Марина Калинина: Итак, следующая тема у нас про учебу. Петр Кузнецов: Давайте об учебе, тоже проблемы. Поступить в ВУЗ через Интернет: Минобрнауки организует дистанционную подачу документов, предполагается, что это можно будет сделать через портал госуслуг. Марина Калинина: Одновременно в министерстве задумались о переводе самих экзаменов в онлайн-формат. Каким будет ЕГЭ-2020? Сейчас будем об этом говорить с нашими экспертами и с вами, так что звоните и пишите. У нас на связи... Петр Кузнецов: ...Борис Чернышов. Марина Калинина: Да, Борис Чернышов. Петр Кузнецов: Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Борис Александрович, здравствуйте. Борис Чернышов: Фракции ЛДПР. Здравствуйте. Петр Кузнецов: Подача документов, наверное, понятна, ну то есть это, наверное, можно как-то организовать. Борис Чернышов: Да-да-да. Петр Кузнецов: А вот сдача самих экзаменов онлайн? Марина Калинина: А что с ЕГЭ? Петр Кузнецов: Это реально? Потому что, видите, сейчас уже и к такому варианту готовятся. Мы с Борисом Александровичем обязательно сейчас связь восстановим. Если ваш студент, ваш будущий студент... Марина Калинина: Выпускник. Петр Кузнецов: Выпускник, конечно, пока еще не студент, сейчас готовится, позвоните, пробивайтесь в прямой эфир, родители, да и, собственно... Марина Калинина: ...сами студенты, сами выпускники. Петр Кузнецов: ...сами выпускники, расскажите, что вам говорят. Вот мы видим, что опустили, по-моему, до 5 апреля, что ли, сейчас студентов, тоже не во всех ВУЗах и не все. К чему вы готовитесь? Что вам говорят? Каким будет Единый госэкзамен? Давайте тоже вместе с вами с той стороны, со стороны непосредственного участника всего этого процесса, главного героя посмотрим. Марина Калинина: И потом для выпускников это и так нервотрепка, подготовка к ЕГЭ, они уже с сентября трясутся, еще вот это... В общем, никто ничего не понимает, сейчас постараемся это выяснить. Петр Кузнецов: Но Борис Чернышов точно понимает, он к нам вернулся. Борис Александрович, еще раз приветствуем. Борис Чернышов: Да. Петр Кузнецов: Итак, сдача самих экзаменов онлайн возможна? И как это будет выглядеть? Борис Чернышов: Конечно, возможна, все возможно. У нас столько сервисов сейчас, которые ведущие наши цифровые платформы предлагают, «Яндекс Образование», МЭШ, РЭШ. Сейчас нужно все силы бросить на то, чтобы в том числе через госуслуги понять, как можно будет качественно идентифицировать пользователя, который входит в систему для сдачи Единого государственного экзамена, и так или иначе установить контроль за тем, чтобы в момент сдачи экзамена не списывали ребята. У нас понятно, что этот год будет немножко нерепрезентативный для всех, кто будет сдавать ЕГЭ, понятно, что будут провалы и где-то будут какие-то нарушения. Но такие меры сейчас, суровые меры. Вообще можно было бы отказаться от экзаменов и для тех ребят, кто в регионах проживает, без экзаменов они могли бы поступить в любой свой региональный ВУЗ, а потом на первой сессии, если они плохо учатся, что-то не могут сделать, они могли бы быть отчислены или переведены на другой формат обучения, что-то еще. Сейчас меняется мир, а Рособрнадзор все время трясется из-за того, что вот как-то будет не так сдан ЕГЭ. У нас экономика, возможно, перейдет к рецессии. Не надо трястись, нужно решительно проводить эти меры. Мы сейчас проводим онлайн-прием во фракции ЛДПР наших абитуриентов, общаемся с ними. Понятно, что все сейчас не понимают, как действовать, так нужно сейчас выступить наконец министру Кравцову и заявить, что нужно делать в этой ситуации. Отмалчиваться времени нет. Марина Калинина: Борис Александрович, вот вы высказали хорошую идею, что, может быть, действительно стоит отменить экзамен и поступить в тот ВУЗ, который ты хочешь, а потом уже смотреть, как человек учится, уже принимать какие-то решения. А такой вариант вообще в принципе рассматривается, или это просто ваше предложение, которое пока не обсуждается? Борис Чернышов: Это мое предложение, много предложений сейчас идет, но я предлагаю вот такой вариант сделать. Причем не в любой ВУЗ, чтобы не было... Понятно, что многие ребята поедут в ведущие наши ВУЗы, но если они в регионе... Марина Калинина: Ну по месту жительства, так сказать, да. Борис Чернышов: По месту жительства, да, они могут поступить, а потом, отучившись какое-то время, показывая выдающиеся успехи, установить возможность для перевода в первое полугодие, с первой сессии, по окончании первого курса они могли бы переводиться в ведущие российские ВУЗы в Москву, в