Константин Чуриков: Самая была моя нелюбимая оценка в школе – это тройка. Потому что ну двойка понятно, это, значит, совсем не знаешь, четверка – обидно, но лучше пятерка, а вот тройка – ни то ни се. Сейчас будем делать работу над ошибками, во всяком случае разберемся, что не так с нашей системой образования, если большинство выпускников в этом году написало ЕГЭ на уверенную тройку или слабенькую, с натягом четверку с минусом. Вот перед вами сейчас будут официальные результаты Единого госэкзамена в этом году. Прямо скажем, они не очень. Средние баллы по целому ряду предметов заметно упали. Общие результаты экзаменов оказались значительно хуже прошлогодних. Ну вот русский язык, тут мы видим снижение. Сильнее всего, кстати, вот если сравнивать балл в прошлом году и сейчас, упала литература. География тоже, ну обидно, действительно у нас в стране многие даже не знают, куда Волга впадает. Физика тоже подкачала, биология туда же... Куда, собственно, с этими баллами поступить? Ну, вы знаете, есть понятие, сейчас покажем, средних допустимых баллов, минимальный балл для поступления в вузы, сейчас мы покажем, сколько эти баллы весят: обществознание – 45, информатика – 44, русский, литература, география – 40. Но знающие люди, вот кто интересуются этой проблемой, не дадут соврать: в реальности поступить вот с теми баллами, которые мы только что показали, на самом деле на бюджетное место практически невозможно. У нас сейчас в студии Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения России. Арслан Дагирович, здравствуйте. Арслан Хасавов: Добрый вечер, здравствуйте. Константин Чуриков: У меня первый вопрос – почему так съехали, получается, наши выпускники по этим предметам? Арслан Хасавов: Давайте начнем с того, что ЕГЭ впервые проводилось после пандемии, как бы в прежнем формате. У нас была пауза из 2-х лет, связанная с тем, что ЕГЭ сдавали только те, кто планировал поступать в вузы. Плюс в этом году к Единому государственному экзамену были допущены ребята из ДНР и ЛНР, беженцы с Украины, дети беженцев, и т. д. И второй момент, на который, наверное, стоит обратить внимание, – это то, что сами задания ЕГЭ изменились в этом году. То есть в этом году немножко другие задания были, собственно, в рамках Единого государственного экзамена. И те баллы, которые ребята демонстрировали в прошлом году, и текущие баллы, они, скажем так, не совсем равнозначны, потому что сами задания изменились. Они стали более практико-ориентированные, они стали, собственно говоря, требовать больше аналитики, внимания, решения каких-то конкретных задач. Это отчасти связано с выполнением одного из показателей нацпроекта «Образование», связанным с вхождением в десятку ведущих стран по качеству образования. И как раз у нас ребята всегда демонстрировали сильное знание базовых предметов, но отставали, если сравнивать со сверстниками из других стран, в части применения этих знаний на практике. Константин Чуриков: Сразу уточняющий вопрос, пока далеко не ушли от этой темы, – а надо ли нам сейчас ориентироваться на какие-то страны, в десятке лучших вместе с которыми мы должны оказаться? С учетом того, что мы теперь прозрели, проснулись от этого сна и поняли: ну надо же, Болонская система не нужна, что это за бакалавры, магистры, закончил, бакалавр в одном, магистр в другом... Знаете, тут смотрю, резюме присылают люди, и там, по-моему, значит, Свято-Тихоновский какой-то там, значит, православный университет, условно говоря, им. Сергия Радонежского, бакалавр, понимаете. Арслан Хасавов: Да. Константин Чуриков: Ну вот странно звучит, правда, да? Арслан Хасавов: Да, безусловно, сейчас система образования в целом терпит изменения, и средняя школа, и высшее образование, выход из Болонского процесса, о чем вы, собственно, говорите. Но ЕГЭ – это форма итоговой аттестации в части школы, и несмотря на выход России из Болонского процесса... «выход» мы так условно называем, потому что в него входили тоже достаточно условно... собственно, он не сказывается на порядке проведения ЕГЭ, ЕГЭ все равно будет проходить. И что касается попадания в десятку ведущих стран по