Если в классе всего 4 ученика, учителю проще работать? А каково ученикам?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/esli-v-klasse-vsego-4-uchenika-uchitelyu-proshche-rabotat-a-kakovo-uchenikam-53623.html
Мария Карпова: Восточная Африка.
Петр Кузнецов: Восточная Африка?
Мария Карпова: Да.
Петр Кузнецов: Замечательно! Но мы еще не там, мы в России.
Мария Карпова: Мы еще не там.
Петр Кузнецов: И сегодня, кстати, не только в России, отмечают…
Мария Карпова: Но не все сегодня будут в России, некоторые полетят.
Петр Кузнецов: Нет, у нас День учителя сейчас.
Мария Карпова: А, День учителя?
Петр Кузнецов: Да, у нас День учителя.
Мария Карпова: Хорошо.
Петр Кузнецов: И его отмечают не только в России. Это Международный день учителя, насколько я понимаю. Мы поздравляем всех представителей этой важной профессии. Во многих школах это День самоуправления. Я вспоминаю, как мы с радостью встречали… Это по субботам было, мы учились по субботам.
Мария Карпова: Нет, у нас это было в рабочий день… ну да, в рабочий день.
Петр Кузнецов: Мы учились по субботам. И даже если… Вот сейчас у нас что? Вторник? Соответственно, если бы я сейчас учился в школе, то у нас было в ближайшую субботу был бы День учителя и День самоуправления.
Мария Карпова: А кем ты был?
Петр Кузнецов: Не знаю. Я, по-моему, отпрашивался у учителя.
Мария Карпова: Ну так нечестно!
Петр Кузнецов: Кто-то из одноклассников был учителем, и я отпрашивался, не ходил. Нет, физруком я не был.
Мария Карпова: А я была завучем.
Петр Кузнецов: Завучем?
Мария Карпова: Завучем.
Петр Кузнецов: Ну, это видно сразу.
Мария Карпова: Почему? Я, кстати, не была прямо отличницей, но завучем была.
Петр Кузнецов: Ну, справилась за день?
Мария Карпова: Справилась, конечно, порядок навела в школе.
Петр Кузнецов: «С праздником, дорогие учителя! – пишет нам телезритель из Москвы. – Хотелось бы обсудить оптимизацию образования, объединение городских и сельских школ, увеличение численности учеников в классах, введение двух иностранных языков». Обязательно это сделаем.
Но сначала хотим спросить в такой знаменательный и яркий день: вы скучаете по школе? «Да» или «нет», пожалуйста, напишите нам на короткий номер. Его номер: 5445. Напишите «да» или «нет». Мы запускаем его.
Кстати, по поводу численности учеников в классе. Как ты думаешь, если в классе не много, а, наоборот, четыре человека, то учителю проще работать?
Мария Карпова: Ну, я думаю, да.
Петр Кузнецов: А ученикам?
Мария Карпова: Нет, сложнее, потому что…
Петр Кузнецов: Списывать?
Мария Карпова: Как списывать?
Петр Кузнецов: Все разговоры.
Мария Карпова: Все как на ладони, да. И что? И это к чему?
Петр Кузнецов: К тому, что у нас есть школа, она находится в высокогорном селе Северной Осетии.
Мария Карпова: Так?
Петр Кузнецов: Там мало жителей, ну и учеников, соответственно.
Мария Карпова: Да. А еще я знаю, что эта школа примечательна тем, что ей 100 лет.
Петр Кузнецов: Видишь, все знаешь.
Мария Карпова: И там работают преданные своему делу люди.
Петр Кузнецов: А сейчас еще больше узнаем об этой школе.
СЮЖЕТ
Елена Смирнова, корреспондент: Уроки в этой школе проходят практически по-домашнему. В десятом классе всего четверо учеников. Чтобы учиться в таком маленьком классе, нужно как следует готовиться к каждому уроку. Списать сложно. Отсидеть незамеченным не получится.
Лариса Агузарова, учитель физики и математики: Какие способы решения систем вы знаете?
Елена Смирнова: Лариса Агузарова работает в этой школе больше полувека. Приехала в горное село из Геленджика после университета по распределению. Вышла здесь замуж, вырастила сына, а вместе с ним – несколько поколений учеников.