Петербург, в Томск, в другие города, где сильная база, если вдруг их что-то не будет устраивать. Потому что сейчас нужно к этому подходить иначе. Петр Кузнецов: Борис Александрович, сейчас такой вот период очень сложный, мы все вышли из зоны комфорта, и вот говорят, что в любом случае мир несколько изменится. Например, тот же самый работодатель поймет, что, оказывается, вот этот-то сотрудник онлайн, условно говоря, из дома эффективнее, его присутствие в офисе необязательно, в общем, будет пересмотрено штатное расписание. Я все к чему? А может ли это повлиять на будущее ЕГЭ? Вдруг мы за этот непростой период поймем, ведь очень много призывов вообще ЕГЭ убрать, переформатировать, вернуть прежнюю форму. Может ли эта ситуация в таком случае на вообще существование ЕГЭ в будущем повлиять в нынешнем его виде? Борис Чернышов: Да, обязательно, обязательно. Я об этом говорил, у меня было предложение ЕГЭ убрать и перейти к системе раннего выявления талантов, когда ребята с пятого класса начинают показывать свою урочную, внеурочную активность, достижения в волонтерской деятельности, в дополнительном образовании, получая за каждые свои достижения, за каждую свою активность балл с определенным коэффициентом. Проходя всероссийские какие-то проверочные работы, которые проходят раз в год каждый класс, для того чтобы определить эффективность обучения и эффективность работы школы, и по итогам этой общей работы получать на выходе определенный соответственно балл и определенное заключение с помощью обработки большого массива данных, куда они могут поступить, где им... Парень все время занимается спортом, его, значит, быть экономистом родители – это глупо, он бы мог развиваться в этом направлении. Или талантливая девушка занимается изобразительным искусством, занимается какими-то творческими направлениями, а ее сделают... Марина Калинина: А ее юристом. Петр Кузнецов: Ну да, Борис Александрович, примеров много, да. Спасибо вам огромное, у нас время. Марина Калинина: Спасибо. Петр Кузнецов: Борис Чернышов. Мы Лилию приветствуем, это наша телезрительница. Лилия, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Петр Кузнецов: Да. Вы мама выпускника? Зритель: У меня уже выпустился сын, отучился, он закончил институт. Но я против экзамена онлайн. Послушайте, какая безграмотность, как молодежь пишет, как разговаривает, «как бы» да «чего бы». Если мы сделать онлайн-экзамены, это не улучшит образование. А случилась у нас беда такая, вирус, можно это как-то по-другому решить. Петр Кузнецов: Лилия, может быть, это такой у вас проснулся элемент несправедливости, ваш-то поступал по старым правилам, физически приходил, сдавал, нервничал, а эти сядут онлайн, две кнопку нажмут и все, и в МГУ. Марина Калинина: Со шпаргалками еще. Зритель: Вы знаете, мой сын учился по-настоящему. Петр Кузнецов: Мы верим абсолютно. Зритель: Он читал литературу, у него очень поставлена речь, он грамотный, образованный, не говорит «короче», «как бы», «что бы». Петр Кузнецов: Почему он все еще не ведет «ОТРажение», непонятно. Лилия, спасибо вам огромное, время. Спасибо вам. Амет Володарский, это руководитель проекта «Росвуз.рф», омбудсмен в сфере образования. Здравствуйте, Амет Александрович. Амет Володарский: Да, коллеги, добрый день. Марина Калинина: Да. Амет Александрович, с вашей точки зрения, вот эти экзамены онлайн, ЕГЭ, что с этим можно было бы сделать? И какие тут вообще подводные камни могут быть? Как это, возможно не возможно? Амет Володарский: Так. Конечно, все возможно, и я вам хочу сказать, что, по данным Всемирного банка, 120 стран перевели школы, закрыли школы, многие из этих стран перевели на дистанционное образование. И как вы думаете, кто лидер по дистанционному образованию? Марина Калинина: Кто? Амет Володарский: Конечно, Китай. Марина Калинина: Ага. Амет Володарский: Китай почему? Потому что все эти годы, около 10–15 лет, они дали возможность частным образовательным организациям создавать дистанционное образование, то есть им не мешали. У нас предыдущие 5 лет, я все время об этом говорю, боролись с любыми проявлениями в ВУЗах создания новых технологий. Поэтому сегодня я не согласен с коллегой, депутатом Борисом, который говорит, что у нас очень много сегодня программ, – нет, у нас очень мало сегодня программ, которые дают возможность дистанционному образованию. Поэтому... Их можно пересчитать буквально на пальцах, две-три программы, я не буду сейчас о них говорить. Но мне кажется, в данной ситуации нужно срочно пересмотреть вообще отношение к