Александр Денисов: Переходим к первой теме нашего обсуждения. Речь пойдёт о скидках, об интернет-торговле. Казалось бы, чего проще найти дешевый авиабилет в нужном направлении или заказать такси? Но, как выясняется, многочисленные интернет-сервисы дают такую возможность один раз в жизни, когда только первый раз заходишь, тогда и выдают дешевый вариант. Дальше интернет-сервисы уже начинают прощупывать глубину кармана клиента, что вообще заказывает, по какой цене, учитывается даже модель смартфона, с которого заходят. Сервису нужно обмануть, например, поискать билет с дешевого телефона. Также советуют не выдавать свое местоположение при поиске и чистить историю поиска. Подробно обо всех этих уловках поговорим с нашим гостем, аналитиком из "Ассоциации интернет-торговли" Антоном Большаковым. Антон Большаков: Здравствуйте, Тамара, здравствуйте, Александр. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте, Антон. Александр Денисов: Сразу из уловки расскажите, как специалист, как искать дешевые билеты, как искать дешевые вещи, как обмануть сервисы. Тамара Шорникова: Судя по перечисленному, нужно быть как минимум каким-то шпионом. Александр Денисов: Нет.Просто цена у нас везде определяется спросом. Соответственно, чем больше спрос на билет вы создаете в конкретном направлении, тем, естественно, сервисы начинают на него поднимать цену. Если вы много-много раз будете искать различные билеты, сервис подумает, что много человек ищет, или вы ищете, вам очень это нужно. Естественно, цена начнет подниматься. Поэтому в первую очередь можно просто сначала посмотреть все билеты, потом взять небольшую паузу, потом взять небольшую паузу, чтобы цены пришли в нормальное положение, и потом уже брать билет, либо брать билет сразу. Александр Денисов: Пауза какая должна быть? Антон Большаков: Лучше 24 часа. Александр Денисов: То есть спустя сутки? Антон Большаков: Да. Лучше паузу делать довольно продолжительную, потому что, опять же, сервисы смотрят, какой спрос есть в каком направлении, откуда человек заказывает. И модель в экономике спроса и предложения играет – чем больше спроса, тем выше цена. В интернете спрос – это количество посещений. Подождете, спрос спадет, соответственно, цена будет пониже, и сможете взять подешевле. Тамара Шорникова: А если начать ловчить, изменить как минимум свою геолокацию на ноутбуке или персональном компьютере – это как-то поможет? Антон Большаков: В зависимости от геолокации, естественно, из Москвы спрос на авиабилеты выше, чем из каких-нибудь регионов России. Поэтому, если вы заходите из других регионов, то цена зачастую может отличаться. Кроме того, модели телефонов влияют на то, какая цена. То есть, если вы покупаете через приложение, то это, скорее всего, будет дороже, чем если вы заходите через сайт, и зависит также от браузера, которым вы пользуетесь на своем компьютере. Александр Денисов: Я теперь понял, почему IT-программистам платят такие большие деньги. Они ведь пишут эти программы, чтобы как раз поймать клиента, как можно больше параметров заложить. Тамара Шорникова: Вытянуть деньги из клиента. Антон Большаков: Чтобы таргетированно вычислить именно того клиента, который готов заплатить больше или меньше. Ведь у нас, если вы придете в магазины в центре, там цены за те же самые товары будут выше, чем если вы придете в магазины где-то подальше от центра. Точно также в приложении вылавливают тех клиентов, которые готовы платить больше, может быть, за тот же самый сервис, и им предлагают билеты по немного другим ценам. Александр Денисов: Мы просим наших телезрителей подключаться к обсуждению. Видели ли вы, что интернет-сервисы действительно пытаются обмануть, не всегда выдают самый дешевый вариант? Если вы с этим сталкивались, то звоните, рассказывайте о своем опыте, как это обходить, как это вам удалось. Тамара Шорникова: А еще рассказывайте о том, что вы покупали в последнее время в интернете, и довольны ли вы ценой, или потом нашли где-то дешевле? Звоните, пишите в СМС. Обязательно выведем вас в эфир и поговорим. Александр Денисов: Что касается геолокации, приведите пример, что