Екатерина Тихонова: Напряжение витает в воздухе и человек его только усиливает. Стоит переключить внимание на то, что входит в сферу нашего контроля, обратить внимание на свою жизнь
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/ekaterina-tihonova-napryazhenie-vitaet-v-vozduhe-i-chelovek-ego-tolko-usilivaet-stoit-pereklyuchit-vnimanie-na-to-chto-vhodit-v-sferu-nashego-kontrolya-obratit-vnimanie-na-svoyu-zhizn-57866.html Мария Карпова: Сегодня День выметания скверных мыслей. У нас даже стол поехал.
Петр Кузнецов: Вот и стол поехал. Выметался стол там.
Мария Карпова: Просто хорошие были у меня выходные, да.
Петр Кузнецов: Очень символично, что это сразу же на следующий день после 8 марта происходит.
Мария Карпова: Так вот. Скверные мысли, которых у кого-то в голове очень много. От них, к сожалению, сегодня никуда не денешься, поэтому берем метлу и начинаем мести. А на самом деле мы сегодня поговорим, как избавиться от хлама в голове и справиться с тревогой. О нескольких простых способах как уменьшить уровень стресса нам расскажет психолог Екатерина Тихонова, которая у нас уже в студии. Екатерина, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте. Вот, Маша, почему ты стол подвинула, чтобы побыстрее... как Барби пройтись. –
Мария Карпова: Побыстрее пройти к Екатерине. Екатерина, ну вот скажите, вообще испытывать стресс, панику – это нормально? Это нормальное состояние человека?
Екатерина Тихонова: Если мы говорим про стресс, панику, тревожность, то по сути это тяжелое состояние, которое вызвано неопределенностью. И есть тревога ситуативная. Ну, например, сам по себе человек чувствует себя комфортно при личном общении, но вот ему нужно выйти на публику, и здесь проявляется ситуативная тревога.
А есть тревожность как особенность личности. И вот здесь тогда человек испытывает эту эмоцию на регулярной основе. И это может быть опасно, приводить к паническим атакам, к депрессиям и так далее.
Мария Карпова: Как это проявляется? Когда постоянно что-то вот... Не знаю, у меня это как-то ассоциируется с тем, что вот в груди вот здесь какое-то ощущение, что учащенное дыхание – что-то вот такое.
Екатерина Тихонова: Да, вы все правильно описываете. Тело реагирует на тревожность. Но помимо телесных симптомов, есть, конечно, еще уровень мыслей. Как правило, это «накручивание» негативных событий, которые должны произойти. При чем, если мы будем различать тревогу и страх. Многие путают эти понятия, но это разные вещи. Тревога не имеет под собой реальной почвы. Страх действительно основан на конкретных происходящих событиях. Поэтому здесь важно различать эти понятия.
Мария Карпова: Пытаться сделать вид, что все хорошо, ничего не происходит – это выход?
Екатерина Тихонова: Нет смысла. Нет смысла делать вид, что ничего не происходит, потому что это попытка спрятаться. А если тело реагирует, по сути те симптомы, которые вы описали – боль в груди, учащенное сердцебиение, дыхание – это показатель, то есть «звоночек», по сути тело дает сигнал: «Обрати внимание. Что-то идет не так». Нет смысла от себя бежать, телу стоит доверять.
Поэтому здесь скорее нужно спросить себя, а что именно вызывает тревожность, есть ли реальная причина. Просто у людей с личностной тревожностью причин нет. Их нет, но они регулярно эту тревогу испытывают.
Мария Карпова: Стоит ли проявлять тогда свои чувства? Как-то, не знаю, кричать, плакать, смеяться, или все-таки стоит сдерживать себя?
Екатерина Тихонова: Вот здорово, что вы говорите про 2 варианта по сути крайностей. Первый вариант – делать вид, что ничего не происходит и отрицать, а второй вариант – это очень активно в это идти, в эту эмоцию. Мне кажется, что истина где-то посередине.
Стоит спросить себя, что я сейчас чувствую. Это первое, это заземляет. То есть простой вопрос: «Что я сейчас чувствую?» Человек отвечает, и, как правило, там будет не только тревога, там может быть чувство вины, например, – что-то сделал не так, и зная об этом, я боюсь, что об этом узнают другие. Вина, стыд, то есть тревога, скорее всего, будет иметь и другие оттенки эмоций рядом с собой.
Дальше. Можно спросить себя, чего я на самом деле хочу. Тревога, как правило, хочет конкретики и информации. И очень часто, если это входит в сферу нашего контроля (то, за что мы можем отвечать), то здесь человек может получить информацию.
Например, мама тревожится, что дочь на 15 минут задерживается из школы. Ну есть телефон – позвонить, и уровень тревожности может быть снижен. Соответственно, что я сейчас чувствую и чего я хочу на самом деле. То есть стоит найти способы управления своей тревогой. С ней имеет смысл подружиться – так лучше всего.
Мария Карпова: Стоит ли ограничивать себя в чтении разных новостей? Ну все мы сейчас пролистываем «ленту», пугаемся, что будет дальше. Это поможет как-то, если мы перестанем?
Петр Кузнецов: Маша, как раз Михаил написал из Краснодарского края: «Перестал смотреть новости, и мне стало легче».
Екатерина Тихонова: Да, да, это хороший способ, конечно. Напряжение витает в воздухе, и человек его только усиливает. Поэтому есть то, на что мы повлиять не можем. Ну на курс доллара мы с вами повлиять не можем, поэтому нет смысла по этому поводу беспокоиться.
