Тамара Шорникова: И вот уже от глобального к конкретике, о том, что касается каждого лично. Наши личные данные снова воруют, причем не очень изощренно, но весьма эффективно: вам достаточно просто зайти с мобильного телефона на какой-либо сайт, и потом вам начнут названивать, предлагать различные услуги и товары. Иван Князев: И причем делать это будут, заметьте, весьма навязчиво. Абоненты уже жалуются на различные спам-атаки со стороны риелторских компаний. Вопрос, как они это делают, какая технология позволяет узнавать наш с вами личный номер телефона. И самый главный вопрос, вообще насколько это законно. Будем прямо сейчас разбираться. Тамара Шорникова: Андрей Масалович, президент Консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности, узнаем у него. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Андрей Игоревич. Андрей Масалович: Здравствуйте. Иван Князев: Андрей Игоревич, ну это какая-то таинственная технология? Потому что я читал, эксперты говорят, что все-таки через третьих лиц получают те же риелторы, те же, я не знаю, другие компании по продаже автомобилей вот эти данные наши личные? Или они все-таки, действительно как-то можно, вот там кликнул ты на сайт, зашел, и все, «срисовался» твой номер? Тамара Шорникова: Так... Слышно нас? Есть проблемы со связью пока, давайте попробуем по телефону связаться с нашим экспертом. Пишут люди, что не нужно просто на всякие непонятные ссылки тыкать, и меньше проблем будет. Иван Князев: Нет, ну это с одной стороны, а если ты просто зашел на то, что тебе действительно нужно, если тебе нужно посмотреть, ты выбираешь квартиру, ты просто хотя бы приценился, а потом тебе начинают: «А вот заедьте, пожалуйста, вот у нас такой жилой комплекс строится», «А вот здесь у нас новый автомобильный салон открылся, обязательно приезжайте к нам». И причем самое интересное, блокировать, нажать «Заблокировать абонента» не спасает, начинают звонить через 5 минут, у меня просто у самого такое было... Тамара Шорникова: ...с другого номера, да? Иван Князев: Да, уже с другого номера, и вот это, конечно, ужасно. Тамара Шорникова: Восстановили связь с экспертом. Давайте послушаем. Андрей Игоревич, слышите нас? Андрей Масалович: Да, я вас слышу, давайте попробуем еще раз. Иван Князев: Вот видите, видите, у риелторов технологии какие, номера считывают наши, а у нас здесь... Тамара Шорникова: Мне кажется, это как раз... Иван Князев: Да, это их происки. Тамара Шорникова: Их происки, да, пытаются «забанить» эту тему, чтобы не узнали секреты их. Как узнают номер телефона? Андрей Масалович: Ну смотрите, технология не новая, просто сейчас она максимально облегчилась для пользователей, потому что достаточно на сайт установить некоторый код, и после этого, если человек звонит с мобильного устройства, то сайт получает и номер так называемый IMEI, номер аппарата, и номер SIM-карты, по нему вычисляется сотовый номер абонента, по нему сам абонент. А кроме того, очень часто человек звонит из рекламы, которая расположена в соцсети, то есть он еще «сливает» свой аккаунт в соцсети. Этого достаточно, для того чтобы его однозначно идентифицировать и перезвонить. Сразу скажу, физически это нетрудно, тема не новая, но это незаконно, то есть если вы чувствуете, что нарушаются ваши права, это нарушение сразу трех законов, можно жаловаться. Иван Князев: А каких законов, напомните нам? Андрей Масалович: Вот. Это, во-первых, закон «О персональных данных», во-вторых, «О правах потребителей», в-третьих, самое главное, это прямое нарушение статьи закона «О рекламе», распространение спама без желания пользователя. Уже были судебные процессы, когда удавалось выигрывать, но надо просто грамотно писать жалобу и адресовать ее в Роскомнадзор. Тамара Шорникова: А кто... Андрей Масалович: Ну и есть несколько простых правил, как себя обезопасить. Тамара Шорникова: Да, сейчас к ним перейдем. Но кто выступает ответчиком? Удается найти тех, кто по ту сторону телефонной трубки? Ведь это же люди с миллионом SIM-карт. Андрей Масалович: В судебном процессе ответчиком будет тот, кто звонил, а не тот, кто предоставил вот эту вот «шпионскую» услугу. Иван Князев: Ага. Тамара Шорникова: Но как найти этих людей? Андрей Масалович: Кстати, могу сказать, что шпионаж за пользователями начался в 1994 году, это зафиксировано. В 1991-м появился первый сайт, а уже в 1994-м появился язык PHP, его придумал программист из Дании, чтобы отслеживать, кто на сайте смотрит его резюме. Так что шпионаж за нами уже много лет существует. Иван Князев: Какой смышленый был. Андрей Игоревич, скажите, пожалуйста, обезопасить себя технически как-то можно? Ну я не знаю, какие-то программы поставить на телефон... Тамара Шорникова: ...