Достижения и проблемы российского машиностроения

Гости
Дмитрий Екимов
директор Рязанского завода автофургонов
Дмитрий Курочкин
вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ

Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». Как всегда по вторникам, в половине третьего по московскому времени, рассказываем о российских предприятиях, показываем продукцию, которую они производят, рассказываем о людях, которые там работают.

И сегодня поговорим вот о чем. Как компании повышают производительность труда? Как они выходят на международный рынок? И какая помощь от государства компаниям необходима в такой сложный период?

В качестве примера будет сюжет о компании «Центртранстехмаш». Это Рязанский завод автофургонов. У меня сейчас на связи два эксперта – это Дмитрий Екимов, как раз директор Рязанского завода автофургонов, и Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты России. Здравствуйте.

Давайте посмотрим сюжет из Рязани, а потом поговорим.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Это был сюжет моего коллеги из Рязани Дениса Демешина.

Ну что, мы возвращаемся в студию и начнем беседовать. Пока мы смотрели сюжет, очень много сообщений такого характера: «Рязанцы – молодцы! Так держать!» Дмитрий Сергеевич, как удалось сохранить производство, да еще и по 60 фургонов в сутки выпускать, за две смены?

Дмитрий Екимов: Ну, на самом деле вопрос о сохранении производства не стоял. Мы достаточно ритмично развиваемся. Да, тяжело, времена сейчас не совсем благоприятные, но тем не менее мы двигаемся, стараемся заниматься.

Марина Калинина: Ну а как вы себя чувствуете сейчас во время пандемии? Что изменилось на предприятии? Как было и как стало?

Дмитрий Екимов: Нам пришлось адаптироваться к дефициту сотрудников нашего официального штата, потому что много людей на больничных листах находятся. Лечение достаточно длительное время проходит. Соответственно, проблемы с этим есть. Но все проблемы решаемые. Соответственно, мы, чтобы болезнь не распространялась, определенные новые правила ввели на предприятии. Это и применение масок, дополнительных антисептиков для рук, замер температуры сотрудники охраны проводят. Соответственно, такие общепринятые меры мы сейчас принимаем.

Марина Калинина: Скажите, а проблема только связана с тем, что сотрудники болеют? Или поставщики, например, каких-то комплектующих тоже подводят в это время? Или как?

Дмитрий Екимов: Ну, есть вопросы и по поставщикам. Все жизненные процессы и у нас происходят. То есть такого, чтобы наш завод был как-то индивидуально… Есть, конечно, индивидуальные вопросы и проблемы, но больше они общего характера, такие как рост валютной пары по отношению к рублю, общее подорожание материалов у поставщиков, которые мы вынуждены применять на производстве. Все вопросы общего характера.

Марина Калинина: Дмитрий Николаевич, вот такие вопросы общего характера вообще как можно решить? Потому что все страдают сейчас, не самое лучшее время, не самое простое. Вот что со своей стороны Торгово-промышленная палата может предложить в помощь?

Дмитрий Курочкин: Добрый день, Марина. Я думаю, если бы мы были в студии, то вы могли бы уже любое желание загадывать между двумя Дмитриями.

Марина Калинина: Да.

Дмитрий Курочкин: А сегодня, если говорить серьезно, я могу сказать, что мы как система торгово-промышленных палат занимается одновременно решением как раз тех оперативных, скажем так, сиюминутных вопросов и задач, о которых Дмитрий Сергеевич только что говорил. И в значительно большей степени вопрос задач системных, которые бы позволили сделать в целом нашу экономику более конкурентоспособной и в конечном итоге перейти на новые инновационные модели развития.

Если говорить более конкретно, то мы совместно с Правительством, с нашими федеральными органами исполнительной власти очень много сделали для того, чтобы сохранить ритмичную работу наших промышленных предприятий. Мы своевременно подготовили целый ряд предложений совместно с нашими отраслевыми союзам и ассоциациями.

