Ксения Сакурова: А у нас наступает будущее. Вот в Израиле, например, дрон-курьер впервые доставил клиенту заказанную на дом еду. Параллельно последние несколько месяцев сразу несколько израильских компаний тестируют подобный сервис. Особенно востребованным все это может стать в медицинской сфере для доставки лекарств и анализов в период заболеваемости, конечно, подъема заболеваемости. Это очень хорошее решение. Виталий Млечин: Это в Израиле. Но у нас свои дроны тоже есть. «Почта России» уже в следующем году планирует использовать их для доставки корреспонденции и посылок. Первые тестовые полеты проведут на Чукотке. По итогам эксперимента планируется запустить летательные беспилотники на 20 маршрутах и доставлять с их помощью до 245 тонн почты в год. Дроны позволят в среднем сократить сроки доставки в два раза, а также в перспективе увеличить объемы грузопотока в 11 раз. При этом стоимость логистических сервисов снизится почти в два раза. В перспективе беспилотники могут заменить почтальонов еще в трех регионах: на Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. То есть почтальоны, так сказать, первые кандидаты на замену машинами. Ксения Сакурова: Пока что это все-таки отдельные регионы. Но для развития отрасли уже сейчас создается нормативная база, Правительство утвердило Концепцию интеграции беспилотников в единое воздушное пространство. Согласно документу, все дроны должны будут иметь свой собственный номер. Для них разработают единые правила в соответствии с международными стандартами, специальную инфраструктуру и систему информирования о происшествиях. Потому что главное что? Главное – это, конечно, безопасность. Виталий Млечин: Несомненно. И порядок должен быть. Кирилл Конев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Геоскан», с нами на прямой связи. Кирилл Юрьевич, здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Кирилл Конев: Здравствуйте. Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, с технической точки зрения, вот эти самые дроны, беспилотники – они готовы к тому, чтобы покорят небо, землю, воду и все остальные уголки нашей планеты? Кирилл Конев: Ну, они не просто готовы, а они вполне уже это делают. Другое дело – насколько они способны массово, масштабно проникать в нашу ежедневную жизнь, то есть не быть примененными для решения каких-то отдельных отраслевых задач где-то в отдаленных регионах, а летать здесь с нами, в городах. Соответственно, с этой точки зрения, конечно, дронам предстоит пройти еще некоторый путь. И надо добавить, что, помимо дронов, существенный путь должна пройти инфраструктура, которая будет обеспечивать безопасность полетов. Так как у нас сейчас не существует совсем диспетчеризации дронов, которая могла бы позволить избегать столкновений и обеспечивать как раз безопасность граждан и других, в том числе пилотируемых, воздушных судов, мы ожидаем, что создание именно таких систем в ближайшие годы нам позволит увеличить степень проникновения дронов в экономику. Ксения Сакурова: К слову о столкновениях. Пожалуй, самое запоминающееся испытание беспилотника произошло в 2018 году, его проводила «Почта России» в Улан-Удэ. Дрон должен был пролететь 16 километров до соседнего почтового отделения. Беспилотник поднялся на высоту 200 метров, потерял управление и при падении разбился о стену жилого дома. Ну, вроде наводка от вайфая помешала этому самому полету. Вот сейчас мы сможем… Виталий Млечин: …насладиться этим зрелищем. Давайте посмотрим, как это было. Вот так. Вот что осталось от этого дрона. Ксения Сакурова: Главное, что никто, кроме дрона, не пострадал. Виталий Млечин: Ну, это главное, пожалуй, действительно, но тем не менее. То есть он должен был немножко по-другому полететь, но не вышло. Ксения Сакурова: Кирилл Юрьевич, а в чем проблема? Вот мы видим огромное количество очень крутой военной техники. У нас же есть военные дроны, и мы знаем, что у них все в порядке. Очень много дронов, которые используются для развлечений, для видеосъемки и так далее. Они тоже, кажется, нормально работают. Но почему-то, когда мы пытаемся сделать робота-курьера, робота-доставщика, робота-почтальона, то тут у нас какие-то проблемы. Кирилл Конев: Ну, надо, конечно, отметить, что это опережающие технологии, это то, что называется модным словом disruptive. То есть это технология, которая должна ожидаемо вытеснить многие другие устоявшиеся способы решения