Если разрешить автомобилистам парковаться в 50 метрах от воды, к чему это приведёт?

Гости
Михаил Кулик
юрист, специалист в области правового регулирования судоходства

Оксана Галькевич: А если этот домик, огородик, да где-нибудь на берегу красивой русской реки? Или какой-нибудь башкирской, татарской…

Иван Князев: Да и около моря тоже неплохо.

Оксана Галькевич: Ой, неплохо вообще. Вот о чем хотим поговорим, друзья. Кстати, сейчас очень важно, обратите внимание, добавить свое мнение в копилку. Включайтесь как можно активней в обсуждение следующей темы. В Государственной Думе сейчас собирают отзывы по одному, ну, противоречивому, можно так сказать, законопроекту. Дело в том, что есть такое предложение. Разрешить автомобилистам парковаться ближе к воде.

Иван Князев: Так гладенько зашли.

Оксана Галькевич: Да. Сейчас, как вы знаете, можно подъехать на расстояние в 200 м. А вот в проекте поправок в Водный кодекс сейчас речь идет уже о 50 м. Т. е. с 200 до 50. Мол, никакого особенного вреда природе это не нанесет, а десяткам миллионов автомобильных туристов (я, кстати говоря, тоже к ним отношусь и очень люблю это дело), так вот, таким людям, которые по стране путешествуют на машине, будет заметно как бы приятнее отдыхать на свежем воздухе, поближе где-нибудь к какому-нибудь водоему. Подъехали к воде, там и палаточку поставили. Близко, удобно, всем хорошо, всем замечательно. И еще один аргумент. Мол, и так у нас много дорог уже построено в непосредственной близости к воде, по ним же ездят? Ездят. Есть у нас и кемпинги кое-где тоже в водоохранной зоне. Кстати, по закону останавливаться на оборудованных площадках специальных – можно. В пределах этих 50 м и даже ближе. Но вот вопрос-то как раз в том, а не начнут ли нынешние водоохранные зоны, которые пока еще весьма водоохранные, активно застраивать, активно как-то использовать в разных нуждах? Вот давайте об этом сейчас поговорим. Высказывайте, пожалуйста, свое мнение в прямом эфире. Ждем очень ваших звонков и сообщений. И, кстати, давайте запустим короткое голосование. Вопрос такой: сократить водоохранную зону? Ваши ответы «да» или «нет» на наш СМС-номер присылайте. А пока мы подключим…

Иван Князев: 5445. Да, пока нашего эксперта подключаем к разговору. Это Михаил Кулик, юрист, специалист в области правового регулирования судоходства. Здравствуйте, Михаил Федорович.

Оксана Галькевич: Михаил Федорович, здравствуйте. Так вот, мы вас видим, зрители вас тоже видят.

Иван Князев: Только почему-то не слышим.

Михаил Кулик: Добрый день, добрый день. Вы говорите – я молчу.

Оксана Галькевич: Нет уж, мы знаем, что вы тоже неплохо говорите.

Иван Князев: Теперь ваша очередь.

Оксана Галькевич: И вы, кстати говоря, тоже известный не только автомобильный, но еще и, как сказать-то, водный турист тоже.

Михаил Кулик: Судоводитель. Судоводитель маломерного судна.

Оксана Галькевич: Судоводитель, да. Вот правильно. Судоводитель. Ну вот скажите, Михаил Федорович, вы сами-то к этой инициативе как относитесь? Раз уж там идет сбор мнений, сбор отзывов в Государственной Думе. Вы бы сами какой отзыв оставили?

Михаил Кулик: Оксана, я немножко уточню. Уже не сбор мнений, т. е. не общественное обсуждение идет. Проект передан для рассмотрения Государственной Думой в первом чтении. Запланировано это на мартовскую сессию Государственной Думой. Т. е., я так понимаю, законодатели планируют облегчить нам с вами, вам – автомобильному туристу, мне – водному туристу, – жизнь уже к открытию туристического и навигационного сезона. Если позволите, я скажу, что это касается не только туристов, отдыхающих и путешествующих на автомобилях, а скорее, даже в первую очередь, судоводителей маломерных судов, к которым относятся и рыбаки.