На мой взгляд, именно благодаря этой слаженной работе бизнеса и власти у нас не произошло обвала. По крайней мере, в промышленном производстве у нас не наблюдался такой спад, как в других странах, который мог бы быть при другом сценарии развития нашей ситуации.

Марина Калинина: Дмитрий Сергеевич, я так понимаю, что сейчас вы себя более или менее хорошо чувствуете. Я имею в виду – и спрос у вас есть, и продукция выпускается. А что дальше? Вот какие планы у вас на перспективу? Куда развиваться?

Дмитрий Екимов: Планы на перспективу? Это наращивание масштабов производства. Соответственно, без какой-то помощи государства мы здесь тоже долго, наверное, не сможем противодействовать этим моментам. Присутствуют такие моменты, как… Я знаю, что в Минпромторге сейчас активно обсуждается увеличение утилизационного сбора, для того чтобы отечественным поставщикам помочь со сбытом. Было бы очень хорошо, если бы в 2021 году принялись повышенные коэффициенты.

Марина Калинина: Дмитрий Николаевич, с этим утилизационным сбором это что за история такая? Расскажите. И что там Минпромторг обсуждает?

Дмитрий Курочкин: Нет, на самом деле таких вопросов сотни, мы их решаем в ежедневном режиме. Но я неслучайно сказал о том, что, прежде чем решить множество частных вопросов, мы должны решить все-таки системные, общие вопросы. И именно с этой целью мы сейчас (мы – я имею в виду систему торгово-промышленных палат) продвигаем создание сети так называемых центров технологического превосходства на базе частных компаний.

Марина Калинина: Это что такое? Расскажите.

Дмитрий Курочкин: Это группа компаний, которые объединены задачами разработки и внедрения уникальных технологий, конкурентоспособных на внешних рынках. Мы как раз на примере сегодняшнего предприятия «Транстехмаш» видели, что это вполне конкурентоспособное предприятие и в достаточно узких технологических нишах перспективных направлений. То есть у нас стратегия научно-технического прогресса, которая прописывает задачу обеспечения нашей конкурентоспособности.

И вот здесь в рамках так называемой дорожной карты в области инжиниринга и промышленного дизайна мы совместно с Минпромторгом являемся соисполнителями программы создания таких центров на региональном уровне. Я считаю, что как раз вот такие предприятия, как «Транстехмаш», вполне могли бы быть задействованы, и задействованы самым активным образом в системе таких центров.

Могу сказать, что в настоящее мы концепцию развития центров уже представили в Минпромторг, она находится на рассмотрении в аппарате Правительства. Цели, как я уже сказал, – это объединить инновационный и производственный потенциал частных компаний с финансовыми и инфраструктурными возможностями государства и институтов развития.

Как вы знаете, вчера произошла такая заметная смена приоритетов, скажем, подверглась существенной корректировке вся система институтов развития. Но смысл заключается в том, что как раз те решения проблем, о которых только что Дмитрий рассказал, они как раз могут быть решены с помощью поддержки государства, в данном случае Минпромторга, в том числе утилизационным сбором. Вот эта система поддержки предусматривает как финансовые, так и нефинансовые механизмы.

Насколько я знаю, предприятие уже работает с Минпромторгом и с Фондом развития промышленности, получает определенные субсидии. Но размер и объем помощи можно существенно увеличить и сделать ее гораздо более разнообразной.

Марина Калинина: Давайте сейчас подключим к нашему разговору телезрителей. Из Санкт-Петербурга нам дозвонился Александр. Александр, здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Спасибо за вашу программу. Рязанцы – молодцы! Торгово-промышленной палате надо пожестче отстаивать интересы таких предприятий. Но меня настораживает то, что мы все-таки остаемся на уровне такого сборочного производства, отверточного. Понимаете? У нас не решены две главные задачи. Первая – коллективная, совместная работа внутри России аналогичных предприятий-поставщиков, хотя бы с замкнутым циклом под руководством наших министерств и ведомств. И второе – надо усиливать правовую базу таких предприятий, которая ясно бы определяла их статус и положение в промышленной политике нашей страны. Понимаете?

