Электронная трудовая книжка

Электронная трудовая книжка | Программы | ОТР

С этого года все работодатели страны обязаны представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности сотрудников

2020-01-28T11:52:00+03:00
Электронная трудовая книжка
Снова самоизоляция? В Арктике тает лёд. Здоровая и счастливая жизнь. Многодетная парковка. Соцсети: от 14 и старше. Как призвать к ответу бизнес, который травит подростков. Можно ли научить искусственный разум справедливости?
По приговору искусственного интеллекта
Индустрия анти-детства
Сергей Лесков: Человек без маски в нынешних условиях - это элементарный уголовник, который нарушает общественный договор и ставит себя выше общества
Дети в соцсети: вред или норма?
Домашний режим для пенсионеров
Большой семье - бесплатная парковка. Это правильно?
Кинополководец Сергей Бондарчук: какой вклад в мировое искусство он внёс?
Здоровая и счастливая жизнь – какая она в нашей стране?
Лёд Арктики потерял две трети своей толщины
Гости
Вадим Квачёв
доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова
Виктория Архимонова
руководитель отдела бухгалтерского сопровождения юридической компании Urvista.

Ольга Арсланова: Мы продолжаем. Наш с вами трудовой стаж переведут в цифру. С этого года трудовые книжки россиян переводят в электронный формат. Обязательно для работодателей.

Петр Кузнецов: Да, и это значит, что все работодатели страны обязаны представлять в информацию систему Пенсионного фонда сведения о трудовой деятельности сотрудников.

Ольга Арсланова: Т. е. о нас всех. Но многие работодатели признаются, что переходу на электронные трудовые книжки не рады. Вот перед вами данные опроса сервиса «Работа.Ру». Многие работодатели, как мы видим, негативно восприняли этот переход. А их введение не поддержали примерно в каждой третьей компании. 38% относятся к инициативе нейтрально, 32% отрицательно и только 30% согласны: а что поделать, говорят, что идея неплохая. При этом 52% российских работодателей ответили, что переход на электронные трудовые книжки потребует от них серьезных финансовых и трудовых затрат. Т. е. это не просто.

Петр Кузнецов: Скорее всего, так и будет. Насколько существенны будут, это уже другой вопрос.

Ольга Арсланова: Отметили, что даже понадобятся дополнительные обучающие семинары и нет конкретной информации о сдаче отчетности. Т. е. пока ничего не готово. И именно поэтому окончательный переход на трудовые книжки в организации произойдет лишь в IV квартале 2020 года. Вот такие сроки примерно поставили себе основные работодатели…

Петр Кузнецов: Но все равно осталось, что перейдут.

Ольга Арсланова: …это больше 60%, как мы видим. Но тем не менее, год уже начался, процесс идет.

Петр Кузнецов: Уже это февраль начнет…

Ольга Арсланова: А как это скажется на нашей с вами работе, давайте тоже обсуждать прямо сейчас.

Петр Кузнецов: Вадим Квачёв, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Плеханова, с нами на связи. Он нам поможет. Вадим Григорьевич, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Вадим Квачёв: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Объясните, пожалуйста, миллионам работников российских, зачем это нужно. Есть трудовые книжки, десятилетиями существуют, все к ним привыкли. Бумажные трудовые книжки.

Вадим Квачёв: Да. Очень просто. Этот процесс нужно рассматривать как часть больших процессов государства в сфере информатизации контроля регулирования над экономикой. Это один из частных процессов. Главная задача – внешняя такая политика экономическая, если можно так сказать. Потому что когда мы имеем дело с бумажными трудовыми книжками, контроль достаточно затруднен. Если у нас будет большая электронная база, государство будет знать намного больше. Собственно, это и конечная цель, к которой стремится государство. Знать все или как можно больше о работодателях и о работниках. И в любой момент эту информацию быть способным привлечь.

Петр Кузнецов: Вадим, а зачем вообще нужны трудовые книжки? Потому что, а) в мире практически нет трудовых книжек, б) по сути, вся информация нужная в СНИЛС находится.

Ольга Арсланова: В Пенсионном фонде она уже есть, в социальных различных фондах.

Петр Кузнецов: Исключим документ (но сейчас вы поправите, нужный ли и насколько нужный) – ну и, собственно, не нужны и цифровые, соответственно, трудовые книжки, не нужно администрирование всего этого процесса, не нужно системы ставить. Нет документа – нет проблемы.

Вадим Квачёв: Да, действительно, вы правы, в части международного опыта, т. е. в большинстве стран, уже давным-давно от книжек отказались. Россия достаточно отстает в этом плане. Но здесь есть еще момент один. Если бы мы верили 100%, что государство только заботится о нас и нет каких-то других интересов, да, мы бы наивно поступили. А чем больше регулирования, чем больше правил, тем больше бизнес может сделать ошибок и тем больше вероятность того, что он должен быть как-то застрахован и наказан. Конечно, совсем убирать регулирование – это не в правилах нашего государства. Поэтому здесь остается некоторый такой … для регулирующих органов, которые явно вот этот момент пролоббировали, отстояли, чтобы дополнительно мочь контролировать бизнес. И здесь некий такой потенциал неприятный, опасный даже, я бы так сказал.

