Сергей Балаев: «Весь органический продукт очень мало хранится, а наши сети это не любят»
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/ekoprodukty-64133.html Константин Чуриков: Я думаю, многие из вас обращают внимание на вот эти особые, специальные «зеленые» зоны в магазинах, где продают, якобы продают экологически чистую продукцию. Есть даже целые торговые сети, которые как-то спекулируют на этой теме. Так вот Минпромторг рекомендовал торговым сетям и онлайн-магазинам убрать из продажи псевдоорганические продукты.
Речь идет о тех из них, у которых нет сертификата специального, согласно Закона об органической продукции. Вот сейчас в России 135, только 135 сертифицированных производителей органики, которые еще внесены в реестр. Но, скажем так, количество продуктов, которые делают вид, что они органика, то есть мимикрируют под нее, уже может доходить до 70%. Это считают эксперты.
Ну, вот вы видите, какая сейчас доля сертифицированных продуктов на рынке. Мы обратились к нашим зрителям, к нашим респондентам, спросили людей, какие органические продукты они покупают. Давайте посмотрим.
ОПРОС
Константин Чуриков: Да, любопытные ответы, тоже наводят на разные мысли. Один из опрошенных сказал: «Дорогой – значит, экологически чистый». У нас сейчас на связи Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла. Андрей Николаевич, здравствуйте!
Андрей Карпов: Здравствуйте!
Константин Чуриков: Мне кажется, что сейчас вообще чуть ли не на каждой упаковке написано, что это без ГМО, без пестицидов и так далее. Как навести порядок и избавить людей от этого бардака?
Андрей Карпов: Над этим надо работать, как вы правильно заметили ранее. И действительно, государство приняло соответствующие нормативные акты, и начинаются определенные телодвижения, скажем так, со стороны и государственных органов, и иных организаций по контролю того, что находится на нашем прилавке.
Потому что действительно цена – это абсолютно не показатель качества товара. И вот эти вот различные приставки, которые могут появляться, в том числе, «фермерская» продукция, она, как правило, ничем не подтверждается, и фактически потребитель вводится в заблуждение.
И вот то, что сейчас государство запустило этот процесс по сертификации соответствующих производителей с тем, чтобы было какое-то подтверждение качества данной продукции, проверка качества этой продукции, будут в какой-то мере все-таки гарантировать то, что действительно эта продукты соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к чистой продукции, к органической продукции и так далее.
Константин Чуриков: Может быть, не по адресу задаю вопрос. А вот этот вот «честный знак», вот эта маркировочка цифровая, которую лепят сейчас на разные виды продукции, вот как-то вот отвечает за, скажем так, за то, что это экологически чистая продукция? То есть это могло бы помочь в этой ситуации?
Андрей Карпов: «Честный знак», он не включен пока в эту систему. И он больше обеспечивает прослеживаемость продукции.
Константин Чуриков: Он за другую честность отвечает?
Андрей Карпов: Он за другую честность отвечает, да. А для того, чтобы получить подтверждение, есть соответствующий реестр, есть необходимый набор документов, который нужно сдать. Например, одна из уполномоченных организаций в нашей стране – это Роскачество, которое отвечает за данный процесс.
Соответственно, после того, как организация проходит определенную сертификацию, она попадает в реестр Минсельхоза и, соответственно, компании, которые в нем находятся, можно как-то надеяться на качество этой продукции.
Но надо отметить, что на сегодняшний день в этом реестре достаточно немного компаний указано, их порядка, там, 130 – 130 с небольшим. Это, конечно, абсолютно меньше того количества товаров, которые находятся на наших прилавках.
Константин Чуриков: Андрей Николаевич, такой, может быть, общего порядка вопрос. Почему у нас, вот смотрите, Роскачество, у нас, там, эти «Честные знаки», еще там всякие какие-то Роспотребнадзоры и прочее, вот. Извините, а качество хлеба, элементарно, продукт ежедневного потребления, очень плохое. На это жалуются, вот полстраны сейчас пишут смс-ки, и ровно об этом. Почему так?
Андрей Карпов: Хороший вопрос. Я бы все-таки бы рекомендовал бы людям, которых не устраивает качество продукции, действительно обращаться в соответствующие организации. Потому что все-таки просто жалоба на качество товара, она должна чем-то подтверждаться, какими-то проверяющими органами и соответствующими документами, что действительно продукт, например, не соответствует заявленному качеству.
