Тамара Шорникова: В России появится единый проездной. Универсальный билет для оплаты поездок в общественном городском транспорте по всей стране Минтранс планирует разработать до конца 2021 года. Иван Князев: В ведомстве рассчитывают, что такой билет повысит популярность общественного транспорта, регионы смогут оптимизировать расходы бюджетов на субсидии и получат больше налогов из-за того, что учет пассажиров станет прозрачнее. Вот вопрос к вам, дорогие телезрители, точнее – даже два вопроса. Сколько сейчас в среднем стоит проезд у вас в автобусе, в троллейбусе, в маршрутке? И хотели бы вы, чтобы был один проездной по всей стране? Тамара Шорникова: Как вам такая новость? Иван Князев: Как такая идея? Тамара Шорникова: Звоните, пишите, рассказывайте. А мы прямо сейчас подключаем к разговору эксперта – Кирилл Янков, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, член Общественного совета при Минтрансе России. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Кирилл Вадимович. Кирилл Янков: Добрый день. Тамара Шорникова: Если честно, у меня первая мысль, которая была при чтении этой новости, которая возникла, – я сразу вспомнила, например, троллейбусы в Симферополе, другие виды общественного транспорта в регионах, которые… Ну, там по старинке. Знаете, там даже валидаторов еще нет. Там передают, как в старину, просто бумажные деньги и мелочь по салону водителю. Иван Князев: Ну да, за проезд передают. Тамара Шорникова: Соответственно, до 2021 года не такой большой срок. Как возможно наладить эту систему? Ведь у нас очень большой процент достаточно старого транспорта. Иван Князев: Ну конечно, автобусного парка. Кирилл Янков: На самом деле есть большой вопрос: можно ли ее наладить и нужно ли ее налаживать, делать единой по стране? Я хочу напомнить, что во многих российских городах до сих пор работают кондукторы. Например, в Петербурге в наземном транспорте есть кондукторы. Петербург не перешел на бесконтактную систему оплаты, хотя такие возможности у него были. И в кондукторах есть свой смысл. Если кондуктор работает добросовестно, то это наиболее надежная система оплаты труда, которая обеспечивает наибольшую выручку. Кондуктор попутно выполняет и функции контролера. Поэтому я не уверен, что правильно сейчас силой выгонять кондукторов из всех автобусов, троллейбусов и трамваев нашей страны и везде вводить бесконтактную оплату. Хотя могут быть сочетания. А вот теперь скажу, для чего действительно это нужно сделать. В каком сегменте это нужно сделать? Это нужно сделать в сегменте проезда льготных категорий. Учет льготных категорий пассажиров в рамках страны, к сожалению, никак не налажен. Он более или менее налажен в Москве, еще в нескольких субъектах федерации, а в большинстве субъектов федерации его нет. Люди ездят, предъявляя справки, предъявляя пенсионные удостоверения, многочисленные бумажные удостоверения разных форм и типов о льготах. Вот до тех пор, пока у нас существует льготный проезд, целесообразно действительно сделать единую бесконтактную карту льготника по такому примеру, как, например, сделана социальная карта в Москве, социальная карта в Московской области, и действительно, в масштабах страны эту задачу решить на базе таких бесконтактных карт. Эта задача решаемая и очень правильная. Иван Князев: Кирилл Вадимович, прошу прощения. Можно сразу уточняющий вопрос: что нам это даст, что это даст льготникам, помимо удобства, ну и в целом по стране? Кирилл Янков: Это даст большие удобства компаниям-перевозчикам, которые смогут выставить точный поименный счет соответствующим органам социальной защиты субъектов федерации – поименный счет о том, кто и когда проехал, – и получить деньги в органах социальной защиты за льготников. Сейчас, к сожалению, эта система не налажена. Иван Князев: То есть получается что? Они приписками