько собиралось за это денег и как платили за это... Это были совершенно другие моменты.
Тамара Шорникова: Хорошо, вот два дома условно, современная многоэтажка, энергосберегающие технологии, лампочки определенные, трубы новые, и тот же самый многоквартирный дом, но советского года выпуска, с текущими трубами, с обычными лампочками Ильича и т. д. Нормативы везде одинаковые?
Татьяна Подберецкая: Ну, вообще, на самом деле по электроэнергии, опять вернемся к этому, по электроэнергии давным-давно стоят приборы учета и все учитывается. Учитывается как конкретно потребление каждого жителя в каждой квартире, так и приборы учета на общедомовые нужды. Эти деньги тоже входили в тарифы по содержанию и ремонту жилого фонда и оплачивались управляющей компанией.
Тамара Шорникова: Управляющей компанией.
Татьяна Подберецкая: Управляющей компанией из тех денег, которые собирали за содержание и ремонт жилого фонда.
Тамара Шорникова: Прекрасно. А теперь нам говорят, что это будем оплачивать мы.
Татьяна Подберецкая: А теперь это будет вводиться, да. На самом деле я думаю, что это совершенно правильно, я так думаю на самом деле.
Тамара Шорникова: Почему?
Татьяна Подберецкая: Посчитать это легко. Если у вас есть общедомовой счетчик и есть у каждого приборы учета, например, будем говорить, по электроэнергии, то разницу эту посчитать немного, там не такие большие расходы получаются. Да, будут расходы, но они не будут такими большими. Например, на 10 тысяч квадратных метров это где-то получается 63 тысячи, ну по 63 рубля, например, на метр квадратный будет доплачиваться, не такие большие деньги.
Тамара Шорникова: Ага. Хорошо.
Вот нам рекомендуют ваши коллеги, как, собственно, снизить свои затраты на общедомовые нужды. Нужно теперь, во-первых, проверить, где какие счетчики стоят, для этого нужно на сайт определенный зайти или у управляющей компании эту информацию взять. А еще проверить, не подключились ли соседи как-то вот, какие-то магниты не поставили и т. д.
Татьяна Подберецкая: Слева и справа? На самом деле я думаю, что здесь совершенно другой подход должен быть. Во-первых, надо действительно проверять счетчики, которые стоят, т. е. вызывать специалистов, которые должны посмотреть, сделать поверку и сказать, что да, счетчики ваши работают нормально. Те же специалисты и скажут, подключены либо не подключены какие-то другие к этому счетчику источники, это первое. То есть это не такая большая проблема.
Если у вас... В любом случае, если мы сегодня хотим говорить об экономии, то, например, по электроэнергии, значит, надо устанавливать датчики на движение, чтобы, например, не было больших затрат при постоянном... чтобы постоянно не горели лампочки, это тоже, вот здесь экономия нужна.
На сегодняшний день очень многие, «Мосэнерго», например, они установили счетчики, которые, по сути дела, считывают все показания в удаленке, и они видят все затраты, которые имеют место быть, и проверить это совершенно не сложно. Они считывают счетчики как жителей, как конкретного каждого человека, так и конкретных общедомовых счетчиков. Поэтому тут на самом деле все можно посчитать.
Можно посчитать все по воде. Если в каждой квартире стоит счетчик, если есть общедомовой счетчик и всегда разница между тем, что потребило население и что конкретно выставили, всегда можно посмотреть. Это не большая проблема, для этого надо что делать сегодня? Как мы все сегодня говорим, нужно делать на сегодняшний день обязательную систему учета, автоматизированную систему учета, и тогда все будет понятно и не надо будет никуда бежать, не заглядывать в какие-то там, извините, на сайты, потому что все будет совершенно понятно, ты сам видишь, как это снимается, и вывести это на сервер либо управляющей компании, которая есть, и ты всегда можешь увидеть, какие там затраты есть. Здесь нужна модернизация, обязательная модернизация систем как энергоснабжения, так и систем водоснабжения.
