Константин Чуриков: В эти полчаса поговорим о том, как прогресс приходит в нашу жизнь, появляется все больше различных видов электронных документов. Недавно стало известно о том, что скоро в нашей стране появится так называемый электронный ПТС (паспорт транспортного средства), то есть тот самый ПТС, который можно будет оформить удаленно. Скоро должны появиться, согласно решению Государственной Думы, электронные больничные. Оксана Галькевич: Уже появился электронный ОСАГО. То есть много чего. Электронные услуги, можно сказать, шагают по стране. Уважаемые друзья, сегодня хотим узнать у вас: пользуетесь ли вы всевозможными электронными услугами, и насколько это сделало проще вашу жизнь? Удобно ли вам пользоваться этими услугами? И многочисленные моменты, которые, так или иначе, связаны с появлением этой новой действительности в нашей жизни. Константин Чуриков: Наш СМС-портал 3443, вначале буквы "ОТР". Стало ли вам удобнее пользоваться электронными услугами, оформлять различные документы? И можно звонить в студию – 8-800-222-00-14. Вот кто нас проконсультирует по поводу всех этих изменений – у нас в студии адвокат Сергей Афанасьев. Сергей, здравствуйте. Сергей Афанасьев: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Сергей. Константин Чуриков: Мы даже не успеваем следить за всеми этими нововведениями. Давайте начнем с каких-то проблемных точек. Что мы уже можем оценить, по факту, как это действует? Например, электронный ОСАГО – самое простое и очевидное. Сергей Афанасьев: Конечно, все правильно вы сказали, что мы сталкиваемся с большими проблемами в настоящее время. Электронный ОСАГО у нас уже юридически действует на территории Российской Федерации, то есть любой гражданин, потребитель вправе зайти в сеть интернет и оформить себе электронный полис ОСАГО посредством сети интернет. Для этого необходимо обратиться на сайт страховой компании, зарегистрироваться там, получить пароль, создать свой личный кабинет, оформить полис, ввести данные автомобиля, и купить его посредством банковской карты. Оксана Галькевич: К сожалению, с электронным ОСАГО, как в том анекдоте: право-то вы имеете, а возможности, к сожалению, у многих нет. Мы как-то обсуждали в прямом эфире, когда эти услуги только появились – электронные ОСАГО, – очень много жалоб. Люди говорят о недоступности и о невозможности оформления. Сергей Афанасьев: Так и есть, и до настоящего времени, к сожалению, сохраняется такая же тенденция. В настоящее время на сайте пишутся либо технические работы, либо в настоящее время невозможно оформить этот полис. Кроме того, даже люди, которые оформляют эти полиса, они потом сталкиваются с сотрудниками ГИБДД, Госавтоинспекции, которым объясняешь, что у них электронный полис ОСАГО, его с собой нет, потому что он электронный, для этого создан реестр, который ведется, в реестре можно проверить, существует этот полис или нет. Но сотрудники ГАИ, даже при регистрации транспортного средства мы обязаны предоставлять полис ОСАГО при постановке на учет, и возникает такая проблема, что они говорят: "У нас доступа к интернету нет, у нас есть определенные базы данных, которые мы можем проверять, в этих базах данных вашего полиса нет, поэтому, извините, вы без полиса едете. Вот вам штраф". Константин Чуриков: А в этих случаях как быть, если закон на стороне гражданина? Если ГИБДД не в курсе, то это, наверное, проблема ГИБДД. Сергей Афанасьев: Да, это получается проблема ГИБДД, но от этого страдают граждане в том плане, что им выписывают в штраф, потом они вынуждены обращаться и обжаловать эти действия должностных лиц. Конечно, вы потом в суде докажете, что полис у вас на тот момент существовал, но это личное потраченное время и нервы. Оксана Галькевич: И деньги, наверное, тоже. Или нет? За ведение этого процесса, сопровождение его. Сергей Афанасьев: Если все-таки вы обращаетесь за юридической помощью к адвокатам, юристам, то, конечно, какую-то часть денежных средств вы будете тратить и нести расходы, но в целом гражданин вправе это сделать и сам. Оксана Галькевич: Получается, что у нас есть некая благая замечательная идея, все эти электронные услуги, которые появляются целыми букетами