Мало того, что есть ответственность у потребителя за качество продукции, которое он реализует через торговые организации. Поэтому здесь нужно, в общем-то, внимательно относиться и к тому товару, который приобретает покупатель, ну, в общем-то, наверное, голосовать своим кошельком и не попадаться на ту или иную продукцию, если качество не устроило.
Поэтому каждая организация, в общем-то, занимается своими какими-то задачами, которые перед ними стоят. Но опять же, не нужно их пытаться всех смешивать, потому что задачи действительно разные. Но самое главное, еще раз, нужно, чтобы потребитель был активнее. И, в общем-то, стремился защищать свои права не через смс-ку в ваш адрес, а вот через онлайн-форму, например, в Роспотребнадзор свой региональный с тем, чтобы Роспотребнадзор принимал соответствующие меры.
Константин Чуриков: Да, мы вчера с детьми купили квас, не буду называть марку, мы только отхлебнули, поняли, что там что-то не то, кстати, написано, что это и «эко», и «био», и все на свете. Вылили в раковину, зато дети увидели, как льется квас.
Спасибо большое, Андрей Николаевич! Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла. К нам сейчас присоединяется Николас Коро, маркетолог. Николас, здравствуйте!
Николас Коро: Доброго дня!
Константин Чуриков: А вот скажите, пожалуйста, Николас, вот просто по опыту, по статистике, когда производитель пишет на упаковочке, на баночке «эко», «без ГМО», вот насколько он повышает, скажем так, ликвидность этого товара и увеличивает свои доходы? Это как-то измеряется?
Николас Коро: О да, конечно же! Порядка 82% покупателей нашей страны предпочитают продукты, которые маркируются упоминаниями некого гарантированно чистого продукта. И хотя с 1 января 2020-го года был принят «Закон об органической продукции», который был достаточно хорош по идее по своей, то есть помочь потребителю увидеть, помочь покупателю увидеть, что этот продукт без пестицидов, без химических удобрений, без стимуляторов роста, антибиотиков, гормонов, ГМО.
Но все равно он получился достаточно дырявым. И если посмотреть на два основные показателя, мы поймем, в чем дело. Ну, допустим, есть маркировка «органика», хорошая история. Она ставится только на продукты, которые содержат как минимум 95% органически произведенных ингредиентов. Ну, из неорганики разрешены только вода и соль.
Но есть в то же время маркировка разрешенная «Сделано из органических ингредиентов», там уже минус 30% органики. А мы же как? Мы же читаем только то, что заглавными буквами написано, вот и все. А с другой стороны, есть еще один очень важный момент, коротко о нем скажу.
У нас ведь на полках есть не только российские, но и западные продукты. И здесь начинается юридическая чехарда. Потому что на Западе что биопродукт, что органический продукт – это синонимы. Не по смыслу, а по законодательному своему соподчинению. А у нас это абсолютно разные смыслы по закону.
Константин Чуриков: Простите, все еще на полках есть западные продукты из недружественных стран? Вот прямо так массово они есть?
Николас Коро: Ну, послушайте, есть продукты в дорогих магазинах, назовем их так.
Константин Чуриков: А.
Николас Коро: Всегда присутствуют иностранные продукты, в том числе из не очень дружественных стран, они есть, они нравятся. Но вот эта чехарда с терминами, мне кажется, привела к тому, что нужно просто навести порядок.
Потому что даже у нас внутри страны, посмотрите, мы можем написать: «биопродукт» на хлебе, на мясе, но в России действует до сих пор ГОСТ 52378, который вообще четко говорит, что слово «био» можно только на молоке и молочной продукции писать. Значит, если в каком-то составе продукта нет молочных каких-то ингредиентов, то надпись «био» вообще не имеет никакого смысла. Но закон позволяет писать «био» на чем угодно.
Константин Чуриков: А как это все можно проверить? Николас, расскажите. То есть у нас есть «Закон об органической продукции», по-моему, так называется, да?
Николас Коро: Да, совершенно верно.
Константин Чуриков: Что в этом законе говорится? Что чему должно соответствовать, вот так вот поясните, пожалуйста, на пальцах?
Николас Коро: Ну, конечно же, значок «Органик-продукт», эта маркировка разработана была Национальным органическим союзом. И она присваивается продуктам, которые прошли сертификацию по полному органическому стандарту продукта, который полностью совпадает с ГОСТом 57022 от 2016-го года. И это дает право сертификатору ставить под частным знаком номер государственно-органического стандарта.