Лариса Агузарова: Когда мы приехали в Мизур, Мизур еще тоже гремел – тут и шахты были, и все. Ну а сейчас я просто уже привыкла к этой обстановке, я уже хорошо знаю традиции осетин. Много родственников. Мне тоже приятно, когда заходят. Общаемся мы. Поэтому у меня даже мысли не было куда-то уехать.
Елена Смирнова: На работу она ходит пешком, ее дом всего в километре от школы. После уроков по собственной инициативе помогает детям сделать домашние задания или дополнительно объясняет материал. Переживает за то, как они сдадут экзамены.
Игорь Прахин, ученик Ларисы Агузаровой: Лариса Дмитриевна полностью посвятила себя нашему классу. Если кто-то не успевает выучить или не понимает, то она зовет нас домой и помогает это усвоить.
Фатима Ревазова, учитель математики: Очень хороший учитель, который всегда доходчиво объяснит ученику материал, всегда останется после уроков и даже домой позовет сама – не по просьбе родителей, а сама скажет родителям: «Пусть ваш ребенок придет и позанимается».
Елена Смирнова: Ученики и коллеги для нее – вторая семья. В школе она проводит больше времени, чем дома, но оставлять работу пока не собирается.
Лариса Агузарова: Здесь молодежь более воспитанная, чем в больших городах. Они соблюдают традиции, уважение к старшим, поэтому, конечно, работать в школе намного легче. Твои замечания воспринимают так, как нужно. Никто с тобой не оговаривается. Все делают так, как положено.
Елена Смирнова: Школе в Мизуре – 100 лет. Недавно ее отремонтировали, установили современную технику, провели интернет. Здесь появился класс робототехники. И учиться, и работать стало интереснее. И школьников в селе с каждым годом все больше. Лариса Дмитриевна этому рада. Беспокоится только, что проводить уроки в почти домашней обстановке через несколько лет станет невозможно.
Елена Смирнова, Михаил Безуглов, Мизур, ОТР.
Петр Кузнецов: Очень классно!
Мария Карпова: А у меня в школе было больше 30 человек. А так замечательно, конечно.
Петр Кузнецов: Да. У меня – чуть больше 20. Но я сейчас просто смотрю на этот класс, и я вспомнил, знаешь, времена, когда в морозы – то ли идти, то ли не идти. Ну, четких правил тогда не было. Мы приходили, а там буквально пять человек было. И было очень классно!
Мария Карпова: А я жила рядом, но я все равно не ходила.
Петр Кузнецов: Мы все сразу сдружились как-то. Мы называли себя – те, кто в мороз не побоялся. И потом как-то дружнее стали даже.
А вы скучаете хотя бы вот так? Или не так? В общем, эти чувства можете назвать как «я скучаю по школе». Вы признаетесь и себе в этом, и нам – тоже. Поэтому голосуйте на 5445. Это наш SMS-опрос, он продолжается. Скучаете ли вы по школе? Просто пишете – «да» или нет».
«Да, это забыть невозможно», – пишет нам пенсионер из Москвы. Удмуртия…
Мария Карпова: Удмуртия: «По советской школе скучаю».
Петр Кузнецов: Елену из Московской области послушаем, сейчас наша телезрительница с нами на связи. Здравствуйте, Елена. Елена? Елена?
Мария Карпова: Елена?
Зритель: Алло. Алло.
Петр Кузнецов: Да, здравствуйте.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Вы с какой стороны? Вас поздравлять сегодня? Или вы с ностальгией к нам?
Зритель: С ностальгией. Ну и поздравлять, потому что бывших учителей не бывает.
Петр Кузнецов: Вы учитель?
Зритель: Ученики с утра начинают названивать, бывшие ученики, которым сейчас уже по 40–50 лет.
Петр Кузнецов: Ух ты!
Зритель: А мы, учителя, которые тогда работали, мы собираемся вместе. Вот сегодня мы тоже собираемся у меня за праздничным столом.
Мария Карпова: Елена, по какому предмету вы учительница?
Зритель: Я? По предмету «музыка».
Мария Карпова: Как здорово!
Зритель: Да. Я работала по программе Кабалевского. Это было так круто! Я думаю, что и детям, которых я учила, им тоже было интересно, большинству по крайней мере.
Петр Кузнецов: Я очень любил уроки музыки. А вы какую-то свою индивидуальную программу выстраивали, отходили от школьной, внедряли что-то свое?
Зритель: Ну конечно! У Кабалевского вообще так построена была разумно программа, что мы немножко отходили, когда нам нужно было. А вообще это была прекрасная программа, по которой мы работали.
