Зарплата молодого специалиста Superjob составил рейтинг вузов по уровню зарплат выпускников (2013–2018 годов), которые работают с сфере экономики и финансов. В первой пятерке ВШЭ и МГИМО, МГУ , РАНХиГС, Финансовый университет и ВАВТ. Многие молодые специалисты поспорили бы с этим исследованием. Так какое же образование дает гарантию на высокооплачиваемую работу? Иван Князев: Ну а мы начинаем наш эфир. Вначале, наверное, скажем о том, что к нам можно дозвониться. Телефоны есть на ваших экранах, все звонки бесплатные. Также можно что-нибудь написать на нашем SMS-портале. Не забывайте про наши соцсети, все аккаунты у вас опять же на экранах. Пишите свои комментарии, делайте репосты. Будем ждать вашей обратной связи. Тамара Шорникова: Да. Здесь, как и в любой теме, ваши мнения особенно важны. Вот сейчас что будем обсуждать? Ждем ваших откликов. Какую зарплату может гарантировать вам ваш диплом? Сервис по поиску работы Superjob составил рейтинг вузов, выпускники которых могут не переживать о ежемесячном доходе. Речь, правда, о тех, кто устроился в сферу экономики и финансов. Иван Князев: Так вот, согласно исследованиям, на первом месте Высшая школа экономики и МГИМО. Средняя зарплата их выпускников – на минуточку, 110 тысяч рублей. Это средняя зарплата. На втором месте выпускники МГУ с зарплатой в 100 тысяч рублей. Совсем немного отстали Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте и Финансовый университет при Правительстве – там 98 и 90 тысяч в месяц соответственно. Тамара Шорникова: И замыкает пятерку Всероссийская академия внешней торговли – ее выпускники получают в среднем 80 тысяч рублей. Но это опять-таки данные… Иван Князев: Вообще неудачники! Вообще! 80 тысяч сразу после университета. Тамара Шорникова: Это, напомним, данные, собственно, Superjob – сервиса по поиску работы. Конечно, любопытно было бы сверить их с реальными зарплатами, которые получают выпускники. Если вы узнали свой вуз в нашем графике и если вы сейчас как раз работаете, позвоните и расскажите, какую зарплату получаете вы. Иван Князев: А если не узнали – тоже позвоните и расскажите. А особенно если вы из другого региона и совсем ни разу не учились ни в МГИМО, ни где-либо из вышеупомянутых – тоже расскажите, сколько вы сейчас получаете. Тамара Шорникова: Прямо сейчас начнем обсуждать, как действительно получить работу и что этому способствует – диплом ли играет роль, связи, талант, опыт, который успели получить? Иван Князев: И поможет нам в этом Сергей Константинович Комков, президент Всероссийского фонда образования. Здравствуйте, Сергей Константинович. Сергей Комков: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Видя такие зарплаты, хочется узнать действительно, как они складываются, из чего. Качество образования в ведущих вузах действительно на порядок выше, чем в региональных? Или все-таки здесь большую роль играет бренд, то есть имя на вывеске, которое открывает двери в лучшие компании? Сергей Комков: Я думаю, что, конечно, в первую очередь бренд играет роль. А особенно первые, что вы назвали… Ну, говорить о бренде МГИМО бессмысленно. Этот бренд уже давно раскрученный (так будем говорить, если общим таким языком, так сказать, выражаться), потому что академия, которая готовила всегда дипломатов, она всегда высоко ценилась. И всегда там, где учились будущие дипломаты, всегда это ценилось. И поэтому бессмысленно обсуждать эту тему даже. А вот бренд Высшей школы экономики раскручен, и достаточно серьезно раскручен, потому что это учебное заведение появилось на нашей, так сказать, арене высшего профессионального образования только в 1992 году – причем появилось достаточно быстро, так сказать, очень интересным путем. Я могу вам рассказать, как это все происходило. Иван Князев: Ну, необязательно сейчас, необязательно в подробностях. Сергей Комков: Я просто знаю всю историю появления этой структуры. Евгений Григорьевич Ясин, который был организатором этой школы, он очень быстро создал эту структуру в 1992 году буквально. 27 ноября 92-го года вышло очень быстро постановление о создании Высшей школы экономики. Она была создана при Министерстве экономического развития и очень быстро-быстро стала набирать обороты, эта структура. И это было создано именно специально как элитное учреждение. Будем говорить прямо: это учреждение имело несколько функций. Во-первых, оно создавалось как элитное учреждение для обучения элиты, для обучения детей нашей вновь образовавшейся элиты российской. Это в первую очередь для детей наших чиновников… Тамара Шорникова: Сергей Константинович, извините, прервем, просто время в эфире действительно ограничено. Просто о бренде Высшей школы экономики действительно много рассказывать не требуется, со всей