качеству образования, эта задача не снята пока, и, собственно говоря, профильные ведомства стараются добиться и, собственно, мониторят те показатели, которые закладывались изначально в реализацию этой цели. Константин Чуриков: Ну, объективно сейчас возникает вопрос, как это измерять: у нас прекращены контакты со многими странами, потому что они недружественные, что мы теперь будем как-то там ориентироваться на Америку... Арслан Хасавов: Тем не менее банк заданий остался у нас на руках и наши коллеги проводят эти измерения, собственно, исходя из того опыта, который накопился за годы сотрудничества с этими организациями, и, собственно, могут сами даже анализировать, сравнивая наши показатели с другими странами. Константин Чуриков: Если вы говорите, что в этом году задания другие, я так понимаю, другие не потому, что изменились варианты, скажем так, а другие в значении «сложнее», да? Арслан Хасавов: Ну, в общем да, их можно назвать сложнее. Константин Чуриков: Справедливо ли это? Арслан Хасавов: Вот мне коллеги подготовили, собственно, справку коротенькую. Я могу сказать, что вот, допустим, слова главы Рособрнадзора Анзора Музаева, он сказал: «Чтобы дать правильный ответ, выпускникам нужно было уметь рассуждать, аргументировать, использовать навыки исследовательской и проектной деятельности». Это связано с тем, что ЕГЭ впервые проводился по новым моделям контрольно-измерительных материалов, разработанным в соответствии с современными ФГОС, по которым школьники обучались с 1-го класса. Константин Чуриков: Образовательными стандартами, да? Арслан Хасавов: Да-да-да. Вот, собственно, с этим отчасти связаны те результаты, о которых сказали. Но тем не менее эксперты, проанализировав все эти результаты, приходят к выводу, что они, в общем-то, сопоставимы при... Если мы, собственно, сделаем акцент на тех моментах, о которых я сказал выше, они вполне сопоставимы с теми, что были ранее. По некоторым предметам, например по истории, вообще средний балл вырос, скажем так, вот в вашем графике этого нет, и т. д. То есть если в целом оценивать ситуацию, то она не такая драматичная, как может показаться зрителям исходя из вот той вводной, которая была. Константин Чуриков: Хорошо. Арслан Дагирович, сегодня не будем повторять знаменитый вот опрос, который мы часто показываем в эфире: мы ловим на улице, наши коллеги, молодых людей и спрашиваем, куда впадает Волга, назовите столицу Свердловской области, еще какие-то вопросы, кто написал полонез Огинского, например, ну и т. д., вопросы несложные. И что характерно, мы видим, что молодежь, это студенты, одиннадцатиклассники, которые, по идее, должны-то это знать, потому что это вообще пик знаний в жизни человека, они не могут ответить на эти простые вопросы. Люди старшего возраста на зубок это знают. С чем это связано? Арслан Хасавов: Ну, здесь все очень индивидуально. Потому что вам может попасться, допустим, участник какого-нибудь популярного телевизионного шоу, связанного с демонстрацией своих знаний, или мультибалльник ЕГЭ, которых, кстати, достаточно много, например, стобалльников в этом году 5 953 человека. Много это или мало? На мой взгляд, довольно много. Вы говорили о поступлении в вузы – в прошлом году разразился скандал, связанный с тем, что мультибалльники ЕГЭ, т. е. ребята, кто получил 300 и больше баллов, т. е. по 100 баллов по каждому предмету, не могли поступить на бюджетные места, потому что их опережали такие же мультибалльники плюс еще победители Всероссийской олимпиады школьников. То есть талантливых, умных, одаренных ребят все еще достаточно много, нет такого вот именно перекоса. Может быть, вам попадаются, может быть, они волнуются, еще что-то, здесь сложно сказать. Константин Чуриков: Хорошо. Давайте сейчас послушаем Марину из Нижегородской области, потом продолжим. Марина, здравствуйте, добрый вечер. Зритель: Алло, здравствуйте. Меня зовут Марина, я мама выпускника-отличника, претендента на медаль. Ребенок с 8-го класса мечтал стать врачом, занимался с репетиторами с профильными именно ввиду того, что много часов школьной программы было на дистанте, да, мы