Стоит переключить свое внимание на то, что действительно входит в сферу нашего контроля – это наше состояние, наши реакции, наши близкие. Сейчас время обратить внимание на свою жизнь, вспомнить, чего я на самом деле хочу, какие у меня есть мечты, желания, позвонить друзьям, с кем потеряна связь, сказать кому-то добрые слова благодарности. Сейчас период, когда можно уйти в тревогу и в агрессию, а можно стать добрее, теплее.
Петр Кузнецов: Но вот этот при этом общий фон, не самый благополучный сейчас, он вскрывает какие-то личные болячки, то есть то, что сидело в человеке давно, и вот эта вот штука вывела народ...
Екатерина Тихонова: Вы абсолютно правы. Я именно это сейчас замечаю среди своих клиентов. Кто-то впал в тревожность, кто-то впал в агрессию, а кто-то стал теплее и добрее. То есть смысл в том, что внутри каждого из нас есть разные части. Это не значит, что те, кто сейчас в тревоге или в агрессии, – они плохие люди. Нет, просто есть разные части, и происходящие события могут поднимать это на поверхность. Но вопрос в том, с какой из своих частей мы будем объединяться? Потому что события меняются, есть то, на что мы повлиять не можем.
Кстати, вот если мы говорим про тревожность, то важно для себя определить сферу своего контроля – то, за что я могу отвечать, и то, что не поддается моей власти. И это снижает уровень тревожности и заземляет человека.
Мария Карпова: Если говорить конкретно о каких-то вещах, как себе помочь, вот все, что связано с мелкой моторикой, это, говорят, тоже очень хорошо влияет на внутреннее состояние. Например, я даже слышала, писать от руки.
Екатерина Тихонова: Да, это хороший способ, который можно использовать самостоятельно. Не все же работают на регулярной основе с психологом.
Свободное письмо. Человек начинает записывать те мысли, которые приходят к нему в голову, и он не поддает их какому-то анализу, просто записывает. Свободный поток. И это позволяет вот это вот постоянное «накручивание» мыслей, которые есть у человека в голове... это душ для души. Вот тот способ, про который вы сейчас говорите – свободное письмо – это хороший способ избавиться от тревожных мыслей.
Опять же, можно освоить медитацию. Это раньше считалось, что медитация, это там для йогов в Гималаях. Но сейчас саморазвитие, самопознание – люди закрыли глаза, сосредоточились на своем дыхании, представили, что находятся в каком-то хорошем, приятном месте. Стоит обращать внимание на свое дыхание.
Это то, что мы можем сделать. То есть у каждого из нас есть выбор. Можно сидеть, тревожиться и накручивать, а можно закрыть глаза, сосредоточиться на своем дыхании, сделать чуть длиннее вдох, чуть длиннее – выдох. Это меняет состояние.
Петр Кузнецов: Помогает ли тревожность в работе? Или, напротив, отвлекает от выполнения задач? Потому что еще нужно продолжать трудиться, потому что если еще появится страх потери работы... Вот глаза боятся, руки делают – это вот про тревогу? Потому что это все-таки очень сильная эмоция, сильное чувство и, как мне кажется, она в обе стороны работает.
Екатерина Тихонова: Действительно, тревога – это очень сильное чувство, и по сути не было бы тревоги, не было бы целого комплекса психических расстройств. Лучше продолжать делать то, что человек делает, потому что сильная тревога мешает сконцентрироваться. Ухудшается память, внимание, мышление, человек может просто что-то пропустить. Но если это легкая степень тревоги, то она мобилизует силы, резервы организма. Поэтому вопрос – в количестве.
Петр Кузнецов: Преодоление себя такое происходит?
Екатерина Тихонова: Да, мобилизация, преодоление себя. Когда человек преодолевает себя, он идет в то, что ему страшно, тревожно, у него получается и он чувствует прилив сил, бодрость, энергию. У него повышается самооценка. Я хотел – смог, сделал, у меня получилось. Поэтому все зависит от концентрации. В небольшой концентрации тревога – это польза. Но это так же может быть и ядом.
Мария Карпова: Как помочь ближнему: детям, мужу, брату, сестре? Вот какие слова найти, чтобы вытащить их из этого состояния тревоги или стресса?
Екатерина Тихонова: В первую очередь – присутствие. Присутствие рядом с близким человеком, не только физическое, а эмоциональное присутствие. То есть опора. Когда человек тревожится, то ему не хватает опоры на себя, и тогда он хочет найти опору в другом человеке.
И если его выслушают – доброе выражение лица, кивки головой: «Да, я тебя слышу, я тебя понимаю». То есть нет смысла обесценивать, говорить: «Ай, ладно, не обращай внимания, это все ерунда, ты себя «накручиваешь», надумываешь». То есть у человека наоборот может возникнуть ощущение: «Я вот сейчас поделился, а меня не услышали. Мои чувства обесценены, я не понят». Поэтому здесь важно дать ощущение поддержки: «Да, я понимаю, что с тобой происходит. Чем я могу тебе помочь? Давай мы вместе поищем выход».
То есть нет смысла нырять вдвоем в эту тревогу и разделять ее – так могут утонуть оба. Но нет смысла и обесценивать. Опять истина посередине: я здесь, я с тобой, конкретные действия – что я могу для тебя сделать.
Мария Карпова: Спорт помогает?
Екатерина Тихонова: Прекрасно! Выработка эндорфинов – конечно же, это положительно влияет, снижает уровень тревожности.
Мария Карпова: Спасибо большое, Екатерина. Екатерина Тихонова была сегодня с нами в студии, психолог.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Екатерина Тихонова: Спасибо.
Екатерина Тихонова: Напряжение витает в воздухе и человек его только усиливает. Стоит переключить внимание на то, что входит в сферу нашего контроля, обратить внимание на свою жизнь