Марина Калинина: Да.

Зритель: Они сами себе предоставлены, к сожалению, сегодня. Кто-то вроде бы ими интересуется, подвякивает. А этот директор, в конце концов, сам себе предоставлен и, бедный, крутится и вертится. Поэтому нужно создавать такой единый цикл, замкнутый, так сказать, внутри России, чтобы мы не были зависимы ни по оборудованию, ни по поставкам, ни по комплектующим, ни по несчастным шурупам.

Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш звонок.

Дмитрий Сергеевич, вот такое мнение от нашего телезрителя. Действительно вам этого не хватает? Вам это нужно? Что вы сами себе предоставлены и, бедненький, крутитесь как можете.

Дмитрий Екимов: Спасибо за поддержку, за теплые слова. Но в действительности это не совсем так. Реальная помощь нам оказывается и в виде субсидий, и в виде программ по повышению производительности труда. Реально у нас программа проходила, сейчас активная фаза. В 2018 году мы начали ею заниматься, в 2019 году проходили все основные моменты. То есть сначала тоже был такой некий пессимизм по поводу этой программы. Вроде как должны специалисты сторонние приехать, помочь нам разобраться. Но на самом деле очень большую работу провели, и самое главное – плодотворную.

И вот то, что я говорил в самом начале, в презентации: у нас реально производительность труда выросла на 33%. И это именно при интересе и поддержке государства в виде федерального центра компетенций, нашего регионального центра компетенций. Соответственно, те субсидии, которые мы сейчас получили и осваиваем – от Центра развития производства.

Марина Калинина: Дмитрий Николаевич, видите, как наши зрители считают? Что вам надо жестче отстаивать интересы таких компаний. Ну, не только таких, но и многих других.

Дмитрий Курочкин: Насколько жестче – это пускай уже сами предприятия решают. Я могу сказать, что мне, например, практически еженедельно приходится бывать на предприятиях. Как раз решением таких достаточно острых проблем и приходится заниматься. Как раз именно об этом я и говорил. Центры технологического превосходства должны оказывать комплексные инжиниринговые услуги в рамках всего так называемого жизненного цикла технологий для решения серьезных проектов.

Что касается замкнутости, сборочного, отверточного и прочих производств. Опять-таки должен сказать, что мы в последние два года инициировали целую систему развития так называемых промышленных кооперационных в рамках Евразийского союза. У нас есть соответствующее соглашение с Минпромторгом.

О чем идет речь? Ведь каждое из государств-членов Евразийского союза имеет свою систему поддержки собственных предприятий, субсидирования и так далее. Но те предприятия, которые осуществляют совместные проекты, интеграционные проекты, операционные проекты, – парадоксально, но они таких льгот не имеет. И никто не поощряет организацию совместных производственно-сбытовых цепочек. Нет системы финансирования такого рода проектов.

Поэтому мы в этом году, именно мы как Торгово-промышленная палата (это насчет того, чтобы жестче отстаивать интересы предприятий), выдвинули инициативу как раз создания вот такой комплексной системы в рамках всего Евразийского союза. Мы обратились к нашим коллегам из деловых объединений торгово-промышленных палат Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении, нашли у них поддержку, подготовили совместное письмо в сентябре нынешнего года в Евразийскую экономическую комиссию.

И как раз в конце этой недели по результатам этой нашей инициативы уже на площадке Евразийской экономической комиссии мы будем как раз и проводить целую конференцию, которая посвящена мерам государственной поддержки промышленно-кооперационным проектам.

А на прошлой неделе у нас на площадке ТПП проходила встреча с министром экономического развития Максимом Геннадьевичем Решетниковым, которая как раз была полностью посвящена этим вопросам. И намечены уже совершенно конкретные шаги, причем совместные шаги государства и бизнеса.