писать? Мы живем в Москве. Вносить Челябинск, например. Антон Большаков: Думаю, что такие крайние меры не стоит идти. Но по факту можно руководствоваться простыми правилами – брать билеты заранее и не создавать большой спрос, потому что это основное. В зависимости от геолокации различия в цене не такие высокие, потому что все-таки больше цена определяется тем, какой есть спрос. Если незначительные дифференциации по группам населения, которые проводят сервисы, они есть, но не такие большие в зависимости от того, какой спрос на конкретный билет. Понятно, что под Новый год у нас билеты стоят больше, и в не сезон вы можете купить билеты дешевле. Поэтому лучше все-таки покупать заранее, и когда вы ищете билет, не нужно с 20 различных сервисов один и тот же билет пытаться заказать, потому что просто авиакомпании решат, что очень популярное направление, и сразу поднимут на него цены. Что касается сервисов по вызову такси, есть такие наблюдения, что если заказывать такси, например, из дорогого района, с Остоженки, Золотой мили, то там будет дороже вызов, если район попроще, то дешевле. Как? Антон Большаков: Сейчас практически все сервисы заказа такси ориентируются точно также по спросу. Соответственно, у них есть ограниченное количество машин в вашем регионе, где вы находитесь, и если это место очень популярно, например, вечер субботы, и вы хотите уехать из центра, то понятно, что людей, которые хотят уехать оттуда, гораздо больше, чем машин вокруг. И сервисы, ориентируясь на то, что надо предоставить услугу как можно большему количеству клиенту, которые действительно готовы на эту услугу, они вынуждены поднимать цены, чтобы не обидеть всех, кто хочет заказать такси, чтобы те остались без машины, а те, кто думает: "Может быть, на такси, а может быть, я как-нибудь еще доберусь все-таки до дома", тогда они пойдут своей дорогой. Александр Денисов: Получается, опровергается устоявшееся утверждение, что интернет – это дешевле, интернет – это выгоднее. Получается, не выгоднее, и не всегда выгоднее. Тамара Шорникова: Я так думаю, что не везде в интернете. Так, наверное. Антон Большаков: Я бы сказал так: интернет – все-таки это еще один канал коммуникации. В интернете гораздо больше возможностей у вас по выбору. И если вы действительно хотите, то всегда сможете найти дешевле. Но если вы покупаете что-то, что первое попавшееся, то вы должны понимать, что для того, чтобы вам это первое попалось на глаза, продавец за это должен был заплатить за рекламу, скорее всего, должен был вас определить как своего потенциального клиента, заплатить этим сервисным компаниям, чтобы именно вам именно в этот момент выдалось это предложение. Естественно, оно, скорее всего, не будет самым дешевым. Александр Денисов: У нас есть первый звонок. Дозвонился Илья из Москвы. - Здравствуйте. Я бы хотел рассказать. Выражаетесь: "Интернет – это хорошо, интернет – это выгодно, доступно". Но это не совсем так, это просто много уловок. Недавно я покупал телефон, и телефон оказался бракованным, и мне сказали: "Ждите ответа", а это очень долго. Приходится самому его чинить. Тамара Шорникова: Что-то еще покупаете в интернете? Как часто пользуетесь? - Пользуюсь того, но больше технику в интернете не стоит покупать, я так думаю. Тамара Шорникова: Это у вас первое нарекание, или были какие-то проблемы? - До этого были тоже, тоже телефон, и также уверяли, что "Все-все-все". Когда начали проверять, то оказалось, что это не тот телефон, за который выдавался при продаже. Тамара Шорникова: А если были прецеденты, то почему решили попробовать снова? Цена дешевле, стоит дешевле? - Да, цена дешевле. Все дело в цене. Тамара Шорникова: Выясняется, что, наверное, можно заплатить дважды. Спасибо за звонок. У нас на портал приходят СМС-ки. Также поддерживает еще один зритель из Ярославской области: "Пользоваться онлайн-покупками себе дороже". Наверное, так огульно говорить об этом нельзя. Александр Денисов: Есть и другое мнение: "Холодильник в Москве покупал. На 30% дешевле обычного магазина (на ресурсе, видимо, покупал), и на этаж его подняли". То есть человек