страны ездят поступать туда. Иван Князев: Просто хотелось бы узнать: бренд оправдан или это пиар хороший? Или все-таки не на пустом месте он раскручен? Сергей Комков: Он раскручен фактически с пустого места, но вложены туда огромные деньги, туда вложены колоссальные деньги. Я могу сказать, что только средств Конгресса Соединенных Штатов Америки в раскрутку Высшей школы экономики вложено порядка 150 миллионов долларов. Тамара Шорникова: Прервемся на то, чтобы поговорить с нашими телезрителями. Мы хотим запустить SMS-опрос. Ваш диплом… Иван Князев: Ваш диплом помогает вам хорошо зарабатывать или не помогает – да или нет? Пишите нам. Посчитаем ваши ответы в конце. Тамара Шорникова: В конце обсуждения этой темы, да. И конечно же, ждем ваших звонков по-прежнему. Если говорить о вузах в других регионах – не таких распиаренных, не таких раскрученных, но работающих, дающих образование, то как выбрать студенту, который не может или не хочет ехать в Москву, вуз? Ориентируясь на какие рейтинги? Ориентируясь на какие данные в открытом доступе? Сергей Комков: Я думаю, что в первую очередь надо выбирать те вузы, которые дают те профессии, которые востребованы в этом регионе. Поэтому здесь очень большая недоработка региональных властей, которые сегодня не дают анализ ситуации в регионе. Мы очень давно и много говорим о том, что после того, как у нас был фактически ликвидирован Госплан… А была такая в свое время, в советский период, система, как Госплан. Иван Князев: Ну, там сразу было понятно, кто нужен, а кто не нужен стране. Сергей Комков: Можно критиковать эту систему, да. Там определялось, какие специалисты нужны были стране. Иван Князев: Смотрите. Но сейчас же, в принципе, во многих вузах обучают одних и тех же юристов, одних и тех же экономистов. Там небольшой такой разброс по специальностям (если это, конечно, не сугубо специализированный вуз). Сергей Комков: Ну, давайте говорить прямо. Мы столько наобучали, столько у нас навыпускали юристов и экономистов, что у нас сегодня рынок труда заполнен огромным количеством специалистов с дипломами юристов и экономистов. И сегодня… Иван Князев: Так об этом-то и речь. А эти специалисты все-таки востребованы? И как раз таки они получают по 110 тысяч рублей. Сергей Комков: Не все. Давайте сразу оговоримся… Иван Князев: Кто получает, а кто – нет? Тот, кто учился в Москве или в Петербурге, или даже за границей, либо тот, кто учился в Калуге? Сергей Комков: Давайте сразу говорить, что у нас есть… Эта цифра, которую вы привели, – это среднепотолочная цифра. У нас есть специалисты некоторые, которые получают и по несколько миллионов в месяц, а есть юристы, которые получают по 10–15 тысяч в месяц. Так вот, если брать этого юриста, который работает где-нибудь в регионе, в какой-нибудь небольшой, так сказать, структуре и получает там 10–15 тысяч. А некоторые юристы сидят в престижной конторе или в международной компании какой-нибудь здесь, в столичной, и он получает, может быть, несколько миллионов. Иван Князев: А сколько шансов у того юриста, который, как вы сказали, в регионе, попасть вот в ту контору, в которой, как вы сказали, получают несколько миллионов? Сергей Комков: Практически ноль целых и ноль десятых. Иван Князев: То есть все-таки речь идет именно о среде, которую создает вуз? Ну, наверное, больше шансов у выпускника, если твой однокурсник сидит начальником в этом же отделе. Сергей Комков: Я думаю, что среду создает не вуз. Думаю, что среду создает не вуз, а среду создает та социальная сфера, в которой находится тот человек, который обучается в вузе, и его окружение, его родственники. Потому что человек может… Сегодня, к сожалению, сложилась такая ситуация, что человек может иметь прекрасное образование, может иметь прекрасные способности, но если у него нет двигателя, если у него нет возможности продвигаться… Поэтому неслучайно наш президент много раз уже подчеркивал и говорил о том, что необходимы механизмы продвижения наших молодых специалистов. Поэтому неслучайно сейчас проходят конкурсы молодых специалистов, неслучайно проходят всевозможные встречи молодых специалистов, неслучайно пытаются отобрать этих молодых и талантливых специалистов, чтобы у нас, извиняюсь, подбор в наши лучшие государственные корпорации, где люди работают с хорошими заработными платами, происходил не по блату, не по принципу того, чей ты родственник, а по принципу того, какими ты способностями реальными обладаешь. Потому что люди порой с одними и теми же дипломами о высшем профессиональном образовании, но обладающие разными познаниями… Диплом – еще не показатель того, что ты обладаешь определенными познаниями. А вот для этого проводятся сегодня конкурсы уже между специалистами с дипломами