Марина Калинина: Дмитрий Сергеевич, вот такое сотрудничество с Европейско-Азиатским экономическим союзом – насколько вообще сложно нашей продукции туда попасть, чтобы был спрос?

Дмитрий Екимов: У нас есть опыт экспорта в ближнее зарубежье. В настоящее время мы отправляли наши комплекты для сборки фургонов в Казахстан. В принципе, в основном это упирается в реализацию и в представительство нашей продукции именно за границей. Соответственно, если будет оттуда спрос, при котором помогут нам сотрудники Торгово-промышленной палаты, чтобы наладить какой-то диалог с потребителями ближнего зарубежья, то, в принципе, это бы нам помогло в реализации нашей продукции.

Марина Калинина: Дмитрий Сергеевич, а насколько вообще нашей продукции сложно пробиться на международный рынок?

Дмитрий Екимов: Достаточно сложно.

Марина Калинина: Какая основная проблема?

Дмитрий Екимов: В каждом государстве есть какие-то определенные заградительные санкции по продукции, которая составляет конкуренцию производству в той стране, куда мы ввозим. Соответственно, какие-то бюрократические барьеры, экономические, в зависимости от курса той или иной валюты. В основном это все-таки бюрократические. По качеству мы достаточно высоко себя позиционируем.

Соответственно, о повышении утилизационного сбора я уже сказал. Надеюсь, что это повышение не повлияет на наших клиентов в плане удорожания продукции. Со своей стороны как директор гарантирую высокое качество наших изделий и, соответственно, клиентский подход, который очень важен в процессе эксплуатации автомобилей и надстроек.

Марина Калинина: Дмитрий Николаевич, опять же все упирается в эту бюрократизацию всего процесса. Нельзя ли как-то попроще сделать это все, количество бумаг и так далее, и так далее, чтобы наша продукция могла быть представлена за рубежом, если она действительно хорошего качества и конкурентоспособная?

Дмитрий Курочкин: Во-первых, многое сделано в этой части. Во-первых, мы хорошо знакомы с теми конкретными проблемами, с которыми наши предприятия сталкиваются при сбыте своей продукции и в странах Евразийского союза, и в странах дальнего зарубежья.

Кстати, утилизационный сбор, который Дмитрий упомянул. Опять-таки по нашей инициативе недавно нам удалось решить эту проблему. В Казахстане сложилась ситуация, когда как раз утилизационный сбор для российских предприятий отличался от того, что было намечено для стран дальнего зарубежья. В результате наши производители дорожной и сельхозтехники оказались неконкурентоспособными, и фактически рынок был для них заблокирован. Нам удалось организовать решение этих проблем с помощью Минпромторга, Минэкономразвития, с помощью Евразийской экономической комиссии и обеспечить равные условия.

Повторяю: мы целый комплекс мер наметили, вполне конкретных, которые будут, я надеюсь, поддержаны нашими коллегами, в том числе утверждены на уровне Евразийской экономической комиссии. Но здесь можно речь вести не только о странах Евразийского союза, но и в целом Российский экспортный центр очень много делает. Система единого окна как раз и нацелена на решение тех проблем, о которых вы только что сказали. В последнее время там действительно сделано очень много для упрощения этой процедуры. Делается на самом деле очень многое.

Марина Калинина: Наверное, последний вопрос. Дмитрий Сергеевич, у нас просто время заканчивается, очень коротко. С кадрами есть проблема у вас?

Дмитрий Екимов: С кадрами? Да. Это проблема, наверное, вечная. Но мы стараемся, так сказать, воспитывать кадры. Это те сотрудники, которые к нам приходят на рядовые должности, на рабочие. Мы стараемся их обучать, чтобы они адаптировались к нашему производству. Соответственно, лучшие кадры – это те, которые выращены предприятием.

Марина Калинина: Спасибо вам большое за эту беседу. Как всегда, время пролетело незаметно. Дмитрий Екимов, директор Рязанского завода автофургонов, и Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Ну а прямо сейчас, как всегда, по традиции, – производственные портреты Рязанского завода автофургонов.