«Нас предали. Это заговор!»
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/eto-zagovor-39126.html Константин Чуриков: «Враги повсюду». Не утихает и разворачивается с новой силой история с подменой проб на допинг наших спортсменов. Гендиректор Российского антидопингового агентства Юрий Ганус накануне заявил о тысячах изменений, которые были внесены в базу данных Московской лаборатории. «Это все очень серьезно. Нас предали. Это какой-то заговор», – сказал он. И Юрий Ганус еще отметил, что изменения вносились чуть ли не в январе этого года – то есть уже после того, как многократно говорилось о том, что ну нельзя менять пробы. «На кону и репутация нашей верховной власти. Удар нанесен по всей Российской Федерации», – еще одна цитата из слов Юрия Гануса.
Сейчас об этом поговорим. И что вообще происходит в наших этих антидопинговых лабораториях? Как можно вообще о каком-то доверии к нашей системе околоспортивной говорить?
Оксана Галькевич: Друзья, очередной репутационный удар на самом деле. У нас уже много их было в совершенно недавнем нашем спортивном прошлом. Поэтому срочно звоните, поднимайте трубку, высказывайте, что думаете по этому поводу.
А мы пока подключим к нашей беседе Сергея Алексеева, председателя Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.
Константин Чуриков: Сергей Викторович, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Сергей Викторович.
Сергей Алексеев: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Сергей Викторович, ну подождите, у нас уже этой истории с подменой проб много-много лет. Мы уже за это все были наказаны, хотя и не поняли, почему это произошло. Когда Юрий Ганус говорит, что изменения вносились то ли перед январем этого года, то ли где-то в декабре прошлого года, то что можно сказать? Выводы не были сделаны? И кто этот заговорщик-предатель? Кто это сделал?
Сергей Алексеев: Дело в том, что заявление Юрия Гануса носит вероятностный характер, это его предположение. Каждый человек имеет право на предположение. Но, как я понимаю, он не является ни свидетелем этого дела, ни соучастником, очевидно, поэтому, не имея доказательств, такие голословные заявления, я думаю, неуместно ему было говорить. Поэтому, с юридической точки зрения, относиться всерьез к этому заявлению нет смысла. Причем он сам неоднократно полгода назад заявлял, что он никакого отношения ни к хранению, ни к передаче, ни к исследованию этой базы данных не имеет отношения.
Константин Чуриков: Он просто генеральный директор Российского антидопингового агентства. И спрашивать с него не о чем, да?
Сергей Алексеев: Да.
Оксана Галькевич: Сергей Викторович, кроме каких-то репутационных, так скажем, последствий вот этой шумихи всей в информационном поле, вы как юрист можете нам сказать, какие еще последствия могут быть для нас? Далеко идущие, еще какие-нибудь перспективы, средние, ближние?
Сергей Алексеев: Да, спасибо, очень нужный вопрос. Никакого отношения на самом деле статус РУСАДА не имеет к возможности Олимпийской сборной выступить на Олимпийских играх, поскольку даже в случае приостановления его статуса, хотя оно признано самим WADA одним из лучших в мире агентств на сегодняшний день, речь идет о прошлых годах, к которым отношения РУСАДА не имеет.
Даже в случае карательного решения Россия может по аутсорсингу нанять временно, например, антидопинговое агентство Белоруссии – и вопрос будет решен. Они не против. Или же межнациональное антидопинговое агентство создать – и тоже никакого отношения к возможностям сборной тогда это иметь не будет.
Константин Чуриков: Подождите! От летних Олимпийских игр в Токио в наступающем году и от зимней Олимпиады в Пекине нас не отстранят? Все будет хорошо? Мы зря подняли панику сейчас?
Сергей Алексеев: Ну, с юридической точки зрения – да. Возможны разнообразные варианты антидопинговой деятельности в стране. И нет прямой нормы в Олимпийской хартии о том, что в случае если антидопинговое агентство временно приостановлено, из-за этого нельзя сборной выступать на играх. Но главное, что варианты есть и другие антидопинговой работы в государстве. Поэтому в случае приостановления никаких проблем нет.
Просто идет информационная война, вот эти вбросы идут, они воздействуют на спортсменов. Но есть же поручение президента Российской Федерации от 30 апреля нынешнего года, чтобы наша сборная выступила без ограничений. С правовой точки зрения, пока оснований переживать нет. Идут просто эти провокации, вбросы, недоказанные факты, в том числе со стороны Юрия Гануса, к сожалению.
