Тамара Шорникова: Ну а мы продолжаем прямой эфир программы «ОТРажение». Прямо сейчас рубрика «Профессии». В ней мы знакомим вас с мастерами своего дела. Говорим о разных профессиях, современных, популярных, редких и даже о профессиях из прошлого, которые все давно записали в список исчезнувших. Мы обещали вам рассказывать обо всех возможностях, как заработать своими руками и головой. Можно, например, стать каретником, то есть, мастером по изготовлению карет. Как сегодня создают экипажи и кто их покупает, самое главное, сейчас и выясним у нашего гостя. У нас в гостях Эдуард Сахбиев, владелец каретной мастерской «Каретный двор», здравствуйте! Эдуард Сахбиев: Здравствуйте! Тамара Шорникова: Очень приятно, что у нас широкая география не только по просмотрам, нам звонят, пишут из разных регионов, но и гости к нам в прямой эфир приезжают также со всей страны. Вот на прошлой неделе был лесной пожарный из Йошкар-Олы, ну а сегодня говорит и показывает Набережные Челны, Татарстан. Эдуард Сахбиев: Да. Тамара Шорникова: Я предлагаю всем нашим телезрителям присоединяться к нашему разговору, мы работаем в прямом эфире, поэтому звоните, пишите смс. Обязательно ответим на все ваши вопросы о профессии, о бизнесе, о том, как стать каретником. Ну а для начала посмотрим, как, собственно, экипажи сегодня делают. Давайте видеоматериал запустим. «СЮЖЕТ» Тамара Шорникова: Ну, Эдуард, наши телезрители прислушались к совету, начали писать и звонить сразу же, поэтому, у нас есть телефонный звонок. Давайте на него сначала ответим, а после будем беседовать. Юрий из Воронежа к нам дозвонился. Юрий, Зритель: Здравствуйте! Тамара Шорникова: Да, добрый день! Зритель: Вы знаете, вот самая память детства, это когда в детский сад на Новый год к нам пришел дед в шубе Деда Мороза и в центре Воронежа катал на лошади. А мне повезло, у нас в селе Рождественская Хава, Новоусманского района живет мастер-умелец, который из старых, вышедших из строя советских холодильников сделал карету с вензелями, ну и со всеми такими необходимыми вещами. Радует тоже, детишек в детском саду на карете катает, то есть, это радость, это праздник, это приобщение к культуре. Но вот хочется спросить, а только ли, только ли вот из старых холодильников можно на конструкцию, конструкцию обшивать? Вот какой же материал требуется для настоящей кареты сегодня и раньше? Тамара Шорникова: Юрий, спасибо огромное! Вот, из чего Вы делаете свои кареты? Эдуард Сахбиев: Вообще-то, конечно, из старого холодильника можно сделать шедевр, вот если смекалочку проявить где-то, руки приложить. Но сейчас, в настоящее время, делаем кареты не только конечно, и в том числе и из холодильников, но не только. Делаем из стеклопластика кузов, например, в некоторых моделях. Вот у нас в фаэтоне вообще крылья из стеклопластика. В отличие от, исторических, так скажем, аналогов, делаем из металла в основном. Все вот основные несущие вещи, колеса, раму. Тамара Шорникова: То есть, раньше было много деревянного? Эдуард Сахбиев: Да. Раньше было много деревянного, ну, потому, что с металлом было проблематичнее, профессия кузнеца была редкой. Сейчас же ну, прям в городе, где прям, где ни плюнь, везде кузнецы, все куют, загибают и так далее. И кареты делают, вот, говорят, что мастер есть. А вот, кстати, мастеров, именно, кто сделает из дерева, в том числе сани, к примеру, вот мастер ладно у них остался еще жив, там здоров, человек, делает, их очень мало осталось в России. У нас вот в Татарстане, совсем рядышком тоже возле Челнов был мастер один, делал