обучались, поскольку у нас пандемия была. И подготовка была, пробники 80–90 баллов, приходит результат – 17 баллов. Константин Чуриков: Ой... Зритель: При этом остальные предметы у ребенка на 90. Пытаемся разобраться, выясняется, что наш вариант у большинства, ну у многих, при этом тестовая часть не апеллируется. Каким образом, не знаем, вот просто справедливости ради хотелось бы перепроверить этот вариант, по химии 327-й, и просто убедиться в том, что действительно там, возможно, ребенок переволновался, поскольку был первый экзамен для детей, которые даже не сдавали ОГЭ, самый сложный, один из самых сложных предметов поставили первым предметом, химия. Константин Чуриков: Значит, по химии у него 17 баллов, так? Зритель: Да-да-да. Константин Чуриков: Так, Марина, давайте вы свой телефон оставите. Арслан Дагирович, может быть, поможем силами «Учительской газеты»? Арслан Хасавов: Да, я как раз хотел предложить: Марина, давайте, свяжитесь со мной, я обязательно постараюсь с коллегами, которые занимаются формированием банка заданий по этому предмету, поговорить по именно этому номеру задания и конкретно по результатам вашего сына в контексте того, о чем вы сказали, что по другим предметам у него хорошие баллы, и действительно это выглядит несколько странно. Давайте проверим. Константин Чуриков: Да. ЕГЭ вот изначально, когда он появился в жизни нашей страны, как раз-таки пытались хвалить, скажем так, апеллируя к тому, что прозрачность обеспечена. Вот в данном случае, если бы Марина не дозвонилась бы на ОТР и не поговорила с вами, какие у нее были бы рычаги, если, например, действительно ребенок прав, там какое-то недоразумение, еще там что-то? Арслан Хасавов: Послушайте, есть апелляция, достаточно тоже прозрачный инструмент обжалования своей оценки. И есть примеры и в этой, собственно, кампании ЕГЭ, когда ребята обращались с апелляцией в экзаменационную комиссию и, собственно, им пересматривали в конце концов результат ЕГЭ, есть там ребята, для кого это было критично, у кого 98 баллов, допустим, а он уверен, что он правильно... Школьник из Челябинска буквально вот сегодня это сделал, ему поставили 100 баллов ЕГЭ. Апелляция прежде всего, и дальше уже, если вдруг по каким-то причинам это не помогает, то вот совершенно правильно... У нас одно из достижений ЕГЭ как раз, как вы правильно сказали, его прозрачность, открытость, публичность в какой-то степени. То есть мы все готовы обсуждать его результаты, его совершенствование, его текущий статус. И собственно говоря, вот еще, возвращаясь к цифрам, хочу сказать, что важно в этой части как раз удаление с экзаменов. Раньше стеснялись это делать, да, т. е. был период, когда, с одной стороны, были утечки экзаменационных заданий, с другой стороны, проблемы со списыванием, с гаджетами и всем прочим. Вот в этом году порядка 600 учащихся было удалено с экзаменов как раз за вот эти все моменты... Константин Чуриков: Минус 600 стобалльников, возможно, да? Арслан Хасавов: Возможно. Константин Чуриков: Я с иронией. Арслан Хасавов: Но, понимаете, все это говорит о том, что все мы заинтересованы в том, чтобы ребята объективно сдавали, чтобы у нас не было каких-то перекосов, связанных с отдельными регионами, например, или с какими-то вообще всплесками стобалльников по отдельным предметам и т. д., и т. д. И в этом году, собственно, результаты показывают, что снова удалось эти сложности преодолеть. Кроме того, последнее, наверное, что скажу в этом ряду, – была ведь проблема и с бумагой, с поставкой бумаги, с картриджами... Константин Чуриков: Официально это отрицалось. Арслан Хасавов: Официально это отрицается, но были даны рекомендации как раз Рособрнадзором региональным ведомствам, чтобы заранее, да, вот нивелировать те проблемы, которые могли в связи с этим возникнуть. И собственно, мы видим, что все благополучно сдали этот экзамен, технических накладок не произошло. Константин Чуриков: Так, значит, Карелия нам задает вопрос: «Проходной балл в вуз 40 (условно). Это фактически принимают тех, кто знает предмет всего на 40%? А ведь они потом кого-то еще будут учить». Значит, Смоленск тоже еще