Экзамен на права приблизят к жизни

Гости
Петр Шкуматов
член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве
Алексей Нестеренко
вице-президент Гильдии автошкол России

Елена Медовникова: Да, действительно, мы идем далее и говорим о том, что теперь нужно соответствовать по 19 пунктам. В МВД предложили установить перечень навыков вождения для получения водительских прав, и вместо уже ушедшей в прошлое площадки ученики должны уметь, например, парковаться параллельно и начинать движение в подъеме в реальных дорожных условиях. Ну вот изменится и теоретическая часть, билеты теперь будут составлены с учетом статистики ДТП. Но вот вопрос, как новые вообще правила отразятся на автошколах и вообще будущих водителях.

Александр Денисов: Да, и сложно ли будет сдать экзамены или, наоборот, легче, вот площадку уже убрали, кстати, вопрос, к лучшему или к худшему.

И на связи у нас первый собеседник Алексей Нестеренко, председатель Ассоциации автомобилистов и автошкол Архангельской области. Алексей Всеволодович, добрый вечер.

Елена Медовникова: Добрый вечер.

Алексей Нестеренко: Добрый вечер.

Александр Денисов: Добрый вечер.

Алексей Всеволодович, вот вроде новость, а с другой стороны, что нового, когда меняются билеты в теоретической части? Это же постоянный процесс, каждый год выпускаются новые билеты, наверное, как-то они приспосабливаются и к ситуациям на дорогах, и... В общем, работа ведется плановая.

Алексей Нестеренко: Работа плановая ведется. Но вопрос в том, что, мы говорили об этом неоднократно, во-первых, все билеты, которые ученик, кандидат в водители видит в ГИБДД, они есть в обычном доступе, то есть в принципе подготовка для человека с нормальной памятью не составляет никакого абсолютно труда и не выявляет, так сказать, знание правил дорожного движения.

Елена Медовникова: Алексей Всеволодович...

Александр Денисов: А это проблема? Вы к чему говорите, что нужно приходить и не знать, какие билеты будут, то есть что-то новенькое?

Елена Медовникова: То есть застать врасплох?

Александр Денисов: Да-да.

Алексей Нестеренко: Ну, все новенькое – это хорошо забытое старое, как говорится. Раньше в Советском Союзе, приходя на экзамен, билеты были какие-то похожие, старые, новые, не то, что ты увидишь в настоящий момент. Такая же практика на сегодняшний день и в скандинавских странах, которые одни из лучших в области безопасности дорожного движения.

Александр Денисов: Я вот так и слышу, как в ГИБДД вам зааплодировали дружно.

Елена Медовникова: То есть просто предполагается, что натаскивать на сдачу прав будет невозможно на определенные навыки?

Алексей Нестеренко: Естественно, то есть человек должен будет понимать, о чем он разговаривает, то есть он должен будет изучить правила дорожного движения. Я считаю, что это верно.

Елена Медовникова: Ну вот, кстати говоря, Алексей Всеволодович, на этой неделе, на днях была информация, что экзаменационные билеты меняться не будут. Теперь мало того, что их будут менять все-таки, будет учитываться и ситуация с ДТП, но, кроме того, теперь экзаменационная часть будет фиксироваться на видео. Вообще насколько вот это может помочь, испугать, может быть, будущих водителей? То есть это такой, мне кажется, фактор, который действительно осложнит сдачу на права.

Александр Денисов: А разве не фиксировался? Я вот сдавал в 2016 году, все снималось.

Елена Медовникова: Нет, сейчас это необязательно, то есть можно фиксировать, можно нет, и это в автомобиле, а здесь имеется в виду, когда сдается теоретическая часть.

Александр Денисов: И теоретическую, по-моему, тоже снимали.

Алексей Нестеренко: Теоретическая часть, тоже все фиксация идет, строгая видеофиксация всего процесса. Значит..., видимо, какая-то не такая.

Елена Медовникова: Это каким-то образом... Ну вот я сегодня готовилась и как раз нашла, что это было необязательное правило. Вообще это каким-то образом зависит от самой автошколы, где человек проходит обучение?

