Мария Карпова: Восточная Африка. Петр Кузнецов: Восточная Африка? Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: Замечательно! Но мы еще не там, мы в России. Мария Карпова: Мы еще не там. Петр Кузнецов: И сегодня, кстати, не только в России, отмечают… Мария Карпова: Но не все сегодня будут в России, некоторые полетят. Петр Кузнецов: Нет, у нас День учителя сейчас. Мария Карпова: А, День учителя? Петр Кузнецов: Да, у нас День учителя. Мария Карпова: Хорошо. Петр Кузнецов: И его отмечают не только в России. Это Международный день учителя, насколько я понимаю. Мы поздравляем всех представителей этой важной профессии. Во многих школах это День самоуправления. Я вспоминаю, как мы с радостью встречали… Это по субботам было, мы учились по субботам. Мария Карпова: Нет, у нас это было в рабочий день… ну да, в рабочий день. Петр Кузнецов: Мы учились по субботам. И даже если… Вот сейчас у нас что? Вторник? Соответственно, если бы я сейчас учился в школе, то у нас было в ближайшую субботу был бы День учителя и День самоуправления. Мария Карпова: А кем ты был? Петр Кузнецов: Не знаю. Я, по-моему, отпрашивался у учителя. Мария Карпова: Ну так нечестно! Петр Кузнецов: Кто-то из одноклассников был учителем, и я отпрашивался, не ходил. Нет, физруком я не был. Мария Карпова: А я была завучем. Петр Кузнецов: Завучем? Мария Карпова: Завучем. Петр Кузнецов: Ну, это видно сразу. Мария Карпова: Почему? Я, кстати, не была прямо отличницей, но завучем была. Петр Кузнецов: Ну, справилась за день? Мария Карпова: Справилась, конечно, порядок навела в школе. Петр Кузнецов: «С праздником, дорогие учителя! – пишет нам телезритель из Москвы. – Хотелось бы обсудить оптимизацию образования, объединение городских и сельских школ, увеличение численности учеников в классах, введение двух иностранных языков». Обязательно это сделаем. Но сначала хотим спросить в такой знаменательный и яркий день: вы скучаете по школе? «Да» или «нет», пожалуйста, напишите нам на короткий номер. Его номер: 5445. Напишите «да» или «нет». Мы запускаем его. Кстати, по поводу численности учеников в классе. Как ты думаешь, если в классе не много, а, наоборот, четыре человека, то учителю проще работать? Мария Карпова: Ну, я думаю, да. Петр Кузнецов: А ученикам? Мария Карпова: Нет, сложнее, потому что… Петр Кузнецов: Списывать? Мария Карпова: Как списывать? Петр Кузнецов: Все разговоры. Мария Карпова: Все как на ладони, да. И что? И это к чему? Петр Кузнецов: К тому, что у нас есть школа, она находится в высокогорном селе Северной Осетии. Мария Карпова: Так? Петр Кузнецов: Там мало жителей, ну и учеников, соответственно. Мария Карпова: Да. А еще я знаю, что эта школа примечательна тем, что ей 100 лет. Петр Кузнецов: Видишь, все знаешь. Мария Карпова: И там работают преданные своему делу люди. Петр Кузнецов: А сейчас еще больше узнаем об этой школе. СЮЖЕТ Елена Смирнова, корреспондент: Уроки в этой школе проходят практически по-домашнему. В десятом классе всего четверо учеников. Чтобы учиться в таком маленьком классе, нужно как следует готовиться к каждому уроку. Списать сложно. Отсидеть незамеченным не получится. Лариса Агузарова, учитель физики и математики: Какие способы решения систем вы знаете? Елена Смирнова: Лариса Агузарова работает в этой школе больше полувека. Приехала в горное село из Геленджика после университета по распределению. Вышла здесь замуж, вырастила сына, а вместе с ним – несколько поколений учеников. Лариса Агузарова: Когда мы приехали в Мизур, Мизур еще тоже гремел – тут и шахты были, и все. Ну а сейчас я просто уже привыкла к этой обстановке, я уже хорошо знаю традиции осетин. Много родственников. Мне тоже приятно, когда заходят. Общаемся мы. Поэтому у меня даже мысли не было куда-то уехать. Елена