Евгений Чернов: Хотите бросить курить – меняйте для себя терминологию: не «сигарета» – а «отравляющий снаряд», не «пачка сигарет» – а «табачный крематорий»

Гости
Евгений Чернов
эксперт наркологической превентологии, специалист в области ментально-психологического здоровья нации

Мария Карпова: Сегодня день отказа от курения. Правда, официально он празднуется в Америке в этот день, но к нему присоединяются по всему миру. Таких дней в году, кстати, несколько. Самый масштабный – в мае. Это день без табака. А вот как в разных странах боролись и борются с курением? Вот ты знаешь, какое государство первым запретило курение в общественных местах?

Петр Кузнецов: Ну, сейчас что-нибудь неожиданное будет.

Мария Карпова: Ну, вот-вот-вот, Петя!

Петр Кузнецов: Ну, потому что не зря ты так.

Мария Карпова: Бутан, Бутан.

Петр Кузнецов: Бутан? Бутан первый запретил?

Мария Карпова: Да, Бутан. Между прочим, еще в XVII веке.

Петр Кузнецов: Первый запретил?

Мария Карпова: Да.

Петр Кузнецов: «Так. Что-то мы никак не можем войти в историю. Давайте знаете что придумаем? Давайте придумаем... запретить курение!» «Давайте!»

Мария Карпова: Запрет, между прочим, действует до сих пор. В некоторых городах Сингапура существуют целые некурящие кварталы. В Америке отдельные фирмы отказываются брать на работу курильщиков. Но, мне кажется, это уже перебор.

Петр Кузнецов: Перебор. Но эта практика и у нас уже применяется.

Мария Карпова: Да? Серьезно?

Петр Кузнецов: Да, да. И знаете что? Кажется, это сработало. ВОЗ заявило, что употребление табака во всем мире снижается, но призывает правительства стран еще активнее вкладываться в программу, еще больше денег, которые помогут населению бросить курить.

Кстати, в России статистика тоже приятная. По данным Росстата аж с 2009 года число курильщиков планомерно уменьшается, а только за прошлый год, за 2020, число потребителей табака сократилось на 1,33 млн человек. Вот. Предлагаю свою лепту сюда внести. Я никогда не курил. Ты?

Мария Карпова: Бросила! Бросила.

Петр Кузнецов: Бросила. Давайте остальных уговаривать сейчас. ВОЗ призывает.

Мария Карпова: И мы вместе с ВОЗ. Евгений Чернов нам поможет, эксперт наркологической превентологии, специалист в области отрезвления молодежи. Здравствуйте, Евгений.

Евгений Чернов: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Кому, если не вам? Давайте начнем вот с этой приятной статистики, как она преподносится. Правда ли, по вашим наблюдениям, начали меньше курить или больше бросать? Как это правильно?

Евгений Чернов: Мне кажется, что да, тенденция идет к тому, что курить стало немодно.

Мария Карпова: Так. ЗОЖ?

Евгений Чернов: Да. Потому что среди молодежи сейчас уже... Если раньше было – на «слабо» брали, можешь ты курить или нет, то сейчас смотрят, ну, как на отсталых людей, что ли. То есть, ты куришь – ты значит не в тренде, люди все понимают.

Мария Карпова: Это среди молодежи. А что касается более старшего поколения? То есть молодежь, я понимаю так, что молодежь даже не начинает курить. А старшее поколение? Бросают?

Евгений Чернов: Если человек осознанный... Вот, допустим, я никогда не встречал ни одного человека, который бы сказал мне, что не хочет бросить курить. И даже если он будет говорить, что ему там чем-то нравится и он будет всю жизнь курить, в глубине души вот каждый курильщик, если сам себя спросит, он признается себе, что на самом деле хочет бросить курить, но просто не может. И поэтому всем окружающим будет доказывать обратное и самому себе прежде всего.

Потому что, ну, нет ничего в этом хорошего. Даже маленький ребенок знает, что курить вредно, на каждой пачке сигарет это написано. То есть, не существует людей, наверное, которые считают, что это полезно, хотя раньше и такие люди были. То есть это благодаря тому, что люди понимают.

И вот я, допустим, когда работаю с молодежью, я задаю вопрос: «Кто из вас курит осознанно, сознательно? Есть такие сознательные курильщики?» Все такие: «Да! – там лес рук. – Мы сознательно курим, осознанно». «Ну выходите кто-нибудь один». Я говорю: «Ты куришь осознанно». Он: «Да». Я говорю: «Ты пачку сигарет когда-нибудь видел? Там вот написано, к чему приводит курение».

Мария Карпова: Курение убивает чаще всего.

Евгений Чернов: Да-да-да-да-да. Это как, знаете, в том анекдоте: когда написано «Рак легких». А мужчина говорит: «Ой, можно мне с импотенцией, пожалуйста?» То есть на самом деле все все знают: что это гангрена конечностей, инфаркты, инсульты, рак и прочее.

Я говорю: «Ты это знаешь?» Он говорит: «Да». Я говорю: «Поздравляю. Чисто с медицинской точки зрения у тебя – расщепление сознания». Это значит, что одна часть мозга говорит, что это вредно, а другая часть мозга говорит: «Да ладно, тебя точно пронесет».

