Электронные трудовые книжки: как это будет работать

Электронные трудовые книжки: как это будет работать | Программа: ОТРажение | ОТР

Можно ли доверять свой стаж «цифре»?

2019-12-04T11:58:00+03:00
Электронные трудовые книжки: как это будет работать
Газификация: 90% к 2025 году. Мусорная реформа – на «тройку»? Саммит по климату. Центры занятости по-новому. Техосмотр под камеру
Александр Бузгалин: Советский Союз мог быть интеграцией только на основе социалистического проекта. На основе капиталистического проекта его создать нельзя. Это урок и Ленину, и стране
Встреча по-соседски
Смените климат. С какой повесткой выступил Владимир Путин на климатическом саммите?
Президент нажал на газ
Жителям Кыштыма выставили счёт в 25 млн рублей за подключение домовладений к газу. СЮЖЕТ
Владимир Путин призвал провести газ бесплатно к границам земельных участков
В России заработают сто центров занятости нового формата
Поставьте оценку мусорной реформе
Мошенники научились обходить ограничения новой системы техосмотра
Гости
Виктория Архимонова
руководитель отдела бухгалтерского сопровождения юридической компании Urvista.
Вадим Квачёв
доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова

Ольга Арсланова: Ваш трудовой стаж теперь в цифре. Госдума приняла закон об электронных трудовых книжках. В этих документах будут сведения о работнике, его обязанностях, переводах на другие должности. Переход на электронные книжки будет добровольным. А выбрать формат – бумажный или электронный, какой вам удобней, – нужно до конца следующего года.

СЮЖЕТ

Ярослав Нилов, депутат Государственной думы РФ: В том случае, если у работника не было физически возможности свое волеизъявление как-то зафиксировать, либо гражданин нигде не работал и таким образом не смог никого проинформировать из работодателей о своем решении, в этом случае бумажная трудовая книжка сохраняется. Но параллельно в любом случае вся информация в электронном виде будет накапливаться в системе персонифицированного учета.

Петр Кузнецов: Руководство предприятий обяжут отправлять основную информацию о работниках сразу в систему Пенсионного фонда. Там можно будет посмотреть все данные и узнать, какой будет ваша пенсия. Но есть минусы.

СЮЖЕТ

Владимир Жириновский, депутат Государственной думы РФ: Ибо не все трудовые коллективы охвачены будут современной техникой. Где-нибудь леспромхоз, впервые созданный, там только первая пила, первый трактор. А люди уже работают. Кто-то забудет – и стаж другой получится. Еще минус какой: у меня в трудовой книжке были благодарности записаны. А теперь где их будут записывать? Некуда. Там только стаж. И там же, по-моему, и что-то плохое писали в трудовых книжках: увольнения, взыскания какие-то. Теперь ничего, просто стаж.

Ольга Арсланова: Изменения затронут около 60 млн. работников и почти 8,5 млн. хозяйствующих субъектов. Включая предпринимателей без образования юридического лица. Давайте выяснять, зачем это нужно, не будет ли сбоев и станет ли наша трудовая жизнь от этого легче.

Петр Кузнецов: Как всегда, интересно ваше мнение. Доверите ли вы свой стаж электронной трудовой книжке? «Да» или «нет» на короткий СМС-номер. Подведем скоро итоги нашего опроса. Вадим Квачёв, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Плеханова, с нами на связи. Вадим Григорьевич, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Вадим Квачёв: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, вот эти опасения, что благодарность потеряется, стаж не с того года начнут считать, чуть ли не с того, как перевелся на цифровую книжку – и у тебя стаж обнулился, и т. д.

Ольга Арсланова: Или на пенсию не выйдешь.

Петр Кузнецов: …Что-то потеряется, на пенсию не выйдет. Разделяете эти опасения? Основные ли это опасения при переходе на новую систему?

Вадим Квачёв: Возможно, это опасения, которые в первую очередь приходят людям, когда речь идет о переводе на информационные технологии. Но на самом деле здесь, на мой взгляд, есть более серьезные опасения. Во-первых, это первая вещь, которая связана с бесконечной логикой удвоения бюрократии. Когда в России вводят новые какие-то технологии цифровые, то это далеко не всегда значит, что бумажная бюрократия немедленно исчезнет.

Ольга Арсланова: Она просто дублируется.

Вадим Квачёв: Скорее, будет дублирована цифровой бюрократией, да.

Петр Кузнецов: А есть у нас уже такие примеры, да? Чтобы мы понимали, что это действительно уже так перевели и только себе усложнили жизнь. Например, с чем сравнить?

Вадим Квачёв: Я могу со своей стороны сказать, что в образовании абсолютно такая ситуация. Когда все как бы диджитализируется, в электронном виде появляются документы, это далеко не отменяет бумажный документооборот.

