• Главная
  • Программы
  • ОТРажение
  • Энциклопедия российского бизнеса. В ауле Уляп производят "любимый продукт кавказских долгожителей" - адыгейскую соль

Энциклопедия российского бизнеса. В ауле Уляп производят "любимый продукт кавказских долгожителей" - адыгейскую соль

Здесь, в смесительном цехе, кристаллики крупной соли пропитываются соком чеснока, перемешиваются с приправами и специями. Так рождается любимый продукт кавказских долгожителей - адыгейская соль.

Единственное в республике предприятие по производству национальной соли работает в ауле Уляп с начала двухтысячных. Профессиональных кадров не было - людей обучали прямо на производстве. Не было и специального оборудования - переделывали мукомольные и кондитерские станки. Теперь предприятие выпускает около 200 тонн продукции в месяц. Вот только не все крупные торговые сети решаются заключать c ним контракты - боятся связываться со специфическим товаром.

Зато в небольшие магазины по всей стране из маленького Уляпа ежедневно отправляют партии в две-три тонны. Правда, логистика и накрутки партнеров увеличивают стоимость товара в два раза. К примеру, вот такой 450-граммовый пакетик соли предприятие продает за 13 рублей, а на прилавках Новосибирска он уже 25, а то и 30.

Много у компании и частных заказов. Она ежедневно пересылает десятки 20-, 30-килограммовых посылок c адыгейской солью по всей России.

Аслан Хуажев, предприниматель: "Жителю Урала, Сибири, Дальнего Востока получить нашу посылку… Такая дорогая получается доставка, что мы скидки делаем на цену продукта. На доставку мы не можем повлиять, но мы делаем на 10, на 15, на 25 процентов скидку, чтобы этот продукт не оказался золотым у него на столе".

Вот только поставщики ингредиентов, говорит Аслан Хуажев, наоборот - только повышают цену. После того, как компания перестала закупать соль на Украине и заключила контракт с оренбургским производителем, он уже трижды поднял стоимость товара. Чтобы удержаться в кризис, предприятие тоже увеличило цену своего продукта на 15 процентов и перестало закупать за рубежом приправы и специи. Так, паприку из ЮАР и Пакистана заменила среднеазиатская. Зато основные ингредиенты - кориандр, черный перец, укроп, петрушку, сельдерей - можно найти у фермеров соседней Кубани.

Аслан Хуажев, предприниматель: "Постоянно мы обращаемся к нашим фермерам. Ребята, выращивайте белую кукурузу, паприку, выращивайте в более высоких объемах укроп, петрушку, чаман, чабер. Выращивайте! Но у нас аграрии зациклились: пшеничка, подсолнечник, ячмень. Ну, вот кукурузу желтую хотя бы начали сеять. А белую кукурузу, которая исключительно для пищевых целей, пока мало сажают".

Кукурузу предприятие готово закупать в больших объемах, чем сейчас. Этот злак - основа сухих смесей для первых блюд ашрай, каш курбэ и пастэ-мамалыга; шаляма, из которой делают оладьи и блины; и щипса - вот такого ярко красного соуса. Без этих блюд не обходится ни один адыгейский стол.

Тамара Куфанова, упаковщица: "Вот, например, аджика - там все специи: петрушка, зелень. Богатство вкуса, запаха. Она может быть везде добавлена - и в супы, и в мясо, в рыбу, просто соус можно сделать. Мука кукурузная. Из нее можно приготовить торты, пирожные".

В планах компании - увеличить объемы производства в 2-3 раза. Для этого даже начали строить новый цех. Вот только кризис откладывает его запуск.  


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты