Петр Кузнецов: Едем дальше, я бы сказал. Оксана Галькевич: Да, едем. На то похоже, друзья, что в стране будет у нас новая редакция правил дорожного движения. Заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин дал поручение такое МВД и Минтрансу заняться этим вопросом. Петр Кузнецов: В обновленном издании должны появиться требования к использованию средств индивидуальной мобильности. Оксана Галькевич: СИМ они называются. Петр Кузнецов: СИМ, понятнее не стало. То есть... Оксана Галькевич: Средства индивидуальной мобильности. Петр Кузнецов: ...электросамокатов, гироскутеров, моноколес и прочих, все то, что мы неоднократно в наших прямых эфирах обсуждали и осуждали в последнее время. Оксана Галькевич: Ну а, собственно, почему поднимали эти вопросы, «обсуждали и осуждали», как сказал Петр? Да потому что стало это все большой проблемой для нас, и для пешеходов, и для автомобилистов, и для самих этих, как их назвать, «самокатеров», «гироскутеров»? Петр Кузнецов: Ага, «самокатеров». Оксана Галькевич: Дело ведь до увечий и госпитализаций доходило, какие-то жуткие случаи мы обсуждали в эфире. Петр Кузнецов: Да-да, даже до летальных исходов. Оксана Галькевич: Да. Петр Кузнецов: Потому что скорость новых СИМ, средств индивидуальной мобильности, давно уже не детская. Оксана Галькевич: Но у нас ведь еще одно изменение, уважаемые друзья, изменение реальности, можно так сказать, на подходе: в обозримом будущем на наших дорогах могут появиться еще и беспилотные автомобили. Готовы? И готовы ли наши правила дорожного движения? Петр Кузнецов: Что это? Что это, спрашивают россияне. Оксана Галькевич: Вот уже этой осенью, кстати, одна из крупнейших наших цифровых компаний запустит такие такси в столице, пока, правда, в тестовом режиме, но тем не менее они уже появятся. Сегодня тесты, а завтра, что называется, повсеместно будут вот, как эти «гироскутеры» и «самокатеры». Так вот, будет ли это тоже как-то отражено в новой редакции правил дорожного движения, которые Минтрансом сейчас... ? Петр Кузнецов: Да, новая реальность в правилах дорожного движения. Что вы вообще думаете, уважаемые телезрители, о беспилотниках на дорогах, о скоростных самокатах, гироскутерах? Звоните-пишите, мы по-прежнему в прямом эфире. «Что бы вы поменяли в правилах дорожного движения?» – с этим вопросом наши корреспонденты вышли на улицы различных городов, вот какие ответы получили. Смотрим, возвращаемся, обсуждаем. Оксана Галькевич: Да, а после вернемся в студию и будем обсуждать эту тему с экспертом. ОПРОС Петр Кузнецов: Сколько пожеланий-то много... Это еще учитывать и учитывать, работать годами. Оксана Галькевич: А ты помнишь, как мы это в эфире обсуждали? Ведь эксперты с разных сторон, от разных, так скажем, позиций, они так тоже не могли договориться. В связи с этим я хочу спросить, у нас на связи как раз Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок». Петр, здравствуйте. Петр Кузнецов: Добрый день, Петр. Петр Шкуматов: Добрый день. Оксана Галькевич: Вот смотрите, мы действительно, когда поднимали эту тему в нашем прямом эфире, мы старались ее всесторонне обсуждать, брали и тех, кто за самокаты и за гироскутеры, брали и тех, кто недоволен этими самокатами и гироскутерами, и тех, кто какую-то нейтральную позицию... И все эти люди, как в нашем опросе, выдвигали разные требования, разные высказывали представления о том, как это должно быть оформлено законодательно. И вот теперь мы слышим, что Марат Хуснуллин дал поручение уже заняться документальным оформлением, текстовым оформлением. Как это будет выглядеть? Ведь какого-то консенсуса, как по нашим обсуждениям нам казалось, его нет, ну хотя бы какой-то даже близкой друг к другу позиции единой. Петр Шкуматов: Ну, на самом деле есть позиция Минтранса, которая, в общем-то, была в той или иной степени одобрена. И кстати, она выглядит довольно-таки логичной. Минтранс разделяет электросамокаты по нескольким параметрам, включая вес этого устройства. То есть у нас, получается, будут прогулочные электросамокаты, на котором вот прямо сейчас едет в эфире девушка, то есть это небольшая скорость, очень такое немо́щное устройство. Ну то есть даже если что-то произойдет, какое-то столкновение неприятное, то, как правило, оно не должно закончиться чем-то серьезным. И на мощные устройства, это