пишет: «Вы полетите на самолете, который построил бакалавр?» – браво. Арслан Дагирович, ну действительно, вот вопрос такой – а троечник должен вообще поступать в вуз? Он должен заканчивать высшее учебное заведение, я имею в виду каким-то образом, неважно каким, платным, бесплатным? Арслан Хасавов: Вы знаете, сейчас вот эта вот тенденция на то, чтобы обязательно получать высшее образование, она сходит на нет, и сегодня из года в год достаточно высокий процент, он более 50% выпускников, это ребята, которые поступают в средние профессиональные училища, бывшие ПТУ, ныне это училища, колледжи ии т. д., и т. д. Вот со следующего учебного года система, собственно, будет перезагружаться, вводится новый стандарт «профессионалитет», это совместно уже сокращаются учебные программы и совместно с производственными компаниями, техническими компаниями готовятся специалисты для отрасли. То есть ребята и их родители понимают, что с дипломом о высшем образовании порой сложнее даже, может быть, найти работу, чем в случае, когда ты быстро получаешь какие-то навыки, знания и становишься специалистом в какой-то узкой отрасли, может быть, не такой престижной, как нам порой кажется, сварщик, допустим, какая-то рабочая специальность. Но если сравнивать заработные платы, собственно, специалистов в этой отрасли и некоторых других, где требуется высшее образование, то, собственно, в пользу рабочих специальностей будут цифры говорить. Константин Чуриков: Наивный вопрос человека, который не сдавал ЕГЭ, а, в общем, учился еще, скажем так, в прежней модели развития нашего образования, – а что было не так с нами? Слушайте, нормально учились дети, сдавали экзамены, потом поступали в вузы. Да, в школе сдаешь экзамен, в вуз поступаешь. Ну да, нервно, но, в общем, ну как сказать, все было нормально. Зачем придумали ЕГЭ? Арслан Хасавов: Нет пределов совершенству, как известно, всегда, даже сегодня, когда мы обсуждаем ЕГЭ, мы обсуждаем, как его улучшить или, может быть, как его отменить, но что предложить взамен... Константин Чуриков: А можно вопрос? А мы его придумали сами, или это тоже была подсказка, как Болонская система? Арслан Хасавов: Нет, все-таки ЕГЭ придумывался отдельно, самостоятельно, с привлечением большой экспертной базы. И вот вы говорите, легко сдать экзамены в школе, чтобы получить аттестат, а потом поехать, допустим, из провинции в Москву или в какой-то другой вуз... Константин Чуриков: Нет, поехать – это сложно, да, согласен. Арслан Хасавов: ...и сдать снова экзамены еще где-то... Константин Чуриков: Согласен, согласен. Арслан Хасавов: Сейчас стало гораздо проще: ребята сдают один экзамен, ну одну серию экзаменов, направляют результаты в различные вузы и, собственно, получают или не получают приглашение к обучению. Константин Чуриков: Елена из Нижегородской области, у нас сегодня Нижний Новгород очень активен. Здравствуйте, Елена. Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, вот хотелось бы задать такой вопрос. Я тоже мама выпускницы. Город Бор, Нижегородская область вас беспокоит, мама выпускницы. В общем, выпускница у нас тоже окончила школу с отличным аттестатом. Но дело все в том, что мы в связи с тем, что сдавали профильную математику, набрали 68 баллов, мы лишились медали. Очень хотелось бы спросить, почему в этом году несмотря на то, что было 3 года пандемийных и наши дети занимались очень много на дистанте, так скажем, болели и сами дети, и болели учителя... Несмотря на то, что, так скажем, были в очень сложных условиях, сдали, в общем-то, экзамен неплохо, 68 баллов – это считается высокобалльным результатом. Но получается так, что дети, которые сдавали базовую математику, они ее сдали, в общем-то, на пятерки и получили медали, а те дети, которые как бы сдавали профильную математику, где задания были гораздо сложнее, получается, мало того, что лишились медали, хотя 68 баллов тоже считывается высокобалльным результатом... В общем-то, немножко обидно в этом плане. И хотелось бы узнать, что можно нам вот сделать, как бы дети потому что старались, ребенок занимался 11 лет на отлично, получал повышенную стипендию, участвовал