Тамара Шорникова: Татьяна Георгиевна, про модернизацию и информатизацию. Самарская область: «У нас подъезд не отапливается, даже батареи сняли, а оплачивать приходится».
Татьяна Подберецкая: Потому что у них оплата находится не отдельно, а оплата у них сидит в системе, как я и сказала, оплата в жилой фонд. Почему у них сняли? Значит, в управляющую компанию надо обращаться по данному вопросу. Оплачивать... Ведь дело в том, что подъезд оплачивается не оплачивается, но все расчеты ведутся на общие, общий расчет, объем дома, на общее потребление дома, поэтому они уплачивают все.
Тамара Шорникова: Нужна модернизация.
Татьяна Подберецкая: Нужна модернизация.
Тамара Шорникова: За чей счет?
Татьяна Подберецкая: Ну, во-первых, любая модернизация может быть не только за счет жителей, как вы думаете, она в основном должна быть за счет поставщика, потому что это он заинтересован правильно учитывать, правильно собирать, получать свои деньги, и только после этого мы можем говорить о том, кто еще в этой ситуации должен участвовать. Я думаю, что и государство может... Кстати, и государство сегодня выделяет огромные деньги, надо их выделять не только на системы, как сегодня говорят, там у нас замена труб, которые постоянно меняют-меняют, и все равно 80% износа, непонятно, куда они уходят, а может быть, как раз именно в дома вложить эти деньги в том числе? Совместно. Жители вкладывают свои деньги как собственники, копеечные на самом деле, там не такие большие затраты, но и государство должно помогать в этой части.
Тамара Шорникова: Послушаем телезрителя. Роман, Брянск. Здравствуйте, Роман.
Зритель: Добрый вечер, любимая программа, любимый канал ОТР... Алло?
Тамара Шорникова: Мы вас слушаем, говорите.
Татьяна Подберецкая: Да-да.
Зритель: Хорошо.
Будьте любезны, вот ваш уважаемый эксперт говорит то, что можно сравнить показания общедомового прибора учета с показаниями приборов учета индивидуальных. Я вот председатель совета многоквартирного дома в городе Брянске. Каким же образом, если нет дистанционного снятия приборов учета... ? На электронке я согласен, сейчас, да, действительно, ресурсоснабжающая организация обеспечивает постановку приборов учета, которые обеспечивают снятие дистанционно. Водяные счетчики такой возможностью не обладают, а по закону проникнуть в жилище, чтобы сверить показания учета, практически невозможно.
И возникает постоянно дисбаланс, и этот дисбаланс, я вот не согласен с вашим экспертом, даже по электроэнергии в нашем доме потребляется по ОДПУ 10 тысяч киловатт, при этом жильцы указывают в квитанциях, причем с учетом того, что некоторые вообще просто не платят, там начисляется по среднемесячному потреблению, 6 тысяч киловатт. Извините, 4 тысячи киловатт дисбаланс, умножаем на стоимость электроэнергии, 12 тысяч рублей возникает.
Делим на общую площадь помещений в доме, 3 тысячи, и получается на квартиру, вот сейчас мы платим по нормативу, я плачу, у меня квартира хрущевка, 56 квадратных метров, я плачу порядка 40 рублей, я буду платить 250 рублей только по электроэнергии, это не считая воды. Возникает вопрос – что-то несостыковка в ваших изречениях, прошу прощения.
Тамара Шорникова: Да, спасибо вам.
Татьяна Подберецкая: На самом деле, если вы платите по нормативу, как вы говорите, значит, ваш весь дом должны тоже так заплатить в этой ситуации по нормативу, поэтому там надо снимать показания. Если их нет по удаленке, то они все равно есть на счетчике. Они есть общедомовые, где могут учитываться все показания, как квартирные, так и общие затраты в том числе. Вычитаются из общих затрат конкретно ваши по вашим квартирам, которые вы потребили и заплатили, а оставшаяся часть является общедомовой. И тогда не будет у вас по 250 рублей, это первое.