занимаются, да? Например, на одном маршруте очень большое количество льготников ездит – пассажиров, которые платят мало. И компания тогда получает деньги от государства за это, да? А теперь все станет понятно, да? Кирилл Янков: Это и приписки, это и абстрактные расчеты и так далее. Это и нарушение прав льготников, потому что многие компании не заинтересованы везти льготников, потому что понимают, что они потом не докажут органам соцзащиты, кого они перевезли. Много конфликтных ситуаций возникает. Иван Князев: Ну да, конфликты. Это вы про те случаи, когда бабушка с льготным удостоверением спрашивает: «У вас есть место для льготника?» – а водитель маршрутки говорит: «Нет. Мы тебя не повезем, мест нет»? Кирилл Янков: Да, конечно. А если водитель маршрутки знает, что его компания или он сам, если он индивидуальный предприниматель, получит за эту бабушку деньги от органов соцзащиты, то он ее повезет. Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое. Звонок у нас, послушаем. Санкт-Петербург на связи. А, Воронеж. Тамара Шорникова: Елена, Воронеж, да. Иван Князев: Здравствуйте, Елена. Тамара Шорникова: Сразу много телезрителей нам звонят. Мы рады этому. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Иван Князев: Добрый. Зритель: Это Воронеж. Тамара Шорникова: Слушаем вас. Елена, расскажите, что у вас с общественным транспортом? Сколько стоит проезд? Как вы к идее единого проездного относитесь? Зритель: Во-первых, я не согласна с единым проездным. Тамара Шорникова: Почему? Зритель: Потому что я пенсионер. Тамара Шорникова: И? Зритель: У нас проезд стоит 23 рубля в маршрутке, а для пенсионеров – 21 рубль. Ну, мы оплачиваем картой. Иван Князев: Так? Тамара Шорникова: То есть вопрос ценообразования вас беспокоит, да? Не поднимутся ли цены, став едиными? Среднее по больнице не поднимут ли, да? Иван Князев: Вы этого опасаетесь или нет? Зритель: Нет, цены меня не устраивают. Тамара Шорникова: В общем, лишняя морока какая-то, а так вас все устраивает. Иван Князев: Хорошо, спасибо, мы вас услышали. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Ну давайте тогда еще одного эксперта подключим к нашему эфиру – Алексей Калачев, эксперт-аналитик группы компаний «ФИНАМ». Видим Алексей Анатольевича. Здравствуйте, Алексей Анатольевич. Алексей Калачев: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Вот как раз вопрос денег всех очень волнует. У нас масса SMS, где пишут: «Новость идиотская». Вот прямо ругается Пензенская область. «Цены в разы отличаются в городах и регионах». Во-первых, действительно, у нас очень большая страна и стоимость проезда везде действительно разная, на разный транспорт действительно отличается цена. Не получится ли так, что этот единый станет единым и более дорогим билетом? Иван Князев: Одинаковый проезд у нас будет по всей стране или нет все-таки? Алексей Калачев: Нет, по-моему, вопрос об одинаковом проезде по всей стране проще пока не поставлен. Хотя, конечно, технически такая возможность появится с введением единого проездного, но пока он не поставлен. В принципе, на карточке единого проездного можно учитывать массу разных вещей: разные виды транспорта, разные тарифы в разных городах. Тамара Шорникова: Вы знаете, вопрос не в единой цене (я сейчас уточню), потому что это вряд ли возможно для большой страны. Вопрос в том, не вырастут ли тарифы в регионах, потому что эту историю нужно будет как-то финансировать все-таки, нужно будет что-то, может быть, упрощать, для того чтобы было какое-то, я не знаю, единообразие. Алексей Калачев: Ну понятно, что бесплатно ниоткуда не возьмется. Я вообще на самом деле не очень даже понимаю, зачем нам нужно делать единообразную по всей стране форму. Это даже я не очень понимаю. Как будто у нас вообще все проблемы решены, а осталось только всех в одну форму одеть или всем выдать единой формы проездной. Иван Князев: Ну подождите, наш предыдущий эксперт… Алексей Калачев: Я думаю, что каждый регион в состоянии решать эти проблемы самостоятельно. Что мы тут видим? Мы видим тут, что, конечно, затраты, во-первых, вырастут. Мы знаем по собственному опыту, что эта карта как минимум уже будет иметь залоговую стоимость. Во-вторых, что значит повысить привлекательность транспорта? А что, он у нас непривлекательный, а сейчас будет привлекательным, что ли? Ну понятно, что здесь я вижу примерно две стороны, почему эта идея возникла. Идея первая. Поскольку везде повсеместно внедряется цифровизация, то почему бы Минтрансу тоже не придумать какие-то еще грандиозные проекты? Вот они посидели, подумали: «О, отличная идея! Почему бы не внедрить ее?» Это раз. Второе. Ну, вы понимаете, что единая форма – это значит крупный заказ изготовителю, который тоже на этом тоже хорошо заработает. Плюс, естественно, соответственно, производители валидаторов, поставщики пропускных систем и так далее. И в-третьих, эти все системы, как правило, предоплатные. То есть деньги заводятся на карточку, а потом ты можешь с этой карточкой в любом городе, на любом транспорте ездить. Естественно, деньги предоплатные – это ресурс для финансовой системы, которая будет обслуживать эту карту. Это отличный бесплатный финансовый ресурс. Плюс от того момента, как вы заплатили этой карточкой, до того момента, пока эксплуатирующая транспорт организация получит за вас эти деньги, каждый день платежа – это дополнительный ресурс для финансовой системы. Вот такая идея. Я думаю, что именно в этом корень. Хотя со стороны пассажиров, конечно, удобно везде возить одну карту. Естественно, что по карте, по предоплатной системе, конечно, идут скидки. Если вы покупаете на квартал, то это будет гораздо дешевле, чем если вы покупаете каждый день. И тут этого не отнимешь. Иван Князев: Томская область нам пишет: «По транспортной карте 25 рублей плачу, а так – 30. Сейчас льготы сняли. Я инвалид». Многодетным тоже сократили автобусы. Тамара Шорникова: Давайте звонок послушаем. Валентин, Тамбов. Иван Князев: Здравствуйте, Валентин. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Это Тамбов, Валентин. Иван Князев: Слушаем вас, Валентин, слушаем. Зритель: Я 18 лет занимаюсь пассажирскими перевозками. За 18 лет мы прошли все: установку ГЛОНАСС за наши деньги, установку тахографов за наши деньги. Сейчас даже в нашем маленьком городке имеются валидаторы, которые учитывают все льготные категории за счет введенной транспортной карты. Но с нас сейчас берут за обслуживание льготных категорий, 20% мы потеряли от прибыли. Вот ваш эксперт либо вообще ничего не знает в этой области, либо далек от этого. Если сейчас дополнительно на нас еще какие-то сборы введут, то престижность этого вида перевозок упадет совсем. Никаких дотаций ни из каких видов бюджета мы не получаем вообще. Вы понимаете, рост затрат на ГСМ, рост затрат на запчасти. Мы обновили подвижной состав, у нас сейчас автобусы 2013–2014 года выпуска, «свежие», импортные автобусы. Но получается, что те затраты, которые мы несем, они сопоставимы с ценой проезда. Тамара Шорникова: Да, понятно. Спасибо вам большое. Иван Князев: Спасибо. Алексей Анатольевич, кратко резюмируем. Как вам кажется, такая инициатива жизнеспособна? Алексей Калачев: Нет, в нашей стране все, что можно внедрить, будет внедряться и будет внедрено. Тут вопросов нет. Вопрос: нужно ли это населению и транспортным организациям? Ну, вы сами слышали. Но то, что на этом кто-то заработает хорошо – в этом сомнений нет. Тамара Шорникова: Спасибо. Алексей Калачев: И это будут, конечно, не транспортные организации. Иван Князев: Спасибо вам большое. Алексей Калачев, эксперт-аналитик группы компаний «ФИНАМ», был с нами на связи. Тамара Шорникова: Переходим к следующей теме.