Ольга Арсланова: Вадим, а скажите, как вы можете прокомментировать данные о том, что большинство работодателей в общем-то не очень готовы к этому? Это инертность какая-то, нежелание просто лишнюю работу на себя брать? Или есть объективные сложности с передачей этой информации?

Петр Кузнецов: Ну, и те же затраты.

Вадим Квачёв: Во-первых, это и, да, сложность с отказом от привычки. Потому что это значит: нужно перестраивать всю устоявшуюся систему кадрового учета, значит, нужно менять очень много. Вероятно, нужно инвестировать в обучение, как вы сказали уже. И во-вторых, действительно, бизнес отлично, хорошо понимает, чем это чревато с точки зрения проверок, штрафов и т. д. Т. е. здесь есть действительно и разумный резон с точки зрения бизнеса.

Ольга Арсланова: А есть ли чего опасаться работникам? Знаете, как, бумага все стерпит, и при этом это всегда документ, который можно предъявить, оттуда ничего не пропадет. А что там где хранится, какие данные могут быть утрачены в процессе переноса…

Петр Кузнецов: Благодарности всякие. И тот же стаж.

Вадим Квачёв: Да, понятно. Я бы не стал так сильно паниковать. Потому что… Но в то же время нужно иметь в виду…

Ольга Арсланова: Система несовершенна, конечно.

Вадим Квачёв: …Хотя нас в ПФР заверили, в связи с трудовыми книжками, что ничего не потеряется, ничего никуда не исчезнет, у них системы защищенные, но абсолютно общеизвестно, что, например, те же самые базы данных ГАИ время от времени утекают на черный рынок. И не исключено, что то же самое может случиться и с этим. С точки зрения самого работника, с точки зрения собеседований и т. д. – многие компании уже сами переходят, в общем-то. Мало кто спрашивает информацию по трудовой книжке. Существуют совершенно другие методы проверки работника и т. д.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо вам. А мы приветствуем на связи Викторию Архимонову, руководителя отдела бухгалтерского сопровождения юридической компании URVISTA. Виктория, здравствуйте.

Виктория Архимонова: Добрый день.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, у каких компаний могут возникнуть проблемы с оформлением электронной трудовой? Тем более что этот процесс уже начался. Т. е., может быть, есть уже какие-то данные.

Виктория Архимонова: Наверное, трудности с оформлением электронных трудовых книжек ни у кого не должно возникнуть. Поскольку это достаточно опять же унифицированная электронная форма. И ведутся они параллельно с бумажными обычными старыми трудовыми книжками. Поэтому это просто некая дополнительная работа на сегодняшний момент. И для бухгалтеров, для кадровых служб. Но сказать, чтобы с этим возникали какие-то сложности, нельзя. Тем более, сейчас этот год – это переходный период. До 1 июля должны уведомить всех работников о возможности перейти на электронные трудовые книжки, и работники вправе либо согласиться с этим, либо отказаться. Так вот, если они отказываются от этого, в таком случае до 2027 года будут вестись у них и бумажные трудовые книжки, и параллельно с этим электронные.

Петр Кузнецов: Во сколько можем мы оценить, хотя бы ориентировочно, во сколько переход этот обойдется? Что за затраты? Кто больше всего понесет?

Виктория Архимонова: Если вы имеете в виду затраты работодателя, то, в принципе, наверное, это никоим образом не отразится на его финансах. Поскольку данные эти передаются в Пенсионный фонд, и до этого уже налажена коммуникация с Пенсионным фондом по поводу отчислений, которые делаются за работников этой организации. Поэтому никаких технических ресурсов либо человеческих, скорее всего, не понадобится. Если это кадровая служба, то там те же кадровики будут этим заниматься. Если это небольшая компания, то этим как занимался бухгалтер, так и будет заниматься в дальнейшем.

Петр Кузнецов: А просто сейчас, вы знаете, о волне сокращений речь идет в связи с цифровизацией. С переходом на электронные трудовые книжки может ли какой-то орган, уже, получается, ненужный, отпасть? Или все равно люди будут заниматься?

Виктория Архимонова: Да нет, конечно, никто не отпадет. Сокращений никаких не будет. Ведь кадровая служба либо бухгалтер – сколько затрат временных было на заполнение бумажной трудовой книжки, столько же примерно займет внесение в программу учета сведений в электронном виде и передача.

Петр Кузнецов: Спасибо вам за ваш комментарий.

Ольга Арсланова: Спасибо. Виктория Архимонова. Мы говорили о переходе на электронные трудовые книжки. Сейчас работодатели уже начинают документы эти оформлять по-новому.

Петр Кузнецов: Это был первый час дневного «ОТРажения». Оставайтесь с нами. В 13:15, сразу после новостей, наша тема дня. Генсек ООН вспомнил о четырех всадниках Апокалипсиса – главных проблемах человечества. Сегодня мы поговорим об изменении климата: чем глобальное потепление опасно для мира. Никуда не уходите.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)