Во-вторых, уже давно существуют счетчики холодной воды, которые имеют автоматизированную систему учета. Они давно существуют, и они давно есть, просто надо внимательно посмотреть вот этот опыт, который существует в других городах. Причем это, поверьте мне, совсем не такое дорогое удовольствие. Я просто этим много занималась, и я хорошо знаю об этом.
А 250 вы платить не должны, потому что если вычтите все ваши показания, сумму ваших показаний счетчиков из общего показания этого дома, то вы увидите, что там совершенные копейки.
Тамара Шорникова: Татьяна Георгиевна, вот еще раз, сейчас у людей фиксированная сумма, нормативы, вот столько они платят. Есть переживания: если нормативы все, уже отбрасываем в сторону, оплата должна производиться по факту соответственно новому постановлению...
Татьяна Подберецкая: По счетчикам, приборы учета надо ставить.
Тамара Шорникова: Не будет ли соблазна запихнуть какую-то колоссальную разницу и поделить между жильцами? Условно, сколько там фактически воды утекло? Сколько жителей использовали?
Татьяна Подберецкая: Соблазн будет. Еще какой соблазн! Однозначно. Потому что надо обязательно, в первую очередь надо ставить приборы учета. Если мы говорим сегодня о том, что сегодня идут новые правила по ОДН, как они говорят, значит, обязательно надо ставить приборы учета. По прибору учета никогда не будет разницы большой, это точно, на 100%.
А если по нормативам, то да, потом в конце посчитают все свои потери поставщики, все потери по электроэнергии в проводах, не знаю, во всех своих установках, они посчитают и добавят это все в конце года, в конце года пересчитают и скажут: «Ребята, доплатите вы нам вот такую-то сумму денег». Кстати, так очень часто делают тепловики, тарифы за отопление: «Ребята, перерасчет есть у вас». Если у вас есть приборы учета, то там гарантии, что что-то отстоять можно; если только нормативы, однозначно будет у вас перерасчет по теплу.
Тамара Шорникова: Вологодская область: «На первом этаже свет включен днем и ночью, а высчитывают со всех жильцов. Счетчики общие надо на каждом этаже ставить», – такое предложение.
Татьяна Подберецкая: Ну нет, это на самом деле... Здесь надо просто обратиться в управляющую компанию. Зачем ставить счетчики на каждом этаже? Совершенно излишне. Поставьте систему сбережения, о которой я вам сказала, и все.
Тамара Шорникова: Еще раз, большой дом...
Татьяна Подберецкая: Ну какой бы дом большой ни был.
Тамара Шорникова: Большой дом, договориться сложно...
Татьяна Подберецкая: А не нужно договариваться.
Тамара Шорникова: На одном этаже днем и ночью такой-то свет, лампочки Ильича. Нет общей концепции у дома, нет одного дизайнера, скажем так.
Татьяна Подберецкая: А у них есть управляющая организация?
Тамара Шорникова: Вологодская область, напишите нам, есть у вас управляющая организация или нет.
Татьяна Подберецкая: Если у вас есть управляющая организация, это дело управляющей организации. Она должна быть заинтересована как в экономии, так и в установке дополнительного оборудования, которое позволяет экономить электроэнергии. И тогда лампочки Ильича не будет, т. е. там должно быть везде одно и то же, в подъезде точно.
Тамара Шорникова: Так, Любовь, Санкт-Петербург. Здравствуйте, Любовь.
Зритель: Здравствуйте.
Я хотела бы задать такой вопрос. Я пенсионер, инвалид II группы, мне 67 лет. Вот Путин говорил, что пенсионеры после 65 лет освобождаются от уплаты коммунальных услуг.
Татьяна Подберецкая: Нет...
Зритель: Я ходила в жилконтору, хотела уточнить, но, естественно, конкретного ответа не получила. Хотелось бы очень знать.