в нашей жизни, но инфраструктура за ними не поспевает? То есть мы видим явный разрыв: база данных, нет возможностей доступа к базе данных у тех или иных сотрудников. Ведь выходит так, что из-за этого многочисленные проблемы у обеих сторон – и у ГИБДД, и у автовладельцев, если мы говорим об ОСАГО. Сергей Афанасьев: Да, так и есть. Но в настоящее время как у нас принимается законопроект, вступает в действие, и потом на практике уже происходит его обкатывание, уже все эти углы срезаются, и на определенном периоде времени уже это входит в нормальное русло. Но сейчас, к счастью, начинается оформление этих полисов страхования, можно их оформить, так как граждане стали обращаться в Центральный банк с жалобы на страховщиков, в Роспотребнадзор, в Российский союз автостраховщиков. И даже есть случаи, когда привлекали страховые компании. В Краснодарском крае "Росгосстрах", у них временно Центральный банк временно приостанавливал лицензию на выдачу этих полисов, как раз в связи с тем, что не оформляли эти электронные полиса. В настоящее время их стали оформлять. Оксана Галькевич: Отказывались или не могли этого сделать? Почему не оформляли электронный полис? Какая причина была в Краснодарском крае? Сергей Афанасьев: В принципе, они обязаны были оформлять, но по каким-то причинам они их не оформляли. Таким образом они нарушали законные права потребителей, и жалобы были удовлетворены, и все это привело к определенному прогрессу. Константин Чуриков: Жалобы активно поступают и на наш СМС-портал. Чтобы упорядочить нашу работу, уважаемые зрители, давайте сейчас начнем СМС-опрос. Электронные госуслуги, электронные услуги от государства вам удобны? "Да" или "нет". 3443, вначале буквы "ОТР". Минут через 20 подведем итоги. И еще можете по существу объяснить, чем конкретно они неудобны. Нам пишет Калининградская область: "Часть населения живет без интернета в нашей стране, другая часть не имеет возможности приобрести гаджеты, еще часть населения безграмотна, поэтому все эти услуги". Но это мнение нашего зрителя. Сергей, скажите, пожалуйста, по поводу этой новинки под названием "электронные ПТС". Когда это заработает, как это все будет оформляться, и в чем подвох, если он есть? Сергей Афанасьев: Да. Электронный ПТС – это у нас с июня 2016 года были приняты такие изменения, что возможно оформление электронного ПТС (паспорт транспортного средства) для автомобиля. В настоящее время это оформление возможно по желанию автовладельца, то есть он вправе оформить себе такой полис, но с июля 2017 года это будет уже обязательным для продавцов, импортеров, поставщиков продукции, в данном случае автомобилей. Соответственно, будет обязательный электронный паспорт транспортного средства. Для чего это делается? В первую очередь также будет вестись реестр паспортов транспортных средств. Этот паспорт, по сути, вечный, потому что в настоящее время у нас бумажный ПТС, он имеет определенное количество записей, которые можно сделать. Потом выдается дубликат либо повторно оформляется новый ПТС, он изнашивается. То электронный паспорт вечный, сохраняет эту информацию в себе фактически навсегда. Кроме того, в электронный ПТС планируется прописать больше сведений того, что в настоящее время содержит бумажный носитель. В том числе к электронному ПТС хотят подключать выгрузки из баз данных страховых компаний о страховых случаях с автомобилей. Оксана Галькевич: То есть вся информация, которая тоже содержится сейчас, но на бумажных носителях? Сергей Афанасьев: Да. В настоящее время, приобретая автомобиль, покупатель должен сам где-то что-то узнавать в разных источниках. А здесь, возможно, будет, что по одному реестру можно будет сразу проверить автомобиль по всем базам данных: и залоговое имущество, находится ли он в залоге, также по страховым случаям, обращались или нет, что билось у этой машины, что ремонтировалось. Оксана Галькевич: Что красилось и что царапалось. А можно будет бесплатно получать такие справки? Сергей Афанасьев: Насколько сейчас принято, сведения по ПТС будут бесплатны, но они будут в каком-то ограниченном объеме бесплатные. Расширенные выписки будут, думаю, предоставляться платно. Но пока это