По земле, воде и даже тонкому льду - эти аэросани способны ездить со скоростью до 130 километров в час. Благодаря волнообразному днищу, машина маневренна на любой поверхности, даже на мелководье с камышами, камнями и корягами. Грузоподъемность - до одной тонны. Аналогов ей в России нет. "Нет конкуренции. А те, кто делают аэролодки, у них нет дизельных двигателей, то есть они не такие экономичные, не могут проходить такие расстояния", - рассказывает Михаил Минаев, директор ООО "Аэросани Экспедиция". Открыв предприятие, Михаил Минаев столкнулся с нехваткой хороших сварщиков. Пришлось организовывать учебный комбинат для сотрудников. Учились без отрыва от производства. Сейчас в цеху работает 12 человек, среди них и сын директора. Максим Минаев, сварщик, студент КузГТУ: "Это интересная работа. Здесь как раз и с двигателями работа, со сваркой работаешь. И слесарная работа есть, есть и токарное дело". Компания работает только по индивидуальному заказу. Одни аэросани собирают четыре месяца, а в год производят всего восемь машин. Михаил разработал 16 различных модификаций: от одноместных до десятиместных со столиком, раскладными сидениями и специальной носовой площадкой, удобной для рыбалки. За последний год, предприятие нашло российских поставщиков деталей и комплектующих, которые раньше заказывали в Европе и США. Сейчас за границей закупают лишь клей и ремни на редуктор. Двигатели - из Нижнего Новгорода. А часть деталей предприятие производит само. Компания уже получила патенты на основные узлы и системы машины. "Приходит опыт. Сами развиваемся. Пробуем новые испытания, новые механизмы придумываем. Испытываем на прочность, если не соответствует - идем дальше, меняем, развиваемся помаленьку", - говорит Андрей Кокорников, начальник цеха ООО "Аэросани Экспедиция". Из-за курса рубля и подорожания материалов выросли и цены на готовые аэросани. Если раньше машина максимальной комплектации стоила 2,5 миллиона рублей, то сегодня - почти 4 миллиона. Сегодня основные заказчики - МЧС и нефтеперерабатывающие компании. Михаил ищет инвесторов для расширения бизнеса. Говорит: если получится выпускать хотя бы 50 аэросаней в год, их себестоимость, а значит, и рыночную стоимость, можно было бы снизить примерно на 30%.