Хочу сказать, что по школе я не скучаю, потому что времени много, а вот ностальгия есть по временам. Какие были дети! Какие были времена! Какой коллектив у нас был!
Петр Кузнецов: Елена, Елена, кстати, а правда, что учитель помнит почти всех своих учеников, а то и всех? Я к чему? У меня бабушка во Владимире, она иногда встречает мою первую учительницу, Галину Ивановну, и она говорит: «Тебе Галина Ивановна привет передавала». Думаю: ну надо же!
Мария Карпова: Как мило! Может, она тебя еще и смотрит сейчас.
Петр Кузнецов: Может, и смотрим. Но передает не потому, что смотрит, может быть, а вообще. Я еще тогда не работал на телевидении.
Зритель: Всех я не помню, потому что это было очень давно. Но они-то все равно помнят, они здороваются, они начинают про себя рассказывать. И тогда, конечно, сразу всплывает то, что было в школе, в детстве у них.
Мария Карпова: А вот мне интересно, Елена, а кто-нибудь из ваших учеников связал свою дальнейшую судьбу с музыкой?
Зритель: С музыкой? Да, да, с музыкой связали. У меня, например, есть такая Маша Баранова, которая очень хорошо пела. Ой, да много с музыкой связано! Марина Серикова, которая фольклором занимается.
Мария Карпова: Здорово!
Зритель: Много, много.
Мария Карпова: То есть все не зря, все не зря.
Петр Кузнецов: И явно вам благодарны. Спасибо вам большое за эти истории.
Мария Карпова: Спасибо большое, да.
Петр Кузнецов: Еще раз с праздником!
Мария Карпова: А вот из Калужской области пишут, видимо, отвечая на вопрос «Скучаете ли вы по школе?»: «Нет! Нет! Нет! Нет! Нет!»
Петр Кузнецов: Это из Калужской области?
Мария Карпова: Да. Может быть, тоже учитель.
Петр Кузнецов: Мы спрашивали детей: «Какой твой любимый учитель?» Ну, они же дети, мы на «ты» к ним.
Мария Карпова: Конечно.
Петр Кузнецов: «И почему?» Давайте узнаем.
ОПРОС
– Моя учительница, в первую очередь, она всегда такая наблюдательная, вежливая, добрая, ласковая. Всегда что-то помогает, она всегда готова что-то объяснить.
– Моя любимая учительница – Елена Александровна. Она у нас с первого класса и преподает множество уроков. Иногда она проводит конкурсы, благодаря чему уроки становятся интереснее. Если кто-то что-то не понимает, она всегда готова объяснить. Мой любимый урок с ней – это «Окружающий мир».
– У меня два любимых учителя: одна по музыке, другая по английскому. Ну, по музыке – она добрая. Музыка поднимает настроение. А вторая учительница, по английскому – мы там изучаем английские буквы и что-то еще что-то, мы изучаем там разные слова. И еще ее зовут Полина Сергеевна, и она нам всем подарила на одном уроке чупа-чупсы.
– Моя любимая учительница – это моя классная руководительница. Ее зовут Лилия Викторовна. Она очень добрая, дружелюбная и милая. Вот когда я пришел в новых очках в школу, другая учительница могла бы и не заметить, а Лилия Викторовна заметила и сказала, какие они красивые и как они хорошо смотрятся на мне.
– Мой самый любимый учитель – это Надежда Яковлевна. Она у нас вела в начальных классах математику. Она очень требовательная, поэтому в нашем классе была хорошая дисциплина. Каждый раз, когда мы приходили в школу, мы с ней обнимались.
– Моего любимого учителя зовут Наталья Николаевна Фадеева. Мне она нравится тем, что она добрая, но чуть-чуть строгая. И она любит, когда ее ученики получают хорошие оценки.
Петр Кузнецов: Ха-ха!
Мария Карпова: Добрая, но чуть-чуть строгая.
Петр Кузнецов: Посмотрим, что они скажут после одиннадцатого класса, все же только начинается. Мы тоже так говорили. Но на самом деле для меня все прошло хорошо.
Мария Карпова: Хорошо?
Петр Кузнецов: Как сложилось первое впечатление, оно только укреплялось и укреплялось. У меня отличные учителя!
Мария Карпова: А ты хорошо учился, по-моему, да?
Петр Кузнецов: Да, да. По школе, кстати, не скучаю, если бы я отвечал.
