Ольга Арсланова: Это программа «Отражение», мы продолжаем. Сейчас к самым важным и интересным событиям этого дня. Основателя SpaceX и Tesla Илона Маска все-таки заинтересовало приглашение российских предпринимателей посетить бизнес-форум «Дело за малым!» в Краснодаре. Он пройдет совсем скоро, в октябре этого года. Приглашение Маску понравилось. Не исключено, что он посетит это мероприятие. Хотя каких-то явных обещаний, конечно, он не давал. Петр Кузнецов: На ракетке сядет. Ольга Арсланова: Давайте расскажем, что же это за история. Петр Кузнецов: Как это вообще появилось? Ну, появилось у них там, потому что организаторы форума арендовали билборд прямо рядом с офисом космической компании Маска в городе Хоторн и написали на нем латиницей: «Kak tebe takoe, Elon Musk?» Если вы не знаете, в Сети это уже стало устоявшимся, надоевшим на самом деле выражением. Так говорят, когда хотят противопоставить современные достижения техники нелепым или устаревшим изобретениям. Ольга Арсланова: И обычно изобретениям, которые в нашей стране появляются. На рекламном щите разместили QR-код, по которому открывается видеоролик с приглашением на мероприятие. Петр Кузнецов: QR-код – это то, что справа. Ну, на всякий случай. То, что справа, черно-белое – это QR-код. Ольга Арсланова: То есть Илон Маск может навести свой смартфон и узнать, что же это такое. Петр Кузнецов: А это уже клип. В рамках этой «масковской» кампании молодые предприниматели Кубани сняли музыкальное произведение, переделав песню «Крылатые качели». В тексте, наложенном на известный нам с детства мотив, говорится, что сердца всех, по крайней мере бизнесменов Краснодарского края точно, принадлежат Илону Маску, и они готовы отдать все свои сбережения, чтобы только увидеть его на этом форуме. Вот как-то так. Ольга Арсланова: К предпринимателям присоединились и пользователи соцсетей, они попросили Маска ответить на приглашение. Основатель SpaceX несколько загадочно написал по-русски в Twitter одному из своих собеседников: «Язык хорошо подвешен». Видел ли он при этом ролик – не уточняется. Форумов подобных в разных городах нашей страны проходит очень много. Давайте поговорим, зачем это делается, сколько на них тратится и есть ли в них какой-то практический смысл и какая-то практическая польза. Сегодня у нас в студии – эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. Здравствуйте, Владимир Юрьевич. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Владимир Рожанковский: Спасибо большое за столь интересную и нетривиальную тему. Я только хотел поправить сразу: город называется Hawthorne. Это по-русски «боярышник». Ольга Арсланова: Очень символично. Вот раньше что-то подобное называлось идолопоклонничеством… Владимир Рожанковский: Да. «Не сотвори себе кумира». Между прочим, это одна из заповедей в известной книге. Но мы сотворяем кумиров. Человечество так устроено, что это свойственно ему, видимо, все-таки. Ольга Арсланова: Но при этом сквозит и некое самолюбование, желание привлечь внимание к форуму. Владимир Рожанковский: Безусловно. Я должен отдать им должное, ребята очень креативные. И они зацепили, мне кажется, Маска за его самую такую уязвимую часть тела – это самолюбие. Видите, там на заднем плане портрет его как раз в том формате, как он любит. Петр Кузнецов: В советском стиле, я бы даже сказал. Владимир Рожанковский: Ну, это уже детали, как оформлен был клип. Они смогли, мне кажется, ухватить за его такое самолюбование, за эгоцентричность некую. Я думаю, что он им каким-то образом ответит. Хотя, конечно, сомневаюсь, что он прилетит. Они должны понимать, что для того, чтобы Маск прилетел в Россию… Здесь даже дело не в деньгах (хотя Маск, конечно, любит деньги, естественно), но здесь вопрос в том, что это будет колоссальный райдер, и ему нужен будет целый самолет специальной охраны. Ольга Арсланова: В общем, второй бюджет форума как минимум. Владимир Рожанковский: Это же не просто человек, который в джинсах, знаете, с бутылкой кока-колы прилетел в