Экспедиция ОТР. Вологодские памятники старины: почему уникальные церкви на грани разрушения и как их спасти?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/ekspediciya-otr-vologodskie-pamyatniki-stariny-pochemu-unikalnye-cerkvi-na-grani-razrusheniya-34056.html В туристических справочниках по самому древнему городу Вологодской области - Белозерску нет ни слова о церкви во имя Ильи Пророка. Сейчас это деревянное строения конца 17-го века напоминает многоярусный амбар за покосившемся забором. Ворота на замке, а территория заросла бурьяном. В таком состоянии памятник архитектуры федерального значения стоит больше шести лет, после неудачной попытки реконструкции. За дело взялась команда плотников, которым понятие «аутентичность», похоже, не знакомо.
Денис Соловьев, руководитель Администрации Белозерского района: «Они должны были строить его - топорами рубить, а начали бензопилами. Ну и плюс там дерево. Условно говоря, если должна быть ёлка, они сделали из сосны и наоборот. Вот такие нюансы, а это принципиально важно для восстановления храмов».
Реставрацию Ильинской церкви начали в 2011 году. Конкурс выиграла фирма, которая никогда не занималась деревянными памятниками. По условиям контракта, на все работы, в том числе заготовку материалов, отводилось четыре с половиной месяца. Строители спешно разобрали верхний ярус, а бревна нижнего яруса из зимней сосны заменили летней елью. Варварскую реконструкцию церкви остановила комиссия Министерства культуры. Реставратор Александр Попов, который вел авторский надзор, не подписал акты выполненных работ, и деньги компания-подрядчик не получила.
Александр Попов, реставратор: «Представьте себе на секундочку такую ситуацию: вот у вас есть Леонардо, вы отдаёте его в реставрацию. Вместо него вам дают кусок холста таких же размеров, но только там кто-то что-то попробовал за Леонардо сделать, к тому же плохо. Что вы сделаете? Вы обратитесь в следственный комитет, полицию, куда угодно: ребята, ну у меня же украли! Здесь примерно та же самая вещь».
Судебные тяжбы Минкульта и самозваных реставраторов продолжаются до сих пор. Между тем, уникальная церковь, которая судя по табличке, охраняется государством - продолжает гнить под открытым небом.
Олег Васильев, заместитель Губернатора Вологодской области: «Я очень надеюсь, на то, что череда судебных процессов придет к своему логическому завершению, и реставрационные работы на объекте возобновляться. Он не потерян для людей. Там нужно просто завершить процедуры, чтобы вышел нормальный подрядчик, и начал его реставрировать».
В областной администрации говорят, что качественная реставрация этого памятника деревянного зодчества обойдется в сотни миллионов рублей. Таких денег в бюджете нет, как нет и специалистов по дереву.
Денис Соловьев, руководитель Администрации Белозерского района: «Пути выхода - если мы попадём в какую-то государственную программу по сохранению памятников, и денежные средства будут выделены с уровня Российской Федерации. Либо если найдется кто-то из достаточно обеспеченных спонсоров, которые будут готовы помочь и вложиться в восстановление этого памятника».
Богатых спонсоров пока не нашлось. Небольшой порядок на территории церкви поддерживают лишь белозерские школьники и студенты, которые устраивают здесь субботники, и косят траву.
В 17-ти километрах от Белозерска есть ещё один уникальный памятник архитектуры, который рушится на глазах. К этой кирпичной церкви конца 18-го века в стиле провинциального барокко без лодки не добраться. Село Крохино, которое она раньше украшала, ушло под воду в 1961 году при наполнении Шекснинского водохранилища. Церковь уцелела от затопления лишь благодаря тому, что стояла на возвышенности.
В сезон навигации мимо церкви каждые 10-15 минут проходят грузовые баржи, пассажирские теплоходы. Мелкие суда с рыбаками и путешественниками - еще чаще. Волны от кораблей и штормов подмывают фундамент, а над стенами, судя по характеру разрушений и надписям, поработали местные жители.
Сергей Лесков, ведущий Общественного телевидения России: «Наверное, на кирпичи разбирали храм, будем называть вещи своими именами. Печально. Какая-то грусть одолевает, когда видишь сравнительно новую постройку. Двести лет для храма - это ничто. Не бережём свою историю».
Анор Тукаева, руководитель фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино»: «Она была действующей до 38 года, потом там размещался клуб, потом в разные годы здесь были и сушильни для зерна, и мастерская для сельхозтехники. До тех пор, пока здесь не было решения о размещении маяка зоны затопления, благодаря чему храм не разрушили. И, после того как маяк был упразднён, это просто был храм на воде».
С мая по октябрь, когда сюда можно добраться по воде, Анор Тукаева водит в Крохино волонтерские экспедиции. С 2011 года здесь побывали больше пятисот человек из разных уголков страны - от Саратова до Уфы. Добровольцы собрали два миллиона рублей, на которые укрепили остов храма бетоном и сделали защиту от набегающих волн.
Анор Тукаева, руководитель фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино»: «Мы строим здесь и поддерживаем в нормальном состоянии дамбу, которая здесь по всему периметру острова, которая его практически окольцовывает. Были восстановлены кладки у подметок стен, и возведён контрфорс к северной стене паперти. Это всё противоаварийные меры, чтобы храм не разрушился окончательно».
Анор говорит, если дамбу не поддерживать в рабочем состоянии, через несколько лет от церкви останется груда кирпичей. Государство в сохранении храма участия не принимает. Этот объект не стоит на балансе ни у области, ни у епархии. Волонтеры просят чиновников передать им юридические права на церковь, чтобы получить возможность официально проводить здесь масштабные реставрационные работы
Олег Васильев, заместитель Губернатора Вологодской области: «Здесь путь-то один: бесхозный объект в соответствии с законодательством, признаётся таким по суду. Затем принимается на баланс. В данном случае, мы договорились с администрацией Белозерского района, что это сделает администрация Белозерского района. Затем объект может быть передан этому же фонду возрождения Крохино».
Эксперты фонда подсчитали, что на укрепление фундамента нужно 15 миллионов рублей. Смету на дальнейшую реставрацию пока не составляли. На днях осмотреть крохинскую церковь прилетал потенциальный спонсор - директор вологодского подшипникового завода.
Волонтеры также планируют проложить к церкви тропу для паломников и туристов. До суши всего полтора километра.
Максим Волков и Алексей Сускин, Болозерский район, Вологодская область, ОТР.
Экспедиция ОТР. Вологодские памятники старины: почему уникальные церкви на грани разрушения и как их спасти?