хозяйственных задач. Это в целом сравнительно новая история, когда мы говорим о гражданском применении. То есть в «военке» это применяется очень и очень давно. Кроме того, во многом гражданские решения сталкиваются с теми ограничениями, которые для военных в меньшей мере актуальны, например, когда мы говорим про шумовое загрязнение частот, которое часто может приводить как раз к отказу оборудования дронов. При этом надо отметить, что даже проведенный вами неприятный случай с «Почтой России», как мне кажется, уже сейчас повторен не будет, потому что та же «Почта» применяет сейчас компетенции ведущих компаний, которые разрабатывают беспилотники. Мне кажется, что мощный консорциум, который сейчас создается «Почтой России», как раз может подобные технологические риски преодолеть. Это болезнь молодой отрасли. Виталий Млечин: А как может – давайте сейчас узнаем. В Сети есть такой необычный ролик, называется «Русская кибердеревня». И в нем, собственно говоря, рассказывается, как это все могло бы выглядеть где-то в параллельной вселенной, а может быть, даже в недалеком будущем. Давайте посмотрим. ВИДЕО Ксения Сакурова: Ну это все, конечно, в общем-то, юмор. Да, понятно, что это не то чтобы высокие технологии. Вот сейчас спросим. Кирилл Юрьевич, мы будем теперь так жить, да? Виталий Млечин: Нет, давайте по-другому спросим. Ксения Сакурова: Давай. Виталий Млечин: Когда мы будем так жить? Кирилл Конев: Смотрите. Если не брать ракетную тягу, приведенную на видео, мы во многом, в общем-то, так уже и живем, потому что те же дроны очень активно сейчас применяются в сельском хозяйстве, в том, что называется точным земледелием. Соответственно, очень многие компании и на мировом, и на российском рынке сейчас уже представляют именно в сервисной логике услуги по обеспечению точного земледелия с помощью дронов. Ну, не факт, что они будут летать такими кинематографическими косяками, но уже сейчас эта технология применяется. Ксения Сакурова: Тем не менее, вы сказали о том, что первое, о чем нужно сейчас подумать – это инфраструктура. А чего не хватает? Кирилл Конев: В первую очередь не хватает как раз упомянутых мной систем диспетчеризации, систем обеспечения отсутствия коллизий при полетах, соответственно, отсутствия коллизий между пилотируемой и беспилотной авиацией. Понятно, что хотя бы минимальные, какие-то вообразимые риски столкновения беспилотников с большими самолетами даже вообразить страшно. Это совершенно нежелательный вариант развития. Поэтому должны быть созданы такие системы класса Detect and Avoid, то есть «обнаружить и уклониться», и системы Unmanned Traffic Management, то есть системы управления беспилотным трафиком. Соответственно, когда мы создадим систему маршрутизации воздушного движения, аналогичную той, которая существует сейчас для пилотируемых больших самолетов, мы позволим беспилотникам уже совсем глубоко проникнуть в нашу жизнь, и быть уверенными в том, что это проникновение никак не повлияет на безопасность граждан и потенциальную потерю имущества. Виталий Млечин: Из Оренбургской области нам пишут: «Хорошо бы, чтобы дроны доставляли пенсию, а то приходит почтальон без маски с двумя мешками товара. А дрон налегке будет прилетать». А как еще можно использовать беспилотники? Об этом рассказали нам жители Липецка, Самары и Екатеринбурга. Давайте посмотрим. ОПРОС Ксения Сакурова: Вот он, родительский контроль! Оказывается, тоже. Давайте послушаем Александра из Санкт-Петербурга. Александр, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Александр. Зритель: Добрый день, добрый день. Мы должны подходить к этому вопросу очень серьезно. Дело в том, что дроны, которые давно уже используются за рубежом, – это новые формы летательных аппаратов. А чтобы производить летательные аппараты, нужно их не в гаражах делать, как сейчас, а создавать производство, проектирование, эксплуатацию, сервисное обслуживание, финансирование и так далее. Вот так надо ставить вопрос. Дроны, как полезная вещь, будут для страны полезны. А пока мы сейчас спустились на уровень садика, огородика, разбившегося дроника о дом и так далее. Это так и будет. Надо серьезно ко всему подходить и рассматривать, как я повторяю, как новые формы летательных аппаратов, а не просто игрушки. До свидания. Ксения Сакурова: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо, спасибо. Ксения Сакурова: Кирилл Юрьевич, вот вопрос: насколько серьезно подходят создатели дронов к их конструкции? Кирилл Конев: С вашим слушателем, безусловно, следует согласиться. Для того чтобы массово применять, мы должны быть уверены, что это в массовом производстве безопасно. Говоря о нашей компании или о многих других компаниях, которые сейчас присутствуют на рынке, безусловно, сравнивать этот уровень производства с гаражным сейчас уже нельзя. Это крупные чистые фабрики, в значительной мере роботизированные. Говорить о том, что существуют какие-то риски, скажем, с обеспечением качества на таких производствах, сейчас уже затруднительно. Это куда более современные производства, чем средний уровень по стране. Другое дело, что мы, наверное, должны обеспечить некие эффективные процедуры сертификации беспилотных воздушных средств – чего у нас сейчас нет. С одной стороны, это для того, чтобы не замучить молодые компании, которые, в общем-то, стартапы, в тяжелой бюрократической процедуре. А с другой стороны, чтобы пользователи были уверены, что они покупают действительно сертифицированный и качественный продукт. Поэтому, на мой взгляд, мы где-то сейчас уже на полпути к решению обозначенной вашим слушателем проблемы. Ксения Сакурова: А если взять комплекс проблем? У нас не хватает инфраструктуры сейчас, не хватает определенного программного обеспечения, которое бы следило за всеми этими маршрутами дронов, то есть система диспетчеризации. Виталий Млечин: Какое сложное слово! Ксения Сакурова: Да. Не хватает у нас, видимо, и неких норм относительно того, какими вообще могут быть дроны. Когда, с вашей точки зрения, все это может быть уже решено? И когда мы в небе будем видеть в таком же количестве дроны, знаете, как в Москве доставщиков еды на велосипедах? Вот вместо них дроны где-то в небе. Когда это произойдет? Кирилл Конев: Ну смотрите. В соответствии с утвержденным Правительством документом, это горизонт 2030 года. Но, на мой взгляд, это, конечно, очень дальний горизонт – с учетом того, что наши конкуренты глобальные, технологические конкуренты уже сейчас в Китае, в США вплотную заняты не разработкой стратегических документов, а их реализацией. Соответственно, на мой взгляд, тот горизонт, который нам следовало бы обсуждать – это 2024–2025 год. Пусть даже это и будет затруднительно, для того чтобы обеспечить адекватный уровень глобальной конкуренции, темп решения этих задач… нам, безусловно, надо ускоряться. И 2030 год – это поздно. То есть в этой ситуации уже, пожалуй, мы будем заимствовать те решения, которые будут активно применяться по всему миру. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо вам большое. Ксения Сакурова: Спасибо большое. Виталий Млечин: Кирилл Конев, заместитель генерального директора по развитию группы компаний «Геоскан». А давайте тот же вопрос сейчас зададим Ирине Ирбитской, архитектору, городскому планировщику, руководителю европейского проекта «Цифровые города», консультанту программы развития ООН. Ирина Викторовна, ответьте, пожалуйста, вы тоже на этот вопрос. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Виталий Млечин: Когда, собственно говоря, в нашем небе будут косяками летать беспилотники? Ирина Ирбитская: Коллеги, простите, очень плохая связь. Я вас почти не слышу. Виталий Млечин: Так, попробуем еще раз. Сейчас слышно нас? Нет? Ирина Ирбитская: Слышно с прерываниями. Ксения Сакурова: Давайте мы еще раз наберем, еще раз наберем вас по телефону, чтобы у нас все-таки была хорошая связь. Почитаем пока SMS-сообщения. Прекрасное из Тверской области: «А каски людям выдадут? Или как с самокатами – будем ходить и уворачиваться?» Виталий Млечин: Почему-то все пишут, что дроны будут падать. Вот пишут тоже нам: «Ужас! Самолеты падают, еще и дроны будут падать». Так по мне, пусть лучше дроны падают, чем самолеты, потому что в самолетах люди гибнут, а дрон можно новый просто построить. И ничего страшного в этом нет. Так что если уж кому падать, то лучше дронам, чем самолетам. Ксения Сакурова: Лидия с нами на связи из Московской области, давайте ее послушаем тоже. Лидия, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Лидия. Зритель: Здравствуйте. Я хочу предложить использование дронов для доставки лекарств в труднодоступные населенные пункты, особенно когда осенняя и весенняя распутица. Зимой дороги не чистят, транспорт не может туда попасть. Это очень хороший вариант – снабжать ФАПы лекарствами. Там же население беспомощное, в