Это такой салатового цвета прямоугольничек с … латинской надписью «Organic» и с двойным лепесточком.
Константин Чуриков: А я правильно понимаю, что я могу, как производитель, спокойно себе нарисовать, ну, другой лепесточек, он тоже будет зеленый, но не влево, а вправо, вот, и напишу как-то по-другому.
Николас Коро: Вы совершенно, вы абсолютно правы. Дело в том, что закон просто декларирует: «Вот такой значочек можно. Он означает то-то. Ставить такой значочек, не имея на то прав, нельзя». Но закон не оговаривает, ни слова нет о мимикрии других художественных стимулов, которые издалека косвенно напоминали бы это, тем самым вводя потребителя в заблуждение.
В то время как во многих европейских странах очень четко в законе говорится о недопустимости схожести изображения каких-либо знаков. Наш текущий Закон от января 2020-го года об этом не говорит ничего.
Константин Чуриков: Смотрите, что пишут зрители. Калининград: «Торговля – империя лжи», теперь вот так. Рязань: «Почему я должен идти в магазин с лупой? Иначе не прочитаешь», мелко, в смысле, пишут. «Здоровое питание населения и капитализм несовместимы», и прочее, прочее.
Николас, ну, трудно спорить с тем, что, честно говоря, качество продуктов-то, если брать магазины, известные сети, ну, мягко говоря, не то. Мы понимаем всеобщую боль и печаль, затраты растут, все дорожает, тра-ля-ля, но как сейчас можно привести, скажем так, в нормальное состояние вот эти вот, так сказать, продукты на полках магазинов?
Николас Коро: Ну, прежде всего я хочу обратить ваше внимание, не сочтите, что это ирония, я полностью разделяю подобное, те сети, которые к корзинкам, к тележкам прикрепляют увеличительные стекла, они пользуются ну просто всплеском потребительской активности.
То есть это такая дань уважения к потребителю с одной стороны, а с другой стороны это очень важный маркетинговый ход, который показывает: «Мы помогаем вам выбрать, а то, что написано на упаковке, нас не касается».
С другой стороны, обратите, пожалуйста, внимание на то, что для некоторых сетей очень выгодно, чтобы просто стоящие продукты на полке были, ну, может быть, не очень качественные, когда речь идет о невысокой цене. Но при этом собственные торговые марки этих же сетей всегда достаточно добротного и хорошо проверенного качества.
Тем самым сети просто пытаются перенести процент выгоды через покупку собственных торговых марок, что вполне естественно. В данном случае да, это, конечно, маркетинговая доктрина этих сетей, но вполне оправданная.
Константин Чуриков: Николас, расскажите, а что у нас сейчас с доходами торговых сетей? Кстати, очень-очень интересно, когда какие-то сложные времена в стране, мы все время следим за их доходами. Помните, у нас был коронавирус, они, там, неслыханную какую-то выручку показали. А вот сейчас?
Николас Коро: Сейчас принято сравнивать онлайн-продажи и живые продажи. Они всегда показательны, особенно после пандемического периода. Конечно же, пандемия приучила нас к возможности выбора продуктов без похода в магазин. И этот тренд сохраняется в крупных городах. И там онлайн-продажи продуктов питания дают, конечно, небывалые показатели, рекордные показатели по сравнению со всеми прошлыми годами.
Константин Чуриков: Ну тоже немножко сомнительная история, если, например, взять, там, скоропортящиеся продукты, молочные. Ну вот принесут с доставкой продукт, срок действия которого заканчивается завтра. Ну, как бы, и смысл?
Николас Коро: А я не говорю сейчас только о маркетплейсах, которые не всегда отслеживают. Дело в том, что за пандемический период практически все крупные сети организовали собственные онлайн-магазины и поставляют это достаточно хорошими темпами покупателям прямо на дом.
А что касается обмена, обратите, пожалуйста, внимание, что наиболее популярные сети, кстати, индекс лояльности к ним и доверия наиболее высок, имеют, в отличие от других магазинов, такой показатель: если вам привезли некачественный, просроченный товар или вы недовольны качеством, мы просто вернем вам деньги. И это очень нравится покупателям.
Константин Чуриков: Знаете, как говорили в фильме: «Вежливость – лучшее оружие вора», да. Ирина из Барнаула.
Николас Коро: Абсолютно точно.
Константин Чуриков: Ирина, здравствуйте!