кареты, делал сани, именно сани. Вот кареты уже не делали. В общем-то, их изначально крестьяне не делали, то есть, делали телеги, сани. Вот. Продолжали еще делать сани, но сейчас уже тоже его нет. Вот дедушка умер, а сын немножко занимался, но тоже ему не хочется этим заниматься. Ну, так он, скажем, некоторые навыки приобрел от деда, а так… Тамара Шорникова: Ну, Вы к слову, мы так называем – карета, но Вы же делаете экипажи, это не только кареты, это еще и? Эдуард Сахбиев: Кареты – это широкое понятие. То есть, все сюда входят и полозные экипажи и колесные экипажи, подразделяется. В свою очередь, уже колесные экипажи распределяются на типы, ну, в зависимости от назначения. Значит, для спорта, для проката. Для королевы, для, значит, ну не знаю, для крестьянина, так вот скажем. Вот. Ну, еще и по виду, по типам, значит, экипаж, значит, открытый не открытый, для юга, для севера, вот в том числе, кстати, они бывают. И сани, сани, кстати, тоже бывают для езды в теплую погоду и в холодную, морозы. Тамара Шорникова: Ну, вот, кстати, о специалистах. Обычно, когда мы делаем сюжеты для нашей рубрики «Профессии», мы составляем такую анкету, это сводная информация обо всех профессиях. Это базовые понятия. Это средняя зарплата, это где обучиться, представителям этой профессии, где они могут потом работать. Здесь мы сделали исключение, потому, что, ну, исключительная профессия, исключительный бизнес, скажем так. Поэтому сейчас будем собирать эту информацию в прямом эфире. Думаю, она индивидуальна для каждого мастера, который работает в этой сфере. Вот вы как набираете своих специалистов? Что нужно уметь, чтобы начать строить кареты или хотя бы, ну если не открыть свою каретную мастерскую, то начать в ней работать? Эдуард Сахбиев: Вообще, вот я сам сторонник того, такого, скажем, типа. Не углубляться сильно в вопросы, начинайте делать. Сначала – делать, а потом придет уже информация. То есть, как то вот так. И работники потом уже в принципе… Тамара Шорникова: И проклятия от заказчиков, которые посмотрят, что вы сделали, не зная! Эдуард Сахбиев: Ну, бывает и такое, конечно. Но тут, в этом случае надо просто быть честным и откровенно сказать, ребята, да, я, например, сделал плохо и либо вернуть деньги, либо, значит, доделать то, что ты не так сделал. Ну, вот как то вот так. Тамара Шорникова: Хорошо, с азов. Как Вы начинали? Где брали технологию, кто занимался чертежами, конструкцией? Эдуард Сахбиев: Вообще начинали как, начинали с того, что в боксе рисовали мелом лошадь, вот, примерно вот так вот. Вот ставили так вот оглобли и дальше продолжали все это остальное. У нас, в России, корней нет, каретчиков-мастеров нет, поэтому осталась только литература кое-где. Вот две основных книги, которые, в которых я присматривался, смотрел, видел те же самые эскизы экипажей, вот энциклопедия Ефрона и Брокгауза, где именно вот в таком вот варианте. Вот, где вот колясочки красивые. Тамара Шорникова: Давайте покажем вот на камеру. Эдуард Сахбиев: Ну вот, так скажем, что вдохновляло, что, сюда, да? По чему учились. Тамара Шорникова: Ага. Держим, держим, держим. Не успевают операторы так быстро «схватить». Тамара Шорникова: Так, вот эти конструкции вдохновили Вас на создание собственных карет. Эдуард Сахбиев: Ну, да. Ту вот экипажи европейские, значит, российские и так далее. Тамара Шорникова: Так, это у нас XIX век год выпуска? Эдуард Сахбиев: Да, XIX век. Тамара Шорникова: Так, хорошо. Вот начертили лошадь, посмотрели конструкцию, дальше, где брали материалы? Где брали