устройства, которые позволяют развивать скорость движения, кстати, некоторые электросамокаты больше похожи на мотоциклы, до 100 километров в час. Вот такие девайсы, в общем-то, будут подлежать особому регулированию. Я думаю, что в правилах дорожного движения будет прописана как раз вот эта формулировка Министерства транспорта, которая, в общем-то, более-менее соответствует той реальности, которую мы наблюдаем. Петр Кузнецов: Петр, вот раньше были скутеры, такая беда у нас беда общая, скутеры, на которых молодежь ездила, гоняла без шлемов. Вроде бы как ничего сделать не могли, в итоге сделали. Что мешает навести порядок окончательно, и уже сколько это тянется, со всеми этими электросамокатами и скутерами? В чем здесь-то отличие? Оксана Галькевич: Не так давно, кстати, тянется. Петр Шкуматов: На самом деле со скутерами была ровно такая же проблема, как с электросамокатами, и решили ее путем, во-первых, ввода необходимости водительского удостоверения категории «М», что сразу отсекло довольно большое количество пользователей электроскутеров просто в силу возраста. И далее были введены определенные ограничения, связанные с экипировкой водителя скутера. В общем, это привело к тому, что отбило охоту у тех, кто лихачил на этих девайсах, продолжать это делать. Ну а ГИБДД довольно быстро со своей задачей справилось. Я полагаю, что с электросамокатами будет приблизительно то же самое, только водительское удостоверение требовать не будут. А с точки зрения технических характеристик электросамокатов очевидно, что они будут тщательно контролироваться инспекторами ГИБДД, ну и, конечно же, сами самокатчики должны будут соблюдать ряд простых, но тем не менее жестких правил, которые в ПДД на эту тему появятся. Петр Кузнецов: Ага. Петр... Оксана Галькевич: Петр... Петр Кузнецов: У нас не очень хорошо со звуком... Оксана Галькевич: То есть мы, конечно, внимательно вас слушаем и улавливаем слова, но... Петр Кузнецов: Да, но предполагаем, что не слышно и телезрителям некоторым. Сейчас мы вас перенаберем. Оксана Галькевич: По Skype мы можем вас набрать? Петр Кузнецов: По Skype можем это сделать, Петр? Петр Шкуматов: Да-да-да. Петр Кузнецов: Сейчас наши редакторы это сделают. Оксана Галькевич: Давайте, сейчас свяжемся с вами по Skype. Петр Кузнецов: Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок». О-о-очень много пожеланий при этом к правилам дорожного движения... Ой, и все, и все удалил, ха-ха. Оксана Галькевич: Молодец. «Штрафовать надо за разговоры по телефону...» Петр Кузнецов: «Штрафовать за разговоры по телефону на переходе», – там просто кто-то из Омска, я точно успел увидеть. «Я за отмену ремня в городе». Оксана Галькевич: Ну, это если, наверное, какая-то скорость... Если скоростной режим снизят, тогда может быть, а как у нас в городе гоняют... Петр Кузнецов: А вот во дворах снизить, как раз пожелание из Липецкой области, скорость до 5 прежде всего, как за рубежом, так как машин очень много стало. Оксана Галькевич: «К скольким травмам и гибелям привели уже эти самокаты, а их все не запрещают! Они что, дороже жизни людей?» – нужно ли запрещать, может быть, все-таки правила им какие-то установить, потому что автомобиль на самом деле тоже опасное средство для передвижения, тем не менее работает по правилам дорожного движения и, в общем, это приносит в том числе и пользу, людей перевозим и т. д. Петр Кузнецов: А вот совершенно справедливо Пензенская область: «Это проблема для Москвы, а у нас на селе гироскутеры даже и не видели. Тракторы, коровы есть, приезжайте». Оксана Галькевич: Ха-ха. Петр Кузнецов: Давайте послушаем наших телезрителей... Кстати, это выход. Оксана Галькевич: Я сразу вспомнила, слушай, ролик, в Сети ты видел... Петр Кузнецов: Нет, корова на... Оксана Галькевич: ...