Смирнова: На работу она ходит пешком, ее дом всего в километре от школы. После уроков по собственной инициативе помогает детям сделать домашние задания или дополнительно объясняет материал. Переживает за то, как они сдадут экзамены. Игорь Прахин, ученик Ларисы Агузаровой: Лариса Дмитриевна полностью посвятила себя нашему классу. Если кто-то не успевает выучить или не понимает, то она зовет нас домой и помогает это усвоить. Фатима Ревазова, учитель математики: Очень хороший учитель, который всегда доходчиво объяснит ученику материал, всегда останется после уроков и даже домой позовет сама – не по просьбе родителей, а сама скажет родителям: «Пусть ваш ребенок придет и позанимается». Елена Смирнова: Ученики и коллеги для нее – вторая семья. В школе она проводит больше времени, чем дома, но оставлять работу пока не собирается. Лариса Агузарова: Здесь молодежь более воспитанная, чем в больших городах. Они соблюдают традиции, уважение к старшим, поэтому, конечно, работать в школе намного легче. Твои замечания воспринимают так, как нужно. Никто с тобой не оговаривается. Все делают так, как положено. Елена Смирнова: Школе в Мизуре – 100 лет. Недавно ее отремонтировали, установили современную технику, провели интернет. Здесь появился класс робототехники. И учиться, и работать стало интереснее. И школьников в селе с каждым годом все больше. Лариса Дмитриевна этому рада. Беспокоится только, что проводить уроки в почти домашней обстановке через несколько лет станет невозможно. Елена Смирнова, Михаил Безуглов, Мизур, ОТР. Петр Кузнецов: Очень классно! Мария Карпова: А у меня в школе было больше 30 человек. А так замечательно, конечно. Петр Кузнецов: Да. У меня – чуть больше 20. Но я сейчас просто смотрю на этот класс, и я вспомнил, знаешь, времена, когда в морозы – то ли идти, то ли не идти. Ну, четких правил тогда не было. Мы приходили, а там буквально пять человек было. И было очень классно! Мария Карпова: А я жила рядом, но я все равно не ходила. Петр Кузнецов: Мы все сразу сдружились как-то. Мы называли себя – те, кто в мороз не побоялся. И потом как-то дружнее стали даже. А вы скучаете хотя бы вот так? Или не так? В общем, эти чувства можете назвать как «я скучаю по школе». Вы признаетесь и себе в этом, и нам – тоже. Поэтому голосуйте на 5445. Это наш SMS-опрос, он продолжается. Скучаете ли вы по школе? Просто пишете – «да» или нет». «Да, это забыть невозможно», – пишет нам пенсионер из Москвы. Удмуртия… Мария Карпова: Удмуртия: «По советской школе скучаю». Петр Кузнецов: Елену из Московской области послушаем, сейчас наша телезрительница с нами на связи. Здравствуйте, Елена. Елена? Елена? Мария Карпова: Елена? Зритель: Алло. Алло. Петр Кузнецов: Да, здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Вы с какой стороны? Вас поздравлять сегодня? Или вы с ностальгией к нам? Зритель: С ностальгией. Ну и поздравлять, потому что бывших учителей не бывает. Петр Кузнецов: Вы учитель? Зритель: Ученики с утра начинают названивать, бывшие ученики, которым сейчас уже по 40–50 лет. Петр Кузнецов: Ух ты! Зритель: А мы, учителя, которые тогда работали, мы собираемся вместе. Вот сегодня мы тоже собираемся у меня за праздничным столом. Мария Карпова: Елена, по какому предмету вы учительница? Зритель: Я? По предмету «музыка». Мария Карпова: Как здорово! Зритель: Да. Я работала по программе Кабалевского. Это было так круто! Я думаю, что и детям, которых я учила, им тоже было интересно, большинству по крайней мере. Петр Кузнецов: Я очень любил уроки музыки. А вы какую-то свою индивидуальную программу выстраивали, отходили от школьной, внедряли что-то свое? Зритель: Ну конечно! У Кабалевского вообще так построена была разумно программа, что мы немножко отходили, когда нам нужно было. А