о высшем образовании – конкурсы на различного рода, так сказать, познания профессии и конкурсы на различные достижения в своей профессии. И если ты показал свои результаты в этой профессии, то тогда тебе дают «зеленую улицу» для продвижения по этой профессии. Тамара Шорникова: Сейчас подключим к нашему разговору еще одного эксперта. Хочется узнать мнение по этому вопросу у Ирины Святицкой – руководителя молодежного направления также известного ресурса по поиску работы, как HeadHunter. Здравствуйте, Ирина. Иван Князев: Ирина, добрый день. Ирина Святицкая: Здравствуйте. Иван Князев: Ирина, скажите, выпускники каких вузов (и есть ли у вас такие данные) устраиваются лучше всего? Когда вы анкеты видите, обрабатываете их и так далее, у каких больше шансов и какие чаще находят работу? Ирина Святицкая: Мы специально сделали рейтинг факультетов и вузов в различных профессиональных областях, в самых популярных. Как раз рейтинг сделан по принципу, каких выпускников чаще приглашают на собеседования и на большие деньги. И конечно, первые места во всех профессиональных сферах занимают известные всем вузы, такие как Высшая школа экономики, МИСиС, РАНХиГС, МГУ, МГИМО. То есть, в общем-то, все вузы на слуху. Но очень важно, что рейтинг строится именно по факультетам, потому что даже у каждого очень известного и сильного вуза есть разные факультеты, которые по-разному готовят специалистов. Это очень интересно и важно. Ну, диплом – это совершенно не равно… какого бы вуза и какого бы факультета он ни был, диплом – это не равно успешному трудоустройству, это не гарантия. Это плюс, это действительно хорошо, потому что на таких факультетах в крупных вузах хороший преподавательский состав, действительно подбираются большие программы, очень часто совместные программы делаются с работодателями. Но в любом случае все очень сильно зависит от человека, насколько хорошо он учился, как он проходил практики и стажировки, какие навыки он приобрел во время обучения. Потому что можно учиться в топовом вузе со сплошными прогулами, академотпусками и действительно с постоянными пересдачами, а можно учиться в совершенно нетоповом и малоизвестном вузе, но быть лучшим студентом, написать какую-нибудь потрясающую дипломную работу, курсовые работы, участвовать в различных… Иван Князев: Ну понятно. Тамара Шорникова: Понятно, да. И побывать на всех конференциях, что называется, примелькаться уже потенциальным работодателям. Иван Князев: Конечно. Тамара Шорникова: А если говорить все-таки о популярных профессиях? Мы уже поняли, какие вузы как минимум прибавляют тебе плюс 5–10 очков по сравнению с твоими конкурентами-соискателями. А если говорить о профессиях, то кого сейчас хотят видеть работодатели у себя в компании, кому готовы платить большие деньги? Ирина Святицкая: Ну конечно же, самая популярная сейчас сфера – это сфера информационных технологий. Там даже стартовые заработные платы начинаются с достаточно больших сумм. Например, те люди, которые начинают строить свою карьеру, как раз те, кто занимается эксплуатацией информационных систем, они могут рассчитывать на заработную плату от 65 тысяч рублей на старте. А если, например, мы говорим о средней точке входа для юристов или финансистов, то это порядка 52 тысяч. Если мы будем говорить о бухгалтерском деле и налоговом учете, то стартовые заработные платы начинаются примерно с 37 тысяч рублей. То есть очень сильно в том числе и заработные платы зависят от опыта работы, от сферы деятельности, от города, конечно же, – от огромного количества факторов. Также, конечно же, лидирующая профессиональная сфера – это сфера продаж. Тут, конечно, очень сложно сказать, какой вуз и какой факультет должен закончить человек, потому что мы все прекрасно понимаем, что это может быть абсолютно любое образование… Иван Князев: Там, что называется, от хватки профессиональной человека зависит. Ирина Святицкая: Да. Но действительно вакансий очень много, примерно одна треть на рынке труда так или иначе связана с продажами. Тамара Шорникова: Хотелось бы уточнить по информационным технологиям. Всегда звучит, как облако. Кажется, что охватывает все на свете. Мы говорим в основном о технических специальностях? Это разработчики разного рода или кто? Иван Князев: Или программисты? Ирина Святицкая: Да, конечно же, в первую очередь речь идет о различных технических специалистах – о разработчиках, о программистах. Конечно же, в сфере IT также огромное количество других сотрудников работает, но в первую очередь, конечно, самые высокие заработные платы у технических специалистов. В общем, век такого технического прогресса отражается и на заработных платах, конечно. Таких специалистов немного, и за них действительно борются