Краснодар и сказал: «Hello guys! Ну что, давайте…» Петр Кузнецов: Я уверен, что в джинсах он как раз и прилетит. Владимир Рожанковский: Я не думаю, что Краснодар готов сейчас обеспечить Маску безопасность. Вернее – готов, но это нужно общаться не им лично, а это придется общаться с Ткачевым. Или кто там сейчас губернатор? Петр Кузнецов: Нет, не Ткачев. Владимир Рожанковский: А, извиняюсь. Ольга Арсланова: А цель-то такая вообще есть? Его всерьез ждут? Владимир Рожанковский: Ну смотрите. Ребята пропиарились как минимум. То есть в этой ситуации они как минимум ничего не теряют. Даже если он не приедет, то о них наверняка будут говорить как о довольно таких отважных людях. И наверняка они получат какую-то известность. А может быть, это и было их целью – привлечь на форум не столько Маска, а сколько, в конце концов, каких-то интересных иностранцев, которые приедут туда, заинтересуются этим инноградом, тем, чем они там занимаются. И, чем черт не шутит, может быть, профинансируют. Но я сомневаюсь… Это достаточно умные, судя по всему, ребята. Петр Кузнецов: Владимир, давайте с одним из них поговорим. Это Николай Андреев, креативный директор рекламного агентства Ruport, он с нами на связи. Владимир, здравствуйте. Ой! Николай. Господи. Простите. Ольга Арсланова: Как раз все узнаем. Николай Андреев: Николай. Можно и Владимир, если так удобно. Петр Кузнецов: Ну, это был мой креатив в данном случае. Ольга Арсланова: Ну такой спорный. Петр Кузнецов: Николай, скажите, пожалуйста, вы придумали пригласить Маска? Или это предприниматели Краснодарского края придумали, а потом уже обратились к вам за помощью? Николай Андреев: Ну, мы сами тоже являемся предпринимателями – креативный бизнес, креативное агентство. Петр Кузнецов: Вы – и то, и другое. Николай Андреев: Да. То есть фактически это все придумали мы вместе с представителями организаторов. Ну, люди, которые делают форум, они тоже участвовали в этом большом мозговом штурме, когда просто возникла идея. Ну, скорее это была шутка: «Давайте еще Маска позовем». А мы уже ухватились за идею: «Ну давайте позовем, о’кей. Почему нет?» Идея – взять наружную рекламу, адресовать ее какому-то конкретному человеку – она не новая. Просто мы взяли этот инструмент и им воспользовались. Ольга Арсланова: А это технически сложно было сделать? Нужно же, наверное, какое-то разрешение. Или достаточно просто заплатить? Николай Андреев: Достаточно просто сделать макет и заплатить. Ольга Арсланова: А это дорого? И откуда финансы? Это бюджетные деньги или какие-то частные? Николай Андреев: Нет, бюджетные деньги – нет. Мы сознательно не привлекали к этому… Мы сначала вообще даже не хотели рассказывать чиновникам от администрации, что мы такое делаем, потому что считали, что первая их реакция будет: «Да нет, вы что? Ни в коем случае не надо этого делать». Поэтому мы междусобойчиком предпринимательским решили как раз таки. Цена вопроса – чуть больше тысячи доллара. То есть шесть человек скинулись, и один заплатил за это все. Петр Кузнецов: Ну, это только билборд? Тысяча долларов – это реклама? Николай Андреев: Да-да-да, размещение. Петр Кузнецов: А американцы просили, требовали объяснить, что это такое? Ольга Арсланова: Что там такое странное написано. Петр Кузнецов: «Kak tebe takoe, Elon Musk?» Владимир Рожанковский: Вы не поверите, именно на этом месте мы далеко не первые, кто что-то размещает с обращением к Илону Маску. Ольга Арсланова: Понятно. Что вы можете назвать успешным результатом форума? У нас очень многие зрители не понимают, зачем такие мероприятия проводятся, как измеряется их эффективность. Со стороны организаторов, директоров, креативных в том числе, что такое эффективность мероприятия для вас? Николай Андреев: Форум, который будет проводиться в октябре в Краснодаре, про который мы говорим, – это сугубо практическая история. То есть там даже есть конкретные показатели эффективности. Это в том числе количество открытых бизнесов, количество открытых ИП после форума. Он бесплатный. В