Татьяна Подберецкая: Нет такого сегодня правила, чтобы пенсионеры после 65 лет освобождались от оплаты коммунальных услуг. Если вы инвалид или имеете какие-то дополнительные льготы, то вы можете получать эту льготу. Но чтобы после 65, такого нет. Да, сегодня после 80 лет освобождаются пенсионеры от уплаты взносов за капитальный ремонт, но общие коммунальные услуги мы с вами платить должны.
Тамара Шорникова: Это факт, да.
Что касается еще одного нововведения, чтобы поменять управляющую компанию, теперь нужно заручиться поддержкой не менее чем половины голосов, достаточно было 25% раньше. Зачем это сделано?
Татьяна Подберецкая: Нет, раньше было так же, было 50% от тех собственников, которые пришли на собрание, т. е. кворум считался состоявшимся. На сегодняшний день принято решение, да, вы правильно прочли, вы сказали, что только от всех собственников. Как ни собиралась половина от этой, так не соберется половина другой. На самом деле от общего количества собственников – это 100% гарантия, потому что люди рассчитывают на нашу сознательность, на новые сегодня возможности голосования. В знаете, да, есть такое, на чате, в интернете и т. д., то есть необязательно присутствие человека на этом собрании, можно таким образом проголосовать. Рассчитывают на великую сознательность всех наших жителей.
Но, к сожалению, я могу единственное сказать, что повлечет за собой это решение? Если мы с вами не можем собраться и 50% от всех собственников не проголосуют, муниципалитет должен назначить свою управляющую организацию, которая будет управлять вами до тех пор, пока вы наконец не соберетесь. Никогда не соберетесь – значит, у вас всегда будет МУ, ГБУ и все что угодно, но только не по вашему желанию. Не захотели собраться – значит, полу́чите муниципальную управляющую компанию, назначенную муниципалитетом. Она может быть частной, может быть …, перечень конкретный организаций, которые могут быть привлечены к этому, по какому-то конкурсу или по какому-то аукциону, но в результате вы никогда не получите нормальную управляющую организацию. К сожалению, я не думаю, что вот эта норма приведет к улучшению в управлении жилищно-коммунального хозяйства.
Тамара Шорникова: Давайте еще Наталью послушаем, Астрахань. Наталья, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Вот, вы знаете, я совершенно с вами согласна. Вот вы в начале передачи сказали: тот, кто платит, заплатит за себя и за того парня. Вот эти все «коммунальные сюрпризы» на это и рассчитаны. Зачем бороться с должниками управляющей компании или той компании, которая подает ресурсы? Легче содрать с того, кто платит, вот и все. Распределят вот это количество неоплаченных предоставляемых ресурсов между всеми, и я заплатила за себя, и получится, я уверена, что я заплатила за своего же соседа, который не платит. Вот совершенно согласна я с ведущей, которая в начале сказала «заплачу за себя и за того парня». Вот мое мнение, и, поверьте, это мнение очень многих.
Тамара Шорникова: Да, Наталья, спасибо.
Татьяна Подберецкая: Я могу немножечко с вами... Я спорить с вами в этой ситуации не буду, потому что и вы правы, и я тоже права. Дело в том, что все неоплаты и все потери компании-поставщики потом закладывают в следующие тарифы, и понятно, они ущерба не несут. То есть мы платим все, не только вы за своего парня, а, допустим, платим за всех остальных, которые не заплатили, за потери, которые понесла организация-поставщик, не управляющая организация: тепловики, водоканалы, «Мосэнерго», «Росэнерго», не важно, какая компания поставляет электроэнергию. Только так работает эта система, а не то, что вам специально за вашего соседа распределят, – за вашего соседа распределят на всю страну. Так что в этом плане я с вами соглашусь, но несколько другая форма просто оплаты.
Тамара Шорникова: «У нас 5 этажей, подъезд моют одним ведром воды один раз в месяц», – Новгородская область. И под этим сообщением ворох других с недовольством в адрес управляющих компаний, тех, кто обслуживают дома. Почему так много недовольства? Так много было разных нововведений в этой сфере, и так пробовали подходить, и так, а по-прежнему большинство откликов негативные.