только на словах. Оксана Галькевич: У нас первый звонок. Наталья из Московской области. Здравствуйте. - Добрый вечер. Я в здравом уме, я юрист, мне 62 года, и уровень моего образования – я проработала практически всю свою жизнь на государственной должности, уволилась только полгода назад. Мне все эти услуги… Я понимаю, что это развитие, но скажите, пожалуйста, это учитывается только возраст до 40 и до 50 лет? Как быть всем остальным? Я 52 года получала права. Это значит, все остальные должны иметь принтер, должны заправлять картриджи, иметь компьютеры. Это все, кому за 50 и выше. И все время быть в тренде всех этих событий. Как быть с этими людьми? Более того, хочу сказать, что все эти услуги, которые на сегодняшний день предоставляются в тех же поликлиниках. Да, я записалась все равно на полгода вперед, но если у меня нет компьютера и принтера, то мне нужно прийти, постоять в очереди, чтобы меня там проверили и распечатали там. Оксана Галькевич: То есть дублируются таким образом эти услуги, они все равно, так или иначе, дублируются некими действиями? - Да. И как быть? Это что, всеобщую грамотность нам проводить придется? Новое поколение – наверное, да. Складывается впечатление, что это все-таки кому-то нужно, с теми же выписками и так далее. Я просто не хочу озвучивать свою профессию, где я работала, и я смотрю, что когда мы вели все на бумажном носителе, то у нас оставались следы, оставались архивы, наши сведения никуда не выносились. Все эти серверы, все это воруется, продаётся, и все эти сведения уходят непонятно куда. Для мошенников. Масса всего этого. Точно так же, как сегодня, осталась без денег – все на карточки нам предлагали перевести – половина Камчатки и всего остального населения, у кого не было рублей, потому что на сегодняшний день вся молодежь пользуется не карточками. У кого будет занять на хлеб? Оксана Галькевич: Спасибо. Вторят очень многие наши телезрители. Пишут, например, из Карелии: "Чтобы оплатить счета за квартиру, в сберкассе, если ты делаешь это электронно – это не совсем, но тем не менее, – нужно сделать 15 действий. Пожилым людям действительно очень сложно". Кто-то нам пишет из Нижегородской области: "Невозможно этим пользоваться, потому что в поселке просто плохой интернет". Как подстраховаться в данной ситуации? Закон оставляет окошечко возможностей для потребителей иметь все это в привычном бумажном виде? Сергей Афанасьев: Я думаю, что все эти изменения будут вводиться плавно. Не то, чтобы это будет моментально и кардинально все меняться, буду нас. В принципе, все это постепенно вводится. Поэтому, конечно, есть такая проблема, и об этом много говорят, и пишут об этом много, что в тех глубинках России, где нет интернета, в деревнях те же самые электронные больничные, как их оформлять, если у них банально даже нет компьютеров в поликлинике? Константин Чуриков: Если даже, может быть, они есть, но ими не все умеют пользоваться. Сергей Афанасьев: Не все умеют пользоваться, кадры, да. Такие проблемы есть. Но, как сейчас звонила уважаемая слушательница, она говорит, что-либо это рассчитано на молодежь. Может быть, Правительство у нас так и думает, что на будущее, наперед. Мы же все равно развиваемся, и поколение растет. Скорее всего, да. Тому поколению, которое сейчас есть, им это все будет сложно освоить и изменить. Но я не думаю, что это будет прямо кардинально и резко все изменено, это все будет постепенно вводиться, и со временем все к этому привыкнут. Оксана Галькевич: Да мы не против. Пусть поколение растет. Нас это даже радует. Я к тому, что должен быть выбор у людей: оставить себе это в бумажном виде, оформить в электронном варианте или как-то еще. У нас есть еще один звоночек. Давайте послушаем. Ирина из Иваново. Добрый вечер. - Здравствуйте. Звоню вам рассказать, что у нас вроде радостное событие в семье – в июне будет свадьба дочери, но дело в том, что проживают они с молодым человеком в Москве, и мы попытались прийти и подать заявление в ЗАГС, а дети сами в Иванове, потому что у нас здесь будет свадьба. Мы пришли, и нам сказали, что заявление можно лично подавать во вторник и среду, в остальные дни не принимают. Если вы