в блэклист внести. Иван Князев: Да, какие системы более надежные? Андрей Масалович: Смотрите, если телефон вышел в сеть, то и сотовые операторы, и их партнеры вас уже видят, и местоположение, и номер, и вас, не обезопаситесь. Но не надо ставить вредные приложения. Например, сейчас очень популярное приложение Getcontact, которое показывает, позволяет заносить... Иван Князев: Да, есть такое. Андрей Масалович: ...спамеров в базу, но сама база Getcontact есть в руках злоумышленников. Иван Князев: У других спамеров. Андрей Масалович: То есть те, кто в нее попал, более подвержены звонкам. Кстати, могу сказать статистику прошлого года: на первом месте по спам-звонкам не мошенники, на первом месте банки, на втором мошенники, на третьем сотовые операторы, потом все остальные. Тамара Шорникова: Хорошо. Алгоритм? Вот начали назойливо названивать предлагающие квартиру, машину, отпуск в кредит и так далее. Дальше что делать? Куда звонить? Андрей Масалович: Первое: выходите на сайты через браузер, лучшее всего браузер с VPN, не нажимайте прямо назойливую рекламу в том месте, где ее увидели, лучше потом набрать из другого, это раз. Второе: включите VPN, то есть рекомендую использовать, например, браузер Opera с белой буквой «О», он вас будет прятать. Дальше стирайте куки, нигде не нажимайте галочку «Запомнить меня», везде, входя в сеть, нажимайте галочку «Чужая сеть», не ставьте незнакомых приложений. И два житейских совета. Если вам начинают звонить, то, во-первых, сразу упомяните про часть 1 статьи то ли 18, то ли 16 закона «О рекламе», что вы сейчас будете жаловаться, чтобы те, кто звонят, у себя пометили. Второе: извините, разговаривайте погрубее, чтобы вы попали в список нелояльных клиентов, это тоже отмечается. Ну а третье – действительно советую пожаловаться, потому что сейчас... Могу предсказать появление новой волны, благо вот сегодняшняя реклама в «Известиях», я думаю, очень многих сподвигнет к таким мошенническим действиям со своим сайтом. Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам большое. Андрей Масалович был с нами на связи, президент Консорциума «Инфорус», специалист по кибербезопасности. Ну вот действительно нужно быть погрубее, мне кажется, повежливее как-то и не получается, особенно когда тебе целый день звонят и одно и то же предлагают. Звонок у нас есть. Тамара Шорникова: Да, Константин из Ростовской области. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Константин. Зритель: Здравствуйте. Я тоже сталкивался с данными мошенниками не раз. Могу только порекомендовать, что желательно не бросать трубку сразу, как у вас в принципе эксперт уже все сказал, основные параметры. Обязательно нужно дождаться, чтобы ответил оператор вам, оператору предъявить претензии, желательно еще записать этот телефонный разговор на свое устройство и предъявить претензию. В случае, если они будут продолжать спам-звонки, то обратиться в соответствующие органы. И желательно еще оператору непосредственно пожаловаться на данного абонента спам-рассылки. Тамара Шорникова: Ну вы так прямо со знанием дела рассказываете. Иван Князев: А у вас такой опыт был? Да-да-да, мне интересно. Зритель: Да, конечно. У нас очень активно продвигается спам по стоматологии. Иван Князев: Нет, опыт защиты своих прав от этого. Удалось что-нибудь добиться? Тамара Шорникова: Ну то есть вы поговорили, записали на телефоне, дальше что? Зритель: Удаляют, перестали звонить, сейчас очень редко. Если раньше звонили в течение буквально месяца несколько раз, ну в течение недели раза два точно было, то теперь звонят если раз в полгода, а то и в год, бывает, звонят. Тамара Шорникова: То есть напор отпугнул, связываться с таким человеком себе дороже, видимо, думают мошенники. Спасибо вам за ваш опыт, за ваш звонок. Иван Князев: Спасибо, Константин. Тут целая волна просто народного гнева. Краснодарский край: «Спамят сами операторы, затем предлагают услугу «Антиспам», – то есть вот так досаждают вдвойне. «Везде мошенники. Наказывать нужно операторов, как во всех странах», – это пишут в Удмуртии. Воронежская область: «На каждом углу навязывают кредит и скидочные карты. Вообще не нужно клевать на эти все аферы». Тамара Шорникова: Ну, что дальше делать, как бороться, узнаем советы от очередного эксперта. Леонтий Букштейн, шеф-редактор портала «Мобильные телекоммуникации». Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Леонтий Букштейн: Добрый день, добрый день. Иван Князев: Леонтий Ефимович, скажите, пожалуйста, вот мы сейчас пытались узнать у нашего телезрителя, насколько эффективно написать жалобу и потом добиться, что того или иного оператора или ту контору, которая вам звонила, накажут. Во-первых, еще хотелось бы понять, насколько накажут, может быть, им и совсем наплевать, будешь ты на них жаловаться либо нет. Леонтий Букштейн: Вы знаете, это как в анекдоте: «Сейчас я все брошу и пойду добиваться правды». Иван Князев: Вот. Леонтий Букштейн: Можете себе представить, сколько времени и сил нужно потратить, чтобы одного спамера выявить? Никто этим заниматься не будет, этот закон не работает и не будет работать, потому что люди заняты своей жизнью. Но достают... Сначала начнем с Интернета, ведь вот когда вы пошли посмотреть зимнюю обувь, и на вас начинают валиться баннеры с предложением обуви, – это же то же самое, но мы как-то... Ну, есть, конечно, опция «Отключить баннеры», но началось с этого. Вообще-то началось еще раньше, кто помнит, АОНы были в стационарных телефонах, определители номеров, потом их запретили, потому что, видите ли, перегружается телефонная станция. Это давняя все история, идут теперь просто новые технологии. Значит, мне постоянно на телефон звонят таким «жирным» мужским голосом и предлагают юридические услуги, меня это просто умиляет, – нарушают закон и предлагают юруслуги. Я позвонил оператору, они сказали: «Мы их всех знаем, заплатите столько-то, мы будем блокировать спамеров». Я заплатил и плачу, а этот с «жирным» голосом продолжает меня долбить юруслугами. То есть спасение, вообще-то, чисто как говорил Райкин, спасение утопающих дело рук самих утопающих. Но руки-то у нас заняты делом, в отличие от тех, кто нам мешает этим делом заниматься. Так что, может быть, дойдет, но, если будет прецедент, да, как прецедентное право есть в одной заокеанской стране, если бы был один прецедент и человеку бы «припаяли», значит, 2 года условно, другие бы задумались. Нет прецедента, и о нем не пишут коллеги в печатных и Интернет-изданиях. А этот прецедент нужен, тогда пойдет какое-то движение. Тамара Шорникова: Ну вот эксперт до вас рассказывал, что все-таки какие-то судебные иски были, как-то разыскивали звонящих. Но вот, видимо... Иван Князев: ...единичные случаи. Леонтий Букштейн: Мой коллега очень четко все расписал, президент компании, очень четко, ясно, понятно. Но когда градус кипения дойдет уже до невозможного, я думаю, что общественность, – а мы сейчас все общественность, пользователи средств связи, – встанет на дыбы, потому что уже начинают нарушать просто ритм жизни. А без этого... Ну пишите, посмотрите, зайдите на сайт ФАС и посмотрите, сколько надо документов собрать. Мне тоже сказали, кстати: «Мы не имеем права вам сказать номер (интересно, да, охраняют права нарушителя, а мои нет), но вы можете написать в прокуратуру, они дадут нам запрос, мы ответим, какой это был номер, они их как бы вытянут на божий свет, посадят перед собой на жесткий стул...» Ну вы процедуру представляете вообще себе в наше сумасшедшее время с его движениями кто-то будет вот это все проделывать? Конечно, нет все-таки, мне кажется. Просто или это переждать, или я не знаю. Иван Князев: Ну либо к этому относиться с юмором, как вот пишут нам люди из Орловской области: «А мне нравится, когда мне звонят, я над ними прикалываюсь». Ну троллит человек: действительно, предлагают квартиру... Тамара Шорникова: Ты знаешь, у нас есть даже коллега, эти получасовые разговоры с мошенником слушает вся редакция, и честно, вот жалко того человека, который... Иван Князев: ...на другом конце. Тамара Шорникова: ...терпит, старается что-то все-таки, но потом, мне кажется, на неделю отпуск берет после этого. Леонтий Букштейн: Ну чувство юмора, конечно, спасает во многих ситуациях, но, когда технические средства, на благо пользователя придуманные, используют для своего бизнеса, отнимая мое время и нервы, вот это уже действительно нарушение закона полное. Может быть, наша Госдума что-то придумает этакое, чтобы вообще этому положить конец. Единственное, против чего я против, – это обвинять во всем операторов мобильной связи. Слушайте, у них столько всяких дел кроме того, что вот они виноваты, что кто-то со своего номера звонит нам или, внимание, с анонимной SIM звонит. Вот тут определить, кто это персонально, невозможно, а это уже делается. Иван Князев: Да, спасибо, спасибо вам большое. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Леонид Букштейн был с нами на связи, шеф-редактор портала «Мобильные телекоммуникации». Тамара Шорникова: И вот, с одной стороны, не хочется обвинять операторов, действительно, там много забот, мошенники развиваются и так далее, но ведь они предлагают за деньги услугу по определению номера, по защите от нежелательных звонков... Иван Князев: Да-да-да. Тамара Шорникова: То есть за деньги можно, а бесплатно побеспокоиться о своих клиентах они слишком заняты, нет. Иван Князев: Переходим к другой теме.