инструменты? Эдуард Сахбиев: Материалы, инструменты. Бывало такое, что да, вот как сказал товарищ предыдущий, делали из холодильников. То есть находили даже какие-то вещи на свалке. Вообще начиналось даже с того, что делали инструмент, да, правильно Вы говорите. Делали, например, там прокатный станок. В то время, если сейчас вот, пожалуйста, богатый выбор всех этих инструментов, то в то время было проблематично. Да и вообще, как бы начинали, и поэтому не было средств на эти вещи. Но зато в то время пока еще не весь металлолом в России еще сдали, мы с успехом находили, значит, нужные детали от старых станков, на свалках, ну, на местах приема металлолома и делали станки. Собирали, дальше уже «включали» творчество, мысль инженерную. Тамара Шорникова: Сейчас давайте включим Василия из Магадана в наш разговор. Нам дозвонился телезритель, давайте послушаем. Василий, Зритель: Да, слушаю. Тамара Шорникова: Добрый вечер, наверное, у Вас уже. Зритель: Добрый вечер, да! Тамара Шорникова: Итак, у Вас вопрос для нашего гостя? Зритель: У нас утро! Тамара Шорникова: Утро! Слушаем Вас! Зритель: Ну, я в качестве применения, я такие розетки красивые делаю. Зажал в тиски и все! Ведь я всю жизнь проплакал, потому, что такой божий дар у меня, и бесполезно. Нигде прорваться не могу! Куда, и в горисполком ходил, везде ходил! Такие фотографии у меня, работы такие! Тамара Шорникова: А чем Вы занимаетесь, Василий? Зритель: Резьбой по дереву. Тамара Шорникова: Резьбой по дереву. Зритель: Такие вещи, такие вещи хорошие делаю! (далее неразборчиво) Тамара Шорникова: Это Ваше хобби, Василий, или есть основная работа? Зритель: Да, да, да, да. Это хобби. Тамара Шорникова: Хотели бы кареты строить? Помогать? Зритель: Хотел бы все! (неразборчиво) Давал телефон, звоню, дают что попало, никак до него дозвониться не могу! Тамара Шорникова: Понятно. Оставьте Ваши контакты, мы Вам дадим… Зритель: Да, в Магадане здесь он был. Тамара Шорникова: Василий, спасибо, оставьте обязательно контакты нашему редактору, мы Вам нужный телефон дадим, хотя бы переговорить. Вот видите, нашли Вам из другого региона специалиста уже за время нашей программы. Сколько делали первую карету? Эдуард Сахбиев: Первую карету порядка года, наверное. Ну, конечно там все у нас параллельно шло и строительство самого непосредственно бокса и строительство экипажа. Ну, так в среднем, около этого, наверное. Тамара Шорникова: И кто купил? Эдуард Сахбиев: А купил у нас бизнесмен из Татарстана. Значит, я уже сейчас по имени-отчеству не помню. Тамара Шорникова: Ну, давайте не будем разглашать его данные, а то вдруг еще налоговая заинтересуется! Все-таки карета, я думаю, недешевая! Сколько, кстати, стоит? Эдуард Сахбиев: Ну, тот экипаж был не очень дорогой и он, в общем-то, был первый. Вот как Вы говорите, чтоб не стукнули потом, не пришли, мы все-таки побаивались, что у нас что-то не выйдет. И, кстати, так и вышло, что в первом экипаже были огрехи сильные, то есть, и мы его забрали обратно у него. Срезали кузов, переделали его под плетеный, то есть, все, как полагается. Тамара Шорникова: От и до. Сколько стоят сегодня Ваши экипажи? Эдуард Сахбиев: Экипажи стоят по-разному, в зависимости от модели. То есть, у нас вот модельный ряд, так скажем, не скажу, что большой, где-то порядка может 20 изделий. И от маленьких, значит, саночек от 30-40 тысяч и до больших карет, вот модель «Екатерина», до шестисот, пятисот – шестисот тысяч рублей. То есть, конечно, зависит от материала, от именно каких-то, идей. Тамара Шорникова: От тюнинга