Оксана Галькевич: А тут какая ситуация, тут знаете после стольких обсуждений роста цен на самые разные товары и услуги про бензин-то уже и не скажешь, что надо же, он подорожал. Тут скорее так: да, и бензин подорожал. И продолжает дорожать. Причем дорожать продолжает быстрее инфляции. Петр Кузнецов: Все мы в этой студии за последнее время обсудили. Да, сообщается, что при этом дефицита топлива нет, хранилища заполнены в рекордных объемах. К тому же лето – время отпусков, еще не достигло своего пика. Как и сезонные полевые работы аграриев. Оксана Галькевич: Поэтому интересно, что же будет тогда на пике сезона? Если об этом рассуждать. А после? И вообще хотелось бы разобраться в причинах. Давайте, друзья, подключим к разговору экспертов. И вы тоже, пожалуйста, звоните, пишите, расскажите, что у вас на АЗС с ценниками происходит. У нас на связи первый собеседник. Это Дмитрий Гусев, вице-президент независимого топливного союза. Здравствуйте, Дмитрий. Петр Кузнецов: Здравствуйте, Дмитрий. Сразу к делу. Что происходит? Дмитрий Гусев: Если мы будем говорить о розничных ценах, то розничные цены никоим образом не изменяются. На сегодня зафиксировано, что розничная цена не будет расти выше уровня инфляции плюс объем изменившихся налогов. Поэтому ни проблем с заправками, ни проблем с ценами выше уровня инфляции у розничных потребителей не будет. Все эти проблемы, которые существуют с ростом оптовых цен, с изменением налоговых составляющих и различных налоговых режимов – это проблемы отрасли. К сожалению, многие заправки работают в убыток. Поэтому на сегодня для потребителя все нормально, все спокойно, режимы установлены так, как есть. А все, что происходит на бирже, все, что происходит с ценами – это проблемы в первую очередь компаний, которые реализуют топливо на АЗС. Оксана Галькевич: Подождите, то, что происходит на биржах – это ведь рано или поздно все равно отражается на потребителях. Причем скорее рано, чем поздно. Дмитрий Гусев: У нас на сегодня рост розничных цен не первый год ограничен уровнем инфляции и объемом повышенных налогов. Поэтому максимум, на что может подняться – это уровень текущей годовой инфляции плюс стоимость изменившихся, как я уже и говорил, налогов. Налоги нам в этом году – изменения акциза – дали порядка двух процентов роста цены. И инфляция фактическая и прогнозируемая, я думаю, что будет 5-6%. Поэтому подъем розничных цен плюс-минус 6-8% – это максимум, который может быть. Практика прошлых лет показывает, что розничные цены на бензин, как правило, растут ниже инфляции. Оксана Галькевич: Подождите, Росстат говорит о том, что в полтора раза практически быстрее растут сейчас цены на бензин. Дмитрий Гусев: Слушайте. Еще раз. У Росстата есть различные данные. У Росстата есть недельные данные, которые, как правило, он предоставляет. Одна неделя может больше, другая меньше. Ведь никто не сказал, что нужно контролировать каждую неделю рост цен, выше или меньше. Какую-то неделю они идут выше, какую-то неделю они идут ниже. В среднем за год цены не выйдут за пределы инфляции. Это постановление правительства фактически, соглашение с нефтяниками, это контроль федеральной антимонопольной службы. Никто не позволит выйти за эти пределы. То есть то, что в рамках одной недели, двух недель понятно, что статистика идет, статистика плавает, но базово цены не выйдут за пределы указанного диапазона. Петр Кузнецов: Объясните, пожалуйста, демпфирующий механизм, который ввели, который призван, в том числе, и сдерживать рост цен. Как это работает? Или он не до конца работает? Почему рост при этом продолжается? Дмитрий Гусев: Демпфирующий механизм компенсирует нефтеперерабатывающим заводам доходность, которую они могли бы получить при экспорте нефтепродуктов в отличие от поставки на внутренний рынок. Он компенсирует не полностью, он компенсирует частично. Второй момент: он не имеет прямого воздействия на биржевые торги, то есть это взаимодействие между производителем и государством, а не между продавцами этого топлива. Прямого воздействия на спрос и предложение на бирже демпфирующий механизм не делает. Единственное, что он позволяет – несколько увеличить предложение на бирже. С учетом того, что спрос повышенный, и спрос может быть повышенный и в том числе из-за того, что увеличивается потребление за сезоны отпусков, ограниченные перелеты за рубеж, соответственно больше людей отдыхает внутри России, спрос может расти опережающими темпами по отношению к предложению. Петр Кузнецов: Понятно. Спасибо большое. Оксана Галькевич: Дмитрий Гусев, вице-президент независимого топливного союза. Посмотрим, какие цены в регионах. Краснодар пишет, что 95-й там стоит 52 рубля. Петропавловск-Камчатский сообщает, что дизель там по 60 рублей продают. И Пенза в оправдание росту цен говорит, что никто инфляцию не отменял. Еще один собеседник у нас на связи. Александр Фролов, заместитель генерального директора института национальной энергетики. Здравствуйте, Александр Сергеевич. Александр Фролов: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Александр Сергеевич, мы вот только что выслушали представителя, так скажем, отрасли, которая, так или иначе, устанавливает эти цены на автозаправочных станциях. Какие у вас объяснения этой ситуации, которая на топливном рынке в стране сложилась? Вы не от бизнеса? Александр Фролов: Если позволите, я отвечу на вопрос про инфляцию. Уточню немножечко. У вас совершенно правильные данные. Но когда говорят, что не выйдет рост за уровень инфляции, имеется в виду годовой показатель. А темпы роста цен на бензин сейчас опережают инфляцию за прошедший период, то есть за пять месяцев 2021 года. Соответственно ожидается, что включение демпфирующего механизма, а также меры, принятые, собственно говоря, по регуляции поставок топлива, в том числе через биржу, позволят снизить темпы роста цен во втором полугодии. Логика такая. И действительно, если мы посмотрим сейчас про период отпусков, прочее. Почему растут цены? К примеру, сейчас действительно из-за того, что большинство границ все еще остается закрытыми, перелеты не осуществляются, как и в прошлом году в июне наблюдается повышенный спрос на 95-й бензин. Ожидая это, правительство потребовало увеличить запасы бензина 95-го выше средних норм, которые обычно характерны для июня и июля. Но, тем не менее, есть спрос со стороны отдельных независимых игроков, которые идут на биржу. Им не хватает 95-го бензина, они идут на биржу, они пытаются выкупить дополнительные объемы. Это приводит к локальным ростам биржевых цен, и, собственно говоря, оптовых. Такое влияние присутствует. Оксана Галькевич: Александр Сергеевич, я прошу прощения. У нас, к сожалению, заканчивается время уже в эфире. Спасибо вам за ваши объяснения. Александр Фролов, заместитель генерального директора института национальной энергетики был у нас на связи. Петр Кузнецов: Спасибо. Первый насыщенный информационный час. Совсем скоро вернемся. У нас впереди COVID, вакцинация, футбол и «Промышленная политика». Оставайтесь на ОТР.