в различных олимпиадах, был номинантом и призером этих олимпиад. В общем-то, ну очень обидно лишиться медали... Константин Чуриков: Елена, ну конечно обидно. Есть такое ощущение, не знаю, вот я вас слушаю, предыдущую дозвонившуюся, что будто в этом году как-то решили вот добить выпускника, уже не стесняться: все, COVID окончен, все, вперед, теперь шутки в сторону. Нет? Арслан Хасавов: Это вопрос, да? Константин Чуриков: Да, это и вопрос, и наблюдение. Арслан Хасавов: Вы знаете, это каждый год, честно говоря, такое впечатление складывается у родителей выпускников и т. д., потому что, безусловно, все мы переживаем за тех, кто рядом, и нам порой кажется, может быть, не всегда это оправдано, что именно медаль золотая или поступление в тот или иной вуз – это и есть залог успеха. Но, в общем-то, жизнь показывает, что не всегда это так, и порой вот жизнь вносит свои коррективы. Что касается конкретно данного случая по 68 баллам по профильной математике и отсутствию в связи с этим медали, здесь надо посмотреть на ситуацию в целом, что в аттестате по другим предметам. И в общем-то, наверное, если обращаться с какими-то официальными запросами, то окажется, что ответ, скорее всего, будет формальный, я вот предположу, но можно попробовать это сделать, что все-таки, когда соглашались или планировали сдавать профильную математику, все-таки взвешивали риски, и в части риска для золотой медали также. Константин Чуриков: Арслан Дагирович, меня однажды пригласили сдать ЕГЭ для родителей в одной московской школе, мне было интересно, я согласился. Сдал русский, литературу, там сочинение было небольшое. Но, вы знаете, у меня возникло ощущение, что задача вот этого экзамена в той части, в которой я его сдавал, в том, чтобы, скажем так, ты не проявил свое знание, а чтобы тебя подловить на незнании, вот такое, знаете, крючкотворство. Там «в каком, 5-м, 6-м или 7-м, слоге ударение проставлено неверно», т. е. здесь уже возникает какая-то «междисциплинарка», т. е. я должен знать и математику, а у меня с ней труба, например. То есть мы как-то стали очень сложно формулировать задания, каким-то очень сложным языком говорить с детьми на экзаменах, при подготовке к ним, сюда же и учебники. То есть вот, знаете, ну через одно место, извините. Арслан Хасавов: Ну, опять здесь стоит привести, наверное, пример прошлого, когда выпускник 11-го класса или уже абитуриент в вузе тянул билет, да, и отвечал, собственно, на вопросы, и тут было право у экзаменационной комиссии все-таки задавать уточняющие вопросы. И тут уже вот межличностный фактор мог играть роль: кому-то задавали эти вопросы, задавали вот так, как вы сказали, с заковырочкой, а кому-то нет. В ЕГЭ, собственно, этого какого-то межличностного непонимания нет – это тест: вот перед тобой тест, собственно, вот твои результаты, не согласен – идешь обжалуешь, все прозрачно, ты не в своей школе, все это перемешано и т. д., и т. д. То есть все это сделано для объективности. Плюс видеонаблюдение где-то присутствует, ты не нервничаешь, что твой сосед по парте списывает, а ты такой честный вспоминаешь то, что ты учил, – все в равных условиях. Константин Чуриков: А навык устной речи? Это же очень важно в гуманитарных предметах, и в русском языке, и в литературе, в иностранных тем более. Как он сейчас проверяется, если перед тобой бумажка всего-навсего? Арслан Хасавов: Ну, в рамках, допустим, ЕГЭ по русскому языку есть задание, связанное, которое напоминает сочинение, скажем так, то, о чем переживали, собственно говоря, многие, что только тестовая угадайка. Собственно, от нее ушли, и есть задание, где нужно раскрыть какую-то мысль... Константин Чуриков: Письменно. Арслан Хасавов: Да, письменно, конечно, и тут ты демонстрируешь уже все свои навыки, умения формулировать какие-то мысли, знания предмета и т. д., и т. д. Константин Чуриков: Так, нам звонит Арсен из Кабардино-Балкарии. Арсен, здравствуйте. Зритель: Да, добрый вечер. Арсен, Кабардино-Балкария. У меня сын сдавал экзамену по «обществу». Его работа была после сдачи, ее забирают в какой-то регион, и в этом регионе ему ставят 80 баллов