Алексей Нестеренко: Никоим образом. Регламент...

Елена Медовникова: Или пока каждая автошкола может... ?

Алексей Нестеренко: Никоим образом.

Елена Медовникова: Или пока каждая автошкола может устанавливать, грубо говоря, вот это видеооборудование на свое усмотрение?

Алексей Нестеренко: Ну, если мы говорим о теоретической части экзамена, то она проходит, как правило, в 99% случаев в классах ГИБДД. Если же это класс, который сертифицирован и установлен вне помещения ГИБДД, то там закрытая связь, обязательная видеофиксация. И в ГИБДД все фиксируется на видео. Я считаю, что это правильно, это помогает избежать, скажем так, эксцессов, недобросовестных товарищей, которые помогают опять же недобросовестным кандидатам в водители так или иначе получить в обход...

Елена Медовникова: Вот очень актуальную тему, да, особенно касается Москвы, Алексей Всеволодович. На самом деле практически с кем ни пообщаешься, все говорят, что получают права как раз недобросовестным путем, просто-напросто их покупают, ну что касается Москвы. Мы, кстати, ждем звонков телезрителей, может быть, действительно нам кто-то расскажет, как происходит ситуация в регионах.

Александр Денисов: Лен, со мной пообщайся, я честно сдавал.

Елена Медовникова: Я тоже в 1992 году сдала честно, но это был 1992 год.

Алексей Нестеренко: Вы знаете, про Москву говорить не могу, у нас, я про свой регион могу сказать точно, что у нас такого нет, все очень строго, все очень открыто, сотрудник... Я даже себе представить не могу, как так можно что-то предложить. Слава богу, у нас этого нет, люди сдают, которые приходят кандидаты в водители, они добросовестно… И те, кто не готовились, те сдают с пятого, с десятого, а то и вообще, получается, отказываются от этого процесса и едут как раз в другие регионы. Да, об этом я слышал и знаю, в том числе, к сожалению, и в столицу нашей родины едут для получения прав.

Елена Медовникова: Спасибо.

Давайте послушаем, у нас есть звонок.

Александр Денисов: Да, Игорь дозвонился нам.

Елена Медовникова: Игорь.

Александр Денисов: Игорь, добрый вечер.

Елена Медовникова: Добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер. Я с Мурманска, меня зовут Игорь.

Я хочу сказать, что надо менять вот эти права, получают, то есть как бы вождения, по-другому. Потому что обычно автошкола как делает? Они катают по одному маршруту, там запоминают ученики, какие знаки, как что, они сдают. А потом, когда в сторонку отъезжают, они вообще не знают, не могут знать, не видят ни какой знак, ни куда как ехать. То есть получается, что надо..., чтобы они не по этому маршруту, а, допустим, по всему городу где-то ездить.

Александр Денисов: Игорь, небольшое уточнение: в Москве обычно сдают экзамен, вот я сдавал здесь неподалеку, Дмитровское шоссе, Коломенское шоссе, там на выбор, по-моему, 2 или 3 участка, то есть ты не знаешь, куда тебя повезут, поэтому все-таки элемент непредсказуемости есть, есть.

Елена Медовникова: Эффект неожиданности.

Александр Денисов: А потом ты не знаешь, кто на дороге перед тобой, тоже эффект неожиданности, как Лена сказала.

Зритель: Да-да-да. Но у нас в Мурманске не так. У нас катают, я знаю, что у нас катают по одному маршруту, вот, как карта, и они по этому маршруту ездят.

И еще один момент. Я думаю, что нужно помимо изменения правил сдачи, нужно еще ввести психологический тест, как в Германии.

Александр Денисов: А что за тест?

Елена Медовникова: А что за тест, Игорь? Расскажите немножко поподробнее.

Зритель: Ну как? Психологический тест на стрессоустойчивость, вот такой.

Александр Денисов: Все, поняли, спасибо большое.