хотите прийти и подать заявление, то только 3 мая лично, а если через электронные услуги, то только в определенный день в апреле. Константин Чуриков: Интернет работает только в определенный день, интернет-сайт в апреле? Оксана Галькевич: Он же чиновник тоже, понимаешь? - Нет, именно на то число, на которое мы хотим записаться, нужно в определенный день включить интернет и попытаться записаться на этот день. Оксана Галькевич: Попытаться! Можно даже еще и не попасть. - Если много желающих, а время выделяется, я так понимаю, день не безразмерный, поэтому мы можем и не попасть. Когда мы стали спрашивать: "Что же нам делать?", я знаю, что конкретно в других областях можно прийти в любой день и подать заявление, и тебя примут… У нас знакомые в Калининграде подавали заявление, и они три раза ходили, меняли дату, невзирая на любой рабочий день, принимали заявления. В Великом Новгороде дети тоже решили расписываться. Тоже пришли в субботу, подали заявление, и без всяких проблем и без всего у них приняли. А у нас какая-то такая странная система, причем они ссылаются на 118-й федеральный закон. Я все понимаю, но как самим нам дальше? Мы подали, думаем, что подали. Во всяком случае в течение получаса, когда все это включилось, мы сидели с дочерью – она у себя в Москве, а я здесь в Иваново, – дублировали друг друга. Выдали нам определенное время, на которое мы можем записаться. Потом нам должно было прийти подтверждение, потом мы должны были выбрать день, на который должны нас принять, и время в этот день, чтобы лично дети могли привезти документы. Если кто-то из них не может, то нужно идти к нотариусу, подпись у нотариуса. И если она записалась в определенный день, а у нее не получается, ее не отпускает начальник. Я приехала в ЗАГС, говорю: "Как же нам быть? Давайте, может, на другой день – она приедет, привезет документы" – "Вы давайте тогда попробуйте по-новой запишитесь". Константин Чуриков: Зато не скучно жить в нашей стране, правда? От тоски тут никогда не помрешь. Оксана Галькевич: Это точно. Ирина, зато, мне кажется, они у вас женятся, и все, разводиться точно не подумают. Константин Чуриков: После такого! Оксана Галькевич: Попробуй запишись в электронном виде. - Или не расписываться вообще, а просто жить без брака. К тому нас ведут. Оксана Галькевич: Не-не-не! Константин Чуриков: В Оксане заговорила работница ЗАГСа. Спасибо большое, Ирина. Оксана Галькевич: Совет да любовь. Константин Чуриков: Многие наши зрители еще интересуются таким вопросом: а в чью пользу праздник? Приведу несколько примеров. У нас есть много технологических новшеств. В частности у нас должны появиться повсеместно онлайн-кассы, насколько я помню, с лета этого года, и наши коллеги-журналисты опубликовали данных, что бенефициаров раз, два и обчелся – тех, кто выпускает эти суперновые кассовые аппараты. Что касается, например, этой новой безопасности, называемой "ЭРА-ГЛОНАСС", там тоже несколько производителей. Не знаю, курсе вы или не в курсе, просто интересно узнать вашу экспертную точку зрения: насколько граждане вправе интересоваться этим вопросом, задавать этот вопрос тем, кто все это устраивает? Сергей Афанасьев: На этот вопрос можно ответить так. Для чего все это делается? Конечно, это преподносится для нас, по крайней мере, под таким видом, что это делается для удобства граждан и для их безопасности, что все их сведения будут охраняться, шифроваться, и к ним не будет доступа у мошенников, как говорили. Как оно будет на самом деле, нам пока неизвестно, потому что мы только шагаем в эту эру, и, соответственно, у нас все больше и больше этих новшеств вводится каждый год. В принципе, это удобно. Так и есть. Как электронные билеты мы стали покупать на самолеты, уже забыли, как идти их и покупать в кассы, электронные посадочные талоны – просто регистрируемся онлайн, приходим, сдаем багаж и идем в самолет. То есть это удобно и это уже прижилось, и люди к этому привыкают. Также и здесь будет – думаю, со временем привыкнем. Кому это принадлежит? Конечно, все это второй вопрос. Чтобы ввести это новшество в стране, для этого проводятся тендеры, то есть госзакупки. На них участвуют различные компании. Но