Экспедиция ОТР в новгородские села Медведь и Грузино

Литературный экспресс отправляется в Новгородскую область. В селах рассказали, какой литературы не хватает. Мы ее нашли у телезрителей и книжных издателей.

Инна Буторина, заместитель директора издательства «Русское слово»: «Это учебники, учебные пособия. Пособия для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. И большой спектр литературы, посвященный воспитанию и социализации детей».

До первого новгородского села Медведь - 650 км. Весь маршрут - почти полторы тысячи.

Цветные деревянные домики, небольшой магазин в центре - кажется, все, как в любом российским селе до тех пор, пока не увидишь иероглифы на окнах.

Японцы приезжают, чтобы посетить этот мемориал. Во время Русско-японской войны в Медведь отправляли всех военнопленных.

Наталья Маслакова, житель с. Медведь: «...Здесь было около 2000 японцев, 19 умерло. Когда всех военнопленных вывезли, то в 1908 году вернулись за прахом. Камни эти опускали на место гробов, в 2008 году было открытие этого мемориала».

Сегодня японские туристы на память о визите в Медведь покупают сувениры с названием села, русские иконы и тарелки с профилем Ленина и Пушкина.

Местные деньги считают, заходят в магазин за необходимым: канцтоварами, стройматериалами, раз в полгода - за новым смесителем. Краны разъедает ржавчина.

Елена Царенко, продавец магазина: «...Потому что в Медведе у нас ужасная вода, пить ее невозможно».

О проблемах и поводах для гордости жители села подробно рассказывают в библиотеке.

Пока одни носят книги, другие знакомятся. Ведущая «ОТРажения» Ольга Арсланова - с заслуженным учителем России Виктором Ивановым.

Главный штурман экспедиции и замначальника информационной службы ОТР Юлия Ермилова по рабочей привычке собрала совещание.

Юлия Ермилова, замначальника Информационной службы ОТР: «Вот у вас село Медведь. Чего у вас не хватает сейчас?».

Жители с. Медведь: «Каждый скажет, чего у нас не хватает - это в первую очередь рабочие места. Для молодежи если хотя бы тысяч 20 будет, у молодежи зарплата здесь будет нормальная - хотя бы кто-то останется уже. На данный момент здесь такая зарплата - 10-15 тысяч. И то надо найти. 7-8 тысяч».

Ирина Павлова, житель с. Медведь: «Когда существовала воинская часть - рабочие места были, село жило, процветало. Сейчас все эти помещения пустые. Основная задача сейчас - найти инвесторов в эти здания. Государство не хочет вкладывать туда деньги, потому что это очень дорого. Другие инвесторы - очень много приезжают, смотрят, очень нравится им наша местность. Все нравится. Охают, ахают, смотрят и уезжают. Тут даже элементарной аптеки нет, как закрыли ее 8 лет назад и до сих пор не найти фармацевта. Ездим за 15 км».

Иринья Шишкина, житель с. Медведь: «А сейчас уже грозятся и в Шимске больницу закрыть. Перевести ее в Сальцы. Это вообще будет непостижимо».

Инна Боченкова, глава администрации Медведского сельского поселения: «Конечно, мы хотим, чтобы у нас были хорошие дороги. Чтобы у нас был транспорт, потому что у нас проблемно с этим. Я - если не ограничивать себя в мечтах. Сколько денег нужно, чтобы воплотить в жизнь все то, о чем мечтают жители села? Трудно сказать. Потому что наш бюджет 7 миллионов. Конечно, этого недостаточно.

По крайней мере у нас село живет, нам есть чем гордиться. У нас есть прекрасный народный театр. Слышали, чтобы в глубинке был народный театр? Вечерами приходим, мы любим свой коллектив. Но когда не будет подпитывания определенного, не дай бог, что наступит такая грань, что театра не будет. Нам об этом говорить страшно, даже слова произносить страшно. Но вот так. Мы не можем даже пошить костюмы».

Ирина Павлова, житель с. Медведь: «Это стоит, может быть, опять же для государства, Москва, это стоит мизер - 20-30 тысяч. Для нас, для бюджета сельского поселения, района, дома культуры, библиотеки - это сумасшедшие, огромные деньги. 20-30 тысяч мы не можем их найти».

После долгого разговора нам показывают достопримечательности. Лучшую улицу в Медведе - Виноградную, которая год из года побеждает в сельских конкурсах.

Иринья Шишкина, житель с. Медведь: «Решили к празднику обновить всю улицу - соседи сначала покрасили свой дом. Потом я. То есть, мы стараемся, чтобы наша улица всегда сверкала, была на высоте».

С обычной дороги сворачиваем в прошлое села. Бывшие здания воинской части - которые местные мечтают снова заселить с помощью инвестора - это остатки аракчеевских казарм - военных поселений, которые строил реформатор артиллерии, поборник жесткой дисциплины, государственной и военный деятель Алексей Аракчеев по инициативе императора Александра Первого.