прошлом году он прошел, по-моему, там было 14 тысяч человек. В этом году ожидается 20 тысяч человек. Петр Кузнецов: Ну, бесплатный – в смысле принятия участия в нем? То есть вход свободный, другими словами. Николай Андреев: Практически свободный, надо зарегистрироваться на сайте. Петр Кузнецов: Николай, последний вопрос, если у Оли нет вопросов. Бизнес-омбудсмен Борис Титов сказал: «Приедет Маск, у меня есть инсайд», – это цитата. Что вам известно? Вы все-таки ближе к Краснодару и к организаторам. Николай Андреев: Я думаю, к Маску ближе. Мне известно, что у нас «хорошо подвешен язык» и правда, что вчера сказал Илон Маск про то, что нам удалось зацепить его внимание. Больше информации от Илона Маска у нас нет. Ольга Арсланова: А скажите, пожалуйста, почему Маск? Ну, то есть понятно примерно почему. Это яркая персона, привлекает внимание, привлекает внимание к форуму. Но тем не менее неужели в России нет кого-то, кого хотелось бы позвать таким образом? Петр Кузнецов: Рогозина, например. Николай Андреев: Подождите. Ну, во-первых, господин Рогозин не является предпринимателем, он фактически является… Петр Кузнецов: Ну да. Ольга Арсланова: То есть персон, сопоставимых с Илоном Маском, нет? Николай Андреев: А Илон Маск – все-таки это частное лицо, это предприниматель. Владимир Рожанковский: У нас проблемы с предпринимателями, вот в чем проблема. Ольга Арсланова: То есть никого даже близко стоящего у нас нет пока что? Николай Андреев: Ну, на самом деле в программе форуме уже на данный момент порядка 30 спикеров. Можете зайти и посмотреть. Там есть и публицисты, и в том числе предприниматели. То есть мы активно работаем даже здесь, в Краснодаре, чтобы какие-то местные герои приходили и рассказывали свои истории. Ольга Арсланова: Спасибо вам за то, что ответили на вопросы. Владимир Рожанковский: Мне очень понравилось. Извините, я просто не смог удержаться. Поскольку у нас в России нет известных предпринимателей, то настолько эта ситуация отчаянная, что пришлось даже Маска приглашать, потому что не нашли ни одного российского предпринимателя. Петр Кузнецов: Ну, может быть, это и есть часть этого хода: «У нас нет. Давайте мы сделаем так, чтобы у нас были знаменитые и известные предприниматели, которых бы приглашали, не тратили деньги на приезд зарубежных гостей». Владимир Рожанковский: Мне этот месседж, например, очень нравится. Я поддерживаю его. Ольга Арсланова: Но при этом месседж немножечко знаете о чем? «Илон Маск, у нас здесь дикая страна, в которой не хватает предпринимателей. Приезжай и своим примером помоги, спаси!» – и все такое. Владимир Рожанковский: «Ну, хотя бы какая-то двадцатиминутная лекция, настрой нас на позитивный лад». Ольга Арсланова: Спасибо большое Николаю Андрееву, креативному директору рекламного агентства Ruport, который был у нас в прямом эфире. Петр Кузнецов: Экономические бизнес-форумы в России – их очень много проводится, чуть ли не каждый месяц. Мы просто не обо всех знаем. Ольга Арсланова: Этот еще относительно недорогой, да? Петр Кузнецов: Благодаря Илону Маску мы узнали о том, что в Краснодаре. Владимир Рожанковский: Только Сколково генерирует по четыре-пять форумов в год. Ольга Арсланова: Только. Владимир Рожанковский: Да, только Сколково. Петр Кузнецов: Владимир, для чего это? Как они проходят? И что получается в среднем на выходе у нас? Не что должно быть, а что у нас пока получается? Владимир Рожанковский: Ну смотрите. Для меня это больной вопрос, поскольку я человек, который даже проводил в свое время сам эти форумы. Один из них мы готовили в далеком Атлантик-Сити в США. Понимаете, я пытался как-то емко сформулировать смысл этих форумов, их задачи. Раньше это было нечто медицинского консилиума, где действительно, по аналогии, врачи встречаются. А для чего они встречаются? Ну, для того, чтобы поделиться между собой опытом и синхронизировать, что называется, стрелки часов, понять, куда движется современная медицина, да, обменяться опытом. И затем, приехав обратно в свои клиники, внедрять этот опыт, соответственно, на благо человечества, как бы высокопарно это ни звучало. Но это было тогда, это было в период глобализации, который продолжался до 2008 года, до этого мирового кризиса, который мы все не любим. А дальше начался период деглобализации. И вот чем занимались эти форумы в период глобализации, было понятно – они привлекали бизнесменов из разных стран для того, чтобы они делились между собой опытом и рассказывали, как вести бизнес в России, как вести бизнес на Украине, как это происходит… Петр Кузнецов: А зарубежные гости знают, как вести бизнес в России? Или они рассказывают тем, кто в России, как вести бизнес в России? Владимир Рожанковский: Нет-нет-нет, они рассказывали, как они это делают обычно в Британии, например. «Вот мы делаем одно, второе, третье». – «А нам приходится здесь бумаги оформлять для этого». – «А зачем? Вы же можете…» – «Да, действительно, а зачем мы это делаем?» То есть мы совершенствуем какие-то бизнес-процессы – в результате они упрощаются, и бизнесу становится легче дышать. Раньше это было так. Ольга Арсланова: Но сейчас, в эпоху санкций, экономической изоляции… Владимир Рожанковский: Это только чисто инструмент маркетинга, это инструмент… Ну как бы сказать? Это фактически возможность заявить лишь о себе. И даже последние форумы на самом высоком уровне, о которых мы знаем, приглашали одного или двух известных личностей, медийных, которые должны были быть такими – как это называется? – ну, cheer-лидерами, как на футбольном состязании. Они должны были поднимать боевой дух. Но, смотрите, с каждым годом они все менее и менее были в состоянии поднять, поскольку этот обмен – обмен идеями, обмен информацией – он как-то все время скукоживался и скукоживался. Соответственно, один человек не может полностью поднять зал, если в нем нет органического желания к обмену информацией, к интерактиву какому-то. И это, к сожалению, как мне кажется, печальная правда сегодняшнего дня, что форумы эти проводятся исключительно для рекламных целей, а не для целей искреннего обмена знаниями и информацией. И это, конечно, я не знаю… Петр Кузнецов: Собрались, поели, пожили на командировочные. Владимир Рожанковский: Обязательно журналисты должны быть на таких форумах. Раньше это не нужно было. То есть иногда они были, а иногда их просто, знаете, выпихивали, они были лишними, не нужны они были. Петр Кузнецов: Большая культурная программа. Владимир Рожанковский: Сейчас обычно форум – это прежде всего большие статьи в местной газете, это обязательно какая-то реклама на местном телевидении, это куча корреспондентов и так далее. То есть эти форумы вот для этого делаются. Ольга Арсланова: Это тусовка светская. Владимир Рожанковский: Это тусовка, да. Это светской тусовкой стало, к сожалению. Ольга Арсланова: Краснодарский край с нами на связи, наш зритель Сергей нам позвонил. Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Частично вы уже на мой вопрос ответили. Значит так. Вот смотрите, сколько у нас форумов экономических происходит в стране. Вот такой вопрос: а есть какой-то KPI вообще? Смотрите, у нас Академия наук, Новосибирск… У нас столько умных людей! Вот пусть они проводят экономические форумы в нашей стране. Просто они знают специфику нашей страны. К нам приезжают люди, которые не знают нашу страну, и они нас пытаются учить вести бизнес, навязываются какие-то правила, которые для нас неприемлемы и ментально, и экономически. Вот такой момент для меня интересный. Если взять все наше ученое сообщество и применить относительно нашего населения, сравнить с какой-то другой страной – есть ли такая методика сравнения? Ну, что ли, KPI наших умных людей применительно к нашему всему населению и той ситуации, к сожалению, очень нехорошей, в которой сейчас находится наша экономика. Ольга Арсланова: Понятно. Влияют ли экономические форумы и мысли умные, которые там проговариваются умными людьми, на экономическую обстановку в стране? Петр Кузнецов: Если проговариваются. Владимир