образованию, и, кстати, первым, кто сегодня сделал первый шаг, – это министр образования, который остановил все проверки высших учебных заведений. Сегодня ВУЗы, в общем-то, как это ни странно, как бы это ни звучало, но сегодня коронавирус помог ВУЗам во всяком случае отдохнуть от бессмысленных постоянных проверок. Что касается онлайн-экзаменов, например, в Великобритании так называемый экзамен GCSE, это наш аналог ОГЭ, и A-Level, это наш аналог ЕГЭ, перенесли на месяц, то есть это будет сдаваться не в июне, а в конце июля. В связи с этим начало учебного процесса в ВУЗах тоже переносится на месяц, но это предварительно. Вообще британцы ожидают около 8 миллионов пострадавших, которые будут нуждаться в стационарном лечении, поэтому, скорее всего, сроки будут передвинуты. Уже сейчас британцы говорят о возможной отмене GCSE и A-Level, вот этих экзаменов, и прием студентов на основании имеющихся промежуточных знаний. Петр Кузнецов: Ага. Амет Володарский: Более того, я хочу сказать, что мир, в том числе образовательный, совершенно точно станет перед вопросом создания искусственного интеллекта, который будет проверять, и мы об этом говорим уже давно, электронное портфолио ребенка начиная от детского сада до одиннадцатого класса, где будет возможность не на основании какого-то там пресловутого ЕГЭ или GCSE, какого-то экзамена в формате тестирования, а это будет искусственный интеллект, который на протяжении всего обучения в школе даст, во-первых, профориентационные ориентиры, во-вторых, скажет о том, какое количество баллов у него есть на данный момент и куда он с этими баллами может поступить. Петр Кузнецов: Амет, можно лишь одно замечание? Вот для поступления в некоторые ВУЗы недостаточно одной сдачи ЕГЭ, то есть там личная встреча с преподавателями, это музыкальные, то есть вот творческие... Марина Калинина: Ну есть творческие конкурсы какие-то еще. Петр Кузнецов: Таких много. Вот как с этим быть в этот тяжелый год, непростой? Здесь уже «дистанционкой» не обойдешься. Художественный, дизайн, на самом деле много таких ВУЗов. Марина Калинина: Актерские. Амет Володарский: Вы практически сами ответили на свой вопрос. Совершенно спокойно люди, которые умеют декламировать какие-то произведения офлайн, они могут это сделать также и онлайн. Творческие люди талантливые, у них есть возможность все, что они могут сделать офлайн, оцифровать и передать эту информацию. Марина Калинина: Спасибо. Петр Кузнецов: Проблем нет, понятно. Марина Калинина: Спасибо. Петр Кузнецов: Даже с этим нет. Спасибо. Амет Володарский. Марина Калинина: Амет Володарский. Петр Кузнецов: Лариса, здравствуйте, это мы к нашей телезрительнице общаемся к следующей. Здравствуйте, Лариса, говорите, пожалуйста. Зритель: Добрый день. Петр Кузнецов: Да, Саратовская область. Зритель: Хочу поделиться своим мнением. Будучи, работая очень долго учителем, потом директором школы, могу сказать однозначно, что я за онлайн-обучение. Считаю, что экзамены, вот эти вот ОГЭ, ЕГЭ и тому подобное, они изжили себя. У нас что? Очное обучение в школах превратилось сейчас в натаскивание, то есть дети мало получают знаний, боюсь. Не хочу никого обидеть, учителей и систему нашу сложившуюся образования, но мне кажется, что ребенок, не посещая школу, подчас может получить больше знаний и более продуктивно потратить время на получение этих знаний. Консультации нужны, безусловно, нужно менять форму и дать возможность поступать каждому желающему в то учебное заведение, которое он решил выбрать, куда у него есть способности, куда у него есть желание. Марина Калинина: В общем, это логично, конечно. Зритель: И уже сам процесс обучения в этом учебном заведении, среднем специальном, высшем учебном заведении, подскажет, какой уровень этот ребенок может брать, может он брать и получить высшее образование и потом найти приложение где-то, в какой-то сфере, а может быть, ему достаточен будет более такой уровень среднего специального образования. И возможность давать переходить, потому что детям очень... Заканчивая школу, они, как правило, поступают туда, куда идет мой друг, моя подружка, и дать возможность детям... Петр Кузнецов: Лариса, спасибо вам за ваш комментарий, за вашу позицию. Марина Калинина: Спасибо. Петр Кузнецов: Лариса из Саратовской области, напомню, которая работала директором, если я правильно услышал. Марина Калинина: Директором школы. Петр Кузнецов: Так что есть о чем поговорить. Марина Калинина: Ну а мы идем дальше. Петр Кузнецов: Еще успеем с вами поговорить, еще одна тема впереди.