работодатели. Но не всем быть программистами. Есть огромное количество других потрясающих профессий и специальностей. Если ты профессионал в своей области, то ты в любом случае добьешься успеха. Если у тебя горят глаза, то чем бы ты ни занимался, ты будешь востребованным специалистом. Ну скажите, кому не нужен хороший юрист, или кому не нужен хороший бухгалтер, или любой другой человек – дизайнер, журналист, хороший ведущий? То есть всем нужны профессионалы. Иван Князев: Ну понятно. Ирина Святицкая: И конечно же, есть популярные профессии. И детей сейчас активно водят на различные кружки как раз по роботизации, программированию. Но не всем это дано. Если человек хорошо рисует в детстве или играет на музыкальных инструментах, то надо развиваться в том, в чем человек силен. Поэтому, в общем-то, всех под одну гребенку в IT я бы не стала отправлять. Просто тогда этот человек будет и несчастлив, и… Тамара Шорникова: И конкуренция на рынке будет бешеная, да. Спасибо большое. Иван Князев: Спасибо, спасибо, Ирина. Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления компании HeadHunter. Сказали: «Кому не нужен хороший программист? Кому не нужен хороший ведущий?» «Я – учитель из Кузбасса. Диплом помогает зарабатывать только для выживания, – эсэмэска у нас такая, – 4 тысячи рублей». Не назвали профессию. Ну, я думаю, что тоже высшее образование. Тамара Шорникова: Назвали в Марий Эл: «Диплом инженера-механика, работаю сторожем. Зарплата – 10 тысяч рублей. 36 лет». Татарстан: «Никакой гарантии. Я с двумя высшими в малом городе работаю дворником за 10 тысяч». Камчатский край, Камчатка… Иван Князев: Еврейский автономный округ: «Два высших образования. Зарплата – 20 тысяч рублей». Тамара Шорникова: Что говорят нам эти SMS? Мы только что поговорили о том, что действительно, с одной стороны, государство проводит различные конкурсы, пытается отобрать таланты – всякие WorldSkills, «Молодые лидеры» и так далее, и так далее. Но это все-таки, согласитесь, во-первых, что называется, такие разовые акции. Во-вторых, они не могут охватить абсолютно всех ребят. Если говорить уже о такой большой и серьезной машине, как профориентация, то по этим SMS кажется, что она у нас в стране не работает. Сергей Комков: Да. Тамара Шорникова: Потому что государство тратит деньги на обучение ребят, вкладывает деньги в образование, и немалые. Если они потом не работают по диплому, то получается, что деньги были выброшены на ветер. Сергей Комков: Тут есть очень серьезная проблема. Раньше в советской и в российской школе существовала система предпрофессиональной подготовки и профессиональной подготовки. Мы эту систему сейчас утратили. И у нас сегодня все сориентированы на то, чтобы окончить 11 классов и идти обязательно в высшее учебное заведение, то есть в институт или в университет. Мы уничтожили практически систему среднего специального профессионального образования, ну, почти не осталось средних профтехучилищ и просто профессиональных училищ. Эту систему надо восстанавливать, потому что… Иван Князев: Ну, они сейчас колледжами называются. Сергей Комков: Ну, колледжи… Иван Князев: И их, кстати, достаточно много. Сергей Комков: Извините, их осталось очень мало. Иван Князев: Колледжей? Сергей Комков: Мало, очень мало осталось. У нас осталось их… Мы их практически на 80% уничтожили. Это прекрасно знают все специалисты и эксперты в России. Нам эту систему надо восстанавливать. У нас сегодня 80% выпускников школ идут в высшие учебные заведения. Я, например, достаточно долгое время жил в Европе. Так получилось, что последние годы, до 2018 года, я жил достаточно долго в Чехии. И там наоборот – там только 20% после окончания школы идут в вузы, а 80% идут в средние специальные учебные заведения и получают профессию реальную. И только потом некоторая часть из них, получив уже реальную профессию, идет потом в университеты, небольшая часть. А все остальные получают реальную профессию в руки. И только самые-самые-самые – те, которые считают, что им надо дальше продолжать высшее образование, – они идут в вузы, в университеты. И кстати, получают бесплатно. Все высшее образование там бесплатное. Иван Князев: Вы сказали про эту реальную профессию, которую они получают, среднее специальное образование. Зарплата потом больше? Сергей Комков: Да, они получают хорошую заработную плату. Они получают очень хорошие зарплаты. Допустим, там повара прекрасные, кондитеры прекрасную заработную плату получают, водители прекрасную заработную плату получают, токари прекрасную заработную плату получают. Они содержат свою семью, они получают хорошие зарплаты. И, кстати говоря, вот вы обратили внимание… Я посмотрел на эсэмэску, что учитель получает мизерную заработную плату. Но