Рожанковский: Можно я отвечу? Это тоже очень больная тема для меня. Я чувствую, что человек интеллигентный, действительно владеет фактурой вопроса. Понимаете, у нас не умеют создавать медийных людей. То есть люди, которые у нас мелькают на экранах, они не всегда отражают общий интерес какой-то. И наоборот – те люди, которым есть что сказать, они часто просто не доходят до этой медийной сферы, потому что они даже не знают, как им… Ну, им хочется что-то сказать, но они даже не знают, как им представиться, к кому им постучаться. Америка – это как бы страна-эталон в этом смысле, которая умеет создавать из инноваторов, из каких-то интересных подвижников людей медийных. Соответственно, эти люди дальше уже просто становятся известными, им есть что сказать, их приглашают. Вы знаете, что у нас тоже в Москве несколько было таких людей в последнее время, которые приезжали и давали лекции. У нас нет людей, которые могли бы приехать и дать лекции. Ну кто? Вот вы назвали одну фамилию. Давайте представим себе. Если этот человек соберет зал, скажем так, кто придет в этот зал? Скорее всего… Петр Кузнецов: Подождите. Сейчас большой крупный форум, мы не будем его называть, везде билборды уже давно висят. Шварценеггер приедет. Хабиб Нурмагомедов будет выступать. Владимир Рожанковский: И они будут на бизнес-форуме. Вот смотрите, опять же парадокс ситуации. Я с уважением отношусь к Шварценеггеру. Я смотрел последние его видео, где он учит людей правильно питаться, холодильник свой показывает. Это все здорово! Но какое отношение имеет Шварценеггер к бизнесу? Никакого. Значит, какой вывод из этого? Это рекламная кампания, в первую очередь. Соответственно, они приглашают людей, которые придут на форум не для того, чтобы услышать эти новые какие-то идеи и заняться делом, а просто придут на форум для того, чтобы посмотреть на Хабиба и на Шварценеггера. Я не думаю, что это худший вариант – прийти и посмотреть на Хабиба и на Шварценеггера. Но еще раз вопрос: какое это отношение имеет к бизнесу? Петр Кузнецов: Но бизнес от этого вряд ли что-то получит. Ольга Арсланова: Послушаем зрителей. Петр Кузнецов: А у нас на связи город, где проводится форум, но чуть крупнее краснодарского. Ольга Арсланова: Один из самых известных в нашей стране. Петр Кузнецов: Евгения. Ольга Арсланова: Санкт-Петербург. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вы меня слышите? Петр Кузнецов: Да. Зритель: Нормально? Петр Кузнецов: Да. Ольга Арсланова: Прекрасно! Зритель: Добрый день еще раз. Я из Петербурга. В общем-то, то, что я хотела сказать, наверное, уже где-то в эфире прозвучало. Я за экономические форумы. Они, наверное, полезные для бизнеса действительно, для людей, которые занимаются делом. Но когда я вижу на экране, когда у нас половина, извините, Правительства там присутствует, возможно, которые немножко в других сферах, половина Государственной Думы, которые в прошлом спортсмены известные, артисты, поддерживающие сейчас линию нашего правительства, – в общем-то, я так полагаю, что это все за счет государства. Я думаю, что это не за свои деньги. Ольга Арсланова: «Форумы эти прожигают народные деньги», – пишут нам. Владимир Рожанковский: Ну смотрите, любой интерактив… Петр Кузнецов: На какие и чьи деньги проводятся форумы, расскажите нам, Владимир? Владимир Рожанковский: Простите? Петр Кузнецов: На какие и чьи деньги проводятся форумы – местные, крупные? Владимир Рожанковский: Ну, по-разному. Есть, например, форум «ВТБ Банка», известный форум «Россия зовет!», он проводится… Ольга Арсланова: Но это же банк с госучастием. Владимир Рожанковский: Он с госучастием. Соответственно, они выделяют эти средства. Петр Кузнецов: А сколько всяких завтраков у Грефа? Владимир Рожанковский: Ну, это отдельно. Бизнес-завтрак – это скорее… Петр Кузнецов: Хорошо. Владимир Рожанковский: Но смысл именно в том, что… Я совершенно согласен с нашей телезрительницей, которая позвонила в эфир, что действительно есть такой момент, что, извините, чиновники… Ну, мы как бы уважаем, все понимаем. Но они могут общаться между собой в своих кабинетах. Зачем нужно создавать форум для того, чтобы просто переместиться из одной переговорной в известном месте в Москве в другую переговорную в Сочи и обсуждать ровно те же вопросы, которые вы два часа назад не завершили обсуждать в Москве? Вот это действительно для меня парадокс. Тогда давайте не бизнес-форумы проводить, а это будут форумы взаимодействия власти. Просто правильный ярлычок привесить, что это просто выездной форум для представителей власти, которые общаются между собой. Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, Владимир Юрьевич, если многие из этих форумов проводятся на бюджетные деньги… Как правило, кстати, крупные форумы проводятся с размахом: дорогая гостиница, шикарный стол… Владимир Рожанковский: Еще раз повторюсь – и известные люди, которые стоят недешево. Ольга Арсланова: Вопрос: как это происходит в других странах, особенно в период экономической рецессии, когда доходы населения снижаются шесть лет подряд? Владимир Рожанковский: Вы знаете, я подписан на некоторые форумы – и Института Адама Смита, и прочие. И действительно я слежу. Мне иногда приглашения присылают. К сожалению, в последнее время стало меньше возможностей (по разным причинам) выезжать на эти форумы. Раньше это практически было несколько раз в год. Ну, в основном, конечно, это была Европа – Британия, Швейцария. Иногда добирались до США. Сейчас в основном, конечно, эти форумы… Как бы сказать? Они стали менее интернациональными. Если проводится финансовый форум, скажем, в США где-нибудь, ну, в Нью-Йорке, предположим, то, как правило, это форум все-таки для американского бизнеса и, может быть, чуть-чуть для европейского. Ольга Арсланова: Но там так же все шикарно? Петр Кузнецов: Пользу они для бизнеса извлекают? Владимир Рожанковский: Формат сохранился везде. Формат – это, как правило, крупный отель, пятизвездочный или более. Это переговорные залы, они действительно шикарно накрываются. Гостей провожают на ковровых дорожках. Шведский стол, напитки. Это все сохранилось, конечно. У нас в меньшей степени, ну, по известным причинам – сейчас мы экономим на всем. В целом, понимаете, что я хотел сказать? Раньше на таких форумах были, как говорится, какие-то иностранные гости, которых в какой-то момент представляли. Они приезжали. Много из Европы приезжало, были азиатские гости и так далее. И на таком статусном форуме должны были быть обязательно иностранные гости. Сейчас, еще раз повторюсь, из-за этой деглобализации, которая происходит в последние годы, американские форумы проводятся преимущественно для американцев, европейские форумы проводятся преимущественно для европейцев. И как бы идет некий подрыв концепции этих форумов. То есть наша специфика в том, что у нас эти форумы стали все больше представлять чиновники. И это неправильно, если мы говорим о бизнес-форумах. У них своя специфика. Эти форумы внешне сохранили тот же формат, который и присутствовал раньше, но участники очень сильно локализовались. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста… Ну, не секрет, что малый и даже средний бизнес у нас сейчас выжимает как… выживает (и то, и то) как может. Ольга Арсланова: В зависимости от объема. Петр Кузнецов: Отдельно взятый предприниматель (на примере даже краснодарского форума) может какую-то пользу для себя извлечь даже на таком форуме, где, по сути, ничего не решается? Владимир Рожанковский: Они, конечно, варятся в своем котле. Если там есть инноваторы, то они, скорее всего, и без форума и так уже друг с другом общаются и могут в другом формате встретиться, обсудить какие-то вещи. Петр Кузнецов: Даже в кулуарах ничего нового, да? Владимир Рожанковский: Ну, вряд ли. Они все друг друга будут знать в Краснодаре. Ольга Арсланова: Но там же чиновники всякие… Владимир Рожанковский: В Сколково люди приходят, и уже все: «А, вы здесь? Ну, я так и думал, что вы будете здесь». Ольга Арсланова: А правда, кстати, что все эти