Оксана Галькевич: Вот мы как раз подозреваем, что это не только про автомобилистов. Поэтому мы с вами и хотим поговорить. Давайте, рассказывайте, кого еще касается. И как, главное, коснется.

Михаил Кулик: Обязательно расскажу. Итак. Во-первых, это коснется, конечно же, тех, кто прибывает на автомобилях для того, чтобы отдохнуть, провести время у воды. Как всем известно, вода в Российской Федерации является собственностью всего народа, простите за такие высокие слова.

Оксана Галькевич: Но правильные ведь.

Михаил Кулик: И ограничение доступа к воде противозаконно. Вот эта мера с установлением 200-метровой водоохранной зоны, конечно же, имеет положительное значение, поскольку водоемы нужно охранять. Но при этом запрет, который сейчас существует в статье 65 Водного кодекса, ровно в той, о которой мы с вами говорим, он фактически не просто запрет, а запрет, который преодолеть невозможно. Известны всем нам случаи, тем, кто постоянно на воде, о засадах инспекторов, отлавливающих тех, кто хоть колесом заехал…

Оксана Галькевич: Т. е., я правильно понимаю, что есть некое противоречие, да? С одной стороны, это в общем доступе должно быть и ограничивать доступ нельзя. А с другой стороны, нельзя подойти ближе и колесом заехать. В законе противоречие.

Михаил Кулик: Совершенно справедливо. Тот же самый Водный кодекс говорит, что любой гражданин Российской Федерации имеет право без ограничений пользоваться всеми водными ресурсами, за исключением тех способов пользования, которые наносят вред экологии и окружающей среде и другим гражданам. Кроме того, прямо указано, что каждый гражданин имеет право по водоемам, находящимся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, без ограничений перемещаться на маломерном судне. В периоды, когда это разрешено. Ну, а, собственно, не разрешено только лишь в период нерестового запрета, когда мы даем биоресурсам (это так называется в законе), т. е. рыбе, спокойно отнереститься и произвести потомство. Я что хотел сказать: я не знаю, сколько автомобильных туристов, но вот на сегодняшний день в России зарегистрировано 1 млн. 500 тыс. маломерных судов. Это что? Это некоммерческого использования лодки, размером до 20 м. Люди путешествуют на них, проводят время, отдыхают и приучают своих детей к жизни реальной на природе, а не в смартфончиках с играми разными вроде Майнкрафта.

Оксана Галькевич: Назовем вас «лодолюбители». Мы автолюбители, а вы лодолюбители.

Иван Князев: А их за это потом ловят и штрафуют?

Михаил Кулик: Штрафуют и еще…

Иван Князев: Михаил Федорович, а сильно штрафуют? Просто хотелось понять тех, кто нарушает. Вот Калужская область пишет, что это очень плохо, потому что ни на рыбалку не сходить, ни отдохнуть, на машине не подъехать. Рыбаки в Калуге жалуются.

Михаил Кулик: Что я хотел сказать. От 3,5 до 5 тыс. руб. штраф. И вот, приехав куда-нибудь под Астрахань на рыбалку (куда очень многие со всех краев России съезжаются в определенные периоды), представляете – приехав на неделю и еженедельно, помимо своих основных расходов, несешь расход по оплате штрафов. Там возникает повторность, и штраф каждый раз будет больше, больше и больше.

Иван Князев: И при этом, я вот знаю, я был в Астрахани, там действительно речушек и всего остального много в пойме Волги, там и не припарковаться, и машину-то нигде не поставить.