Зритель: Алло!
Константин Чуриков: Здравствуйте, Ирина!
Зритель: Здравствуйте! Я хотела бы высказать свое мнение. Там вот вы приглашенного приглашали эксперта, и сказал, что булка хлеба, грубо говоря, некачественная, нужно идти жаловаться. Почему люди должны ходить с каждой булочкой хлеба жаловаться? С каждым яблоком?
Потому что эти контролирующие органы сами должны проверять эти магазины и контролировать. Должны быть строгие законы, и контролирующие органы пусть проверяют эти магазины.
Константин Чуриков: Спасибо, Ирина! Куда жаловаться, Николас?
Николас Коро: Ну, жаловаться, конечно, в Роспотреб, а в случаях тяжелого последствия для здоровья просто сразу же в прокуратуру. И поверьте, ответ, практика последних лет показывает, будет незамедлительным и очень строгим.
Но вот что меня смутило в звонке нашей слушательницы. Прошу только не обижаться, а внимательно послушать меня. Мы так привыкли, что за нас государство должно контролировать. Но если принять формулу, ну, не совсем этого века, «государство – это мы», и переделать ее немножечко, тогда мы поймем, что до тех пор, пока мы не научимся отстаивать собственные права и перестанем стыдиться того, что «Ах, жалобу писать! Как на меня посмотрят, что я жалобщик проклятый»…
Константин Чуриков: До этих пор мы не будем правильно питаться.
Николас Коро: Хотим правильно питаться – нужно учиться отстаивать собственные права, увы, как бы неприятно это ни звучало.
Константин Чуриков: Спасибо, спасибо, Николас! Николас Коро, маркетолог, был у нас в эфире. Тюмень пишет: «Нарисовать можно что угодно. Эти художники QR-кодов, значков на продукты повышают на них цены, ибо художникам надо отбить свою з/п за счет народа».
Еще мне понравилось, как из Москвы написал зритель: «Самые зоологически чистые продукты…», ну и название торговой сети. Сергей Валерьевич, здравствуйте! У нас сейчас на связи Сергей Балаев, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка», город Коломна.
Сергей Валерьевич, надеюсь, вас сейчас услышу. Здравствуйте, добрый день! Да, сейчас у нас над связью колдуют.
Так, значит, Санкт-Петербург: «Нужно, чтобы сертификат проверяли сети». Так, «У нас все экологически чистое, но чеки предлагают неохотно». Сейчас вообще чеки предлагают неохотно, потому что там какие-то были, вы знаете, проблемы с бумагой. Сейчас спрашивают: «Вам чек надо или не надо?».
Так, ну что? И тут, конечно же, очень-очень много пасквилей, и, кстати, не пасквилей, а действительно критики в адрес наших торговых сетей. Итак, у нас сейчас опять на связи, все-таки пробуем связаться с Сергеем Балаевым. Можно, кстати, и по телефону набрать, это я говорю нашим продюсерам.
Владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка». Сергей Валерьевич!
Так, у нас еще есть звонок. Татьяна у нас на связи. Здравствуйте, Татьяна!
Зритель: Здравствуйте!
Константин Чуриков: Татьяна, рассказывайте, что у вас?
Зритель: Здравствуйте! Живу в Петербурге, в Московском районе. Захожу в магазин, ищу свежие сливки. Направляют в отдел, где сливки длительного хранения. С одной стороны, вот, «Веселый молочник», вчера подошла, в районе 200 г стоит 220 рублей. Конечно, дорого, если пенсия небольшая, дорого.
Найти свежие сливки так и не смогла. У поставщика спрашиваю, девочка работает в отделе, спрашиваю: «Покажите, пожалуйста, свежие сливки». Она говорит: «А что это такое?».
Константин Чуриков: Вот так, да?
Зритель: И я была поражена, вот так вот.
Константин Чуриков: То есть это уже удивляет, да?
Зритель: Да, уже удивляет. Я ей прочитала лекцию по поводу того, что надо научиться сначала торговле, чтобы понимать, что такое «свежий продукт» и «продукт длительного хранения». Мне 67 лет, я говорю правду, что такое свежие сливки, я знаю. А почему-то торговые работники этого не знают.
Константин Чуриков: Да, спасибо большое, спасибо, спасибо, Ирина, за ваш звонок. Летом дважды бывал в вашем замечательном городе. И правда, у вас там как-то и в центре, и не в центре сложно вот как-то найти хорошую, качественную продукцию.