про цифровое фермерство в России? Петр Кузнецов: Да. Оксана Галькевич: Ха-ха-ха! Да, звонок у нас. Иван на связи из какого региона? Петр Кузнецов: Корова на гироскутере? Оксана Галькевич: Новгородская область. Петр Кузнецов: Белгородская. Зритель: Белгород. Петр Кузнецов: Отлично, отлично. Оксана Галькевич: А, Белгород? Здравствуйте-здравствуйте, рады слышать вас. Зритель: Да-да-да, здравствуйте. Так вот я хотел что сказать? Вы знаете, я вот эту тему, наверное, каждый день, если менять, значит, свод правил и ужесточать наказания, можно каждый день его менять и все равно будет актуально. Но я вот что хочу сказать? Вы знаете, вот многие говорят, что штрафы непомерные, но для кого-то эти штрафы, например, вообще ничего не значат. Поэтому нужно подход по штрафам, да, увеличивать, но только увеличивать в зависимости от дохода либо по транспорту, как вот у нас сейчас есть по некоторому..., чем выше транспорт классом, тем дороже будет штраф. Поэтому вот это нужно решать. Второе. У нас много правил как бы не соблюдается в силу того, что даже вот организация дорожного движения... Вообще, знаете, такое впечатление, что его делал какой-то первоклассник. То есть перекрестки... У нас много по району, скажем, не обозначенных по-нормальному перекрестков этих. Ну и удивляются, ездят так вот, знаете, повезло – повезло, проехал – проехал. Петр Кузнецов: Знаков нет, да? Оксана Галькевич: Да, это уже к вопросу об организации, конечно, дорожного движения. Петр Кузнецов: Кто кого пропускает, вы про это. Зритель: Нет, это все туда же. Оксана Галькевич: Туда же, да. Зритель: А новые правила, да, нужно вводить, все появляется, все это... Эти гироскутеры, да, вот они появились, конечно, нужно как-то принимать меры, и чем энергичнее, тем лучше. Петр Кузнецов: А по вашему мнению, в какой... Зритель: Мы уже сегодня... Петр Кузнецов: В какую категорию всех этих новых участников движения относить? На тротуарах или на дорогу? Зритель: Вопрос, знаете, не в том будет, к кому их относить. Петр Кузнецов: Ну как? Это главное, нет? Зритель: Вопрос будет в эффективности организации. Их можно отнести как к водителям, можно отнести как просто к велосипедистам. Вопрос будет в эффективности и соразмерности, так скажем, этих подходов ко всему. Петр Кузнецов: Ага. Зритель: Ну то есть обучать, может, нужно детей, ограничивать. Пока это вводится, может, пожестче надо, а потом, как все образуется, будут нормально вести себя, поэтому можно будет послабить эти... Петр Кузнецов: Ясно. Оксана Галькевич: Спасибо. Петр Кузнецов: Хорошо, ваша позиция ясна. Ростов сейчас на связи, послушаем оттуда Леонарда. Леонард? Зритель: Добрый день. Петр Кузнецов: Добрый день. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Леонард. Зритель: Значит, мое мнение. Первое: проезд самокатов возможен, только если есть велосипедные дорожки или по тротуару. На дорогу выпускать их незачем, поскольку машина движется с огромной скоростью, это раз, и, во-вторых, зачастую улицы у нас не позволяют маневры делать такие, чтобы безопасность была обеспечена. Петр Кузнецов: Да. Леонард, много ли в Ростове велосипедных дорожек? Оксана Галькевич: Это тоже... Зритель: Я продолжаю, я же не закончил. Там, где есть они, только по велосипедным дорожкам. Нету – значит, на тротуаре. На дорогу выпускать их незачем, это слишком опасно для людей, которые на самокате едут. Оксана Галькевич: Конечно, он же не одноразовый человек, да. Зритель: Второе – это скоростной режим. Скоростной режим нужно, это, выполнить, вернее закрыть его на скорости 10 километров для детей, механику установить, передачу... Петр Кузнецов: Блокировка, да, это возможно. Зритель: И 12–15 старше 16 лет. Самокат – не транспорт, для того чтобы молниеносно доехать из одного конца города в другой в одном городе, или в селе, или еще где-то, это фактически в основном все-таки для развлечения. По делу 15 километров для человека вполне достаточно, чтобы добраться, а вот опасность нанесения сильных травм человеку при скорости, допустим, 30–40 километров многократно больше, чем если он едет со скоростью 15 километров. Это мое мнение. Петр Кузнецов: Хорошо, спасибо вам за него, спасибо за внимание. Оксана Галькевич: Да, спасибо большое. Петр Кузнецов: Леонард, Ростов. Петр Шкуматов к нам вернулся, координатор движения «Общество Синих Ведерок». Петр, к вопросу о том, что нужно пускать, по мнению нашего телезрителя последнего из Ростова-на-Дону, по велосипедным дорожкам все эти электроконструкции по возможности. Совсем недавно наблюдал у кого-то из знакомых в сторис, как он был в Казани, он там совершенно случайно каким-то образом оказался, у него был свободный вечер, он взял электросамокат и ехал по, там в Казани с этим все более-менее хорошо, с велосипедными дорожками, ну в отличие от многих других городов. Оксана Галькевич: Ага. Петр Кузнецов: И он поехал, соответственно, по велосипедной дорожке, и ему пришел штраф. Оказывается, в Казани запрещено передвигаться на электросамокате по велосипедной дорожке. Это вот о несостоятельности правил дорожного движения и о не совсем одинаковом подходе к тому, что делать с этими СИМами. То есть каждый может в своем городе по-разному трактовать, Петр, где им передвигаться и почему? И даже штрафную систему вводить? Оксана Галькевич: В каждом регионе, наверное. Петр Шкуматов: Да. Средства индивидуальной мобильности, они сейчас вне правил и вне закона. То есть человек, который передвигается на средстве индивидуальной мобильности, – это формально пешеход. И штраф, скорее всего, пришел за то, что он, вот этот вот пользователь электросамоката, как пешеход вышел на велосипедную дорожку. Но было бы, конечно, абсолютно логичным, и, кстати, многие пользователи средств индивидуальной мобильности так и делают, использовать велодорожки для передвижения по ним электрических транспортных средств. Тем более что при ограничении скорости движения вот этих вот электросамокатов, допустим, до 20, может быть, 25 километров в час скорость движения будет сопоставима со скоростью движения велосипеда, поэтому каких-то серьезных столкновений и вообще потенциально аварийных ситуаций, я полагаю, не будет. Оксана Галькевич: Слушайте, Петр... (Петр и Петр, я между двумя Петрами оказалась.) Объясните мне, а как ему прилетел штраф-то? Он же на самокате, там номера нет. По Face ID? Петр Кузнецов: У него прямо вот чек, выписали... Оксана Галькевич: А как? Камера чик его физиономию, и там дальше паспортные данные, электронная почта? Петр Кузнецов: Вот подробностей не знаю, но вот оштрафовали... Оксана Галькевич: Интересно. Петр Кузнецов: И он выяснил, что в Казани запрещено передвигаться. Оксана Галькевич: Как страшно жить-то. Петр Кузнецов: Петр, но инфраструктуры соответствующей, к вопросу о велодорожках, нет во многих городах. Город не может ее обеспечить. Может быть... Зачем же он тогда пускает их, не обеспечив инфраструктуру? Может, тогда их просто запретить, сначала обеспечить им соответствующую территорию, а потом их всех массово запускать, пожалуйста, катайтесь? Петр Шкуматов: Ну, я полагаю, что все-таки запрещать ничего не нужно, потому что средства индивидуальной мобильности – это очень удобно и современно. Кстати, многие автомобилисты пользуются средствами индивидуальной мобильности как транспортом последней мили, когда место от парковки автомобиля до нужного тебе ты преодолеваешь именно на электрическом устройстве, как правило это электросамокат. Некоторые автовладельцы уже возят в багажнике складной электросамокат именно для таких целей. Но оштрафовали вот этого человека, очевидно, живые инспекторы, то есть его остановил полицейский и выписал штраф за... Петр Кузнецов: Да-да-да. Оксана Галькевич: Петр, кстати... Петр Кузнецов: Как когда, если ты переходишь в неположенном месте, инспектор тебя может остановить и выписать. Так и произошло. Оксана Галькевич: Петр, смотрите, вот за самокаты, гироскутеры и вот эти все средства индивидуальной мобильности взялись, когда они уже определенные обороты набрали, появились в больших количествах на улицах разных городов. А сейчас у нас запускают беспилотные автомобили, начинаются вот эти тестовые запуски. Времени мало остается, тем не менее – с ними-то что? Их ведь тоже надо как-то в ПДД вписывать. Петр Шкуматов: Да, вы абсолютно правы, с ними вообще непонятно что делать. Кстати, дискуссия эта идет не только в России, не только в ходе нашего эфира, но и вообще во всем мире, во всех городах. Все готовятся к тому, что беспилотные автомобили будут ездить по улицам как минимум городов, по некоторым хайвеям или автомагистралям, но никто не понимает, вот поверьте, никто не понимает, что прописывать в правилах. Пока идет дискуссия... Петр Кузнецов: Спасибо. Пока обсуждение. Здесь еще все сложнее. Оксана Галькевич: Спасибо, спасибо. Петр Шкуматов у нас, «Синие Ведерки». Петр Кузнецов: Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок». Оксана Галькевич, Петр Кузнецов, первый час «ОТРажения»... Оксана Галькевич: Но мы не прощаемся с вами, друзья. Петр Кузнецов: Нет – дальше новости и второй час, новые темы. Оксана Галькевич: Будем говорить о деньгах в начале следующего часа, друзья.