доволен интернет-покупкой. Антон Большаков: Я бы здесь просто прокомментировал, что, естественно, в интернете есть большое количество мошенников или недобросовестных предпринимателей, поэтому не стоит просто обращаться к ресурсу и сразу делать там покупку, если вам понравилась цена. Ориентироваться только по цене – это не совсем правильный подход. То есть существует много сайтов, крупных интернет-магазинов, у которых есть большое количество отзывов, и, естественно, они добросовестно исполняют все свои обязательства в связи с Законом "О защите прав потребителей". Более того, требования Закона "О защите прав потребителей" в интернете, они гораздо более жесткие, чем просто к офлайн-магазинам. Поэтому если этот магазин добросовестно себя ведет в интернете – а почитав немного отзывов в этом интернет-магазине, можно легко сформировать свой отзыв о том, что это за интернет-магазин, – то можно понять, что, покупая там, будет безопасно. Более того, вы знаете, у нас у ассоциации есть знак качества, который мы даем всем магазинам, и гарантируем выполнение Закона "О защите прав потребителей". Тамара Шорникова: Много таких магазинов с таким фирменным значком? Антон Большаков: Около 40 интернет-магазинов? Тамара Шорникова: У нас сколько по России? Антон Большаков: У нас почти все интернет-магазины – это федеральные магазины, которые представлены во всей России. Александр Денисов: Еще один звонок. У нас есть надежда из Смоленской области. Надежда, здравствуйте. Тамара Шорникова: Что покупали в интернете вы? - У меня в населенном пункте нет магазина, я заказала через интернет-магазин один товар, потом мне стали надоедать, я второй заказала, загоняли до такой степени. Александр Денисов: Что заказали? - Одежду, обувь заказала, и так пошло-поехало. Говорят: "Скидки у нас хорошие". В конце концов даже не дали с моими близкими… Я говорю: "Посоветуюсь", потому что мне нужен был кран, у меня нет горячей воды, газовой колонки. Заказала цифровой кран. Мне даже не сказали, что он очень неэкономичный, что он вообще не подходит ко многим, что эти краны лопаются. Тамара Шорникова: А вы общались с консультантом? Сказали: "Меня не предупредили". - Да. Консультант. Что я спрашивала, она все переводила на себя, что пользовалась, и очень хороший кран, что родственники ее где-то пользуются в населенном пункте. Очень удобно. Когда мне прислали эту вещь, я пригласила человека, который понимает, и он посмотрел, сказал: "Отсылайте на место обратно, потому что вы все должны переделать, у вас не будет работать холодильник, потому что дом у вас деревянный и вообще взрыв произойдет. Они ненадежные, и вы напрасно на пересылку потратили деньги". Все, я выслала его обратно 10 мая, и нигде его как бы нет. Александр Денисов: Вы будете пользоваться теперь интернет-ресурсами для покупки товаров или нет? - Нет. Электроприборы – конечно, не буду никогда, обувь тоже. Если в Москве у вас курьер приносит, а здесь никак ничего нельзя заказывать. Они не соответствуют размеру, и платье также – ничего нельзя. Александр Денисов: Спасибо большое. Тамара Шорникова: К слову, должны ли были предупредить в разговоре с клиентом о каких-то параметрах, о том, что чего-то может не хватить до желаемого эффекта? Антон Большаков: Они должны были просто дать описание товара. Возможно, описания было недостаточно, но у потребителей всегда есть возможность, покупая в интернете, в течение семи дней делать безусловный обмен-возврат. То есть если вам, как в данном примере, кран не подошел, то в течение семи дней, если добросовестный магазин, то вы можете вернуть. Александр Денисов: Но за свой счет покупательница будет отправлять? Антон Большаков: Покупательница будет отправлять. Но многие магазины, чтобы сохранить лояльность своей аудитории, они всю эту обратную доставку, по крайней мере крупные игроки точно оплачивают. Если клиент приучится покупать в интернете – это же интернет-магазин, им выгодно. Поэтому те, которые рассчитывают играть долго на этом рынке, они готовы давать максимально хороший сервис потребителю. Тамара Шорникова: 7 дней – мне кажется, это оптимистичная