Оксана Галькевич: Ну смотрите, Сергей Викторович, с прошлыми историями по Олимпиадам, когда мы выступали в таком странном виде, под странными флагами…
Константин Чуриков: Под белым флагом, как будто сдались.
Оксана Галькевич: Да, под белым флагом. В общем-то, тоже впоследствии было сказано, что таких стопроцентных доказательств вины Российской Федерации ведь не было. Правда? Это потом признавали все эти расследователи – канадские, европейские и американские. Какие выводы мы сделали из тех историй, из тех Олимпиад, когда наши сборные проходили с белым флагом? Ведь сколько лет уже прошло, сколько все это тянется.
Сергей Алексеев: Кстати, вот такая санкция, как выступление под нейтральным флагом, даже самой Олимпийской хартией не предусмотрена, поэтому во многом это превышение полномочий, в том числе исполкома МОК.
Поэтому выводы какие? Если вдруг совет WADA 23-го числа принимает карательное решение в отношении РУСАДА, то в соответствии с кодексом Всемирного антидопингового агентства в течение 21 дня нужно это обжаловать в Международный спортивный арбитражный суд, потому что сам же WADA признал, что на сегодняшний день РУСАДА – одно из лучших агентств в мире. И также в случае карательного решения исполкома МОК это решение очевидно будет нарушать основные принципы Олимпийской хартии. И тоже их нужно обжаловать и на сессии МОК, и в Международный спортивный арбитраж, и в другие юрисдикционные инстанции.
Просто нужна более наступательная позиция, когда нас метелят и нарушают права наших спортсменов прежде всего.
Оксана Галькевич: Кстати, к вам вопрос. Я помню по прошлым историям, когда России нужно было отстаивать в международных судах свою честь и достоинство, нанимали не ваших коллег, россиян, а, по-моему, какое-то агентство европейское отстаивало наши интересы в судах. Наша юридическая квалификация за это время, именно в спортивном праве, она как-то преуспела? Мы к новым атакам, к наступательным позициям готовы?
Сергей Алексеев: Очень важный вопрос. Действительно, некоторые дела мы ведем от и до, включая Лозаннский суд, а на некоторые нанимаются эти швейцарские фирмы. И даже в известном деле бобслеиста нашего Алексея Воеводы не были представлены документы основные, доказательная база, и поэтому дело было проиграно.
Поэтому сейчас Олимпийский комитет России в силу поручения президента выделил 20 миллионов рублей, и уже формируется на эти деньги пул адвокатов, которые будут при подготовке, при участии нашей сборной отстаивать права наших спортсменов, наших спортивных организаций, нашего Олимпийского комитета.
Константин Чуриков: И опять на это приходится тратить деньги. Спасибо.
Оксана Галькевич: Спасибо.
Константин Чуриков: Сергей Алексеев, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.
У нас есть звонок из Краснодарского края. Здравствуйте. Говорите, вы в эфире.
Зритель: Добрый день.
Оксана Галькевич: Добрый.
Зритель: Добрый день. Я в командировке в городе Краснодаре нахожусь. Я сам из Канады. Я просто слушаю вашу передачу. Я всегда болел за российских, советских спортсменов. Просто я не могу понять. Наймите своих юристов. Понимаете, надо, чтобы Россия побеждала ту гадость, которую льют вот эти западники все, англосаксы. Просто это их политика – губить российский спорт напором. Уберите этого Гануса, который ляпает что-то не то. И фамилия у него какая-то противная. Ну поставьте Иванова, Петрова, Сидорова, чтобы он защищал спортсменов. Обидно просто! Я болею всегда за спорт. Я желаю вам, чтобы вы победили WADA. И уберите тупых и не нужных нам людей в спорткомитете. А особенно адвокатов нанимайте. И вы обязательно победите! Россия только вперед должна идти.
Константин Чуриков: Спасибо. Thank you very much! Как здорово, да? Человек из Канады приехал в Россию в командировку. Приятно!
Оксана Галькевич: Патриот Россию – побольше, чем на самом деле некоторые из наших функционеров, так скажем.
Константин Чуриков: Сейчас Николай Еременко к нам присоединяется, спортивный обозреватель, главный редактор газеты «Советский спорт». Николай, здравствуй. Ну, Николая я давно знаю. Николай, добрый день.
Николай Еременко: Да, добрый день, добрый день.
Оксана Галькевич: Мы тоже уже встречались.