труднодоступных районах. Небольшие населенные пункты, деревни. Вот для этого я и хочу предложить дроны использовать. Виталий Млечин: Спасибо большое за эту мысль. Мне кажется, она очень правильная. И вообще доставка – это как раз то направление, по которому и движется сейчас развитие беспилотников. Ну, кроме военных, о чем Ксения уже говорила. Ксения Сакурова: В Израиле (как раз мы с этого начали) очень активно сейчас испытывают, в том числе в медицинской сфере. Во время пандемии, конечно, бесконтактный способ доставки в приоритете. Еще одно предложение, тоже от нашего зрителя из Московской области: «Дроны могли бы следить за поджигателями лесов и полей». Тоже, мне кажется, очень полезное дело. Виталий Млечин: Да. Интересное, кстати, направление мысли. Очень многие пишут и говорят наши зрители, как вы видели в нашем сюжете, о том, что дроны могут за кем-то следить. Интересно вот это желание за всем проследить. Ксения Сакурова: Ну, за некоторыми людьми, в общем-то, наверное, стоит. Виталий Млечин: За некоторыми стоит, к сожалению, да. Ксения Сакурова: Андрей с нами на связи, Челябинская область. Андрей, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Андрей. Зритель: Слушаю вас. Ксения Сакурова: Мы вас слушаем. Виталий Млечин: Это мы слушаем вас. Вы в прямом эфире. Говорите, пожалуйста. Зритель: Ну, я не вижу, чтобы я был в прямом эфире, совсем другой человек разговаривает. Ксения Сакурова: Тем не менее мы вас слышим хорошо. Мы говорим про дроны. Вы что-то хотели тоже сказать? Зритель: Да я хотел бы узнать. Если он будет смотреть, наблюдать за мной, то как я могу с ними бороться? Виталий Млечин: Ага! Как бороться? Спасибо большое, ваш вопрос понятен. Кстати, насчет «бороться». Понятно, что тут есть такая тема тоже privacy, личного пространства. Если всюду будут беспилотники, то они, очевидно, будут следить не только за теми, за кем им положено следить, но и за всеми остальными. Другое дело, что, мне кажется, в современном мире это уже не такая большая проблема, потому что камеры уже везде, на каждом шагу. Ксения Сакурова: Нет, ну ты знаешь, все-таки они пока еще к твоему окну не подлетают и в него не заглядывают. Виталий Млечин: А они там просто висят, они там просто висят. Им не надо даже подлетать. Они же всюду! Плюс наши смартфоны за нами шпионят. То есть тут на самом деле пространство, так сказать, для любителей теорий заговоров и разных фобий, оно же совершенно колоссальное, потому что техника – она вся имеет доступ в Интернет, она вся имеет видеокамеры, она вся имеет микрофоны. То есть теоретически с помощью любого устройства цифрового можно за нами следить. Ксения Сакурова: Хабаровский край: «Эти планы только для Москвы, ничего общего с Россией не имеют. У нас нет дронов». Ну, кстати… Виталий Млечин: Это совсем не так. Ксения Сакурова: Кстати говоря, как раз «Почта России» тестирует свои сервисы вовсе не в Москве, а как раз в отдаленных регионах России. И для них это может быть огромным спасением. Вы можете себе представить, насколько тяжело доставлять, не знаю, корреспонденцию или посылки… Виталий Млечин: …или лекарства. Ксения Сакурова: …или лекарства те же самые в труднодоступные районы. И здесь, конечно, дроны могут быть спасением. Тем более что в таких районах не стоит так сильно опасаться, может быть, падения кому-то на голову или каких-то происшествий. Виталий Млечин: Да, там особо не на кого падать. Ксения Сакурова: Масса незаселенных территорий. В общем-то, не настолько развито авиасообщение. Поэтому это вполне может быть хорошо. Виталий Млечин: Давай просто напомним нашим зрителям, что сейчас первые тестовые полеты запланированы на Чукотке, а вовсе не в Москве, на Чукотке. По итогам эксперимента планируют запустить на 20 маршрутах беспилотники и доставлять с их помощью до 245 тонн почты в год. И еще в трех регионах в перспективе беспилотники могут заменить почтальонов: на Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Так что – нет-нет. В Москве другое сейчас новшество: на прошлой неделе «Почта России» запустила трицикл в Москве. Тоже достаточно забавно это выглядит. То есть у него сзади два колеса, а спереди одно. Возможно, он как-то более юрким будет на московских улицах. Уж не знаю, зачем это сделано. Ксения Сакурова: А он с пилотом? Виталий Млечин: Он с пилотом. Он такой традиционный трицикл, если так можно выразиться. В общем, на человеческой тяге, скажем так.