Так, что еще нам пишут зрители? «Где обещанный светофор?», имеется в виду вот этот красный, желтый, зеленый, обещали нам в свое время такую систему. И наконец-то Сергей Валерьевич Балаев с нами на связи. Сергей Валерьевич, здравствуйте! Вы меня слышите?
Так, ладно, продолжаем читать смс-ки. Так, Астрахань: «Я вспоминаю, помню оренбургский хлеб, сядешь на каравай, встанешь – а он поднимается, и не черствеет так быстро, как сейчас». Ростов: «Сейчас все вредно, ГМО, пальмовое масло. А красители при нагревании превращаются в канцерогены, вызывающие рак».
Ну, знаете, совершенно очевидно, что что-то надо делать, потому что, как говорится, доходы наши явно не растут, а вот, как бы, как сказать, все-таки хочется покупать что-то более-менее качественное за те еле-еле заработанные кровные. Что еще? Самара пишет: «Как у нас могут быть экологически чистые продукты, если земля загажена химией, всякой отравой?».
Тут уже отдельные пишут нам вещи про конкретные бренды. Я это, конечно же, читать все не буду, потому что мы не можем это проверить. Ну и я напомню, что мы обсуждаем рекомендацию Минпромторга торговым сетям, онлайн-магазинам убрать из продажи псевдоорганические продукты.
Речь о тех из них, на которых указано, что они органические, но при этом нет подтверждающего сертификата. Сейчас у нас в стране 135 сертифицированных производителей органики, которые внесены в Единый государственный реестр.
Ну вот много продуктов, которые под эту органику мимикрируют. Вот эксперты в Национальном органическом союзе, есть такой Национальный органический союз, говорят, что количество этих продуктов может даже доходить до 70%.
Знаете, наверное, последняя будет сегодня попытка для нас поговорить с Сергеем Балаевым. Сергей, здравствуйте, Сергей Валерьевич!
Сергей Балаев:Да, добрый день!
Константин Чуриков: Ура! Мы услышали вас в эфире. Сергей Валерьевич, вам есть, что рассказать. Рассказывайте, как по уму с этим делом бороться?
Сергей Балаев: Послушайте, ну конечно, органический продукт – это всегда здорово, это хорошо. И там нет никакой химии. Но мы с вами прекрасно понимаем, что весь органический продукт очень мало хранится. Мы же это знаем с вами. А наши сети любят это? Нет, наши сети это не любят.
Пакет молока, например, для сетей должен храниться 287 лет на подоконнике, причем, открытый. И настоящий органический продукт – это для крупного ритейлера – это просто какой-то бич. Поэтому, конечно, лучше нарисовать какую-то этикетку, на которой будет написано: «Супер-эко, все органически».
Вот я перед передачей позвонил в компанию и спросил: «А скажите, пожалуйста, а сколько будет стоить органический сертификат?». Мне сказали: «Да ладно, не парься, ну, ты там нарисуй, что хочешь, там все и так везде проходит». – «Нет, а я хотел бы попариться. Расскажите, во сколько мне обойдется». Мне сказали: «Вместе с … 250 тысяч рублей. Каждый полгода контрольная проверка, и так далее. Пожалуйста, начинайте».
Но задается вопрос: а сколько этот товар потом будет стоить на полке, если 250 тысяч будет стоить только значок и та бумажка, что вот такой-то производитель достоин, и он стал супер, там, органическим? Я вам скажу откровенно, что на сегодняшний день для нас с вами экопродукция – это хотя бы уже то, то просто ело какое-то зерно, что-то долго росло.
И вот не как вот здесь у вас на видео, в аквапонике, вы представляете, да, у вас сейчас на видео идет аквапоника. Она не может быть экологической продукцией. Почему? Потому что там даже земли нет. Там идут трубы с растворами такими, что, в общем-то, огурцы должны стать бананами со скоростью роста бамбука. Вот примерно так это выглядит. Они должны быть одинаковые, они должны быть одним цветом и обязательно не портиться.
Константин Чуриков: Замечательно! Спасибо большое, Сергей Валерьевич, жалко, что сегодня у нас проблемы со связью были. В следующий раз надеемся вас подольше послушать в нашем эфире. Сергей Балаев, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка». Говорили о том, как призвать производителей, да и торговые сети, к порядку, чтобы органическая продукция, которая продается, была действительно органической.