Это называется шизофрения. Ну чисто медицинский термин такой. Не обидно, да? В Европе так и называют, то есть – алкогольные и табачные шизофреники. Почему? Потому что люди знают, что вредно, но при этом употребляют. И здесь мы говорим об осознанности. Вот человек должен понять, во-первых, что это глупо. Потому что тратить свои деньги...

Мария Карпова: А они все дорожают и дорожают, насколько я знаю.

Петр Кузнецов: Они, кстати, те, кто задумывается (я знаю, наблюдаю), они уже такие: «Так (они уже подсчеты ведут), если я сейчас брошу, это я и сэкономлю...» ну и там начиная, в зависимости от того, какие сигареты куришь – от 5 000 рублей в месяц.

Мария Карпова: Да-да.

Евгений Чернов: У меня друг есть. Он как бросил курить? Я говорю: «Ты чего бросил? Всю жизнь курил». Он говорит: «А я подсчитал. И в год я экономлю на отпуск всей семьей на море». То есть он подсчитал, ну, и где-то пачку...

Петр Кузнецов: Мне папа недавно сказал, я вспоминаю, по-моему (я просто вот правда не курю и даже не знаю, сколько эта штука стоит), папа, если не ошибаюсь, говорит: «Когда пачка будет стоить 100 рублей (или она давно уже сто?), вот тогда брошу». Он прямо поставил себе такой вопрос.

Евгений Чернов: Я просто с 13 лет не курю, тоже не в курсе цен.

Петр Кузнецов: Скорей бы сто рублей стоила.

Мария Карпова: Давайте выслушаем нашего телезрителя. У нас звонок: Сергей из Санкт-Петербурга. Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Зритель: Доброе утро. Третий год не курю, причем бросил так, что почувствовал действительно. Ну, благодаря, конечно, качеству низкому табака почувствовал, что лучше бросать, чему эту курить траву дальше, вот. Будет дешевле и полезнее для организма.

Но самое интересное, как я начал курить. В армии, когда мы были на перекуре с солдатами, и нам прапорщик сказал: «Кто курит – курить, а кто не курит – работайте». Вот так наши семь человек закурили.

Мария Карпова: Понятно.

Зритель: Это смешно. Но спустя много лет, я это слушаю ведь, сам этот прапор не курил. Я думаю, что...

Мария Карпова: Нехороший человек.

Зритель: Ну в общем, нехороший человек был. Так вот, надо бросать действительно, потому что, если задуматься (ну, это для тех людей, которые действительно думают), если задуматься, плюсов-то ведь нет, кроме небольшого всплеска какого-то там... энергии.

Или люди иногда говорят: «Не брошу, потому что иногда голод перебивает». И так далее, и так далее. Все это отговорки. А если сесть и подумать, особенно вдвоем, а особенно еще накурившись так, что уже в голове потемнеет, тогда можно прийти все-таки к светлому решению бросать курить бумагу, курить пластмассу – никто не курит.

Петр Кузнецов: Маша глаза закатила.

Зритель: Но самое главное, что появляются заменители у молодежи, вот эти... дымы вот эти электронные.

Мария Карпова: Хотим об этом... Да, сейчас обязательно поговорим.

Зритель: И ведь это, понимаете, у нас государство очень плохо реагирует и долго почему-то на все эти вещи. Надо предупреждать, а не искоренять. И когда я смотрю, что молодежь перешла с сигарет на вот эти спайсы, или как там они называются...

Петр Кузнецов: Вайпы, шнейпы.

Зритель: И курят дети!

Петр Кузнецов: Спайсы – нет, не дай бог!

Мария Карпова: Спайсы – да, это другое совсем. Спасибо большое.

Петр Кузнецов: Спасибо, Сергей. Спасибо, что вы про эти инструменты вспомнили.

Мария Карпова: Действительно, многие те, кто перестают курить обычные сигареты, говорят: «Я курю электронные, – или вот эти вейпы, действительно, – и это не вредит. Там нет (не знаю чего) никотина, нет смолы. В общем, я здоровый человек теперь. Я практически бросил курить». Это так?

Евгений Чернов: Ну, на самом деле это увод в сторону от проблемы. То есть замещают одно другим для того, чтобы... Вот цель какая этих корпораций, которые производят это? Чтобы человек только не переставал это делать. То есть важно, чтобы он не переставал курить. Кому-то может быть, помогает. Но их очень мало. По моей статистике, очень мало, кому помогает. Есть более действенные способы и более дешевые, потому что вейп тоже стоит денег.

Мария Карпова: Ну а про вред этих вот электронных сигарет? Он меньше действительно?

Евгений Чернов: Я бы не сказал. Потому что там то, что входит в состав этих вейпов, оно не подвергается лицензированию. И мы не можем отследить, насколько качественна вообще эта продукция. Поэтому, у кого-то взрывается во рту эти вейпы, то есть таких случаев тоже масса, в интернете можно посмотреть. И действительно вред еще не понятен, потому что это что-то новое. Я бы не стал говорить, что менее вредно, наверное, это просто до конца не изучено.

