Петр Кузнецов: Егор Москвитин, кинокритик, с нами. О том, как будем существовать дальше в исключительно нашем мире. Егор, здравствуйте. Егор Москвитин: Здравствуйте, доброе утро. Петр Кузнецов: Мы такое примерно проходили во время пандемии, когда пересматривали в кинотеатрах прошлое хорошее, наше в том числе. Но сейчас все это жестче и явно не на такой срок, то есть, наверное, дольше. И тут есть, как мне кажется, 2 варианта: или человек совсем перестанет ходить в кинотеатры (кстати, по нашему SMS-порталу и звонкам этого не скажешь, потому что старые афиши и новые сомнительные комедии, ну все это когда-то надоест), или они наоборот станут точкой притяжения. Вот по поводу второго – что нам сделать так, чтобы снова кинотеатр стал старым добрым кинотеатром, или совершенно новым кинотеатром, но исключительно нашим? Егор Москвитин: Ну мне кажется, первый вариант все-таки более реалистичен, потому что у нас уже есть данные о том, как в той ситуации, когда недоступно иностранное кино, а российское не привлекает, люди выбирают интернет и пиратство. Это было в августе 2020 года. Тогда еще не были доступны все эти «Доводы» и «Человеки-пауки» и так далее, то есть американский автопром стоял… э-э-э, кинопром стоял на паузе по всему миру причем, не только у нас. И тогда в августе в самый кассовый месяц с точки зрения кинематографа, потому что школьники возвращаются с каникул, но еще не ходят в школу, так вот в августе в прокате были лишь фильмы с кинофестивалей вроде Венеции, Канн и так далее, потому что их уже пора было выпускать, иначе бы они никому не понадобились, и в прокате был российский блокбастер «Вратарь-галактика». Вот, и он абсолютно не смог заработать денег, потому что люди предпочли торренты. Так что и дальше будет так повторяться в ситуациях, если российские фильмы не будут интересными, если они не будут создавать так называемое «сарафанное радио», то есть рекомендации. Когда рекомендации хорошие, наши фильмы собирают очень много денег. Это «Холоп» с тремя миллиардами, все последние «Богатыри», которые действительно издавались, даже производились в России при участии Диснея. Вот. То есть в случае с хорошим кино, оно зрителя найдет. В случае, если смотреть нечего, зритель уходит в интернет. И как с этим бороться, непонятно. Наверное, очень важно сейчас взять и попробовать придать дополнительную ценность тому, что происходит в кино, то есть кинопоказам, делать их курируемыми, делать их с обсуждениями. Потому что кино – это такой способ коммуникации с миром в тяжелые времена, коммуникации друг с другом. И терапевтическая функция кино она для нас сейчас невероятно важна. И вот, например, ретроспективы Балабанова и Рязанова они бы сейчас могли нам помочь, если бы они делались с каким-то таким со сквозным сюжетом, с некой идеологией, почему мы к ним снова обращаемся. Но это происходит довольно дико, так что… Мария Карпова: А получается, то, что отреставрировали, то и показываем. Понятно. А Минкультуры вчера заявили, что они разрабатывают меры по поддержке кинематографа, в том числе и какое-то дополнительное субсидирование, увеличение сроков, когда можно подать заявку. Просто вот вложить больше денег в кинематограф – это поможет? Это выход? Егор Москвитин: Это, конечно, в чем-то поможет, но основная проблема современного авторского кино, а Минкульт все-таки старается поддерживать авторское кино, заключается в том, что оно должно существовать в копродукции. То есть почти за всеми успешными российскими фильмами последнего времени, которые гремели на фестивалях и так далее, стоят какие-то либо гранты, либо продюсеры из Европы, Америки, Канады и так далее. И это важный момент, потому что кино не может окупиться, если оно существует только у себя дома. Очень важно его крутить по всем фестивалям, продавать на иностранном стримминге и так далее. Поэтому и авторское кино сейчас неизбежно столкнется с трудностью, когда, во-первых, оно недофинансируется, во-вторых, оно не получает какие-то технологии, например фильм «Капитан Волконогов бежал» он получал поддержку Венецианского кинофестиваля, а фильм «Ника», который скоро выйдет о поэтессе Нике Турбиной он во Франции доводил до ума свой звук. Вот. И без этих возможностей станет сложнее, но думаю, прорвемся. Мария Карпова: Как раз хотела спросить про звук. Что касается кинотеатров, вообще залов – тот же самый Dolby Digital звук, IMAX – не будут ли у нас из-за этого простаивать кинозалы? И вообще не остановится ли стройка новых кинотеатров из-за этого? Потому что, наверное, тоже они как-то ограничивают свое присутствие на нашем рынке? Егор Москвитин: Сборы кинотеатров на 75% зависели от американского кино. Технологии действительно не все российские, компания «IMAX» она родом из Канады. Вот. Поэтому да, какие-то трудности будут. А строительство новых кинотеатров, мне кажется, это вообще сейчас фантастика, потому что в таких ситуациях речь идет о закрытии, скорее, кинотеатров, за исключением тех, которые являются кинотеатрами при торговых центрах, потому что там, где есть высокая проходимость людей, там всегда можно что-то взять и посмотреть. А вот отдельно стоящие кинотеатры, они сейчас, по-моему, даже в более спокойные времена не строятся. Так что, наверное, о сокращении количества залов придется подумать и с этим придется смириться. Петр Кузнецов: Егор Москвитин, кинокритик. Мария Карпова: Спасибо большое.