инвестиционные контракты, которые нам презентуют как результат форума, подписываются до? Петр Кузнецов: Они готовятся. Владимир Рожанковский: Готовятся, разумеется. Ольга Арсланова: И можно, в принципе, без формы подписать. Владимир Рожанковский: Слушайте, в таких вещах экспромт весьма маловероятен, потому что это финансовые обязательства. Петр Кузнецов: Даже если они говорят, что экспромт, это все равно запланированно. Владимир Рожанковский: Да нет, конечно, готовятся. Просто это финансовая ответственность. Человек, какими бы он ни был наделен полномочиями, вот он приехал и вдруг экспромтом с кем-то выпил чай или кофе и тут же решил: «А почему бы нам с ним не заключить контракт?» – нет, такого, конечно, не может быть. Извините, нужен комитет по согласованию расходов для того, чтобы такой контракт заключить. Там нужно половину компании вывозить для того, чтобы они могли это решить. Поэтому, конечно, это все… Это декларируется как некий экспромт: «Вот мы встретились с китайцами и подписали контракт на 2,3 миллиарда долларов». Ольга Арсланова: Чтобы как-то оправдать проведение мероприятия. Владимир Рожанковский: Эти контракты уже заключены. Просто люди в такой приятной обстановке в физическом виде подписывают, а не подписывают путем пересылки курьером, почтой. Ну, есть такой элемент статусности. Петр Кузнецов: И на стоимость активов тоже они никак не влияют? Владимир Рожанковский: Ну нет. Понимаете, раньше действительно… Вот почему я сожалею о прежних временах? Наверное, не один я. Потому что действительно на этих форумах собирались люди с таким абсолютно экспромтом. То есть они приезжали с какими-то идеями и, услышав чье-то выступление на форуме, сами загорались, выходили к залу и признавались: «Вы знаете, я вам хотел об этом рассказать, но предыдущий выступающий меня зажег. Я теперь полностью поменял свою повестку. И я бы хотел поддержать его и сказать вам, что вот это замечательно. И мы тоже это будем развивать». И в этом были именно самые большие заслуги этих форумов. Ольга Арсланова: Понятно. Владимир Рожанковский: То есть люди меняли свое клише, они меняли свою повестку, они загорались чьими-то идеями и говорили: «Вот ради этого я приехал. Это экспромт. Действительно, мы будем внедрять эти технологии, потому что этот человек нас убедил». Сейчас этого, как правило, нет. Ольга Арсланова: Владимир Юрьевич, если можно – коротко. Последний вопрос. Что должно произойти, что должно измениться в России и на мероприятиях, проводимых в России, чтобы Илон Маск действительно приехал и считал бы это для себя интересным? Владимир Рожанковский: Во-первых, Илон Маск, на мой взгляд, конечно, не та личность, которая будет волюнтаристом и будет приезжать ради просто, так сказать, снисхождения какого-то и так далее. Скорее всего… Ольга Арсланова: Это должно быть ему выгодно. Владимир Рожанковский: Да. Он должен, конечно, запросить какую-то определенную сумму. Если он эту сумму получит, то он, наверное, прилетит. Но еще раз повторюсь: технически это довольно сложная процедура, потому что для нее необходимо снаряжать целый самолет охраны. Ольга Арсланова: Либо ему должно быть интересно пообщаться с коллегами, и они должны быть более высокого уровня. Владимир Рожанковский: Нет, он приедет. Если ему заплатят хорошие деньги, то почему ему не приехать? Он приедет. Петр Кузнецов: Робота Федора туда пригласить. Маск скажет: «Мне никакие деньги не нужны, я собираю чемодан». Владимир Рожанковский: Может быть, может быть. Как вариант. Вы тоже креативите. На самом деле почему бы не привезти робота Федора и не продемонстрировать Илону Маску как дополнительный мотивационный момент? Петр Кузнецов: И форум закончится тем, что… Картинка: робот Федор связывает Илона Маска. Спасибо, спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский был у нас в эфире. Владимир Рожанковский: Спасибо. Ольга Арсланова: Говорили о многочисленных экономических форумах и бизнес-форумах, которые проводятся в нашей стране. Петр Кузнецов: Спасибо большое.