Европа. XXI век
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/evropa-xxi-vek-63446.html Константин Чуриков: Ну а сейчас давайте поговорим о Европе XXI века, на что она сегодня похожа. Во многих странах рекордная инфляция. Я думаю, сейчас можно вывести на экран, показать эти страны. Это у нас Эстония, Латвия, Литва. Ну в целом в Евросоюзе 10% – это очень много, там такого не было.
Значит, все наперебой говорят, причем, скажем так, не наши эксперты, а уже в Европе предупреждают о том, что действительно произойдет то, что они называют «деиндустриализация», то есть остановка производства. Люди могут потерять, соответственно, работу.
В последнее время стали нам ну на фоне этого, уж казалось бы… разрушается промышленность, работу можно потерять, с электричеством проблемы, вот рассказывают нам европейские СМИ в частности издание «Bild» о детских садиках с углубленным изучением ЛГБТ. Вот накануне в очередной раз стало об этом известно, скоро вот должен открыться в Берлине.
Вообще куда катится, нет, не мир – Европа, сейчас мы спросим Владимира Шаповалова, это политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ. Здравствуйте, здравствуйте, Владимир Леонидович.
Марина Калинина: Здравствуйте.
Владимир Шаповалов: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Что происходит? Почему все движется вот по этому какому-то очень, мягко говоря, странному сценарию, абсолютно, так сказать, неуместному в XXI веке? Почему Европа выбрала этот путь?
Владимир Шаповалов: Ну прежде всего необходимо сказать, что этот путь Европа выбрала не сегодня. Это кризис, который тянется уже на протяжении многих лет и даже десятилетий. Собственно тот вариант Европы, который мы сейчас рассматриваем – это Евросоюз, конечно. Это не Европа – это часть Европы, объединенная в рамках Евросоюза.
И в какой-то момент времени Евросоюз стал забирать функции государства, монополизировать экономические функции, политические функции. И именно с этого момента начался упадок Европы, он совпал с четырьмя мощными ударами, мощными кризисами, которые последовательно обрушились на Европу. Это 2008 - мировой экономический кризис, это 2015 – европейский миграционный кризис с мамой Меркель, которая, так сказать, пригласила мигрантов, и они воспользовались этим приглашением. Это 2020 – пандемический кризис, это 2022 – кризис в отношениях с Россией.
Каждый из этих кризисов добивает Европу, он вбивает в Европу очередной гвоздь, вот в это здание, разрушает его. И если мировой экономический кризис 2008 обнажил, так сказать, те проблемы, которые существуют в европейской экономике, в экономике Евросоюза, показал, насколько сложная и неэффективная система выстроена, в которой существуют страны, которые откровенно не тянут, не вытягивают на этот уровень – так называемые «страны-свиньи», страны-пиггс, как их обозвали в Европе, это Португалия, Испания, Италия и Греция. Возникли разночтения, разногласия между этими странами. Дальнейшие кризисы только усугубляли этот процесс.
И сейчас ведь энергетический кризис начался не с момента начала специальной военной операции, он начался за год до этого, когда европейцы приняли абсолютно убийственное решение о переводе газовых цен фактически в рыночные отпуски газовых цен в свободный рынок. Это привело к резкому росту цены на газ уже в ноябре-декабре 2021, задолго до спецоперации.
А дальше, если мы переходим на спецоперацию, ну тут это прямое самоубийство. То, что мы наблюдаем – это иначе, как мазохизмом назвать невозможно, потому что каждое новое решение Европы, Евросоюза оно направлено против жителей Евросоюза, а не против жителей России, хотя конечно они стремятся направить эти решения против нас, но они рикошетом и больнее бьют по ним.
И вот эта политика, в которой они не могут остановиться, по всей вероятности потому, что Европа не субъектна, и те люди, которые сейчас являются лидерами тех или иных европейских стран и Евросоюза, они ведь не обладают политической субъектностью, а зависят от Вашингтона.