Мария Карпова: Тоже очень вредно, не изучено. Может быть, еще вреднее, потому что не изучено.

Петр Кузнецов: Несколько сообщений, прости, да? Чтобы они, как-то, ну...

Мария Карпова: Чтобы была связь!

Петр Кузнецов: …не застыли здесь вот у меня, и о них никто не услышал. «Мне кажется, молодежь меньше курит, а наше поколение, прошедшее 1990-е, с трудом бросает», – Москва. Чебоксары: «Начал курить в 6-м классе, бросил в армии, не курил 39 лет. Начал в декабре 2021 года. Курю мало». В декабре 2021 года? Он же не наступил еще, декабрь.

Мария Карпова: Может человек планирует начать? А может быть нам написали из будущего, Петя, такое тоже...

Петр Кузнецов: На машине времени – и вернулся. Сейчас, секунду-секунду-секунду. Тюмень: «Люблю курить. Курю 30 лет». «Недавно зашла в магазин, а там дышать нечем, куревом несет», – Самарская область. Короткий вопрос.

Мария Карпова: Пожалуйста-пожалуйста.

Петр Кузнецов: Вот этот закон, который призывает вообще полностью запретить курение (но это вряд ли возможно – полностью). Частичный запрет курения – как он работает? Что произошло с общей картиной после того, как запретили курить в общественных местах? И в магазинах не должно пахнуть куревом, в поездах.

Мария Карпова: В подъездах, да.

Евгений Чернов: Вы знаете, это в долгосрочной перспективе очень хорошо сработало. То есть действительно понижение и употребления табака, и его производства автоматически. Почему? Потому что, я говорю, это стало немодно. Когда я стою там где-то в стороне, меня обходят уже. То есть люди обращают на это внимание: что есть курительные зоны, значит, вот для кого-то. Мне нужно потрудиться выйти из помещения – это дополнительные сложности. И человек думает: «Да зачем? Вот легче просто бросить».

Мария Карпова: При нашем-то климате.

Евгений Чернов: Тем более в нашем климате, да, зимой. Поэтому я считаю, что это очень хорошие тенденции, и постепенно их нужно усиливать. Сразу, я согласен, если сейчас запретить, сейчас будут забастовки.

Мария Карпова: Ну конечно, да.

Евгений Чернов: А постепенно – это правильная стратегия.

Мария Карпова: Есть распространенный миф, он появился вот совсем недавно, когда началась пандемия, что курильщики меньше болеют и легче болеют COVID. Это действительно есть какая-то такая статистика?

Евгений Чернов: Вы знаете, да, я сталкивался с такими новостями, но, как правило, это какая-то «желтая» пресса, я думаю, что это ни на чем не основанные факты. Думаю, кому-то просто выгодно продвигать эти теории.

Понимаете, вот с рождения у каждого человека есть три основных рефлекса – хватательный, сосательный и купательный. И, к сожалению, хватательный и сосательный рефлексы почему-то с возрастом у некоторых людей не атрофируются, а наоборот, начинают прогрессировать. То есть первое, что нужно понять, что, когда человек берет сигарету, вот, если мы переходим уже к советам, можно?..

Мария Карпова: Да, конечно, вот как раз хотели в следующем вопросе перейти.

Евгений Чернов: Первый совет. Когда вы взяли сигарету только в руки, первый вопрос себе задайте: вы это сделали сознательно или нет? Как правило, в 99% у вас будет ответ «нет».

И второй вопрос: зачем вы это сделали? Некоторые только задают себе вопрос, когда уже в рот вставили сигарету. То есть настолько это машинально происходит. Вот, опять же к вопросу этой сознательности. Наш российский психофизиолог, последователь академика Павлова Геннадий Андреевич Шичко вывел эту систему, как освобождаться.

И первое, что он говорит, это убеждение человека о том, что надо курить, о том, что это часть моего имиджа, о том, что это модно и прочие-прочие-прочие мифы у человека в голове. У него убеждение, что допустим резко нельзя бросать курить. Некоторые говорят: «Вот резко бросишь, все там, еще хуже, лучше вообще не бросать». Много мифов существует, и у человека убеждение.

Второе: если вы хотите избавиться от курения, вам нужно поменять терминологию отношения. Потому что вот курильщики как говорят: «Я курю». Курятся облака, извините, понимаете? Курить – это неправильное определение. Травиться табачными ядами – вот это правильно. То есть если я отравляю себя табачными ядами, просто себе это говорить честно.

Не сигарета, сигаретка, папироска, понимаете, а отравляющий снаряд. Не пачка сигарет, а табачный крематорий. То есть вводите правдивую терминологию и называете своими именами вещи. Тогда вам будет легче.

Мария Карпова: Спасибо большое, Евгений. Евгений Чернов был сегодня у нас в гостях, эксперт наркологической превентологии, специалист в области отрезвления молодежи.

Петр Кузнецов: Еще одна мотивация напоследок для мужчин. Нижегородская область: «Красивые женщины не любят курящих». Это правда.