это уже прямая ответственность государства, потому что есть специальности и профессии, которые идут в коммерческую сферу, и там работодатель принимает на работу, и он платит заработную плату, и он заинтересован в хорошем специалисте и в том, чтобы дать ему хорошую зарплату. Но учитель – это социальная сфера. Он обучает детей, которые потом будут, так сказать, гражданами нашей страны. И вот это сфера социальной ответственности государства. Поэтому государство должно иметь определенную ответственность перед гражданами и в соответствии с общими уровнями заработных плат… Например, преподаватели вузов и профессорско-преподавательский состав. У нас есть уже соответствующее постановление, что профессорско-преподавательский состав не должен получать менее, чем 200% от средней заработной платы по региону. А почему учитель у нас получает мизерную заработную плату? Это вопрос очень серьезный. Поэтому я думаю, что заработная плата учителя должна соответствовать определенному уровню средней заработной платы по региону. А вот что касается вообще выбора, как вы говорите, профессиональной ориентации, то это вопрос, который сегодня надо возвращать очень серьезно в школу. И решать эту проблему надо очень серьезно. Иван Князев: Вот смотрите. У нас есть очень интересный сюжет, который мы подготовили, наши корреспонденты подготовили в Липецке… Тамара Шорникова: Сюжет мы посмотрим чуть-чуть позже… Иван Князев: Сюжет рассказывает о том, что человек, получивший образование экономиста, начал работать пожарным, и достаточно востребованный. Ну давайте посмотрим. Сергей Комков: Давайте. СЮЖЕТ Тамара Шорникова: Мне кажется, чтобы вот таких историй было меньше и чтобы таких SMS было меньше, государство не только должно проводить какие-то профориентационные мероприятия, а оно прежде всего должно понимать, а какие специалисты конкретно сейчас и в какой сфере ему нужны. Сергей Комков: Конечно, конечно. Тамара Шорникова: У нас сейчас государство это понимает? Сергей Комков: В последнее время мы начинаем к этому поворачиваться. Я говорю, что где-то в предыдущие лет 10–15 мы вообще упустили этот вопрос. Я говорю, раньше у нас существовал Госплан. Потом это переложили на плечи Минэкономразвития, но Минэкономразвития этот вопрос полностью упустило. И вот только в последние где-то годы… Правильно сделал президент России Владимир Владимирович Путин, что он сказал: «Господа, давайте мы все-таки вернемся к этому». Мы не делаем сейчас распределения выпускников вузов (может быть, это лишнее), но все-таки давайте делать анализ-то, каких нам нужно готовить специалистов, по каким направлениям, по каким специальностям – и вот туда направлять бюджетные средства, в те вузы давать эти бюджетные средства, чтобы готовить и туда привлекать людей. Я согласен со Светланой, которая перед этим давала комментарий, но я бы добавил еще ряд профессий, которые сегодня чрезвычайно востребованы для страны. Во-первых, это технологи, технологи в различных направлениях, и в первую очередь… Я общался не так давно со специалистами Роскосмоса, потом с руководством госкорпорации «Российские технологии». Вы посмотрите – нам надо поднимать целый ряд сфер наших производств. Кто там должен работать? Там должны работать люди с высочайшими квалификациями, знакомые с технологиями. Продвигать это нужно. Нам нужны инженерные кадры, прекрасно подготовленные, поэтому инженерные кадры нужно готовить. Нам нужны строители сегодня – умные и грамотные, которые будут строить на века, как это было всегда. Поэтому вот это все нужно восстанавливать. И надо сюда направлять бюджетные средства, и здесь давать возможность людям готовиться, давать возможность готовить хороших специалистов. Тамара Шорникова: Давайте послушаем звонок – Юрий из Тобольска нам дозвонился. Юрий, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Юрий. Зритель: Здравствуйте. Я полностью согласен с уважаемыми экспертами, что надо действительно возрождать образование среднее специальное. И вообще со многим, что говорят эксперты, я полностью соглашаюсь. Ситуация, скажем, по сравнению с 80-ми и 90-ми годами изменилась кардинально. Я после армии… вернее, до армии я закончил восемь классов, учился в ПТУ, получил специальность. После армии работал по специальности, потом поступил в университет. После университета… Вернее, я учился на вечернем отделении и работал уже в академическом институте. Закончил. Образование и даже самообразование мне очень помогло в жизни, и до сих пор оно меня кормит. Вот что я могу сказать. А по сравнению с нынешними студентами… Я вот работаю в академическом институте до сих пор, подрабатываю в том числе и преподаванием. Мои выпускники – ну просто жалко на них смотреть! Они идут работать в магазины, хотя