Две трети АЗС не доливают бензин – результаты проверки Минпромторга
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/dve-treti-azs-ne-dolivayut-benzin-rezultaty-proverki-minpromtorga-39800.html Ольга Арсланова: А вы сегодня заправляли автомобиль? Скорее всего, на заправке вас обманули.
Петр Кузнецов: Шанс велик, потому что две три (две трети!) АЗС в нашей стране сильно недоливают бензин. К такому выводу пришел Минпромторг.
Ольга Арсланова: А давайте посмотрим, что же эти проверки, которые стали известны народу, показали. Итак. Фактически недолив топлива на автозаправках в России превышает норму в 2-3 раза. О норме когда мы говорим, мы имеем в виду какую-то погрешность: случайно недолили, как-то техника подвела. Так вот, в 2-3 раза больше, чем положено. Сколько это? Это примерно 90 мл на 10 л бензина.
Петр Кузнецов: Ну, это же вообще…
Ольга Арсланова: Это кажется мало…
Петр Кузнецов: Да. Вообще.
Ольга Арсланова: …кажется на первый взгляд. Но представь себе, сколько это на полный бак. Это где-то 300 мл на полный бак, на 50 л. И если каждый день, например…
Петр Кузнецов: Каждый день полный бак, угу?
Ольга Арсланова: …ну, предположим. Или при каждой заправке такое происходит. Получается не так уж и мало. А представляешь, если автомобилистов много и каждому столько недоливать, как можно заработать? В ведомстве, кстати, оценили как раз уровень заработка при таком обмане. И предлагают за эти нарушения жутко штрафовать. Минимум на 500 тыс. руб. Минимум. В случае повторного нарушения не менее 2 млн. руб. Считают в Минпромторге, что это побудит организации следить за состоянием оборудования, т. е. на оборудование уже не спишешь, и исключит противоправные действия по донастройке аппаратов заправочных. Нормы эти, возможно, начнут действовать в 2021 году, а недоливают большинство АЗС уже сегодня.
Петр Кузнецов: Интересно, а как Минпромторг вообще измерял этот недолив?
Ольга Арсланова: А говорят, для этого есть специальные приборы.
Петр Кузнецов: Вот со мной случился недолив. Но я же заправился и уехал. Т. е. как они – каждый случай считают? Интересно.
Ольга Арсланова: Они, наверное, проводили проверки, какие-то специальные закупки.
Петр Кузнецов: Но я надеюсь, это не было исключительно опросом: «Вам кажется, что вам недолили?»
Ольга Арсланова: Да…
Петр Кузнецов: Но опрос у нас. Мы не Минпромторг…
Ольга Арсланова: У нас есть свои доказательства.
Петр Кузнецов: Нас интересует вот что: вас обманывали на заправках? «Да» и «нет». И, конечно, аргументы ждем в ту или иную пользу. Т. е., если вас обманывали, просто…
Ольга Арсланова: Может быть, доказательства есть.
Петр Кузнецов: …докажите нам, пожалуйста, в прямом эфире. Павел Баженов с нами на связи сейчас. Это президент Независимого топливного союза. Павел Александрович, здравствуйте.
Ольга Арсланова: Здравствуйте.
Павел Баженов: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Как вы можете оценить вот эти выкладки Минпромторга? По большому счету, две трети АЗС обвинили в обмане потребителей.
Павел Баженов: Ну вот как их оценить? Абсолютно некомпетентное и некорректное заявление.
Петр Кузнецов: Да вы что?
Павел Баженов: Нельзя делать обобщения, исходя из результатов проверки отдельной группы заправок, которым проверка была предписана. О чем сейчас идет речь? О том, что Росстандарт в рамках своей текущей деятельности провел проверки, если мне память не изменяет, около 300 заправок по стране. Может быть, ошибаюсь, я сейчас точную цифру не помню. Тем не менее, относительно общего количества заправок в стране это небольшое число. Это были плановые проверки. А также внеплановые проверки, которые уже по факту говорят о том, что данная заправка теоретически находится в некой группе риска. И в результате этих проверок были выявлены нарушения по объему налива.
Ольга Арсланова: Т. е. все-таки нарушения выявлены были. Это важно.
Павел Баженов: Нарушения были выявлены на тех заправках, которые проверили. Но нельзя брать и делать обобщение на всю страну. По России в психбольнице пациентов сделать вывод, что в стране живут одни психбольные: ну, так нельзя. Должна быть выборка… Нельзя делать такие обобщения. Это исключительно такой информационный вброс с целью натянуть на одно из своих структурных подразделений дополнительные функции, дополнительные возможности.
Петр Кузнецов: Пролоббировать те самые штрафы, которые хотят ввести за недолив, правильно?