Ольга Арсланова: А это, кстати, Вадим, я добавлю…

Вадим Квачёв: …Проверки – они по-прежнему вот…

Ольга Арсланова: …медицинские учреждения так же сейчас работают.

Вадим Квачёв: Да-да.

Ольга Арсланова: Т. е. ты приходишь в поликлинику, говорят: «Система зависла. Слушайте, принести уже нормальную карточку, бумажную. Я посмотрю, что там в ней».

Петр Кузнецов: Так же и работодатель будет говорить. А бумажной уже нет.

Ольга Арсланова: Да, чем это грозит в случае с трудовой книжкой?

Вадим Квачёв: Это грозит как раз тем, что будет электронная система, возможно, удобная, диджитализированная, введена, но проверяющие органы могут, например, требовать по-прежнему дублирования в бумажном виде. Это первый момент. Второй момент – это то, что у нас вся система документооборота, вся система государственного учета построена на логике вины. Т. е. на таком количестве требований проверяющих, чтобы всегда обязательно у кого-нибудь, у бизнеса можно было найти какие-то прегрешения, какие-то нарушения, и всегда можно было любой бизнес оштрафовать и наказать. В электронном виде вместе с упрощением документооборота это тоже можно будет сделать, намного проще. И это, конечно, не на пользу пойдет.

Ольга Арсланова: Т. е. в первую очередь могут пострадать и самые большие проблемы будут у малого бизнеса, правильно? У предпринимателей?

Вадим Квачёв: Да, конечно. Потому что масштабирование, диджитализация – она, конечно, легче осуществима крупными предприятиями, крупными корпорациями. И третий момент, который я хотел сказать, это проблема, которая связана с хранением данных. Хотя сейчас у нас много говорят про безопасность персональных данных и т. д., что якобы там в электронной форме это все будет надежнее, – но есть очень много примеров того, как электронные базы данных утекают, оказываются в руках…

Петр Кузнецов: Да, каждый день. И из крупных банков, из крупных компаний.

Вадим Квачёв: …Да. И здесь тоже нет никакой гарантии. Очевидно, что инфраструктура информационная несовершенна.

Ольга Арсланова: «Электронная трудовая – это тотальная слежка», – пишут наши зрители. Скажите, насколько это дорогостоящий проект? Сколько можно на этом заработать заинтересованным людям? Т. е. есть ли в этом какая-то финансовая…

Петр Кузнецов: Но уж точно не малому бизнесу.

Ольга Арсланова: …финансовый какой-то интерес? Или, в общем, ничего сложного тут нет, это вообще бесплатно?

Вадим Квачёв: Конкретными цифрами я не владею, потому что не проводил такую оценку, не встречал конкретных цифр. Но, как и любой проект по реформированию системы и по диджитализации, это, конечно, очень большое пространство, скажем так, получать гранты, государственные закупки и т. д. Так что здесь возможен и такой элемент тоже.

Петр Кузнецов: Вот мы столько проблем за это короткое время с вами насчитали. А зачем вообще сейчас трудовые книжки нужны, вот изначально? В мире их вообще практически никто не применяет. А опять-таки, есть СНИЛС, в котором в принципе вся соответствующая информация есть.

Вадим Квачёв: Сама трудовая книжка сейчас, в таком виде, в котором она существует, это, конечно, такой рудимент архаической, советской системы. Зачем – сложно сказать. Как любая бюрократическая традиция, просто продолжается из прошлого. Но я думаю, что одна из причин как раз озвучена мною ранее. Чем больше документов, чем больше требований, тем проще осуществлять проверку и находить какие-то недостатки.

Петр Кузнецов: Это вполне логично, да.

Ольга Арсланова: Спасибо за ваш комментарий. Вадим Квачев.

Петр Кузнецов: Вполне логичное объяснение. Спасибо.

Ольга Арсланова: Пишут наши зрители. «Подразумевает вот эта электронная книжка современную технику в отделах кадров. А она везде такая, что если система зависнет – все. Начнутся серьезные проблемы». И «куда деваться кадровикам?» – также интересуются наши зрители.

Петр Кузнецов: Но давайте эти вопросы зададим Виктории Архимоновой. Это руководитель отдела бухгалтерского сопровождения юридической компании URVISTA. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Виктория Архимонова: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Скажите, вы уже предчувствуете усложнение в работе в связи с переходом на электронные книжки?

Виктория Архимонова: Да, несомненно. Для кадровиков, и в частности, ведь в малом бизнесе эту функцию выполняют, как правило, бухгалтера, уже с 1 января 2020 г. работы прибавится. Несмотря на то, что все говорят о том, что это снизит нагрузку на кадровые службы, на бухгалтеров, – это не так. Если для работников переход на электронные трудовые книжки не принесет никаких дополнительных затрат – ни материальных, никаких иных, – то работодателю необходимо уже с января 2020 г. будет отчитываться ежемесячно в Пенсионный фонд по сотрудникам дополнительной отчетностью.