они закончили, скажем, «Государственное и муниципальное управление» или исторический факультет. И все. Они идут или на рынок торговать, или в магазин работать. Ну, это какой-то перекос совершенно невозможный. Действительно, как сказал уважаемый эксперт, буквально все идут в высшие учебные заведения. Нет, чтобы идти в ПТУ. Я говорю, половину из группы, скажем, которую я обучаю, можно тут же направить в ПТУ. И там больше пользы от них было бы, они получили бы профессию и зарабатывали бы деньги. Нет, они идут зачем-то в высшие учебные заведения. Какой-то престиж непонятный… Тамара Шорникова: Да, понятно. Иван Князев: Понятно, спасибо большое. Ну, зачем… Тамара Шорникова: Спасибо большое. И еще буквально пару SMS перед твоим вопросом, просто действительно их очень много. Просто есть такие, которые не прочитать ну невозможно. Ленинградская область: «Инженер в авиакосмической сфере из Санкт-Петербурга (госбюджет), работаю электриком в платной клинике – 35 тысяч рублей на руки». «15 тысяч зарплата у инженера-технолога, – как раз вы говорили, что они нужны стране. – Как жить и кормить семью? Ушел по контракту в армию – сразу и квартира, и зарплата, и садик детям». Иван Князев: Как-то у нас вообще все с ног на голову. Инженер-технолог в космической отрасли не может найти работу и получает мало. Некоторая молодежь вместо того, чтобы идти в ПТУ, которые еле-еле что-то сдают, идут в университеты. Как-то у нас все повернулось… Сергей Комков: Это еще раз подтверждает то, о чем я говорил: нам необходимо создать систему, скоординировать всю эту деятельность. Нам необходим некий, может быть, не дополнительный чиновничий орган, а нам необходимо всю эту систему пересмотреть и создать такую координационную систему, которая бы смогла, во-первых, проанализировать потребность в квалифицированных кадрах в России сегодня, посмотреть, кого и сколько нам сегодня нужно подготовить в России реально, и направить деньги правильно туда. Какие кадры нам сегодня нужно подготовить? Во всяком случае, дать «зеленую улицу» там, где нужно подготовить кадры. И немножечко перекрыть каналы там, где не нужны, где уже переизбыток. Иван Князев: Сергей Константинович, а вот как ее пересмотреть, как вы говорите? Помните, еще лет 10–15 назад у нас очень много появлялось различных коммерческих вузов, которые давали высшее образование. И все были рады! Мамы были рады, папы были рады, дети были рады, которые… Вот даже недалеко от дома: пошел, поступил, получил высшее образование. И вроде бы хорошо, твой ребенок специалист, твой ребенок с высшим образованием. Сейчас-то что с ними делать? Вот вы говорите «перестроить». Закрывать эти вузы? Сергей Комков: Закрывать, да. Вы знаете, у нас появилась, кстати говоря… Иван Князев: Так тогда опять же вырастет конкурс. Сергей Комков: В конце 90-х – начале 2000-х годов у нас появилась не огромная масса коммерческих вузов, а я их называю: огромная масса шарашкиных контор. Я об этом очень много написал и статей. И книга у меня, кстати, вышла по этому поводу, которая называлась «Стерва» – о том, как в Министерстве образования, в департаменте, который выдавал лицензии и аккредитации вот этим шарашкиным конторам, существовала целая группа, которая выдавала этим шарашкиным конторам разрешения на выдачу дипломов государственных. Иван Князев: То есть это не отдельный персонаж какой-то был, а это целый департамент? Тамара Шорникова: За оскорбления в эфире… Сергей Комков: Там был конкретный персонаж и там была целая группа людей. И начался процесс закрытия этих шарашкиных контор. Слава богу, вмешались – и прокуратура вмешалась, и соответствующие контрольные органы. Сократили эти шарашкины конторы, пошел этот процесс. И не нужно нам такого огромного количества… Могут быть, конечно, негосударственные коммерческие определенные вузы, но их не должно быть такое множество. Поэтому не надо идти по этому пути. А вот то, что перед этим говорил наш зритель… Да, должна существовать нормальная система среднего специального профессионального образования. Какая-то часть наших ребят должна идти через эту среднюю систему образования. Лучшие, кто должен потом продолжить высшее образование, они могут, получив в руки профессию реальную, пойти дальше и в университеты. Ну а кто-то закончит среднюю школу, талантливые ребята – пойти и получить профессию. Иван Князев: Смотрите, а на что ориентироваться в этой системе? На какие-то долгосрочные прогнозы, аналитику какую-то делать, что будет востребовано через 10 лет? Или все-таки ориентироваться на рынок труда? Сергей Комков: Нужно и долгосрочный анализ делать сегодня, что будет через 15–20 лет. И нужно делать краткосрочный анализ, что будет происходить в течение ближайших пяти лет. Выпускник сегодня поступил, а через пять лет он закончит. И надо понимать, что его ждет через пять лет. Иван Князев: Так выпускники уже сейчас интересуются в поисковых системах. Расскажем про запросы? Тамара Шорникова: Давай послушаем Валентину. Иван Князев: Чуть позже, да. Тамара Шорникова: Очень долго ждет из Нижнего Новгорода наш телезритель, обязательно нужно ей дать шанс высказаться. Иван Князев: Здравствуйте, Валентина. Да, спасибо, что дождались. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Зритель: Я считаю, что эти ваши сегодняшние рассуждения немножко преждевременные. Для того чтобы обо всем этом рассуждать, нужно, во-первых, создать изобилие рабочих мест – и тогда у нас действительно человек будет задумываться, куда ему пойти и что ему делать. Это во-первых. А во-вторых, у нас надо говорить не об образовании, особенно родителям, для своих детей, а о том ремесле, которое поможет им зарабатывать вот эти деньги. То есть – ремесло. У нас сейчас ремесленников, именно таких очень способных, очень мало. Посмотрите: электромеханики, электрики и прочие. Вот откройте простой автомобиль, внутренности его – там нужно как минимум быть кандидатом наук, чтобы разобраться, что у него там внутри. Там даже поменять простую какую-нибудь лампочку – до нее еще надо добраться, изучить всю эту технику, что там внутри. То есть, короче говоря, даже эти выпускники технических вузов, получающие диплом вроде как бы инженеров, но попробуй, чтобы они со своим инженерным образованием… Иван Князев: Пошли в автосервис? Зритель: …разобрались во внутренностях простого автомобиля. Не сладит ни один! И поэтому самое главное – это дать изобилие количества рабочих мест. Изобилие. Сергей Комков: Правильно, правильно. Зритель: И тогда уже можно рассуждать и про заработную плату, и про диплом, и про все остальное. Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Сергей Комков: Вот видите? Совершенно четкое подтверждение тому, о чем как раз мы с вами говорим. Тамара Шорникова: Еще один поворот темы. Давайте мы проанализируем, как же сейчас выбирают или пытаются выбрать выпускники свою будущую профессию. Поговорили о том, как они должны это делать. Вот «Яндекс», например, проанализировал, как они это делают сейчас, – соответственно, таким образом выявил популярные профессии в крупных городах. Как сделала это компания? Из интервью фрагмент: «Отобрали запросы со словами «где учат» и «где учатся», которые задавали в больших городах в 2018–2019 годах; для каждого города выбрали самую характерную специальность – ту, которой там интересовались часто как нигде и которая попала в ТОП-30 не более чем в половине изученных городов». Что получилось? Графика на ваших экранах. Итого, в Москве, например, чаще, чем в других городах, думают о профессии аналитика. В Петербурге ищут возможности выучиться на стоматолога. В Сочи видят перспективы в карьере судьи (такие региональные особенности). В Ростове-на-Дону часто ищут профессию пищевой технолог, в Краснодаре – проводник, в Новосибирске, Барнауле и Калининграде – таможенник, в Екатеринбурге – сварщик. И конечно, удивил, честно говоря, родной город Волгоград. Видимо, самый «оптимистичный» город России. Уже шутят по этому поводу в соцсетях… Иван Князев: Я, честно говоря, в шоке был! Тамара Шорникова: …потому что там самый популярный запрос: «Где учат на патологоанатома?» Ну, нужно, конечно, сделать скидку на то, что необязательно человек, который в интернете ищет что-то о той или иной профессии, пойдет потом по ней учиться. Иван Князев: Но все-таки тенденция-то есть. Тамара Шорникова: Да. Тем не менее, как вы думаете, чем вызван вот такой выбор у людей? Иван Князев: Ну, с приграничными районами понятно: в Калининграде – таможенник. А патологоанатом? Сергей Комков: Я вам могу очень просто объяснить. Я буквально вчера вернулся из Сочи. Меня, честно говоря, уровень судейства в Сочи поразил. Ну, во-первых, недавно в Краснодарском крае выявилась судья, которая долгое время работала с дипломом ветеринара. Это известный случай. Иван Князев: Какая прелесть! Сергей Комков: А я сейчас разбирался там с некоторыми элементами судейскими и выяснил, что один из судей сочинских сумел арестовать муниципальную землю, хотя в Гражданском кодексе прямо записано, что имущество государственное аресту вообще не подлежит. Поэтому я думаю, что если сочинцы стремятся к тому, чтобы получить юридическое грамотное образование и стать нормальными судьями – это уже хорошо. Тамара Шорникова: Или, может быть, корыстный интерес. Дело опасное, но хлебное, судя по новостям. Сергей Комков: Да. Судя по этому – да. Потому что там такое количество уголовных и этих разборочных дел! Там идут бесконечные сносы домов. Сначала их узаконивают, потом