Елена Медовникова: Кстати, очень важный... Да, спасибо вам большое.

Сейчас у нас на связи Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок». Петр, мы вас слушаем, добрый вечер.

Петр Шкуматов: Здравствуйте.

Елена Медовникова: Да. Вот наш телезритель как раз очень актуальную тему затронул тоже, тест психологический. Насколько это важно?

Петр Шкуматов: Ну, вы знаете, это такая уже тонкая настройка, я бы сказал, все эти психологические тесты, какие-то анализы или, не знаю, попытка связать качество вождения и, допустим, знак зодиака, это все-таки немного... Мы до этого еще не доросли у нас в стране.

Елена Медовникова: Поэтому у нас нет культуры вождения на дорогах, Петр, ну согласитесь.

Петр Шкуматов: Да. Но смотрите, мы не настолько богатая страна, то есть в пример приводится Германия, напомню, что валовый внутренний продукт Германии кратно выше, чем в России, кратно. Соответственно, немцы могут себе позволить больше в части в том числе и обучения вождению автомобиля, нежели чем мы. Нам все-таки в России нужно сосредоточиться на тех вещах, которые мы способны оплатить и способны каким-то образом потянуть. То есть, конечно, хорошо быть богатым и здоровым и ездить на какой-нибудь машине бизнес-класса...

Александр Денисов: ...чем бедным и больным.

Петр, вы знаете, вернуться к билетам хотел и к нововведениям. Отмена площадки, меня лично это смущает. Вот мою машину задолбали, я другого слова не подберу, на парковках царапать, как ни приду, то одно, то другое...

Елена Медовникова: И мою тоже, Александр.

Александр Денисов: Я машину берегу, аккуратно езжу. Вот площадку убрали, там же одно из основных заданий – это парковка: задним ходом...

Елена Медовникова: Параллельная парковка.

Александр Денисов: ...параллельная и так далее, да. Вот отличное упражнение, не такое уж и простое, между прочим. Зачем это убирать?

Петр Шкуматов: Ну смотрите, во-первых, наверное, нам все-таки надо потихоньку будет привыкнуть к тому, что царапины на автомобиле – это не смертельно. Мы пока еще вот так вот относимся к автомобилю очень бережно, очень переживаем, когда там царапинка на бампере появляется, но я полагаю, что это время все-таки должно потихоньку уходить, потому что все-таки мы живем в довольно стесненных условиях, и вот такие царапки, коцки являются неизбежностью.

Александр Денисов: Неизбежностью тесноты жизни.

Петр, еще вопрос про билеты – нужно ли их затачивать под ситуации с ДТП? Хотя, казалось бы, что там может быть нового в области ДТП? Не держат дистанцию, вот по трассе идешь, сзади кто-то влип тебе, прямо «влип», скорость 100, он 2 метра. Вот спрашивается, зачем, он в школе учился или нет, это же просто азбука. Что там менять, нужно вдалбливать, что уже есть.

Петр Шкуматов: Ну смотрите, на самом деле многие люди не получают необходимых навыков и не получают необходимых знаний в автошколе, а потом вот эти плохие привычки у них закрепляются, и потом он просто по-другому ездить не может, вот он «прилип» в 2 метрах, и единственное, что его научит, – это крупное ДТП, если он, конечно, жив останется, к сожалению, такие люди есть.

А вот если говорить про тех водителей, которые только-только начинают свой путь за рулем автомобиля, конечно, им нужно рассказывать, почему это опасность, показывать записи с видеорегистраторов и вообще всячески говорить, что на дороге самое важное, гораздо важнее, кстати, чем скорость, это дистанция, смотреть зеркала, включать поворотники. Вот такие простые вещи помогают избежать 95% аварий. И если водителей не научат, не сделают на этом акцент во время прохождения обучения в автошколе, то вот это все закрепится, эти дурные привычки закрепятся и люди вот так вот будут ездить до первого инцидента, который, как правило, бывает либо серьезным, либо очень серьезным.

Александр Денисов: Плохой. Петр, еще добавлю...

