Оксана Галькевич: …Тем более что не так давно закончились зимние каникулы. Времени было достаточно, чтобы в том числе и в кино сходить. Я думаю, что многие из вас обратили внимание, что в списке фильмов на выборы не было никакого Голливуда. А все почему? Потому что наш Минкульт во главе тогда еще с прежним руководителем, Владимиром Мединским, так решил поддержать отечественные ленты в широком прокате. Сейчас министр уже иной, но дело Мединского живет. Майские длинные выходные мы с вами также проведем без иностранных кинокартин. Это, кстати, один из последних указов Мединского перед тем, как уйти в отставку. Вот, друзья, хотим с вами поговорить вот о чем. Протекционизм – дело в принципе на самом деле не новое, оно много где, на каких рынках в мире применяется. Вопрос в том, как эти меры работают, оправдывают они себя или нет. Вот в 18-м году из 54 фильмов, которые получили государственную поддержку и финансирование соответственно, окупили себя только 9. А в прошлом году из 68 фильмов – только 8. Это такие фильмы: «Любовница», «Трезвый водитель», «Миллиард». Ты смотрел что-нибудь из этого, Петя? Петр Кузнецов: Нет, нет. Наверное, поэтому не окупились. Оксана Галькевич: Это как раз, между прочим, фильмы-рекордсмены. Ну, арифметика здесь такая. Чтобы стать коммерчески успешным, картине нужно собрать в прокате в 2 раза больше, чем на нее было потрачено. Понятно, что большинству фильмов, как ты понимаешь, Петя, это не… Петр Кузнецов: И я так подозреваю: таким из последних может похвастаться «Холоп», который побил все рекорды в новогодние праздники… Оксана Галькевич: Да, он хорошо пошел. Петр Кузнецов: …и который уже за 2 млрд., по-моему, ушел в прокате. Так что в принципе успешный такой был выхлоп. Оксана Галькевич: Наша тема сейчас – «Голливуд отдыхает». Что думаете, уважаемые телезрители, о качестве современного кинематографа? Что смотрели в последнее время? Нужно ли поддерживать наших производителей, устраняя на самом деле ведь достаточно сильных конкурентов? Просто вот там отодвинули какие-то иностранные картины… Звоните скорее, мы в прямом эфире. Или пишите нам на СМС-портал. А мы сейчас еще давай запустим опрос. Петр Кузнецов: Давай. Вам нравится современное российское кино? Как всегда, «да» и «нет» на короткий СМС-номер. Совсем скоро мы подсчитаем, что у вас с отношением на сегодняшний день к нашему кино. У нас Мария Вогт на связи, генеральный директор журнала «Бюллетень кинопрокатчика». Здравствуйте, Мария Вадимовна. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Мария Вогт: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, какая цель, какой эффект должен получиться от такого запрета? Мы сейчас берем майские праздники. Потому что на майские праздники анонсирован, да? Оксана Галькевич: Да, на майские, длинные. Петр Кузнецов: Полностью запрет Голливуда и всего не нашего. Это вообще, знаете, выглядит как акция «День без автомобиля», которая у нас успешно или неуспешно проводится. Когда весь год езжу на автомобиле, а один день в году отказываюсь от автомобиля. Мария Вогт: Ну, можно, наверное, сравнить таким образом. Только вопрос, насколько действительно те люди, которые участвуют, насколько все поголовно участвуют в этой акции. Т. е. ты же в принципе имеешь право в общем-то не пересаживаться на метро или пройтись пешком, если этот день проводится. Другое дело, что здесь нужно разобраться именно с тем, насколько это будет обязательно для всех кинотеатров – отказываться от демонстрации российских фильмов. Оксана Галькевич: А это обязательно для кинотеатров было, для всех? Или это все-таки так, предложение? Мария Вогт: Вы знаете, в данном случае это не постановление, не указание, не какое-то решение. Это скорее высказывание и некоторое пожелание, да? Я думаю, что отрасли еще предстоит разобраться в том, а сейчас, вы понимаете, некий такой переходный момент, когда меняются люди в Министерстве культуры, когда, соответственно, будет изменен глава департамента по кинематографии, позицию, которую раньше занимала Ольга Любимова. Сейчас есть некоторые подвижки в плане, в том числе, и штатных единиц. И для того, чтобы это реализовать пожелание, как минимум, юридически его нужно будет оформить или, там, переговорить с отраслью, не будет ли там никаких, скажем так… Скорее, это рекомендательная история, и… Оксана Галькевич: Нет, подождите, Мария Вадимовна, но ведь есть и другие инструменты, которые могут повлиять, так скажем, на киноафишу в тот или иной период. Выдает прокатные удостоверения у нас ведь кто? Минкульт. Мария Вогт: Да, прокатные удостоверения у нас выдает Министерство образования. Оксана Галькевич: А, образования даже, так вот. Как интересно. Мария Вогт: Но я хочу обратить ваше внимание, что на самом деле эта рекомендация выросла не