Павел Баженов: Конечно.
Петр Кузнецов: Объясните, пожалуйста, возвращаясь к Олиному вопросу. Но ведь недолив существует, да? Как ни крути.
Павел Баженов: Безусловно, безусловно. Здесь же…
Петр Кузнецов: А короткий еще момент, извините, подождите, пожалуйста. Как их проверяют, расскажите нам, пожалуйста. Это что-то вроде контрольной закупки? Они приезжают на своем автомобиле и измеряют?
Павел Баженов: Нет, это плановая проверка приезжает. Т. е. это не контрольная закупка. Это приезжают сотрудники Росстандарта и осуществляют проверки в соответствии с регламентом.
Ольга Арсланова: Т. е. они проверяют у каких-то отдельных автомобилистов, сколько им налили?
Павел Баженов: Нет, почему.
Петр Кузнецов: Уже граждане уезжают, а им: «Нам нужно кое-что померить»?
Павел Баженов: Нужно колонки проверять. Не автомобили. Это не тайна покупателя, нет.
Ольга Арсланова: Понятно. Т. е. проверяют сами колонки. В самих колонках там что?
Петр Кузнецов: Счетчик неправильно выставлен…
Ольга Арсланова: Неправильный счетчик; западает… я не знаю, просто мы хотим понять механизм недолива.
Павел Баженов: Если мы в технику уходим, то здесь различные факторы, которые могут повлиять на наличие недолива. И далеко не всегда этой злой умысел со стороны собственника или сотрудников заправки. Важно разделять, да, что если говорить о злом умысле, это может быть необязательно умысел собственника или руководства одной заправки или сети заправок. Это может быть человеческий фактор. Очень часто это техническая погрешность. Дело в том, что парк топливораздаточных колонок у нас в стране во многих заправках не особо современный. И соответственно требуемой точности данное оборудование не показывает. Хотя оно разрешено к работе действующим законодательством. Т. е. проблема на самом деле комплексная. Комплексная и сложная. И так вот залихватски решить ее оборотными штрафами вряд ли получится. Вот предыдущая тема была про коррупцию, хорошая тема. Вот на наш взгляд…
Петр Кузнецов: Мы ее поэтому к бензину аккуратно и прикрепили.
Павел Баженов: Да, на наш взгляд, как раз такие драконовские меры, такие огромные штрафы, которые могут попросту крест поставить на бизнесе, они провоцируют очень серьезно и стимулируют «договориться» с сотрудником, который проверяет. Поэтому, скорее всего, эти оборотные штрафы приведут к показательным поркам и к увеличению уровня коррупции в данном секторе.
Ольга Арсланова: А мы правильно вас понимаем, что решить проблему с недоливом так же сложно, а то и невозможно, как и решить проблему с коррупцией? Такая аналогия?
Павел Баженов: Нет, решить проблему с недоливом возможно…
Петр Кузнецов: Можно на примере психбольницы.
Павел Баженов: …Нужен комплексный подход. Первое. Нужно понимать ситуацию в целом. Потому что сегодня у нас топливный рынок, участники топливного рынка загнаны в условия околонулевой экономики. И соответственно инвестировать в развитие заправок желания и возможности у большинства собственников нет. Соответственно, ни о каком обновлении парка, покупке более точных топливно-раздаточных колонок сейчас речи не идет. Нужно понимать и создавать благоприятные экономические условия для развития этого сегмента. Это первое. Второе. Нужно совместными усилиями бизнеса и власти в рамках дискуссии вырабатывать стандарты и правила игры. Потому что сегодня рынок работает на стандартах, которые еще в Советском Союзе были приняты.
Петр Кузнецов: Последний вопрос (простите, пожалуйста, у нас мало времени и много тем). Ленинградская область спрашивает: «А почему перелива-то никогда нет?» Может, встречались с переливом вы?
Павел Баженов: Конечно. Перелив есть, и за него абсолютно так же штрафуют. Это такое же нарушение. И очень часто, наоборот…
Петр Кузнецов: Ну да, это внутренний, конечно, штраф.
Павел Баженов: У нас достаточно большая контактная база по всей России, онлайн-чат федеральный. И соответственно постоянно как раз этот же вопрос, только с другой стороны. «Почему за перелив никто не платит?» Большинство настраивает колонки так, потому что очень боятся…
Петр Кузнецов: Спасибо. Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.
Ольга Арсланова: Но почему-то проверки показывают другое. Вот как-то не бьется, как говорится.
Петр Кузнецов: Василий, как у вас дела? Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я не понимаю Баженова. Ему бы автопарк штук 100 машин большелитровых заправочных. Я работал на ЛАЗе. У него бак 300 л. На перевозке пассажиров. И вот подсчитайте: с 10 л пол-литра. Я говорю это то, что я проверил.
