Денис Чижов: В России вступили в силу новые правила оформления больничного, о чем медицинская тема сейчас. Цифровизация добралась и до этой части нашей жизни. Теперь получить лист нетрудоспособности можно в электронном виде. Для этого понадобится СНИЛС. Ольга Арсланова: Но можно успокоить тех, кто по-прежнему доверяет бумажным документам. Традиционный больничный можно будет получить в медучреждении при предъявлении паспорта, если все-таки вам нужен такой больничный. Помимо перехода на цифру, есть еще некоторые изменения в правилах оформления этого документа. Пусть он вам не понадобится, будьте здоровы, но все-таки на всякий случай давайте разберемся, что это за изменения. Денис Чижов: И поможет нам это сделать Андрей Звонков, врач-терапевт. Андрей Леонидович, здравствуйте. Андрей Звонков: Добрый день. Ольга Арсланова: Добрый день. Денис Чижов: Расскажите нам, пожалуйста, какие там изменения у нас, кроме перехода просто в электронный формат. Что-то там новое принципиально добавилось, нет? Андрей Звонков: У нас сейчас все переводят на электронный формат. Трудовую книжку перевели на электронный формат… Денис Чижов: Да, да. Андрей Звонков: …больничный лист тоже переводят на электронный формат. Вообще создается это большая такая, огромная база данных, я так понял, наша, вот каждого персонально. В данном случае, когда я в октябре прихворнул (к сожалению, простыл довольно здорово, обошлось все это, не ковид, а обычный ОРВИ), ко мне пришел дежурный врач, сказал: «Больничный оформляем как? Электронно или обычным путем?» Я позвонил в учебную часть в колледж, говорю: «Как?» (Я преподаю). «Как надо оформить?» Они говорят: «Берите электронный, без проблем оформим все». И врач участковый оформила электронный больничный лист. Т. е. я вообще его, честно говоря, даже в руках не держал, мне он был не нужен. И все, что она у меня взяла, это номер моего страхового полиса ОМС. Затем, когда я выписывался с больничного, мне выдали просто бумажку о том, что выдан больничный лист номер такой-то такому-то, т. е. Звонкову Андрею Леонидовичу. Денис Чижов: А к работодателю уходит в автоматическом порядке, что ли, этот электронный лист? Андрей Звонков: Да, он пришел уже туда. Т. е. его из базы данных наша бухгалтерия просто получила, оформила, как положено. И я потом по больничному получил. Ольга Арсланова: Это удобно. Но я правильно понимаю, что… Андрей Звонков: В общем, да. Потому что ничего не мнется, ничего не рвется. Единственное, я чем обеспокоен: что вот эти большие базы данных, к сожалению, очень ломучие, понимаете. Т. е. слишком уж у нас много всяких развелось людей, которые могут получить доступ к этой электронной базе. Ольга Арсланова: А врачам, как вам… Это, кстати, совершенно точно произойдет. Т. е. уже опыт других баз это показывает. Андрей Звонков: Есть беспокойство. Ольга Арсланова: А самим врачам удобнее работать с такими нормативами? Андрей Звонков: Я думаю, да. Это экономит время, меньше писанины. Т. е. достаточно поставить… Она буквально при мне все это занесла, все эти данные, в свой телефон. Потом, я так понял, перенесла в компьютере там у себя уже, по месту работы, заполнила. Просто когда я пришел на осмотр уже перед выпиской, все документы уже были оформлены, в принципе все данные осмотра. Мы с ней очень мило поговорили в течение примерно минут 10-15, она меня осмотрела и, так как мы коллеги, у нас все это в более таком живом диалоге прошло в общем-то. Мы понимали друг друга. Поэтому проблем с взаимопониманием, как вот часто бывает с пациентами, когда спрашиваешь, а он не понимает, чего от него хотят, такого у нас не было. Денис Чижов: Андрей Леонидович, вот у нас часто в стране, когда какая-нибудь цифровизация, то запускают раньше, чем это еще отстроено. Например, если по медицинской теме, так было с маркировкой лекарств. А вот вы сейчас рассказываете, получается, с электронными больничными все прямо как по маслу идет, т. е. никаких проблем, сбоев не было? Андрей Звонков: Я в Королеве сейчас обитаю, живу я здесь, и поликлиника у меня не очень далеко. Проблем в общем-то у меня не было. И, честно говоря, и с визитом дежурного врача тоже проблем не было. И когда я записался на прием, вы знаете, там вот показывают страшные вещи: очереди стоят, – нет, было несколько