зависит! Эдуард Сахбиев: От тюнинга, да! Тамара Шорникова: Мы вот узнали, что магнитолу даже сейчас можно встроить в современную карету. А что еще просят добавить? Эдуард Сахбиев: Ну, бывает, да. Магнитола без проблем, просят кондиционер. Обычно просят кондиционер. Ну, вентилятор, в общем-то, мы ставим, потому, что экипаж, все-таки находиться в экипаже и наслаждаться, значит, из окна кареты приятнее все-таки, когда тебе комфортно самому, телу в том числе. Вот. И кондиционер. Ну, кондиционер, это такой тяжелый, сложный момент. Пока ни разу не ставили, ну, в общем-то, если попросят сильно хорошо там, поставим! Нет проблем. Тамара Шорникова: Ну, смотрите, все-таки для многих, думаю, телезрителей, сейчас карета – это такой аттракцион. Это то, на чем можно за деньги покататься в парке, и то не везде. Эдуард Сахбиев: Да. Тамара Шорникова: И вот новость о том, что кареты сегодня в XXI-м веке кто-то заказывает для личного пользования, ну меня немного удивила, скажем так. Расскажите все-таки подробнее. Мы уже поняли, бизнесмены, кто еще покупает ваши кареты? Эдуард Сахбиев: Для личного пользования в том числе покупают. Ну вот, например, я, кстати, вот привез вот колокольчик, да, покажу вот. И, кстати, вспомнил… Тамара Шорникова: Поддужный колокольчик. Эдуард Сахбиев: Да, поддужный колокольчик. Этот подарок подарил мне один из заказчиков, из города Енисейск, Красноярского края. Вот это сибирский колокольчик, очень звонкий. У всех сразу благодать должна наступить, микробы все умереть, и так далее. Тамара Шорникова: И денег на карету сразу проявится! Эдуард Сахбиев: Вот. И вот человек, который купил, человек увлечен лошадьми. Ну, я, вот прям досконально не знаю, конечно, всю его историю. Мы не так уж, относительно немного общались по телефону, но судя вот по фотографиям в интернете, судя по тому, как вот, как мы с ним общались, и как он заказывал экипаж, и как он сейчас там на нем катается, человек с любовью относится к этому делу. Это он делает от души! Я предполагаю, что он уже на пенсии. И вот человек купил и для себя в том числе, и зарабатывает на нем деньги, то есть. Тамара Шорникова: Прокатчики, плюс еще кинематографисты, насколько я знаю. Ваши кареты можно увидеть в фильмах и сериалах. Эдуард Сахбиев: Да. Тамара Шорникова: Давайте расскажем, где телезрители могли увидеть. Эдуард Сахбиев: Ну, я сейчас конкретно-то не вспомню, ну масса там сериалов. Вот «Сергей Есенин», я помню, был сериал. Еще «Кровавая барыня». Там ряд сериалов, особенно, как правило, исторические, «Котовский» вот я помню. И сидишь возле телевизора смотришь – вот наш проехал! Все нормально, ничего не отвалилось. Тамара Шорникова: Перекрестились, да? Давайте выслушаем еще одного гостя. Александр к нам дозвонился. Александр, здравствуйте! Так, просим подключить зрителя к разговору нашему. Вот говорят, Александр, пока не можем с ним связаться. Есть Земфира из Свердловской области. Да? Здравствуйте! Слушаем Вас! Зрительница: Да. Здравствуйте! Я вот хочу сказать каретнику Василию, что в Юрьев-Польском музее, Владимирской области, в музее есть карета, в которой привезли раненного Багратиона в 1812-м году с войны. И вот там, в музее, в каретном дворе стоит карета, в которой привезли раненого. Карета очень интересная, пусть посмотрит! Тамара Шорникова: Хорошо. Вот приглашают Вас во Владимирскую область. Спасибо Вам огромное за звонок! Эдуард Сахбиев: Обязательно! Тамара Шорникова: Обязательно. Поговорили сейчас вот про культурную часть, давайте ближе к экономике. Вы говорите, что в