Ольга Арсланова: Дополнительной – это какой?

Виктория Архимонова: Это форма СЗВ-ТД, которая будет содержать в себе данные о стаже сотрудников и о кадровых изменениях, которые произошли за этот месяц.

Ольга Арсланова: Т. е. это дополнительная нагрузка ежемесячная к работе получается?

Виктория Архимонова: Да, конечно.

Петр Кузнецов: А-а. Мы-то думали, нам теперь говорят, что сейчас грядет волна сокращений госслужащих, потому что мы на цифру переходим, и многие уже органы отпадут, и все переходит в МФЦ. Я как раз хотел спросить: может быть, что-то отпадет зато при переводе на цифровую электронную книжку?

Ольга Арсланова: Где-то работы будет меньше?

Петр Кузнецов: А оказывается, работы только прибавится. Понятно. Но это на начальный этап перехода ведь, да, работы прибавится?

Виктория Архимонова: Нет…

Петр Кузнецов: Дальше там, в среднесрочной, в долгосрочной перспективе, может быть, мы какую-то пользу все-таки, хоть для кого-то – для работодателя, для сотрудника, в целом для экономики получим?

Виктория Архимонова: Ну, до 27-го года трудовые книжки в бумажном виде останутся. И если работник не заявит желания официально перейти на электронную трудовую книжку, то в таком случае бумажный аналог его трудовой книжки будет вестись до 27-го года в бумажном виде. И параллельно с этим в электронном виде будет вестись эта трудовая книжка. Т. е. это двойная работа для кадровиков до 27-го года.

Петр Кузнецов: Тем более что и до 27-го года, можно предположить, не все перейдут. Потому что не у всех даже доступ к Интернету есть. А имеет ли смысл вот так частично, фрагментарно переходить, если мы все вместе не можем хором разово перейти на электронную книжку? Где-то она останется, бумажная.

Виктория Архимонова: Нет, они не останутся. Бумажные будут вестись параллельно с электронными. Электронные трудовые книжки будут вестись в обязательном порядке уже с января 2020 года.

Петр Кузнецов: Короче, тратим просто дополнительные деньги на дублирование. Причем большие.

Виктория Архимонова: Ну, переходный период должен быть. Должен быть. И все, кто первый раз будут устраиваться на работу с 21-го года, с 2021 года, они уже не будут иметь бумажных трудовых книжек, они будут иметь только электронную трудовую книжку.

Петр Кузнецов: Вы допускаете, что часть важных данных при этом переходе могут потеряться?

Виктория Архимонова: Я не думаю, что данные потеряются. Поскольку Пенсионный фонд на сегодняшний день обладает уже всеми данными и по стажу, и по начислениям каждого сотрудника. Сейчас каждый бухгалтер отчитывается ежемесячно в Пенсионный фонд по своим сотрудникам, по их отчислениям. И раз в год – по их стажу. Поэтому это будет просто более частое дублирование этой информации для Пенсионного фонда, для того, чтобы эта информация была более актуальной.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, а сейчас работодатель внимательно изучает трудовые того, кого нанимает? Т. е. смотрит ли он на все эти благодарности, замечания и т. д.? Если вся информация есть в Пенсионном фонде.

Виктория Архимонова: Конечно, смотрит. На сегодняшний день трудовая книжка – это такое некое узаконенное резюме работника. В котором, конечно, работодатель смотрит, где человек работал, по какой причине он уволился, сколько он проработал на предыдущем месте работы, какие это были организации. Т. е. он может посмотреть, что это были за организации. Но теперь, при переходе на электронный документооборот, каждый работодатель при увольнении должен будет выдавать либо в бумажном, либо в электронном виде выписку из этой электронной трудовой книжки, с которой, с этой выпиской, работник на следующее место работы идет и предоставляет новому работодателю. Т. е. все будет то же самое: будет и бумажная выписка эта, и электронная будет выписка. Т. е. просто упразднили сам бланк трудовой книжки, вот и все.

Петр Кузнецов: Ага, вот и все. Спасибо. Вот и все. Вот и попытались вам, уважаемые телезрители, объяснить, как это будет работать, как это будет выглядеть. Давайте проверим ваше отношение к новой электронной книжке.

Ольга Арсланова: Уровень доверия. Сначала сообщения.

Петр Кузнецов: Пожалуйста.

Ольга Арсланова: Чего боятся в основном наши зрители? «Пострадает работник. Крадут сейчас деньги, а еще будут красть стаж, и народ останется без пенсии». Вот как к цифровым технологиям относятся многие зрители.

Петр Кузнецов: Доверите ли вы свой стаж электронной трудовой книжке? «Да» 6%, «нет» 94%.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Можно ли доверять свой стаж «цифре»?