за его работу выполненную. Константин Чуриков: Так. Зритель: Приходит эта работа, мы разбираем ее с репетитором, репетитор говорит, что эта работа написана на 94 балла, подавайте на апелляцию. Константин Чуриков: Так. Зритель: Мы подаем эту работу на апелляцию. В процессе апелляции нам говорят: «Мы вам максимум можем добавить 2 балла, больше мы не можем добавить». Почему 2 балла, если ребенок написал свою работу на 94? Константин Чуриков: Арсен, это что, на рынке, что ли? Странный вообще предмет торга. Я думаю, торг здесь неуместен. Сейчас мы спросим... Кстати, тоже оставляйте свои координаты. Арслан Дагирович? Арслан Хасавов: Да, Арсен, здесь нужно разбирать конкретные результаты и тестовые документы вашего сына, почему только 2... Константин Чуриков: «Два добавим, больше нет». Арслан Хасавов: Вот это действительно смущает. Надо посмотреть. Обратитесь тогда, пожалуйста, вот через редакцию или напрямую через сайт нашего издания «Учительская газета», постараемся вам помочь. Константин Чуриков: Извините, а есть какая-то, ну говорите как есть, задача допустить такое-то, энное количество выпускников, чтобы они имели возможность бесплатно обучаться? Соответственно, таким образом построена система, что ну вот в любом случае нам нужно, что по плану у нас должен быть 80 баллов и меньше, столько-то и столько-то? Арслан Хасавов: Нет, ведь проходные баллы на те или иные специальности формируются также исходя из количества поданных заявлений. Соответственно, допустим, в прошлом году вырос проходной балл на педагогические специальности, это было важно, значит, большее количество абитуриентов стремится поступить на эти специальности, т. е. не по остаточному принципу, как было раньше, некоторое время назад, а действительно стремятся и уже появляется конкурс на эти места. Поэтому задачи как-то распределить ребят по баллам и кого-то, условно говоря, завалить нет. И даже если бы была, если мы предположим это, как это выполнить? Это просто невозможно в масштабах всей страны. Константин Чуриков: А система, при которой в любом случае ты стобалльник и ты не можешь претендовать на бюджет в престижном вузе, она справедлива, как вы думаете? Арслан Хасавов: Ну безусловно, потому что это место бюджетное все-таки занимает человек, который не меньше постарался, чем ты, а больше, т. е. формально он подходит больше. Почему? Потому что он участвовал... Константин Чуриков: Он прыгает в длину при этом, да? Арслан Хасавов: Он участвовал в олимпиаде школьников и победил, во всероссийской, какие-то еще у него есть определенные там преимущества. Плюс он точно так же, как и ты, получил 100 баллов по необходимым предметам, т. е. он все равно выходит вперед. Константин Чуриков: Олимпиада имеется в виду... ? Просто, извините меня, там есть местный этап, региональный этап, муниципальный этап и т. д. Арслан Хасавов: Да, всероссийский, федеральный. Константин Чуриков: Имеется в виду федеральный все-таки уже. Арслан Хасавов: Федеральный, да. Константин Чуриков: Победа в этом ВсОШ, да? Арслан Хасавов: Да, конечно. И более того, скажу, что ведущие вузы, я вот уже упоминал Высшую школу экономики, они когда видят, что вот не проходят такие талантливые ребята, мультибалльники ЕГЭ, в связи с олимпиадниками, покрывают стоимость обучения для них. То есть да, они учатся не за бюджетные средства, но они учатся за средства Высшей школы экономики, например, но бесплатно. Вот такая история. Константин Чуриков: Так, Василий из Псковской области. Василий, здравствуйте. Пожалуйста, слушаем вас. Зритель: Я категорический сторонник ЕГЭ по крайней мере по точным наукам, вот. Я против этой профанации типа «кто написал полонез Огинского» – нет таких вопросов по физике и математике. Но вот здесь вы говорили о прозрачности ЕГЭ. Чтобы ЕГЭ был прозрачным, нужно как минимум ученику, только что сдавшему свою работу, выдать отпечатанную тут же на ксероксе как минимум ксерокопию его работы. Дело вот в чем. Решив 30–40 задач, ребенок не может подать квалифицированное обжалование даже с помощью своего учителя, потому что помнить он может только текст ну двух, ну трех. Я сам