В 1824 году здесь началось строительство кирпичных казарм. И в первую очередь был построен большущий манеж. В то время это был самый большой манеж в России. К нему примыкала церковь Петра и Павла. Это полковая церковь

Сегодня - настоящие руины. Инвесторы ищут старину попроще и подешевле, вроде здешнего дома купца Гаврилова

Дмитрий Романов, предприниматель: «Я его купил у правопреемника колхоза - частной компании. За 500 тысяч рублей. Рассчитывал взять банковский кредит, но, к сожалению, не получилось. Поэтому приходится потихонечку из собственного бизнеса взять деньги и ремонтировать».

Бизнес - цех по производству сувенирной продукции - ютится на сотой части бывшего купеческого особняка.

Дмитрий Романов, предприниматель: «У меня есть еще ферма. Я рассчитывал делать проект по производству гусиного мяса. Когда делал бизнес-план, куда мясо девать, куда пух, оказалось, что самые крупные перья - их никто не покупает. Обнаружил, что из них можно делать сувенир - пишущую ручку перьевую. Сейчас у нас больше 150 музеев берут на реализацию этот продукцию».

Музеи и попросили бизнесмена расширить ассортимент сувенирной продукции.

В планах у Дмитрия - открыть в Медведе кондитерский цех. Пастилу отправлять в сувенирные лавки, пирожные - в Новгород. Все село устроить к себе на работу не обещает, но сотрудники понадобятся. Такие проекты - спасение для современной деревни, считает губернатор Новгородской области - бюджетных денег на решение всех проблем не хватает, а большой бизнес в глушь без инфраструктуры не заманишь.

Андрей Никитин, губернатор Новгородской области: «Даже вот сейчас мы строим несколько молочных ферм и там, где в советское время трудилось 250 человек, сейчас достаточно 10-15, поэтому сельское хозяйство развивается, инвестиции идут, но оно не дает стопроцентного возврата тех рабочих мест, которые были в те времена. Малый бизнес, все, что связано с теми же туристами, небольшими пекарнями, сервисными центрами. Это легко поддерживать и это нормально, когда у людей проявляется инициатива, моя задача в том и заключается - таких людей поддержать».

Тамара Шорникова, журналист: «Конкретное предложение от жителей села Медведь. У них есть народный театр. Ему 120 лет. Все декорации, все реквизиты, все костюмы они шьют за свои деньги, которых у них не хватает. Вот в этом власть может помочь?».

Андрей Никитин, губернатор Новгородской области: «Конечно, может. С главой района поговорим - найдем решение. Такие вещи - как раз то, что можно и нужно поддерживать».

Крупного инвестора ждут и в Грузино - еще одно село в Новгородской области, где хранят память об Аракчееве. Здесь находилась усадьба графа, но все постройки смело войной - после 45-го село очищали от мин еще 10 лет. Поэтому сегодня на экскурсиях предлагают лишь представить, как тут было раньше. Показывают картины, в связь которых с этим местом невозможно поверить. Чтобы смягчить контраст, туристов кормят настоящей ухой - мол, и у графа на столе щука занимала видное место.

Село удачно расположено. Рядом автомобильная трасса Москва - Санкт-Петербург и станция Чудово, где останавливается «Сапсан». В год сюда приезжают больше тысячи туристов. Поэтому встречи с песнями и караваями в Грузино - обычное дело.

В углу музейной крестьянской избы штатная ткачиха. Домой полотенца покупает - это проще - за станком только на работе. Навыки из прошлого вряд ли пригодятся кому-то в современной жизни. Но это интерактив. И после утомительных автобусов и экскурсий - туристы идут в отрыв.

Ирина Речкина, заведующая Грузинским центром народного творчества и досуга: «У нас план платных услуг - 200 тысяч в год на сегодняшний день. И мы их зарабатываем. Мастер-классы. Продаем свою сувенирную продукцию. Поскольку мы центр народного творчества и досуга, мы занимаемся еще досугом».

Здесь много дел и планов: сейчас обсуждают восстановление аракчеевской набережной - специалисты ДК составили смету, теперь ищут грант на строительство. За этими стенами как будто другое село. Вечный покой, как на картинах Левитана, и пустые поля, как будто их только вчера разминировали.

Светлана Цветкова, глава Грузинского сельского поселения: «Если бы приехали сюда с направлением сельхозтоваропроизводителей - есть площади земельные, которые можно было оформить, на них можно же и крупный рогатый скот разводить. Можно переработку той же продукции растениеводства, животноводства».

Тамара Шорникова, журналист: «Есть какой-то у села лимит, 5-10 лет, после которого оно просто может исчезнуть, не дождавшись этого инвестора?».

Светлана Цветкова, глава Грузинского сельского поселения: «Вы знаете, село не исчезнет. Люди отсюда не уедут. Потому что им здесь нравится, и многие, которые уезжают, пожив в крупных городах, видя скорость жизни, проблемы города, говорят, вот мы бы с удовольствием вернулись сюда. Была бы работа, и чтобы дети могли получать достойное образование. И видно - тянет на родину».

И многие едут домой. Но чаще транзитом, ненадолго - как туристы.

Тамара Шорникова, Андрей Терехов, Евгений Величко и Дмитрий Люкин, Новгородская область, ОТР.

Откуда там японские иероглифы и как выживает народный театр?