цифра, и больше для тех магазинов, которые работают в России, а не для зарубежных крупных агломераторов. Антон Большаков: Естественно, это цифра, которая в российском Законе "О защите прав потребителей" прописана. Зарубежные игроки, поскольку они находятся не в российской юрисдикции, они зачастую могут пренебрегать выполнением российского Закона "О защите прав потребителей", и, естественно, покупая на зарубежном сайте, руководствуясь только ценой, вы должны понимать, что тех сервисов, которые обязаны вам оказывать российские магазины, зарубежные, скорее всего, не будут оказывать. Тамара Шорникова: Еще один повод поддержать отечественного производителя. Антон Большаков: Да. Тамара Шорникова: К нам дозвонилась Елена из Твери. - Здравствуйте. Я хотела сказать по поводу интернет-магазина "Энтер". Года два я уже не пользуюсь им, но до этого брали там телефон. Он почти на 2 тыс. дешевле, чем в других магазинах, и дешевле, чем у них в самом магазине. Телефон отличный. Но единственный минус – у них цены за последние два года очень выросли, и сейчас товар выгоднее купить в магазине, чем у них. Поэтому я перестала пользоваться этим интернет-магазином. А что по поводу такси лично в нашем городе – мы заказываем через интернет. Единственное, один раз мы попали, у меня дочка поехала, ей прислали стоимость поездки, а когда приехала на вокзал, с нее потребовали еще за багаж, который находился у нее на руках. Конечно, мы эти деньги потом вернули. Мы позвонили начальству, и нам деньги вернули. А так, именно такси в интернете дешевле, чем вызывать по телефону. Александр Денисов: Спасибо. Я недавно читал, что компании, которые клиентов находят через интернет, они максимально занижают цену, чуть ли не на грани себестоимости. Возможно, это ситуация кратковременная, и как раз цены на такси подрастут, потому что они сейчас завоевывают рынок, пытаются подмять его, и поездки дешевые. Антон Большаков: Есть разные компании в интернете. Некоторые нацелены на то, чтобы максимально быстро ухватить клиента, а некоторые нацелены на то, чтобы долгосрочно играть. И те, кто нацелен все-таки играть в долгую, они, как правило, за счет сервисов пытаются. Чтобы клиент пришел к ним не за счет цены, а за счет того качества, которое позволяет дать интернет-торговля. Ведь интернет-торговля – это же не просто дешевая цена, а интернет-торговля – это когда вы сидите где угодно, можете заказать любой товар, и вам его завтра доставят в офис или домой, удобно и до двери, вам не нужно никуда ездить. И если это проверенный вами интернет-магазин, и вы знаете, что вам доставят точно в срок, когда вы заказали – это действительно удобный способ покупки. И для людей в регионах, например, это возможность доступа к более широкому ассортименту товаров. Поэтому не стоит воспринимать интернет-торговлю только как способ купить что-то подешевле. В первую очередь это должен быть качественный сервис. И сейчас, думаю, все добросовестные игроки на рынке стремятся к тому, чтобы этот качественный сервис дать потребителю. То же самое и с такси. Если вы общаетесь с конкретным таксопарком, то вам не могут подать так быстро эту машину, как, например, такой агрегатор, у которого в пуле гораздо больше этих автомобилей, и который тоже беспокоится за то, чтобы качество, оказываемое всеми такси, было одинаково высоко. Александр Денисов: Василий к нам дозвонился. Василий, здравствуйте. Откуда вы зевните нам? - Город Костомукша, Александр Денисов: Что приобрели в интернете? - Карелия. Приобрел я в интернете два зарядных устройства – солнечные батареи для телефонов. 