профессионал, и, решив 30 задач, я могу помнить только 3–4. Поэтому нужно... Константин Чуриков: Простите, а вы учитель? Зритель: Да, я учитель с 43-летним стажем, учитель физики и математики. Константин Чуриков: Тогда по имени-отчеству должен к вам обращаться, я к врачам и учителям только по имени-отчеству. Василий... ? Зритель: Василий Васильевич. Константин Чуриков: Василий Васильевич, так почему вы все-таки... ? И что преподаете, математику? Зритель: Я преподавал математику и физику, но учителей бывших не бывает... Константин Чуриков: Ага. Василий Васильевич, почему вы все-таки за ЕГЭ, объясните, пожалуйста. Обычно люди, скажем так, вашего поколения как раз против этого. Зритель: Я за ЕГЭ, потому что это наиболее объективная, самая объективная форма проверки знаний по точным наукам. Я против профанации, типа говорят «натаскивание». А что мы делали, а что это за термин «натаскивание»? Константин Чуриков: Да. Василий Васильевич, а по поводу гуманитарных наук? Хорошо, русский язык, география, литература? Зритель: По поводу русского языка тоже скажу, что если квалифицированно составлены задания теста, квалифицированно, так что нет совершенно глупых ответов, то тоже вполне возможно. Константин Чуриков: Спасибо. Зритель: Я бы, пожалуй, по литературе не стал бы проводить ЕГЭ в письменном, в тестовом виде. Константин Чуриков: Да, спасибо. Ну, про полонез Огинского – это так, к слову, хотя, в общем, как это Чехов писал, в человеке все должно быть прекрасно, наверное, какие-то азы музыкальные тоже надо знать. Арслан Дагирович, что бы вы доработали в Едином госэкзамене? И как нам избежать множества жалоб в этом году? Понятно, что звонят в эфир в основном те, кто там опечален чем-то, чем-то недоволен, но тем не менее. Что еще можно улучшить? Арслан Хасавов: Ну вот ежегодно, собственно, он модернизируется, как я сказал. Раньше была проблема, допустим, по информатике ребята сдавали экзамен письменно на бумаге, это вызывало очень много вопросов. Сейчас, слава богу, они сдают уже на компьютере, уже это... Это было связано, представляете, в масштабах страны как это провести, да? Вот, собственно, изменили здесь. Каждый год ЕГЭ будет совершенствоваться и дальше. Конечно, в первую очередь это экзаменационные задания должны ежегодно обновляться, собственно, эксперты этим занимаются. И порядок проведения должен оставаться таким же объективным, таким же прозрачным, таким же, собственно, как вот сейчас, скажем так. Вот что касается ЕГЭ, так. Что касается системы образования в целом, там немножко, конечно, больше векторов сейчас развития. Изменение законодательства идет, вы знаете, создание детского движения, которое... Константин Чуриков: Мы завтра об этом будем беседовать в эфире, завтра Дума должна принять какое-то решение. Арслан Хасавов: Разговоры о важном, еженедельные разговоры с советниками директоров по воспитанию. И, пользуясь случаем, буквально секунду хотел занять внимание ваших зрителей, в тему нашего сегодняшнего разговора: вот буквально только что... Константин Чуриков: Я у вас хотел спросить, вы меня определили. Арслан Хасавов: Вышла книга. Всем, кому интересна система образования и то, куда она движется, рекомендую, как это ни странно, свою книгу «Диалоги о главном». Константин Чуриков: Арслан Дагирович, последний вопрос: образование за деньги – это нормально? Арслан Хасавов: Конечно. Константин Чуриков: Конечно? Арслан Хасавов: Да. Константин Чуриков: А если, скажем так, ребенок талантливый, а в семье денег... ? Арслан Хасавов: Целевое обучение, образовательные кредиты, все на свете. Все инструменты есть. Константин Чуриков: Кредиты? Арслан Хасавов: Конечно. Константин Чуриков: Ладно, спасибо. Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения, был у нас в студии. Говорили о результатах ЕГЭ, к сожалению, не таких хороших, как бы нам всем хотелось. Продолжим через несколько минут. Вспомним о том, что каникулы и вообще-то сезон отпусков, так что, уважаемые туристы, особенно внутренние туристы, те, кто по России путешествуют, поделитесь фотографиями, поделитесь красотой, ну и вопросы задавайте. Через несколько минут.