Петр Кузнецов: А как вы проверили? Автомобильный датчик этого не показывает.
Зритель: Я пошел с канистрой.
Петр Кузнецов: Вот.
Зритель: Просто для себя налить бензину. С канистрой. В канистре, немецкая канистра, видно, сколько заправлено.
Ольга Арсланова: Понятно.
Зритель: Пол-литра в этих 10 л нету. И вот представьте, из 300 л сколько это набегает?
Ольга Арсланова: С ума сойти.
Зритель: А если таких ЛАЗов подойдет за сутки штук 100?
Петр Кузнецов: С таким-то баком, конечно.
Ольга Арсланова: Можно себе целый бак купить на сэкономленном. Спасибо.
Петр Кузнецов: Посчитаем. Можно в реальных цифрах посчитать, сколько можно.
Ольга Арсланова: Очень интересно, что сами заправщики говорят, что если придешь со специальным каким-то измерительным устройством или со своей канистрой и скажешь…
Петр Кузнецов: Тебя не пустят.
Ольга Арсланова: …Нет, ты можешь. Они скажут: «А вот не сертифицирована ваша канистра, не докажете, что мы вам недолили».
Петр Кузнецов: С немецкой пришли, вот как Василий, – конечно.
Ольга Арсланова: Т. е. в принципе доказать, что тебе недолили, очень сложно. Только вот, может быть, Минпромторг это может.
Петр Кузнецов: Приветствуем еще одного эксперта по этой теме. Это Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. Сергей, здравствуйте.
Ольга Арсланова: Здравствуйте.
Сергей Канаев: Добрый день.
Петр Кузнецов: Вы не на заправке сейчас?
Сергей Канаев: Нет, мы как раз сейчас проводим рейд по заправкам. И с вашими коллегами, одним из каналов, как раз занимаемся исследованием рынка.
Ольга Арсланова: И что показывает ваше исследование? Кому верить?
Петр Кузнецов: С минпромторговским они как-то…
Сергей Канаев: Исследование, которое мы проводили в Московском регионе буквально в августе месяце, показало, что у нас порядка 3% недоливают почти треть АЗС, порядка 5% недоливали четверть АЗС и больше 10% недоливали 11,5 АЗС в Московском регионе. У нас вот такие данные. И они в том числе подтверждают те данные, которые опубликованы Минпромторгом.
Петр Кузнецов: Т. е. недоливом занимаются и государственные бензоколонки?
Сергей Канаев: В данном случае недолив может быть везде. Вопрос в том, в каких количествах он. Т. е. то, что измеряли Минпромторг, они измеряли в рамках погрешности 0,25%. Это действительно на сегодняшний момент очень маленький процент. Потому что в правила технической эксплуатации в ГОСТе введено это только в июне этого месяца, и многие еще просто не успели перестроиться. Но суть это не меняет. Т. е., даже говорю, больше 3%. Мы измеряли с помощью объемного массового метода, одобренного ВНИИНС Росстандарта. И в данном случае мы говорим вам о результатах, которые были получены вместе с…
Петр Кузнецов: Я просто к чему о государственных. Есть ряд экспертов, назовем их так, которые говорят, что частные АЗС просто поставили в такие непростые условия, что они просто вынуждены заниматься вот таким, например, недоливом.
Ольга Арсланова: Они с монополистами не могут конкурировать…
Петр Кузнецов: То же самое и с качеством топлива. Т. е. они вынуждены топливо закупать или что-то там смешивать.
Сергей Канаев: Да, совершенно верно. На топливе есть 3 составляющие: цена, качество и количество. Если нет возможности двигаться в цене, а у нас розничные цены практически фиксированы и мелкооптовый рынок тоже загнан в такие условия, что частники или, скажем так, компании не вертикально интегрированные и не нефтедобывающие, поставлены в такие экономические условия, когда им приходится выживать либо за счет качества, либо за счет количества. Но это, вы извините, но почему потребитель должен платить за это? Ведь мы же, потребители, в данном случае ничего плохого ни одному продавцу АЗС не сделали. Поэтому мы-то вправе требовать, чтобы нам отпускали то топливо, которое мы купили. А уж их проблемы они пусть решают самостоятельно, и в том числе на всяком государственном уровне. У них есть выходы, насколько я знаю. Пусть они решают эти проблемы.
Ольга Арсланова: Спасибо вам.
Петр Кузнецов: Хорошего рейда.
Ольга Арсланова: Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России, был в эфире. А вот опрос автовладельцев России, который мы проводили в прямом эфире. Мы спрашивали: «Обманывали ли вас на заправках?» Получилось: «да» 92% и «нет» только 8%. Спасибо.