среднем карета для ваших заказчиков обходится в 350-300 тысяч рублей. Эдуард Сахбиев: Да. Тамара Шорникова: А Вы сколько вкладываете? Хочется понять, прибыльная ли это сегодня профессия? Эдуард Сахбиев: Ну, как сказать? Все дело так, в зависимости от того, не знаю, скажем… Тамара Шорникова: Ну, сколько денег, конкретно уходит на изготовление одной кареты? В штуках давайте мерить! Эдуард Сахбиев: Ну, прямо вот конкретно? Экипажи разные. Разные цены. Поэтому я тут вот конкретно не могу сказать, прямо вот конкретно так. Тамара Шорникова: А примерно? Эдуард Сахбиев: Ну, отчасти может быть я, еще, наверное, ну, чуть-чуть, наверное, лукавлю. Скажу, что это коммерческая тайна, тайна небольшая, так скажем. Ну, вообще примерно, ну ориентировочно, ну где-то около ста с лишним тысяч уходит на материал, ну это вот я по средней модели. Ну, и что-то примерно около этого, наверное, зарплата. Ну, так вот грубо. Тамара Шорникова: Ну, то есть, третья часть примерно остается Вам как прибыль или как инвестиция в дальнейшее. Эдуард Сахбиев: Ну, да, считать если все остальные прочие затраты, реклама, в частности, она тоже не менее такая затратная. Тамара Шорникова: А спрос-то, каков сейчас? Сколько карет в год примерно делаете? Или экипажей других? Эдуард Сахбиев: Ну, сейчас где-то делаем два, вот недавно я считал, два с половиной экипажа. Было дело в 12-е годы… Тамара Шорникова: В месяц? Эдуард Сахбиев: В месяц, да. Было дело, делали 4 экипажа в месяц. Так скажем, в лучшие годы. Тамара Шорникова: Так, хорошо. А экипажи, которые Вы делали для Нидерландов. Те самые, которые мы смотрели в сюжете, она как то отличались от обычных? Все-таки для высокопоставленных гостей! Кто будет в них ездить неизвестно, но… Эдуард Сахбиев: Да нет, не отличались. Они были серийные экипажи, тем более, как бы вот первый экипаж заказчик, вот Армандо Флют, он не просил делать чего-то такого сверхъестественного, сказал, вот, мне сделайте такой, вот, как у вас на фотографии. Тамара Шорникова: Вы сразу поняли, кстати, что он необычный клиент? Эдуард Сахбиев: Да нет, я не знал даже, что он там где-то участвует в каких-то церемонных выездах. Он просто, значит позже, попросился в друзья в «Одноклассниках», а, в «Фейсбуке»! И, значит, я уже позже вот увидел фотографию, где он, значит, едет на церемониальном этом выезде в виде кучера, значит, на козлах сидит. Тамара Шорникова: То есть, никаких драгоценных камней, никаких горностаев на сиденьях не было? Обычная карета? Эдуард Сахбиев: Все было скромно, да. Просто, как обычно. Ну, вот второй экипаж, у него были свои нюансы, вот как говорил там, в интервью, свои там, «хотелочки» небольшие сделал, а в остальном да, никаких бриллиантов, никаких драгоценностей. Все скромно, просто. Никаких автомагнитол. Тем более, европейцы, они относятся к этому делу так прямо, так скажем, консервативно, да. Мы выезжаем, когда на выставки, и видят они в нашей карете, как-то раз увидели автомагнитолу они, и очень веселятся, значит. Смеются, то, что карета где-то там уже с современными какими-то элементами. Для них это все. И, наверное, по этой причине он и выбрал наш экипаж, потому, что необычная форма, необычный стиль, то есть, это не все, как в Европе. В Европе таких и не делают. То есть, вот так я думаю. Тамара Шорникова: Так. А где, как экипажи сейчас делают? На кого обращаете внимание? Кто сегодня законодатель мод в каретостроении? Эдуард Сахбиев: Законодатель мод. Я, наверное, даже ни на кого не обращаю внимания. Мы идем своим путем. Потому, что вот, как они делали