кто в них побеждает и как в них побеждает, для нас этот вопрос открытый, он в принципе риторический, и мы не можем проконтролировать это никак. Это уж, если есть какие-то подозрения, то этим должны заниматься правоохранительные органы, если проводятся нечестно тендеры. Оксана Галькевич: А если у правоохранительных органов подозрений нет? Сергей Афанасьев: Или все эти новшества, которые сейчас вводятся – конечно же, из бюджета выделяются огромные деньги из бюджета на разработку и внедрение. Это бешеные деньги. Если это принадлежит одному-двум бенефициарам, то здесь есть какие-то подозрения, и думаю, со временем это будет известно. Но нам это неизвестно, эта информация для нас, в принципе, недоступна. Константин Чуриков: Да. Если даже с каждого гражданина Российской Федерации взять за какую-то услугу по рублю, то это получится 146 млн руб., что, в принципе, тоже немало. Оксана Галькевич: А если по два, то умножаем на два, а если по три, то на три. Очень много нам пишут люди. Например, Чувашская республика: "Если подключиться к интернету, то плохо соединяет. Драгоценное время из-за этого теряешь. Лучше уж в бумажном виде оформлять". Петербург пишет, что "Все эти электронные услуги для мошенников. Никакой защиты личных данных". Забайкальский край: "Лучше по старинке. Посидел в очереди, и все будет по-человечески". О том, насколько неравномерно – мы послушали звонок из Ивановской области (Иваново), – Тульская область нам пишет: "У нас все хорошо. 70 км до районного центра. Чтобы сэкономить время, оформила заявление на назначение пенсии электронно, в тот же день перезвонили и сделали". Личный фактор. Чтобы понять, как работают эти услуги в нашей стране, мы провели небольшой опрос в нескольких городах. Давайте послушаем, что нам рассказали люди на улицах Владикавказа, Липецка и Саратова. (ОПРОС.) Константин Чуриков: Много поступает обращений и на наш телефонный номер – 8-800-222-00-14. Шамиль из Дагестана уже в эфире. - Добрый вечер. Оксана Галькевич: Пользуетесь электронными услугами? Что думаете об этом? - Да, пользуюсь услугами. Почему позвонил? Потому что, например, у кого интернет дома есть, они могут ими пользоваться, а если у старых людей – бабушек, дедушек, – которые живут где-то в деревнях, они не пользуются, у них нет телефонов, ни интернета, ничего нет, то как они будут пользоваться? Им надо пойти подальше куда-то совет или район, чтобы заплатить за все. У меня пятеро детей, у них у всех есть телефонные трубки – что хочу, могу переслать я им, они мне, – и от государства государственные услуги, электронные услуги, я все могу сделать. Старые люди не то, что они для этого не вышли – они очень хорошие люди, – но для них это сложновато. Константин Чуриков: Спасибо, Шамиль. Оксана Галькевич: Конечно. Неудобно и стресс. Люди из-за этого в стрессе пребывают. Константин Чуриков: В то же время нам наш зритель Сергей Кусков пишет, что "Удобно писать жалобы через интернет". Появилась такая форма обратной связи. Давайте подведем итоги нашего небольшого СМС-голосования. Мы несколько минут назад спросили зрителей: "Электронные услуги, госуслуги – это удобно?". "Да" ответили 25%, а "нет" ответили 75%. Видимо, по всем тем многочисленным причинам, которые мы только что назвали. Оксана Галькевич: Сергей, вы же адвокат, вы же и с подзащитными по определенным вопросам встречаетесь в следственных изоляторах. А там как с электронными услугами? Сергей Афанасьев: Да, с этого года тоже в следственных изоляторах города Москвы ввели электронную очередь. В настоящее время очень проблематично записаться туда, и даже, наверное, стало сложнее, чем было раньше, потому что запись идет на завтрашний день сегодня в девять вечера, и действует только в течение определенного времени. Соответственно, за первые 10 секунд уже расписываются все следственные кабинеты, и, в принципе, невозможно, я даже не успеваю ввести данные своего подзащитного, чтобы забронировать себе кабинет. Оксана Галькевич: Получить квиточек, да. Константин Чуриков: Вы знаете, друзья, давайте все-таки встречаться в других электронных очередях. Мы говорили об электронных услугах. В студии у нас был адвокат Сергей Афанасьев.