Татьяна Подберецкая: Есть такое понятие, как норматив. У вас должны мыть в любом пятиэтажном доме либо в многоэтажном доме только первые два этажа, первый этаж и второй этаж. Дальше все остальное убирается либо раз в неделю с согласия системы график, либо раз в месяц на самом деле, поэтому у вас и получается, что вы недовольны всем этим.
Дело в том, что в нормативе предусмотрен именно такой порядок уборки, и такие же деньги заложены в нормативе конкретно. Вот у вас заложено, допустим, 10 тысяч на весь дом пятиэтажный, ну понятно, за 2 тысячи рублей, конечно, будут убирать так, как убирают, т. е. туда входит и стоимость воды, и зарплата уборщицы, и т. д. Поэтому здесь по-разному подходят к этому вопросу.
Некоторые дома, которые берегут свой дом, любят свой дом, делают проще: они собираются, принимают решение, доплачивают, в смысле говорят, что «мы хотим, чтобы у нас убирались снизу доверху и не одним ведром воды». Им дают расчеты, сколько это будет стоить, они согласовывают эти расчеты и готовы получить...
Тамара Шорникова: Готовы ли доплачивать?
Татьяна Подберецкая: Они согласовывают и доплачивают, конечно. То есть они доплачивают это не кому-то на руки, не кому-то передают просто, знаете, в конверте, а это просто оплачивается. Им делается эта работа, именно этому дому, именно этому подъезду делается работа в полном объеме, она входит в квитанции, т. е. там четко оплачиваете, прямо написано «Дополнительные работы». Проблем нет в этом.
Тамара Шорникова: Как узнать подробности, нюансы всех этих нормативов, сколько ведер воды должны использовать уборщики, сколько этажей убирать, какие лампочки с какой периодичностью менять и т. д.? Все это мы можем прочитать где?
Татьяна Подберецкая: Есть правила у нас, правила обслуживания многоквартирных домов и вообще домов. У нас дом больше трех квартир уже считается многоквартирным. Есть правила обслуживания у нас, и там как раз написана периодичность уборки, какой порядок. Там все расписано, 290-е постановление.
Тамара Шорникова: 290-е постановление. И управляющая компания если с ними не справляется, как действовать жильцам?
Татьяна Подберецкая: Если управляющая компания не справляется с этим, во-первых, пишется претензия управляющей компании для начала, чтобы прийти, значит, пишется претензия, что не выполняются такие-то и такие-то работы. Если компания продолжает не справляться со своими обязанностями и не дает объяснений причин создавшейся ситуации, то ее надо просто переизбирать. Но я думаю, что с новым законом, который у нас сегодня есть, когда 50% собственников, и переизбирать никого не придется – будут одни муниципальные предприятия. Тогда так будет.
Тамара Шорникова: Да, к сожалению.
Давайте послушаем еще один телефонный звонок. Зинаида, Московская область. Здравствуйте, Зинаида.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.
Зритель: Вот у меня такая ситуация. У нас поступают платежки, в которых мы платим, вот отдельно я плачу за свет, за газ, за воду, и нам еще начисляют помимо, в квиточках это. И я еще помимо плачу по 5–6 тысяч в квиточке.
Сегодня поехала в Красногорск, там мне объясняют... У меня счетчик, а получается, я еще должна им 5 600, долг у меня за горячую воду. Я спрашиваю, почему, я оплачиваю ежемесячно все, почему у меня такой большой долг? Это только вода. Они сказали: «У вас прописанных 11 человек, выписывайте». Я говорю: как я могу своих детей и внуков, они у меня все здесь прописаны, куда я их выпишу?
И вот они начисляют вот таким образом, и, получается, с апреля месяца у меня долг висит. Но я еще помимо плачу по счетчику, это только вода, точно так же в теплосети, я так думаю, туда тоже мне нужно сходить...