в Европе 200 лет назад экипажи, так они и продолжают делать. Ну, они вводят определенные новшества там, значит, используют некоторые материалы современные. Но не так сильно, не так прям, больше приверженность к классике и дерева, того же самого. Все у них так просто, красиво. В спорте, к примеру, там да. Там они используют современные материалы, спортивные экипажи для драйвинга. Но мы такие экипажи не делали и как-то пока не претендуем на производителей вот таких экипажей. Вот как то так. Поэтому мы сами по себе и начали вариться в своей каше, у себя внутри, и до сих пор… Тамара Шорникова: А как начали? Знаю, что по образованию у Вас лесное хозяйство Ваш профиль, правильно? Эдуард Сахбиев: Да, да. По первому образованию я, лесное хозяйство, второе – юрист, вот занимаюсь каретным делом. Тамара Шорникова: А каретником как стали? Эдуард Сахбиев: Ну, каретником стал, тоже первое образование подтолкнуло к этому делу. Значит, после того, как закончил в Екатеринбурге ВУЗ, поступил работать в национальный парк «Нижняя Кама» у нас в Челнах. И туризм, основное назначение, значит, национального парка – это туристическая деятельность. Вот я дослужился, доработался до начальника отдела экологического просвещения и туризма, и вот, хотел его продвигать в национальном парке. А каким образом? С помощью лошадей. Верховая езда это одно, а вот задумался, думаю, почему бы не предложить вот именно экипажную такую езду, выезд. Ну, можно было конечно, выехать и в телеге там, в каких-то саночках, но как-то вот, почему-то хотелось так, пошикарнее как-то выехать! Вот. Тамара Шорникова: Выехали! Эдуард Сахбиев: Вот, начали делать. Начал делать, а после того, как купили первый, заказали еще, и там уже было как-то не до туризма! Тамара Шорникова: Вы не переживаете, что обеспечите всех, тех, кто может, тех, кто хочет купить кареты в нашей стране своими изделиями? Я думаю, что спрос все-таки ограничен на такого рода изделия. Эдуард Сахбиев: Ну, я думаю, что нет, наверное. У нас есть еще, где покататься! Россия большая, поэтому. Если там, в Европе, вот не знаю точно статистику, но, к примеру, вот в Польше порядка 10 каретных мастерских, только в одной Польше. Я знаю вот лично вот десяток, и даже больше. Тамара Шорникова: А в России сколько? Эдуард Сахбиев: В России? Ну, вот у нас мы и вот каретная мастерская дяди Миши Казенкина, но вот, к сожалению, он пропал вот года три назад. Его вот сейчас нету. Насколько я знаю, мастерская до сих пор функционирует. Тамара Шорникова: То есть, пока конкурентов не много? Эдуард Сахбиев: Есть частные мастера, вот как вот говорили, кто-то, где-то, как-то в гаражах делает, просто не особо сильно рекламируются, не афишируются, они спокойненько там, тихим храпом, делают для какого-то своего, там, определенного ряда клиентов. Ну, как то вот так. Маленькие мастерские. Ну, мы вот как-то вышли поглобальнее. Распиарились. Тамара Шорникова: Так, ну и кратко, сколько гарантии даете на свои кареты? Эдуард Сахбиев: По-всякому! Вот последний был заказ у нас, Казахстан. Значат, «Астана Опера» заказали карету и вот мы ее буквально на днях заканчиваем и повезем туда. Значит, первый экипаж, попросили 8 лет гарантии! Я говорю, ребята, «Мерседес» не дает столько! Ну, ладно, чего уж! Дали вот 8 лет гарантии. Тамара Шорникова: Надеемся, что столько и прослужит! Эдуард Сахбиев: Да. Тамара Шорникова: О красивой жизни, о каретах и о мастерах, которые это делают, говорили сегодня в рубрике «Профессии». Увидимся через неделю! Спасибо Вам! Эдуард Сахбиев: Пожалуйста!