Елена Медовникова: Ну вот, Петр, получается...

Александр Денисов: Да, Лена, вот не могу не добавить еще один важный пункт – уступать пешеходам. Когда сам сдаешь, не за деньги, пешеходы – это твои главные друзья, 15 минут нужно продержаться без ошибок. Видишь, дедушка подходит с палочкой, все, аккуратно останавливаешься, ждем дедушку, а там, глядишь, еще и бабушка подтянулась.

Елена Медовникова: Меня, кстати, оштрафовали однажды за то, что я не пропустила, не 5 минут дала пешеходу, а 20 секунд.

Александр Денисов: Да. Это грубейшее нарушение, вдалбливают в башку наглухо. Вот сейчас вижу пешехода, сразу бью по тормозам, ну, естественно, аккуратно, в три приема, тоже как учили.

Петр Шкуматов: Ну вот вы «бьете по тормозам», а вам кто-то «приезжает» в заднюю часть...

Александр Денисов: Аккуратно, я поправился, Петр, аккуратно, да.

Петр Шкуматов: На самом деле я вообще, честно говоря, вот к этой истории с таким абсолютным приоритетом пешехода отношусь весьма скептически, потому что в итоге это все приводит к тому, что пешеходы вообще перестают смотреть по сторонам.

Ну вот вот такие водители, как вы, как я, как и многие другие, которые прямо останавливаются, пропускают пешеходов любой ценой практически, приучили людей переходить дорогу, даже не смотря в сторону движения, успевает машина остановиться, не успевает, может быть, водитель отвлекся. В результате происходит еще больше страшных ДТП, нежели чем их происходило, когда все-таки было не очень цивилизованно. Поэтому тут как бы палка о двух концах с пешеходами.

Нужно как-то возвращать баланс, чтобы люди опасались попасть под автомобиль и чтобы не было вот этой иллюзии безопасности. Вы если посмотрите статистику наездов на пешеходных переходах, вот сравните с тем, что было 10 лет назад: 10 лет назад никто пешеходов особо не пропускал, сейчас все пропускают, даже в Ростове-на-Дону пропускают пешеходов.

Александр Денисов: А Ростов-на-Дону что, хуже города нет?

Петр Шкуматов: Слушайте, Ростов-на-Дону для меня эталон такого лихачества, «Ростов-папа»...

Елена Медовникова: Беспредельной езды.

Петр Шкуматов: Да. Но тем не менее даже в Ростове начали пропускать пешеходов. И в итоге к чему это привело? – к тому, что число погибших на «зебрах» увеличилось. И связано это с беспечностью самих пешеходов, которые привыкли, что их двадцать пять раз пропустили и в двадцать шестой раз тоже пропустят, а вот не всегда это получается. Поэтому...

Елена Медовникова: Петр, но все-таки, возвращаясь к сдаче экзамена, на ваш взгляд, вот такие нововведения сделают процесс получения прав более сложным для водителей?

Петр Шкуматов: Нет, я думаю, что никаких усложнений не будет, все будет как и было в плане сложности, то есть сложно. Но так или иначе часть времени учеников, кандидатов в водители, будет потрачено на более важные дорожные ситуации, которые действительно заслуживают внимания и заслуживают отработки, чтобы водитель понимал, что вот она, опасная ситуация, что в ней нужно делать, как нужно себя вести, что нужно делать, если вот такой вот нехороший человек пристроился и в 2 метрах едет на 100 километрах в час, ну и так далее, что нужно, чтобы избежать аварийной ситуации. Вот эти базовые знания, конечно, должны сообщаться человеку в автошколе, ну а на дороге он их потом сам увидит, надеюсь, не влипнув в эти опасные ситуации.

Александр Денисов: Спасибо, Петр.

Елена Медовникова: В общем, нужно менять работу автошкол. Спасибо, Петр.

Александр Денисов: А пешеходов учить, да, будем учить.

Спасибо. Петр Шкуматов у нас был на связи, координатор движения «Общество Синих Ведерок».