Михаил Кулик: Совершенно верно. Т. е., вот я немножко окунусь в свою стихию юридическую и скажу. Как сейчас звучит статья 65-я? Не буду всю зачитывать. Водоохранная зона – это территория, которая примыкает к береговой линии и имеет определенные размеры. В среднем это 200 м. Есть водоемы иной категории, где меньше, есть, где больше. Ну, в целом, 200 м. И в этой водоохранной зоне, в соответствии пунктом 15 этой статьи, запрещено движение и стоянка транспортных средств, кроме автомобилей и других транспортных средств специальных. То бишь, понятно, экстренные службы и т. д.

Иван Князев: Понятно, да. А там в устье Волги столько рукавов, что, мне кажется, между одним водоемом и до другого – там меньше, чем даже 200 м, там меньше чем 100 м. Примерно проехать можно.

Михаил Кулик: Совершенно верно. Таким образом, полностью устье перекрыто для нас. А нынче законодатели предлагают, это Оренбургская региональная дума, законодательное собрание, вышло с такой инициативой…

Оксана Галькевич: Да.

Михаил Кулик: …и что они предлагают? Они предлагают не разрешить, а расширить исключения. Т. е. в новой редакции статья будет звучать так: «Запрещены в водоохранной зоне движение и стоянка транспортных средств, кроме специальных, а также…» Вот «а также» это мы, т. е. о ком сейчас идет речь. «…а также легковых транспортных средств, мотоциклов, мопедов, осуществляющих движение и стоянку в целях отдыха граждан, туризма, охоты, рыболовства, занятий гражданами физкультурой и спортом». Но, понимаете, какая штука (извините, я закончу) возникает. Нам разрешили въехать, но не разрешили спускать лодку.

Иван Князев: Да, тогда зачем ехать.

Оксана Галькевич: Понятно. Ну, может быть, это в следующих поправках, Михаил Федорович, про вас тоже там все пропишут, как полагается. А пока только автолюбителей … . Может быть, и так. Спасибо, Михаил Федорович.

Иван Князев: Спасибо вам.

Оксана Галькевич: Юрист, специалист в области правового регулирования судоходства был у нас на связи, Михаил Кулик. У нас есть несколько звонков. Первая – Елена из Хабаровска. Елена, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Елена.

Оксана Галькевич: Что думаете? Нужно ли сокращать водоохранную зону? Елена?

Зритель: Нет, не нужно.

Оксана Галькевич: Так. Почему?

Зритель: Мы живем в поселке. И у нас рядом речка. Так если будут сокращать, будет вырубка лесов. И коли идет вырубка лесов, реки мелеют и исчезают автоматически. И рядом которые деревни, нуждаются в реках, ну там рыбалка и т. д., они погибают.

Оксана Галькевич: Т. е. вы считаете, что вред, который может быть нанесен…

Иван Князев: Будет больше…

Оксана Галькевич: …больше, чем какая-то польза?

Зритель: Да-да-да. Потому что и рельеф речки меняется, и структура. Они мелеют. И сохнут.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо. Но, кстати, очень много, Оксана, СМС от тех людей, которые пишут…

Оксана Галькевич: Ну, что пишут?

Иван Князев: …вот Владимирская область: «Нет. Водоохранную зону, наоборот, надо увеличить и еще строже следить за исполнением этих норм закона».

Оксана Галькевич: Ну, разные мнения. Кто-то говорит, что просто нужно платные делать стоянки, на которых будет точно соблюдаться и чистота, и порядок, и взиматься какая-то небольшая плата.

Иван Князев: Узнаем итоги нашего опроса.

Оксана Галькевич: А опроса – такие у нас итоги. 29% считают, что сократить водоохранную зону нужно, 71% считают, что… нет, уже 72% даже, да, меняется все в режиме реального времени.

Иван Князев: 72%. Т. е. до сих пор голосуют.

Оксана Галькевич: Идем дальше.

Иван Князев: Спасибо вам, дорогие друзья, идем дальше.

Обсуждаем резонансный законопроект