Иван Князев: Сейчас, как и обещали, поговорим на эту тему с нашим экспертом. У нас на связи Эдуард Матвеев, независимый финансовый эксперт, автор проекта «Лесная биржа. О финансах детским языком», выходит на прямую связь со студией. Эдуард, здравствуйте. Эдуард Матвеев: Здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Иван Князев: Вот смотрите, сколько разных мнений было. Некоторые говорят, что нельзя давать деньги, деньги детей развращают, портят. Некоторые говорят, что наоборот избаловать можно своего ребенка, а другие говорят, что наоборот пусть знают цену деньгам, с детства приучаются и так далее. Так вот хотим у вас спросить, чему учат карманные деньги. Как у эксперта хотим узнать. Эдуард Матвеев: Ну карманные деньги прежде всего должны научить ребенка, ну или, скажем так, подготовить его к будущей жизни. То есть, когда взрослый дает ребенку какие-то небольшие суммы с определенной четкой периодичностью, ребенок учится, скажем так, планировать свое будущее, может быть там близкое достаточно и так далее. То есть ребенку в данном случае, первое, нужно не мешать, и второе, нужно где-то ему может быть подсказать. То есть когда взрослые дают деньги, но очень жестко контролируют, на самом деле из этого мало что получается, потому что по сути это, ну то же самое: вот тебе деньги, но ты можешь потратить их только, ну я не знаю там, на ручки, на учебники, на там тетрадки и так далее, на все остальное, значит, больше ничего не получишь. То есть ребенок тут… взрослый должен ему какое-то вот немножко доверие оказывать, чтобы ребенок понял, что ну вот он теперь сам решает. Для ребенка это очень важно почувствовать. Иван Князев: Что это его деньги. Эдуард Матвеев: Конечно. Взрослые боятся, что ребенок побежит и будет тратить на какую-то ерунду. И скорее всего так и будет первые какие-то разы. И в данном случае взрослый все равно не должен вмешиваться, должен как бы немножечко подсказать, показать – смотри, вот если бы ты там сколько-то, какую-то часть отложил, то вот в конце концов накопил бы, вот так вот например. А вот допустим в той же книге «Дима и совенок», которую я вот для младших детей писал, там вот этому главному герою Диме предлагал совенок разделить те деньги, которые дают, на 3 части. Первая часть – на текущие какие-то расходы, то есть захотелось там ребенку (на самом деле это тоже важная часть жизни – живи сейчас), вторая часть – в копилку, и третья часть называлась «на помощь людям». Ксения Сакурова: Ну я так понимаю, что в этом регулярность – важный фактор. То есть ребенок должен учиться планировать свои расходы, зная, что доходы будут регулярными. То есть все-таки не от случая к случаю и не за хорошие оценки и за хорошее поведение, а прямо как зарплата. Эдуард Матвеев: Да. Дело в том, что если периодичность нарушается, у ребенка ломается вот этот вот… то, к чему он потихонечку начинал привыкать. Он начинал привыкать планировать. Он понимает, раз деньги могут быть, а могут не быть, можно их потратить прямо сейчас. И тогда вот это все финансовое воспитание оно рушится, и надо начинать все сначала, это ну тоже процесс небыстрый. Иван Князев: Многие родители задаются вопросом, какие суммы давать. Ну понятно, что у всех возможности разные, но, например, у кого там есть возможность давать там чуть больше, чуть меньше, они вот начинают думать: именно там вот эта сумма, она не будет ли развращать ребенка? Или вот эта может быть сумма – это слишком мало? Эдуард Матвеев: Ну тут конечно сложно дать совет, там, допустим давать 100 рублей в неделю или давать там 1000 рублей в неделю. Ну, во-первых, конечно, ребенок растет. И когда он растет, у него не то, что там даже потребности там увеличиваются, у него просто организм увеличивается – ну там больше есть надо. До этого он мог ограничиться мороженкой в неделю, ну сейчас ему, допустим, нужно три. Поэтому тут важно, конечно, чтобы, как это сказать, немножко не хватало. Ну как вот это говорят, там «писатель всегда должен быть голодным», тогда он напишет что-нибудь хорошее. Если он сытый, то он сделать ничего не сможет, у него и так все хорошо. Ксения Сакурова: И тут еще вопрос, наверное , как распределять. Ведь ребенок будет просить в том числе на что-то дорогостоящее, ну, например, на телефон. Вот что должны родители покупать, а на что нужно мотивировать его копить самому? Эдуард Матвеев: Видите, дело в том, что это все зависит от договоренности. То есть тут важно даже не то, на что он будет копить сам, а на что не копить, а важно, чтобы договоренности всегда выполнялись. Ведь все, у кого дети есть, они прекрасно знают, что ребенок, особенно когда он уже переходит планку ну лет 10, например, ребенок каждый день проверяет границы возможного. Он каждый раз вас будет спрашивать, нужно делать домашнее задание или не нужно, а могу ли я получить еще дополнительное количество денег или не могу несмотря на то, что там четко было оговорено. «А я вот потратил на то, и у меня не хватает». Ну извини, мы с тобой договаривались, договоренности нужно выполнять. И тут важно что? Для ребенка не должна какая-то цель в виде, допустим, телефона быть ну недостижимой, потому что если ребенок, условно говоря, получает 100 рублей в неделю, а телефон стоит 15 000, ребенок ну он же не дурак, он понимает прекрасно, что ждать можно бесконечно, и лучше тогда эти деньги потратить сейчас на что-нибудь. Иван Князев: Ну да. Спасибо вам большое. Ксения Сакурова: Спасибо. Иван Князев: Эдуард Матвеев, независимый финансовый эксперт, автор проекта «Лесная биржа. О финансах детских языком». Ксения Сакурова: Спрашивали вас: «Даете ли вы карманные деньги своим детям?». «Да» ответили 78% наших зрителей, «нет» – 22%. Ну в принципе, как в опросах действительно большинство так или иначе дают. Иван Князев: Буквально две SMS. «У внучки пятерки каждый день, денег не хватит ей давать. Конечно даем», – это из Якутии сообщение. «Когда попросит. Младшей 12 лет – просит 300 рублей на дискотеку и все. А старший (ему 14) просит просто на вкусняшки». Ксения Сакурова: Вернемся. Оставайтесь с нами.