Константин Чуриков: Николай, мы тут разворачиваем это дело. Значит, Ганус же еще сказал, что, по его мнению, вот эта подмена проб могла быть связана (это его предположение) с тем, что какие-то бывшие спортсмены стали высокопоставленными чиновниками, и это связано именно с этим. Об этом сообщает The New York Times со ссылкой на выступление Гануса на конференции в Колорадо. Как вам такой сценарий?
Николай Еременко: Ну, в Колорадо много чего наговорили. Там было, в частности, сказано о том, что Ричарда Сноудена будут менять на Родченкова. Это сильно оживило ход дискуссии, выступления стали уже такими сатирическими. Я оговорился, конечно. Эдвард Сноуден. Если Эдвард Сноуден за шесть лет в России все-таки, как выяснилось, немножко заскучал по Родине и в случае отсутствия преследования готов забыть про российское убежище и вернуться, то вряд ли кто-то Родченкова в этом заподозрит, в таком желании.
На самом деле это очень сильно и очень много объясняет – то, о чем говорит Ганус. Я как раз, в отличие от звонившего канадца, очень сильно его уважаю и считаю, что его заявления, которые он делает сейчас, правильные. Другое дело, что Юрий Александрович сейчас пошел ва-банк. И вопрос: зачем он пошел? Потому что достаточно жестко в его адрес…
Тут же надо контекст смотреть, мы же выдергиваем из контекста заявление. А там ведь глава американского антидопингового агентства Трэвис Тайгерт, есть такой известный и достаточно уважаемый человек, он сказал: «А зачем мы слушаем Гануса? Если он говорит правду, то надо задать вопрос: зачем? Его же Россия уволит за эту правду».
Тут, конечно, немножко выдернуто из контекста, потому что российские государственные органы давно его бы уволили, если бы имели все санкции. Его так просто не уволишь, это формально независимая организация. На что достаточно много было таких замечаний, что эти слова Тайгерт произнес, скажем так, из соображений политкорректности. Мы помним, к сожалению, 2016 год, когда все предшественники Гануса были не уволняемыми, а убиваемыми… вернее так: уходили из жизни при очень странных обстоятельствах.
Константин Чуриков: Николай, секунду! Ты нам хочешь сказать, что, стало быть, в общем, от Гануса нужно отвести все подозрения? Он может говорить правду, в том числе и в той части, что это какие-то высокопоставленные чиновники наши?
Николай Еременко: Я абсолютно уверен, Костя, потому что, смотри, одна простая вещь. Посмотри, какая простая вещь. Смотри, что у нас получается.
Патовая ситуация. WADA может наказать только РУСАДА – при том, что РУСАДА работает хорошо. Кто заинтересован в том, чтобы в компьютере подчищать эти буквенно-цифровые коды, которое соответствуют фамилиям, убирать какие-то фамилии? Не пробы, не как в 2014 году пробирки, а в данном случае уже вмешательство в компьютерную базу данных. Там огромное количество терабайт, там неделю скачивать и копировать.
Вопрос: кому это было нужно? Кто может это организовать? Это не Минспорта, у него нет рычагов. Скорее всего, конечно, это люди, связанные с властью. А у нас огромное количество людей, которые являются бывшими спортсменами, причем спортсменами пойманными за руку, как Татьяна Лебедева и многие-многие-многие другие, которые были наказаны, при этом продолжают занимать посты. Или Шипулин, сейчас обласканный властью, он оказался в Госдуме.
Здесь очень много вопросов. Я не о конкретных фамилиях. Это не они организовывали, конечно. Но люди подобного рода могли договариваться.
Оксана Галькевич: Николай, у меня такой вопрос. Все эти истории – я говорю, столько лет это уже длится! Хочется понять, на какие грабли мы постоянно наступаем?
Николай Еременко: Так мы эти грабли из-под ног не убрали. Я думаю, что просто сверху было указание: «Ребята, сейчас запустим специалистов из WADA. Там подчистите, чтобы все было чистенько». И по-солдафонски, тупо, не понимая и не задумываясь о последствиях, это зачистили, не понимая, что произойдет через какое-то время.
Оксана Галькевич: Спасибо.
Константин Чуриков: Посмотрим, появятся ли наши на Олимпиаде под российским флагом в Токио и в Пекине. Время покажет.
Оксана Галькевич: Будем надеяться пока. Хотя мы такие люди – все время надеемся на хорошее. Николай Еременко был у нас в эфире, спортивный обозреватель, главный редактор газеты «Советский спорт».
Константин Чуриков: А теперь – следующая тема.
Оксана Галькевич: Мы продолжаем.