Константин Чуриков: Владимир Леонидович, вот вы говорите, что Европу добивали планомерно кризисы, значит 2000-х годов, миграционный кризис, ковид сейчас вот, кризис отношений с Россией вокруг Украины. А что делать надо было этим странам, чтобы кризисы их не добивали? Вот есть ли какой-то универсальный рецепт?
Марина Калинина: Можно я дополню вот вопрос Кости? Вы сказали в начале нашего разговора, что Европа выбрала такой себе путь давно. Но вот вопрос возникает, она ли его выбрала сама, или за нее выбрали этот путь?
Владимир Шаповалов: Ну прежде всего отвечу на первый вопрос, что делать. Распустить Евросоюз – это первое, как можно быстрее. И второе – помириться с Россией, установить отношения с Россией.
Отвечаю на второй вопрос, она ли его выбрала. Как проходило, так сказать, создание Европейского Союза нынешнего с принятием Лиссабонского договора, последнего договора, который фактически приводит к десуверенизации отдельных европейских стран и усилению позиций евро-бюрократии? Как происходил этот процесс, давайте вспомним.
Три раза в трех странах только вынесли вопрос на референдум, только в трех странах, во всех остальных парламент этот вопрос принимал, и принимал, естественно, положительно. Как только вопрос выносили на референдум, народ той европейской страны, которая… в которой проходил референдум, голосовал против. То есть люди-то знали, люди понимали, к чему это все может привести, к какой катастрофе европейской это может привести. Против голосовали во Франции, против голосовали в Ирландии.
И вот это голосование против народа на референдуме, против общеевропейской конституции, потом против Лиссабонского договора, так называемого, как европейские политики отнеслись к этому голосованию народа – они его естественно проигнорировали. Абсолютно уверен в том, что, если бы в любой европейской стране, включая Германию, вопрос о дальнейшем усилении полномочий Евросоюза был вынесен на всенародный референдум, население любой европейской страны, ну разве кроме стран Прибалтики, наверно, проголосовало бы против.
Мы видим, что это решение выбирал не народ Европы. Кто это решение выбирал – это решение выбирало евро-атлантическая европейская бюрократия и европейский политический класс, который полностью зависит от Вашингтона и Брюсселя, и который составляет, находится у власти.
И заметьте, какие процессы происходят. Пытается народ убрать демократическим образом вот эту элиту, которая завела в тупик. Одно за другим падают европейские правительства. Но что происходит – происходит манипуляции, при помощи которых вновь те же самые элиты приходят к власти, но только в несколько ином виде.
Как только в 2017 году две основные партии французские оказались по-сути… потеряли поддержку народа, возник феномен Макрона. Макрон – это, соответственно, политик, выращенный в пробирке, который вдруг… такой ребрендинг. Что он новый политик? Конечно, нет, он социалист, его партия состоит, половина партии – из представителей одной партии, и половина – из другой. То есть провели ребрендинг, привели к власти относительно новое лицо, показали народу – смотрите, вот это новый политик, он не будет повторять ошибки прошлых. Просто-напросто одурачили народ.
Константин Чуриков: Владимир Леонидович, но ведь это не только, скажем так, экономические и политические аспекты привели Европу к этому. Кажется, еще есть кризис морали, кризис ценностей, кризис смысла жизни, если хотите. Как все эти кризисы и во имя чего, почему они возникли в Европе? Потому что там же в свое время были крупные какие-то христианские силы – христианские демократы там в Германии и так далее. Почему все это вымылось из политического поля?
Владимир Шаповалов: Сэмюэль Хантингтон, известный американский политолог еще лет 15 назад задавал вопрос, почему в Америке рожают, а в Европе нет. И отвечал на этот вопрос: потому что в Америке верят в бога, а в Европе – нет. За эти 15 лет уже и в Америке перестали верить в бога, как это было раньше.
Константин Чуриков: Ну только надпись на долларе осталась, да.
Владимир Шаповалов: Да. То, что касается Европы, здесь все понятно в общем-то. За исключением некоторых стран, которые хоть в какой-то степени остаются привержены, так сказать, христианским традициям – это прежде всего некоторые католические страны Южной Европы и Польша с Венгрией, остальные европейские страны стремительно дехристианизируются и отрываются от своих корней.
