В "Энциклопедии российского бизнеса" мы расскажем о фабрике "Хохломская роспись" из Нижегородской области. Ее посуда и сувениры известны не только в России, но и за границей. Вот например, самым популярным изделием фабрики — матрешками — встречали иностранные делегации во время Олимпийских игр в Сочи. А в этом году сувениры примут участие в международных выставках в Китае, Германии и Италии. Форма ковша-лебедя придается деревянной заготовке вручную, болванки для чашек, ложек и матрешек обтачивают на простых и надежных отечественных станках. Затем художники наносят уникальный цветочный орнамент. Это узор, у которого нет начала и конца, особый "золотой" оттенок и неповторимая яркость изделий. Из 800 работников "Хохломской росписи" 600 — люди творческих профессий. Скорость их ручного труда нельзя сравнивать с трудом автоматизированным, считает директор производства Елена Краюшкина. Но фабрика сувениров приравнена к промышленным предприятиям. Поэтому взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд социального страхования платит в таком же размере. "Большие суммы страховых взносов приводят к тому, что мы своевременно рассчитаться с налоговыми и органами Пенсионного фонда не можем, у нас большое количество пени выставляется, блокируются счета. Вот, например, сейчас у нас задержка по выплате зарплаты идет 5 дней. Это недопустимо для периферийной местности, где заработные платы очень малы. Средняя зарплата у нас на предприятии порядка 15-16 тысяч рублей", — делится Елена Краюшкина. Поставщики бумаги и картона, в которые здесь упаковывают готовые изделия, за год подняли цены в три раза. Из-за падения рубля сильно подорожали импортные лаки. Хватает и старых проблем, говорят на фабрике. Производители подделок по-прежнему лишают предприятие заметной части прибыли. В магазинах изготовленные кустарным способом сувениры могут стоить до двух раз меньше. Правда, такие изделия опасны для здоровья. "Мы проходим 56 дней обработки — тепловой обработки. Ручной труд — 70% ручного труда. Что делают надомники? При естественной сушке, красками, которыми красят автомобили, они просто нарушают всю технологию — из посуды этой абсолютно нельзя кушать, конечно", — уверена художественный эксперт Валентина Дашкова. Но несмотря на экономические проблемы, фабрика продолжает поставлять продукцию сувенирным торговым сетям страны по тем же ценам, что и в начале года. На предприятии считают, сейчас главное — сохранить партнеров, а с ними и рынок сбыта.