Мария Карпова: Я тоже, я тоже не скучаю.
Петр Кузнецов: Все это, несмотря на то что были хорошие одноклассники, учителя, но вот эти все домашние задания, эта нагрузка – это до сих пор вспоминается.
Мария Карпова: У нас звонок. Узнаем, соскучился ли наш зритель по школе.
Петр Кузнецов: Между прочим, это Приморье, Дмитрий.
Зритель: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Зритель: Ну, сказать, что по школе соскучился – скорее нет. А вот поздравить свою первую учительницу, которой 7 ноября исполнится 90 лет…
Петр Кузнецов: Ух ты!
Мария Карпова: Ничего себе!
Петр Кузнецов: Юбилей совсем скоро.
Зритель: Это Лариса Сергеевна, фамилия ее Чалова (она же Метелкина). Моя фамилия – Чалов. Так вот, моя мама по совместительству была моя первым учителем в первом классе.
Мария Карпова: А сложнее учиться в школе, когда у вас мама учитель?
Петр Кузнецов: Каково это?
Мария Карпова: Или легче, наоборот?
Зритель: Конечно да.
Петр Кузнецов: Конечно да – что? Легче или труднее?
Зритель: В восьмом классе я сбежал, пошел учиться в техникум, где в техникуме были замечательные преподаватели.
Петр Кузнецов: Дмитрий?
Зритель: Да.
Петр Кузнецов: Одноклассники от этого с вами не переставали дружить? Не говорили: «Ну конечно, у тебя мама учитель!»?
Зритель: Было, было, да, и это было.
Петр Кузнецов: И так от вас в стороночке – вдруг еще расскажете что-нибудь о них.
Зритель: В основном все считали, что все четверки и пятерки – это потому, что мама работает в школе.
Петр Кузнецов: Поэтому это был двойной вызов. Тем труднее на самом деле.
Зритель: Поэтому когда я ушел учиться в техникум, то мне пришлось доказать, что четверки и пятерки…
Петр Кузнецов: Вот!
Зритель: Я на «отлично» закончил техникум. Это была не мама, а мамины труды с первого класса.
Петр Кузнецов: Прекрасно!
Зритель: Она учила меня всего лишь в первом классе. А так как она всю жизнь проработала в школе… То есть это сначала была деревня Малиновка (Красноярский край), она вела там с первого по третий класс, по-моему, или по четвертый, то есть начальная школа. Она была и директором, и завхозом, и уборщицей, и учителем. Дальше потом деревня превратилась в поселок городского типа, построили школу, набрали учителей. И уже на второй класс я попал к другому учителю
Петр Кузнецов: Здорово!
Мария Карпова: Спасибо большое.
Петр Кузнецов: Мы поздравляем вашу маму.
Мария Карпова: И вас тоже поздравляем.
Петр Кузнецов: Поздравляем еще раз всех учителей.
Напоминаю про наш опрос: скучаете ли вы по школе? «Да» или «нет» – пишите на 5445.
Мария Карпова: Если еще обратиться к сухим цифрам, то более 20% россиян вспоминают своего учителя по математике, 21% вспоминают учителя по русскому языку и литературе. А ты кого вспоминаешь?
Петр Кузнецов: Вот первого, первого учителя. Он же был…
Мария Карпова: Начальных классов?
Петр Кузнецов: Начальных классов, да. Он же был по всему. Галина Ивановна, привет вам!
Мария Карпова: А вы каких учителей вспоминаете? Тоже пишите нам, звоните. А сейчас – новости.
* * *
Петр Кузнецов: Итоги SMS-опроса.
Мария Карпова: Весь час мы вас спрашивали: скучаете ли вы по школе – да или нет? И вот какие у нас результаты: 50 на 50!
Петр Кузнецов: Да ты что?
Мария Карпова: Ровно, да. Представляешь?
Петр Кузнецов: Ну, были и те, кто аргументировали свой выбор. Писали, почему не скучают: «Пройденный этап. Но с одноклассниками все равно встречаюсь». А мне кажется, что это все равно значит, что скучают, так или иначе.
Мария Карпова: Видимо, да.
Петр Кузнецов: Это только первый час «ОТРажения». Смотрите, какой насыщенный. Дальше – еще больше и интереснее. Оставайтесь с нами. Маша Карпова…
Мария Карпова: …и Петя Кузнецов.
Если в классе всего 4 ученика, учителю проще работать? А каково ученикам?