3 апреля получил, а 4 апреля обратился, звонил обратно по телефону, потому что я зарядить телефон не мог даже один раз с этого зарядного. Тамара Шорникова: И что было? Вам вернули деньги или поменяли товар? - Дали мне электронный адрес, написал я письмо, а в ответ тишина – все ушли на фронт. И теперь я звоню по этому телефону, по которому заказывал, а мне отвечают: "Все менеджеры заняты. В ближайшее время мы вам перезвоним". Уже месяц мне перезванивают, даже второй уже. Так и дождался ни звонка, ни ответа по почте. Тамара Шорникова: А сэкономили сильно на покупке в интернете? Насколько дороже обошлось бы в магазине? - Я бы не сказал, что я сэкономил. Я сейчас нахожусь в Петрозаводске, смотрю на эти же устройства – они не дороже, а дешевле, чем в интернет-магазине. Но дело в том, что я пенсионер – это раз. Обещали в семидневный срок рассмотреть мое заявление, но не дождался. Как мне быть? Александр Денисов: Что такой ситуации делать? Говорили про репутацию, про лояльность. Антон Большаков: В данном случае существует Роспотребнадзор, это орган, который должен урегулировать все проблемы, которые есть у потребителя с любыми интернет-магазинами, в том числе интернет-магазинами. У них есть телефон горячей линии на сайте. Главное зайти на официальный сайт Роспотребнадзора. Все эти вопросы они решают, они подают судебные иски. Роспотребнадзор – это тот орган, который призван урегулировать эти проблемы. Несомненно, в данном случае нужно просто, если магазин не исполняет свои обязательства, то обращаться в этот уполномоченный орган, который должен решить все вопросы. Александр Денисов: Еще Михаил к нам дозвонился из Московской области, тоже с жалобой. Алло, Михаил. - Алло. Меня зовут Михаил. Я из города Коломна Московской области. Я заказывал через интернет-магазин мини швейную машинку, дочери подарил. Она шила для своих кукол разные наряды. Не проработала машинка и одного дня – сломалась. Еще через интернет-магазин я заказывал эти нагревательный прибор для подогрева стекла во время морозов, и тоже не работали вообще. Я считаю, что они рекламируют некачественные товары, не соответствующие своим характеристикам. Единственное, я заказываю через интернет солнцезащитные очки. Мне они очень понравились, но очень быстро вышли из строя, потому что у них очень слабые дужки, и они ломаются. Александр Денисов: А вы перед тем, как заказывать товар, читали отзывы про эту компанию, про эти товары, или нет? Или выбрали, вам понравился, и вы сразу заказали? - Я выбрал, мне понравилось. Вроде вещь необходимая была, хотел сделать людям приятное. Купил, а они вообще не соответствуют своим техническим характеристикам. Считаю, что это чистый брак продают, невостребованный и некачественный товар. Тамара Шорникова: Спасибо вам огромное. Чтобы бы вы посоветовали? Вы видите, что сейчас огромное количество звонков, в основном все с жалобами. На что следует обращать внимание, делая покупку в интернете или соглашаясь там на какие-то услуги? Антон Большаков: В первую очередь, когда вы делаете покупку в интернете, вы должны понимать, что рынок интернет-торговли – это довольно молодой рынок, и там есть хорошие крупные компании, которые полностью исполняют свои обязательства, но также есть большие количества мошеннических организаций, просто недобросовестных продавцов. Поэтому, несомненно, совершая какую-то покупку, нужно отдавать себе отчет, что магазин, на который я сейчас смотрю, он может быть недобросовестным. Соответственно, лучше всего почитать какие-то отзывы, тем более много есть ресурсов, которые пишут отзывы о конкретных интернет-магазинах. И после того, как вы убедились в том, что, например, магазин хороший, тогда совершайте заказ. Если возникают какие-то трудности и магазин их не регулирует, то можно обращаться в Роспотребнадзор. Более того, сейчас, если вы заказали технически сложный товар, я думаю, много сейчас из всех наших слушателей, которые звонили, они заказывали именно технически сложный товар, и если вы заказываете технически сложный товар, то у вас есть возможность обратиться не только к продавцу, который его продал, но также и к импортеру, дистрибутору, и изготовитель, импортер, дистрибутор, все они должны быть указаны либо в гарантийном талоне, либо в чеке, либо где-то еще. Если возникают проблемы конкретно с товаром, что бракованный или еще что-то, то вы можете обращаться не только к магазину, но и ко всем этим уполномоченным организациям, и решать свои вопросы, если они возникают. Александр Денисов: Спасибо, Антон. Нюансы интернет-покупок обсуждали с аналитиком "Ассоциации компаний интернет-торговли" Антоном Большаковым.