их сносят. И все это принимают одни и те же судьи. Вот поэтому это очень интересные процессы. Видимо, да, почувствовали, что дело хлебное. Иван Князев: Доходное место, как классики писали у нас. Тамара Шорникова: Давайте послушаем еще один звонок – Альбина из Томска нам дозвонилась. Альбина, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Альбина. Зритель: Добрый день. Огромное спасибо вам за вашу передачу. Это любимый мой канал. Добрый день, эксперт Сергей (не знаю, как ваше отчество) и мои любимые ведущие. Вот о чем я хотела сказать. Я работаю в сфере образования, работающая пенсионерка, мне скоро 72 года. Я наблюдаю такую тенденцию: к сожалению, в образование идет наша молодежь, но быстро теряет свой светлый оптимизм. Поверьте, в нашей сфере очень много талантливых людей. И если бы наше государство платило не за количество, а за качество, мы бы давным-давно уже жили в другой стране, честное слово. Потому что такая нищенская зарплата, которую получают наши педагоги, – ну, это просто насмешка! И ожидать, что будут… Да, есть те, которые работают не за страх, а за совесть, но святым духом не проживешь, всем нужна заработная плата. И осваивают смежные профессии, получают второе высшее образование. Работая с ними, я иногда поражаюсь оптимизму некоторых, очень многих. Но некоторые уходят просто из этой сферы, потому что считают, что государство оскорбляет их такой заработной платой. Вы уж меня извините, но говорю эти вещи от чистого сердца. Проработала я более 40 лет. Причем я работаю в сфере с больными детьми, с психологами, с дефектологами и так далее. И сейчас востребованность в этих специалистах. Педагог должен быть очень широкого профиля, очень большой уровень профессиональной компетентности сейчас востребован. Но, увы и ах, платят очень и очень низкую заработную плату. Поэтому диплом не помогает получать достойную заработную плату, к сожалению. Иван Князев: Спасибо. Ну, то же самое пишет Воронежская область: «Здравствуйте. У меня два высших образования, а работаю мастером маникюра – это приносит реальный доход. А мои дипломы не пригодились. Устроиться тяжело, зарплата маленькая». Тамара Шорникова: И давай для контраста… Все-таки приходят SMS, где люди, мне кажется, если не с гордостью, то, в общем-то, довольные пишут и рассказывают про свою зарплату. Смоленская область: «Работаю по профессии каменщиком. Зарплата – 50–70 тысяч». Это как минимум еще одна профессия, которой стоит обучаться, судя по SMS. Сергей Комков: Вот видите? Это как раз показатель, что если в руках есть реальная профессия, то человек уже может надеяться на нормальное существование. А вот что касается звонка предыдущего, то… Я все-таки оптимист по жизни, и я очень надеюсь на то, что… Я очень серьезно всегда критиковал всех предыдущих министров образования (не буду называть их фамилии, не хочу просто этого делать). Но вот нынешний министр просвещения России Ольга Юрьевна Васильева – я очень надеюсь на ее старания, потому что она большая умница. Это единственный министр, который сейчас, честно говоря, у меня как у специалиста, проработавшего всю жизнь в системе образования, вызывает доверие. Я вижу ее старания, чтобы изменить вектор направления в системе образования российского и повысить уровень и качества образования, и отношение к системе образования в России. Я надеюсь на то, что все-таки удастся нам переломить вот это отношение к нашему образованию российскому, и самое главное – к фигуре учителя в системе образования, потому что это ключевая фигура во всей системе образования. Если мы не повысим уровень заработной платы и благосостояния учителя как ключевой фигуры, то никто ничего в этой системе образования никогда не сделает. Естественно, это можно будет сделать, если мы повысим профессиональный уровень этого учителя. Иван Князев: Конечно. Тамара Шорникова: Будущее покажет. Иван Князев: Ну, во-первых, бедный учитель и непрофессиональный, наверное, мало чему-нибудь хорошему научит. Подведем итоги опроса? Тамара Шорникова: Да. Мы спросили в самом начале программы: «Диплом ваш помогает вам хорошо зарабатывать?» «Да» – сказали 10%; соответственно, «нет» – 90%. Не самый решающий фактор при выборе… при получении хорошей работы. А какие есть – будем обсуждать дальше, продолжим это делать в вечернем уже эфире. Это наша тема дня, поэтому наши коллеги к ней вечером вернутся. А мы представим нашего гостя, который помогал нам разбираться днем. Иван Князев: Да, поблагодарим вас. Сергей Константинович Комков – президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, профессор. Сергей Константинович, спасибо большое за то, что пришли к нам. Тамара Шорникова: Спасибо. Сергей Комков: Спасибо и вам за то, что подняли такую важную проблему.