Тамара Шорникова: Зинаида, мы честно с Татьяной Георгиевной переглядываемся, пытаемся вникнуть в историю, много составляющих в этой истории... Татьяна Георгиевна, вам стало понятнее?
Татьяна Подберецкая: Да. Я насколько поняла, что, если у вас есть приборы учета, которые стоят на горячую, на холодную воду...
Зритель: Да.
Татьяна Подберецкая: Если у вас эти приборы стоят, то никто не может с вас потребовать дополнительной оплаты по нормативу за всех проживающих, потому что ваш счетчик указывает тот объем продукта или того ресурса, который вы потребляете, если у вас стоит счетчик. Если у вас счетчика нет в квартире на какой-то вид, например на воду, то вам будут начислять по нормативу, а норматив считается, конкретная определенная норма на одного человека, тогда на всех прописанных вам будут дополнительно выписывать какие-то квитанции. Если приборы учета стоят на воду, на горячую воду, если у вас прибор учета стоит на электроэнергию, никто не может вам написать никаких дополнительных квитанций.
Тамара Шорникова: Хорошо, Зинаида обратилась в одну из инстанций, дальше какой алгоритм?
Татьяна Подберецкая: Во-первых, надо не просто обращаться, надо писать заявление. Если они не среагируют на заявление, отправьте заявление в жилищную инспекцию, собирайте комиссию, чтобы этот вопрос решили. Если нет, подавайте в суд. Четко вам говорю, что никто больше вам лишнего предъявлять не будет, если только все, что вы сказали, именно так и обстоит.
Тамара Шорникова: Хорошо. И успеем еще пару вопросов по SMS. Омск: «Отключили горячую воду планово на неделю, уже месяц нет горячей воды», – тоже определенные нормативы должны быть, сколько... ?
Татьяна Подберецкая: На самом деле сегодня существует порядок...
Тамара Шорникова: Фактический период должен быть.
Татьяна Подберецкая: ...который, да, определяет период отключения. Если они не включили горячую воду, то, в конце концов, можно написать заявление и заставить, уже будет у вас моральный ущерб, конечно, в этой части, по сути дела, либо разобраться с причинами отключения столь долгого. То есть отвечать должен тот поставщик, который поставляет вам это тепло, и он должен возместить те моральные ваши страдания, которые имеют место быть.
Тамара Шорникова: Да. И из Москвы, тут не вопрос, скорее комментарий: «Не будет выгодно теперь управляющим компаниям что-то ремонтировать в доме, те же трубы, потому что расходы теперь действительно будут исключительно на жителях». Вы согласны, что вот такое последствие?
Татьяна Подберецкая: Я совершенно с этим не согласна, совершенно не согласна, потому что управляющая компания для того, чтобы всего этого не было. Ее замучают, конкретно эту компанию замучают штрафами, и она не только не заработает себе на хлеб, извините, она просто перестанет существовать на этом рынке. Так что нет, это далеко не так.
Еще раз москвичам я могу сказать, что все ваши затраты, все затраты по коммунальным платежам, дополнительная вода на уборку, электроэнергия в подъездах – они все сидят у вас, вот конкретно в Москве, в содержании и ремонте жилого фонда, из которых оплачивает управляющая компания. Конечно, нужно вносить коррективы, потому что управляющая компания не благотворительная организация, она должна выполнять работу за те деньги, которые вы платите, тогда в этом случае у вас будет порядок.
Тамара Шорникова: Ох, Татьяна Георгиевна прямо адвокат дьявола сегодня у нас в эфире для многих телезрителей, мне кажется, судя по негативным отзывам о работе тех или иных управляющих компаний. Но такое мнение.
Татьяна Подберецкая, член-корреспондент Академии жилищно-коммунального хозяйства, эксперт в сфере ЖКХ. Спасибо за разговор.
Татьяна Подберецкая: Спасибо.
Тамара Шорникова: Через пару секунд будем говорить о лечении. Многие из нас, оказывается, хотят больше исследований. Каких и почему, узнаем.