сиюминутно. Т. е., скажем так, отрасль имеет с подобными рекомендациями взаимодействие уже больше чем 2 года точно. Потому что было указание в свое время не показывать непосредственно именно 9-го мая большое голливудское кино. И в принципе в качестве некого компромиссного варианта, для того, чтобы один большой фильм получил прокатное удостоверение в то время, которое предполагалось, кинотеатры пошли навстречу и поддержали эту инициативу. Т. е. они согласились: хорошо, 9-го мая мы ограничиваемся… Петр Кузнецов: На всякий случай, да. Понятно. Оксана Галькевич: Да, спасибо. Мария Вогт: …но в остальные майские… Петр Кузнецов: А остальные – уже по своему усмотрению, наверное. Спасибо большое. Мария Вогт. Мы продолжим разбираться в этом вопросе с другими экспертами. Но у нас Воронежская область, я так понимаю. Надежда, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Надежда. Петр Кузнецов: Очень коротко, Надежда, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. Я хочу сказать очень коротко. Кинотеатры – это очень хорошо, но почему никто не говорит про то, что показывают по телевидению? Много того, что в течение года показывают прекрасные фильмы, я ничего не говорю, я хочу говорить: советские, «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», там еще масса, потом это начали показывать ноябрь, и потом начали декабрь, и потом все новогодние каникулы, все 9 дней. Мы не можем на пенсии куда-то поехать, отдохнуть, там, на горке. Даже в тот же кинотеатр нам тоже сходить это очень, ну, и накладно, и нет здоровья. Хотелось бы посмотреть телевизор. Оксана Галькевич: Да. Зритель: Но одни и те же – нельзя. Оксана Галькевич: Спасибо большое. Я прошу прощения, у нас очень мало времени, еще один собеседник должен к нам подключиться в эфире. Леонид Павлючик, кинокритик, академик кинематографических искусств «Ника». Петр Кузнецов: Здравствуйте, Леонид Васильевич. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Леонид Павлючик: Добрый день. Оксана Галькевич: Очень многие, кстати, пишут о том, что живут где-то в сельских территориях, в малых городах, никаких кинотеатров у них нет и возможности, собственно, знакомиться с новыми лентами у них нет, увы. Петр Кузнецов: Да. Это вот к вопросу, Леонид Васильевич, очень важно. Запрещать? Ну, наверное, да. Если по-другому не может, давайте поднимать таким образом – запретами. В конце концов, корейцы очень сильно подняли, например, свой кинематограф, смотрите, теперь на «Оскар» даже южнокорейский фильм впервые претендует. Но это нужно делать: а) если мы замещаем качественным продуктом, здесь мы сильно хромаем. И б) если мы обеспечиваем хорошую инфраструктуру. Я уж молчу про, там, 6D и околокиношные всякие мероприятия. Леонид Павлючик: Так в чем вопрос? Оксана Галькевич: Согласны ли… Работают ли меры… Петр Кузнецов: Умеем ли мы, запрещая, предлагать что-то действительно качественное, доступное? Леонид Павлючик: Дело в том, что тут прозвучала у вас неверная цифра про 64 фильма. На самом деле в прошлом году был выпущен 161 российский фильм. Так что замещать уже в общем-то чисто количественно есть чем. Петр Кузнецов: Но и давайте так скажем: из этих 161 сколько по-настоящему, по-хорошему, хороших фильмов, качественных? Леонид Павлючик: Да их на самом деле очень много. Другое дело, что эти фильмы абсолютно лишены какой-либо рекламной поддержки, понимаете? Когда выходит любой голливудский фильм, даже весьма посредственный, по всем телеканалам идет просто вал восторженных всхлипов: «К нам выходят „Кошки”! К нам выходит „1917”!» И еще куча восторженных эпитетов. А когда выходит фильм «Француз» классика советского кино Андрея Смирнова или выходит прелестный фильм «Простой карандаш», который победил недавно на фестивале российского кино в Онфлере, об этом нигде не раздается ни слова, понимаете? Оксана Галькевич: Леонид Васильевич, так это же… Петр Кузнецов: Но как бы лучшая реклама – сарафанное радио. Если фильм хороший действительно, то он как-то и без рекламы пройдет. Леонид Павлючик: Так если он выходит ограниченным тиражом, понимаете? Тогда уже и никакой сарафан не работает. И потом, ну это у нас разное с вами представление о том, что такое хороший фильм. Около 3 млрд., не 2 млрд. – уже около 3 млрд. собрал фильм «Холоп». Ничего хорошего в нем нет, это очень посредственная картина… Петр Кузнецов: Но здесь уже – на вкус и цвет, Леонид Васильевич. Спасибо. У нас просто время, вынуждены проститься. Леонид Павлючик, кинокритик, академик кинематографических искусств «Ника». Давайте подведем итоги нашего голосования. Мы спрашивали, нравится ли вам российское современное кино. 11% только ответили «да». Оксана Галькевич: Друзья, у нас впереди большие новости. После них мы вернемся. Петр Кузнецов: Счастливо, оставайтесь на ОТР.