вообще это была прекрасная программа, по которой мы работали. Хочу сказать, что по школе я не скучаю, потому что времени много, а вот ностальгия есть по временам. Какие были дети! Какие были времена! Какой коллектив у нас был! Петр Кузнецов: Елена, Елена, кстати, а правда, что учитель помнит почти всех своих учеников, а то и всех? Я к чему? У меня бабушка во Владимире, она иногда встречает мою первую учительницу, Галину Ивановну, и она говорит: «Тебе Галина Ивановна привет передавала». Думаю: ну надо же! Мария Карпова: Как мило! Может, она тебя еще и смотрит сейчас. Петр Кузнецов: Может, и смотрим. Но передает не потому, что смотрит, может быть, а вообще. Я еще тогда не работал на телевидении. Зритель: Всех я не помню, потому что это было очень давно. Но они-то все равно помнят, они здороваются, они начинают про себя рассказывать. И тогда, конечно, сразу всплывает то, что было в школе, в детстве у них. Мария Карпова: А вот мне интересно, Елена, а кто-нибудь из ваших учеников связал свою дальнейшую судьбу с музыкой? Зритель: С музыкой? Да, да, с музыкой связали. У меня, например, есть такая Маша Баранова, которая очень хорошо пела. Ой, да много с музыкой связано! Марина Серикова, которая фольклором занимается. Мария Карпова: Здорово! Зритель: Много, много. Мария Карпова: То есть все не зря, все не зря. Петр Кузнецов: И явно вам благодарны. Спасибо вам большое за эти истории. Мария Карпова: Спасибо большое, да. Петр Кузнецов: Еще раз с праздником! Мария Карпова: А вот из Калужской области пишут, видимо, отвечая на вопрос «Скучаете ли вы по школе?»: «Нет! Нет! Нет! Нет! Нет!» Петр Кузнецов: Это из Калужской области? Мария Карпова: Да. Может быть, тоже учитель. Петр Кузнецов: Мы спрашивали детей: «Какой твой любимый учитель?» Ну, они же дети, мы на «ты» к ним. Мария Карпова: Конечно. Петр Кузнецов: «И почему?» Давайте узнаем. ОПРОС – Моя учительница, в первую очередь, она всегда такая наблюдательная, вежливая, добрая, ласковая. Всегда что-то помогает, она всегда готова что-то объяснить. – Моя любимая учительница – Елена Александровна. Она у нас с первого класса и преподает множество уроков. Иногда она проводит конкурсы, благодаря чему уроки становятся интереснее. Если кто-то что-то не понимает, она всегда готова объяснить. Мой любимый урок с ней – это «Окружающий мир». – У меня два любимых учителя: одна по музыке, другая по английскому. Ну, по музыке – она добрая. Музыка поднимает настроение. А вторая учительница, по английскому – мы там изучаем английские буквы и что-то еще что-то, мы изучаем там разные слова. И еще ее зовут Полина Сергеевна, и она нам всем подарила на одном уроке чупа-чупсы. – Моя любимая учительница – это моя классная руководительница. Ее зовут Лилия Викторовна. Она очень добрая, дружелюбная и милая. Вот когда я пришел в новых очках в школу, другая учительница могла бы и не заметить, а Лилия Викторовна заметила и сказала, какие они красивые и как они хорошо смотрятся на мне. – Мой самый любимый учитель – это Надежда Яковлевна. Она у нас вела в начальных классах математику. Она очень требовательная, поэтому в нашем классе была хорошая дисциплина. Каждый раз, когда мы приходили в школу, мы с ней обнимались. – Моего любимого учителя зовут Наталья Николаевна Фадеева. Мне она нравится тем, что она добрая, но чуть-чуть строгая. И она любит, когда ее ученики получают хорошие оценки. Петр Кузнецов: Ха-ха! Мария Карпова: Добрая, но чуть-чуть строгая. Петр Кузнецов: Посмотрим, что они скажут после одиннадцатого класса, все же только начинается. Мы тоже так говорили. Но на самом деле для меня все прошло хорошо. Мария Карпова: Хорошо? Петр Кузнецов: Как сложилось первое впечатление, оно только укреплялось и укреплялось. У меня отличные учителя! Мария Карпова: А ты хорошо учился, по-моему, да? Петр Кузнецов: Да, да. По школе, кстати, не скучаю, если бы я отвечал. Мария Карпова: Я тоже, я тоже не скучаю. Петр Кузнецов: Все это, несмотря на то что были хорошие одноклассники, учителя, но вот эти все домашние задания, эта нагрузка – это до сих пор вспоминается. Мария Карпова: У нас звонок. Узнаем, соскучился ли наш зритель по школе. Петр Кузнецов: Между прочим, это Приморье, Дмитрий. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Зритель: Ну, сказать, что по школе соскучился – скорее нет. А вот поздравить свою первую учительницу, которой 7 ноября исполнится 90 лет… Петр Кузнецов: Ух ты! Мария Карпова: Ничего себе! Петр Кузнецов: Юбилей совсем скоро. Зритель: Это Лариса Сергеевна, фамилия ее Чалова (она же Метелкина). Моя фамилия – Чалов. Так вот, моя мама по совместительству была моя первым учителем в первом классе. Мария Карпова: А сложнее учиться в школе, когда у вас мама учитель? Петр Кузнецов: Каково это? Мария Карпова: Или легче, наоборот? Зритель: Конечно да. Петр Кузнецов: Конечно да – что? Легче или труднее? Зритель: В восьмом классе я сбежал, пошел учиться в техникум, где в техникуме были замечательные преподаватели. Петр Кузнецов: Дмитрий? Зритель: Да. Петр Кузнецов: Одноклассники от этого с вами не переставали дружить? Не говорили: «Ну конечно, у тебя мама учитель!»? Зритель: Было, было, да, и это было. Петр Кузнецов: И так от вас в стороночке – вдруг еще расскажете что-нибудь о них. Зритель: В основном все считали, что все четверки и пятерки – это потому, что мама работает в школе. Петр Кузнецов: Поэтому это был двойной вызов. Тем труднее на самом деле. Зритель: Поэтому когда я ушел учиться в техникум, то мне пришлось доказать, что четверки и пятерки… Петр Кузнецов: Вот! Зритель: Я на «отлично» закончил техникум. Это была не мама, а мамины труды с первого класса. Петр Кузнецов: Прекрасно! Зритель: Она учила меня всего лишь в первом классе. А так как она всю жизнь проработала в школе… То есть это сначала была деревня Малиновка (Красноярский край), она вела там с первого по третий класс, по-моему, или по четвертый, то есть начальная школа. Она была и директором, и завхозом, и уборщицей, и учителем. Дальше потом деревня превратилась в поселок городского типа, построили школу, набрали учителей. И уже на второй класс я попал к другому учителю Петр Кузнецов: Здорово! Мария Карпова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Мы поздравляем вашу маму. Мария Карпова: И вас тоже поздравляем. Петр Кузнецов: Поздравляем еще раз всех учителей. Напоминаю про наш опрос: скучаете ли вы по школе? «Да» или «нет» – пишите на 5445. Мария Карпова: Если еще обратиться к сухим цифрам, то более 20% россиян вспоминают своего учителя по математике, 21% вспоминают учителя по русскому языку и литературе. А ты кого вспоминаешь? Петр Кузнецов: Вот первого, первого учителя. Он же был… Мария Карпова: Начальных классов? Петр Кузнецов: Начальных классов, да. Он же был по всему. Галина Ивановна, привет вам! Мария Карпова: А вы каких учителей вспоминаете? Тоже пишите нам, звоните. А сейчас – новости. * * * Петр Кузнецов: Итоги SMS-опроса. Мария Карпова: Весь час мы вас спрашивали: скучаете ли вы по школе – да или нет? И вот какие у нас результаты: 50 на 50! Петр Кузнецов: Да ты что? Мария Карпова: Ровно, да. Представляешь? Петр Кузнецов: Ну, были и те, кто аргументировали свой выбор. Писали, почему не скучают: «Пройденный этап. Но с одноклассниками все равно встречаюсь». А мне кажется, что это все равно значит, что скучают, так или иначе. Мария Карпова: Видимо, да. Петр Кузнецов: Это только первый час «ОТРажения». Смотрите, какой насыщенный. Дальше – еще больше и интереснее. Оставайтесь с нами. Маша Карпова… Мария Карпова: …и Петя Кузнецов.