человек, я пришел к назначенному времени, буквально минут за пять, сидит один человек в маске. Я говорю: «Вы в этот кабинет по записи?» Она говорит: «Нет, я в другой». Все, я захожу, меня тут же принимают, доктор, поговорили, осмотрела, оформила выписку мне больничного листа. И через 10 минут я уже ушел. Т. е. в поликлинике ровно столько людей, сколько было необходимо. Мне кажется, вот эти кошмары, которые нам иногда показывают или в Фейсбуке публикуют, там, дикие очереди, – это от неорганизованности в принципе. Вот в нашей поликлинике, в королевской, с этим все… проблем никаких не было. Ольга Арсланова: И, кстати, еще один плюс электронного больничного. Липовых больничных, может быть, станет меньше, если… Андрей Звонков: Я думаю, да. Т. е., опять же, поймите. Что значит «липовых больничных»? Если базу можно взломать, значит, и липовые можно сделать… Ольга Арсланова: А. Это да. Денис Чижов: Липовый электронный больничный. Андрей Звонков: Да. Т. е. тут уже все будет зависеть от того, насколько искусны будут хакеры, и как это все будет делаться, и почем цена вопроса. Если это будет выгодно, то и это взломают. Любую систему ломают сейчас. Денис Чижов: Андрей Леонидович, а вот одно из правил, которое, как я понимаю, в этот понедельник вступило. Что можно будет этот больничный получить с помощью телемедицинской консультации. Т. е. даже к врачу тебе можно не идти. А насколько врач может поставить вот диагноз о том, что тебе не нужно идти на работу, вот так вот просто в формате телемедицины? Андрей Звонков: Я вам объясню. Не надо путать немножко ситуацию, которая сейчас, с ситуацией, которая… Денис Чижов: Это только про коронавирусные? Андрей Звонков: …скажем так, в холодный период, понимаете. Т. е. когда у нас нет пандемий, когда у нас нет пиковых ситуаций, я не думаю, что мы будем выдавать больничные листы по консультации по телефону. Это, конечно, абсурд. Сейчас, когда эпидситуация позволяет нам идти на такие послабления, то это, в общем, допускается. Потому что мы в данном случае обеспокоены, и для нас важнее, чтобы люди действительно сидели по домам где-нибудь, никуда не дергались, а больничный лист предполагает, что человек действительно будет сидеть дома. Потому что если он на больничном куда-то рванет (там, отдыхать или через границу решит переехать, в Турцию слетать на больничном листе), то он получит, конечно, как следует. Вплоть до уголовного дела можно завести за фальсификацию, в данном случае вот уже как раз подлог 100%. А вот если человек говорит: да, действительно, я приболел, я себя неважно чувствую, и мне сейчас надо, – срывает врача ради того, чтобы он пришел просто температуру … посмотрел у него и убедился, что у него действительно температура есть, – это, по-моему, несколько расточительно. И поверить на слово, в принципе, на три дня… Вот я вам хочу проще сказать. Если я приболею вот так, например, ну, будет у меня ситуация неважная, я могу действительно позвонить в поликлинику и сказать, что… или зайти в Госуслуги и сказать, что я себя неважно чувствую, у меня температура. Но давайте в данном случае исходить из того, что все-таки большинство людей – порядочные люди, и обманывать невыгодно самому себе. Ольга Арсланова: Андрей Леонидович, у нас наоборот. У нас на самом деле люди настолько боятся и работу потерять, и денег недополучить… Андрей Звонков: Ну, да, да. Ольга Арсланова: …что часто идут с какими-то симптомами на работу… Денис Чижов: Да. Ольга Арсланова: …а больничного не просят. Как вам кажется, это в нынешней ситуации правильная привычка? Но эта привычка свойственна нам всем, согласитесь. Ну, кто у нас сидит дома с легким недомоганием? Все идут и работают. Андрей Звонков: Я вам хочу сказать, что да, когда у меня тоже сложилась такая ситуация, действительно, я тоже прихворнул, я вот позвонил в учебную часть и говорю: «Ребята, что-то у меня неважно, сейчас опять температура поднялась». Они говорят: «Ну, вы подождите, не торопитесь брать больничный лист, а то вас опять на две недели посадят». Я говорю: «Ладно, я подожду». Ольга Арсланова: Вот. А сейчас-то это чревато угодить на две недели… Андрей Звонков: Вот. Да. Они говорят: «Лучше вы дома посидите. Мы вам ДО поставим (дистанционное обучение), а вы просто дома посидите». Я говорю: «Без проблем». Вот. Но это все, по договоренности это все решаемо, понимаете? Я понимаю, вот например, у меня дочь, она работает в салоне парикмахером, конечно, ей не выйти на работу – это, так сказать, удар и по карману, и по салону, и по всему. Т. е. тут из ситуации. Но, с другой стороны, больному человеку выходить на такую работу – это преступление. Денис Чижов: Да-да-да, не самый лучший вариант. Андрей Леонидович, а вот еще один пункт, чтобы подытожить. Скажите, здесь правила изменились или нет с переходом на электронный лист? Вот я читаю по новостям, что «выдавать больничные смогут все организации с лицензией на медицинскую деятельность», в том числе фельдшеры, зубные врачи даже, а вот врачи Скорой выписывать листки нетрудоспособности не смогут. Так и было? Или это нововведение? Андрей Звонков: Нет, так было. Давайте, чтобы было понятно, немножко расставим точки над «и». Скорая помощь и неотложка тоже никогда не выдавали больничных листов. Я работал в неотложке (не на Скорой только, не путайте). Скорая – это вообще Скорая. Это, так сказать, решение … ситуаций, госпитализация, оказание помощи, спасение. Неотложка – это консультация врача в течение двух часов по неотложным показаниям… Денис Чижов: Да-да. Андрей Звонков: …высокая температура, какой-то приступ, какие-то боли хронические, обострение хронического заболевания. И врач неотложки тоже больничный не выдавал. Он выдавал справку о том, что он был и рекомендует дежурному врачу оформить больничный лист по данному диагнозу. Т. е. мы как бы даем такую справку, на основании которой дежурный врач или врач-терапевт может оформить больничный лист. Ну, условно говоря. Все-таки не больничный. Это результат как бы… заключение о нашем визите, нашем осмотре и нашей рекомендации. То, что про фельдшера сказано: это не фельдшер Скорой помощи, ребята. Запомните: это фельдшер фельдшерско-акушерского пункта. Это фактически человек административной должности, это человек, который действительно имеет право оформлять больничный лист. Так он еще и в 60-е, и в 50-е годы, когда ФАПов было гораздо больше, чем сейчас, уже имел право оформлять больничные листы. Потому что он заведующий ФАПа. Он осматривает своего, там, в деревне, своего крестьянина какого-то, ему нужно оформить больничный лист, он оформляет ему листок нетрудоспособности и подписывается под этим. Потому что он понимает еще при этом, что на нем, так сказать, и уголовная ответственность будет, не дай бог, если это будет липа какая-то или он выпустит больного человека на работу, а тот, не дай бог, что-нибудь с ним случится. Поэтому фельдшер, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом, – да, он имеет на это право. И всегда имел на это право. Денис Чижов: Понятно. Ну, я просто как раз хотел уточнить, здесь список изменился или не изменился. В общем, все осталось по-прежнему со списком людей, которые могут выдавать больничный, теперь уже электронный. Спасибо. Андрей Звонков: Понимаете, здесь расширилось что. Раньше у нас, для того, чтобы частные практикующие врачи, например, и частные клиники, раньше должны были отдельно получать лицензию на трудовую экспертизу, так сказать. На то, чтобы дать человеку больничный лист. Денис Чижов: Да. Андрей Звонков: Ну, я работал в частной клинике. Вот мы, например, специально оформляли выдачу больничных листов. Это для начала было для своих же сотрудников, чтобы можно было своих на больничный отправить, если заболел человек. Или человек у нас госпитализирован был. Вот мы его в плановом порядке оперировали, и надо было выписывать его. Мы говорили: «Идите в поликлинику и оформляйте больничный лист». Он говорит: «А те три дня, что я у вас провел, как быть?» Ну, вот так и быть. В общем, мы пошли на то, что оформляли, получили лицензию на открытие больничных листов, закрытие по месту жительства. Как я понял, сейчас это просто уже введено в такую практику, что это не стало эксклюзивом. Не надо с этим бегать специально собирать бумажки частной клинике или частному врачу, а он может довольно быстро просто в своей лицензии указать, что он хочет еще заодно, так сказать, и иметь право на оформление больничных листов. Денис Чижов: Спасибо большое. Спасибо большое. Ну, посмотрим, как эта система будет работать на деле. А сейчас мы меняем тему.