Нынешняя Европа никакого отношения к великой европейской цивилизации, созданной на сочетании христианской и эллинистической, римской, античной традиций, вот на этом сочетании, собственно и взращена европейская цивилизация.
Нынешняя европейская цивилизация является постхристианской, пост-традиционалистской, с разложением, так сказать, всех основ общества, которые заменяются симулякрами, которые заменяются вот такими совершенно искусственными идеями, как идея ЛГБТ+, которая выдаются за абсолютное проявление равенства и свободы, хотя понятно, что не является ни тем, ни другим, а является в общем-то идеей насаждения диктата меньшинства по отношению к большинству и переформатированием общества.
Вот это разрушение традиционных европейских ценностей, на которых основано все – политический институты, общественная мораль, экономика (давайте вспомним протестантскую этику капитализма – это тоже, в общем-то, христианские основы), вот этого всего уже нет. Еще примерно 5 лет назад я встречал социологию, статистику о том, что ни один школьник в Исландии не верит в бога больше, не является христианином.
Естественно, эта статистика немножко разная. Как я уже сказал, в католических странах юга и востока Европы ситуация несколько иная, чем в протестантских странах. Но общий процесс деградации, ухода в аморальность, в отсутствие ценностей и разложения ценностной основы – это, собственно, тот мир, который европейцы очень активно строят.
Марина Калинина: Владимир Леонидович, а вот на ваш взгляд, среди политиков, я не знаю, среди элит, кого угодно, сейчас в Европе есть какие-то личности, которые в сознании, которые осознают вообще, что происходит?
Владимир Шаповалов: Да, вне всякого сомнения они есть. Здесь необходимо подчеркнуть, что на протяжении опять же последних лет и десятилетий происходит формирование фактически альтернативного политического пространства, которое включает в себя тех политиков, общественных деятелей и лидеров общественного мнения, которые не ориентируются вот на эти губительные стратегические линии. Они выступают против излишней бюрократизации и усиления Евросоюза, против ориентации на Вашингтон, против разрушения традиционных ценностей.
Этих политиков обычно клеймят в Европе, называя популистами, правыми или левыми. На самом деле они никакие не популисты, они являются классическими правыми или классическими левыми с точки зрения и XIX и большей части XX века, то есть это нормальные политики.
К этим нормальным политикам, конечно, достаточно жесткий политический прессинг со стороны тех евроцентричных элит, которые в настоящее время находятся у власти. Я имею в виду, конечно, и альтернативу для Германии, я имею в виду и Марию Люпен во Франции, и Эрика Зимура во Франции.
И заметьте, позиции этих политиков, их влияние в обществе растет, поскольку ну приходит понимание для значительной части европейского общества, что тот путь, которым нынешние элиты ведут Европу – это путь к уничтожению, к самоуничтожению.
Константин Чуриков: По этому поводу очень здорово сказал Морис Дрюон в своей книге «Проклятые короли»: «В трагическую годину история возносит на гребень великих людей, но сами трагедии – дело рук посредственностей». Последний вопрос к вам: как победить посредственностей?
Владимир Шаповалов: Ну это, знаете, вопрос все-таки достаточно риторический, поскольку есть объективные процессы. Объективный процесс для Европы – это кризис и деградация. Давайте вспомним падение Римской империи, некоторые другие подобного рода процессы. Боюсь, что он неостановим. Боюсь, что те процессы, которые были запущены 70-80 лет назад в послевоенный период, которые сформировали современный экономический, политический, культурный тренд развития Европы, они уже перешли через все красные линии, и дальше для Европы только скатывание вниз по этой лестнице деградации.
И даже если отдельные политики, такие, как Виктор Орбан, приходят к власти и начинают заявлять о том, что я не за Россию, я не за Украину – я за Венгрию, за национальные интересы Венгрии, его объявляют авторитарным правителем, хотя он в общем-то победил вполне демократическим образом.
Константин Чуриков: Спасибо большое.
Марина Калинина: Спасибо.
Константин Чуриков: Владимир Леонидович, всегда вам рады в нашем эфире. Владимир Шаповалов, политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ.