Марианна Ожерельева: Что, о хорошем теперь? Виталий Млечин: Да. Это может показаться кому-то странным, но АвтоВАЗ нарастил продажи своих машин в Европе. За январь продано 154 автомобиля «Лада», это аж на 152% больше, чем в этом же месяце года прошлого. Марианна Ожерельева: Всего в 2021-м в странах Евросоюза было продано 1577 новых автомобилей «Лада». Европейские дилеры говорят, что у марки появилось очень много поклонников. Почему же? Виталий Млечин: Почему, будем обсуждать. Что нравится европейцам в наших машинах? А что вам нравится или не нравится в отечественном автопроме? Тоже расскажите. И еще один важный вопрос: как отличается качество того, что производится на экспорт, от того, что продается внутри нашей страны. 8-800-222-00-14, бесплатный телефон прямого эфира. 5445, короткий бесплатный номер для ваших смс-сообщений. Сейчас поговорим с Александром Гусаровым, автомобильным журналистом. Александр Емельянович, здравствуйте! Марианна Ожерельева: Здравствуйте! Александр Гусаров: Здравствуйте! Виталий Млечин: Александр Емельянович, ну вот был же история, что Лада, которая имеет дилерскую сеть достаточно развитую в Германии, объявила о том, что перестанет туда гнать машины на экспорт из-за экологических норм. Так немцы написали петицию, что нет, вы, пожалуйста, привозите к нам свои машины. Нашим потребителям очень нравится. Почему немцам нравятся отечественные автомобили? Александр Гусаров: Ну, вы знаете, у нас вообще, в принципе, новости, судя по всему, создаются, вот, вы знаете, мы здесь можем втроем сесть, выпить кофе, съесть… Марианна Ожерельева: Шоколад. Александр Гусаров: Шоколад, как сказала Марианна, надо их побольше есть. Вот. И придумать новость. Я вчера связался с пресс-службой АвтоВАЗа. Виталий Млечин: Так. Александр Гусаров: Переслал им новость, которая была опубликована в «Известиях». Самое интересное, что они об этом ничего не знают. Как бы, если не знает пресс-служба, значит, новость придумали, да? Это как была когда-то в свое время на одном из уважаемых каналов опубликована новость, что ЗИЛ полностью продан в Мексику. И мне люди на полном серьезе начинали писать, что, вот представляешь, у нас этот несчастный завод закрыли, а мексиканцам он нужен. Вот то же самое и здесь. Собственно, как бы, я, честно говоря, не знаю, то это за информация. Как мне сказали, что это какая-то серая информация, в пресс-службе. Но обсуждать ее можно, как бы, да, как сам факт, да? Виталий Млечин: Да, Александр Емельянович, дело не в цифрах, на самом деле, а в том, что, ну вот, казалось бы, да, у нас такой образ в нашей стране, что Жигули, АвтоВАЗ, Лада – это все-таки не самые хорошие, возможно, машины, да? И считается, что в Европейском Союзе благополучном выбирают другую технику. Марианна Ожерельева: А тут Ладу, да? Виталий Млечин: Но даже если просто поехать и посмотреть, какие машины встречаются на улицах европейских, нет-нет, да встретишь время от времени Ладу действительно. Вот что нравится европейцам? За что выбирают? Марианна Ожерельева: Это русские туристы просто. Александр Гусаров: Нет, это не русские туристы, это цена. Как было в Советском Союзе, я совсем недавно, кстати вот, писал материал по поводу экспорта в СССР как бы автомобилей за рубеж. Первое, что хочется сказать. Это все сказки о том, что на экспорт делаются автомобили какого-то другого качества в отличие от того, что делается для россиян. Виталий Млечин: А гонялись же тогда, в свое время, за экспортными машинами. Считалось вот, прямо вообще все были уверены, что они лучше. Александр Гусаров: Ну вот, к сожалению, это было не так. Потому что то количество рекламаций, которое присылала Скалдия-Волга, это была официальная, такая крупная была контора бельгийская, которая создала, собственно, еще в СССР целую сеть дилерскую. И, собственно, они продавали эти автомобили. Как бы, было дикое количество рекламаций на то время. Сейчас я могу сказать, если говорить о том, почему могут выбрать Ладу, это цена. Это действительно, как бы, она низкая. В любом случае, вы понимаете, что у нас люди говорят, что очень дорого стали стоить автомобили. Виталий Млечин: Да. Александр Гусаров: Но, наверное, не просто дорого автомобили стали стоить, а мы стали беднее. И вот это самое страшное. Марианна Ожерельева: А низкая – это сколько? Сколько это стоит там? Александр Гусаров: Ну, она все равно, в любом случае, стоит порядка 9-10 тысяч евро, 12, 15, но это очень мало. Это реально очень мало за новый автомобиль. Марианна Ожерельева: Александр, вы все шутите. Давайте серьезно. Мы же спросили, что же вас и наших телезрителей не устраивает в отечественном автопроме? Почему же? Если это не цена? Вот что не так с точки зрения внутренней начинки, эстетики? Что не устраивает? Александр Гусаров: Вы понимаете, чтобы сохранять доступную цену, АвтоВАЗ вынужден, собственно, не идти по пути европейских производителей в некоторых местах. Ну, вот, я не знаю там, сравнить, как бы это техника уже, я думаю, что половина телезрителей просто не поймет. Та же подвеска макферсон, которая установлена на Ладе Гранта, да, и на той же Шкоде Октавиа, да, предположим, мы возьмем. Это разный макферсон. Как бы, с одной стороны, сама идея качающейся свечи, она никуда не делать, но делать ее можно по-разному. Если АвтоВАЗ начнет делать машины более технологически оснащенными, вкладываться еще больше в их оснастку, в какие-то доработки и инновации, соответственно, мы на выходе получим очень высокую цену. И, соответственно, большинство людей, которые на сегодняшний момент могут себе еще позволить купить ту же Ладу Гранта, они этого сделать уже не смогут. И людей лишать этой возможности, я считаю, ну, это не совсем правильно. Марианна Ожерельева: Ну сейчас-то ценник тоже немаленький. Виталий Млечин: Вот в том-то и дело. Марианна Ожерельева: Не дешевая она. Виталий Млечин: Вот интересно, что в Европе происходит, но вот у нас, мы все прекрасно видим, что сейчас даже Лада Веста, самая дешевая, уже стоит миллион. Уже Нива, вот эта самая-самая дешевая, тоже уже стоит практически миллион. И получается, что… Марианна Ожерельева: За такие деньги такое качество. Виталий Млечин: От самых дешевых иномарок уже не особо-то отличаются. И есть ли смысл, в таком случае? Александр Гусаров: Как бы, смысл всегда есть. Потому что те же иномарки, ну, когда я вижу ценник на Фольксваген Поло у дилеров в два с половиной миллиона рублей… Виталий Млечин: Да, это многовато. Александр Гусаров: Вы сами понимаете, это не просто многовато, это безумно много. Он столько не стоит. Это, в принципе, два или два с половиной автомобиля, совсем еще недавно. Вот. Но тем не менее, как бы, сейчас просто существует некая проблема. И люди, к сожалению, тоже должны понимать. Я не буду защищать дилеров, им тоже надо зарабатывать, им надо платить налоги, платить аренду, зарплату. Их тоже вот так вот обвинять просто постоянно в чем-то невозможно. Потому что, ну, они тоже заложники ситуации. Сейчас во всем мире наблюдается, ну, очень большой спрос, он превышает предложение. Что производители не могут обеспечить достаточное количество автомобилей для продажи. И в этом есть проблема. Соответственно, задирается ценник. Он задирается, кстати, почему-то все считают, что это только у нас. В Европе и в Америке абсолютно такая же ситуация. Виталий Млечин: Но в Европе еще в целом гораздо дороже, чем у нас, это все стоит. Александр Гусаров: Ну, как бы, там просто нет таких дешевых автомобилей, начнем с этого. И для нашего рынка идут некие комплектации, которые мы не найдем в Европе той же. Плюс, конечно же, у нас есть, если у них есть дача. Для Европы у нас есть АвтоВАЗ, который заполняет нишу, ну, скажем, я не люблю вот этого слова «нижний сегмент», скажем так, ну, недорогих автомобилей. Это будет правильно, потому что я ни в коем разе не хочу обидеть их владельцев. Люди могут себе позволить вот эту машину. И дай бог, чтоб они могли себе это позволить, и они прекрасно перемещались из пункта А в пункт Б. Это важнее, для меня это важнее. Потому что человек на колесах, он свободен. И это, ну, как бы, это очень здорово. Это классно. Виталий Млечин: Да. Марианна Ожерельева: Послушаем Александра из… Виталий Млечин: Нет, Игоря, Игоря из Липецка. Марианна Ожерельева: Игорь из Липецка. Виталий Млечин: Здравствуйте, Игорь! Марианна Ожерельева: Игорь, здравствуйте! Зритель: Алло! Здравствуйте! Здравствуйте! Виталий Млечин: Вы в эфире, говорите, пожалуйста. Марианна Ожерельева: Да. Зритель: 16 лет проездил на иномарках. Виталий Млечин: Так. Зритель: Ну и недавно купил Ниву. Трехдверка, 4х4. Виталий Млечин: Так. Зритель: Я просто не нарадуюсь. Я уже на пенсии. Я радуюсь, как ребенок, на ней езжу. Виталий Млечин: Что вам нравится, расскажите. Зритель: Запчасти недорогие. Проходимость. Бензин 92-й. А до этого Дачия была румынская. И запчасти дорогие, и бензин ест чуть-чуть поменьше. Ну так, и выгодно, и вообще нормально так. Виталий Млечин: Ну, не ломается у вас, все в порядке? Зритель: Да так, по мелочи там. Ну, предохранитель сгорит, ну, реактивные тяги вон разболтались, новые поставил, они стоят там копейки. Марианна Ожерельева: Игорь, а почему эту машину-то выбрали все-таки? Цена сыграла главную роль или нет? Зритель: Да не цена. Мы из квартиры переехали в село. Виталий Млечин: Понятно. Зритель: И пришлось так, два раза в поле посидел, пришлось Ниву купить. Марианна Ожерельева: Понятна причина. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое. Ну, что касается проходимости… Марианна Ожерельева: Не поспоришь, да? Виталий Млечин: Конечно, Ниве вообще мало, мало конкурентов у Нивы, да, естественно. Александр Гусаров: Ну, это да. Особенно, если учитывая, что за такие деньги найти автомобиль с подобными возможностями практически невозможно. Виталий Млечин: А вот нам пишут из Саратовской области: «У меня Нива 1987-го года выпуска. Сейчас такие не делают». Марианна Ожерельева: Как мы! Виталий Млечин: Да, да, наша ровесница машина, вот так вот. Александр Гусаров: Ну, как бы, есть. Но, к сожалению, это больше говорит о том, что у людей, к сожалению, нет возможности купить новый автомобиль. Виталий Млечин: Да, да, пожалуй. Ведь в Советском Союзе, да, машины как покупали, на всю жизнь. Как-то их берегли, заботились о них. А сейчас вот эта модель потребительская: купил, через два года продал, купил новую, какой смысл ее беречь. Александр Гусаров: Дело не в «беречь», а дело в том, что это нормальная ситуация. Автомобили, собственно говоря, для того и делаются, чтобы, ну, человек получал удовольствие от того, что он купил и ездит. Это важно. На мой взгляд, реально ситуация, которая была в СССР, она не была нормальной. А ведь люди хотели иногда купить машину, но, к сожалению, они этого сделать не могли. Либо не было автомобилей, либо не было денег. А стоила она безумно дорого. Для Советского Союза это безумные деньги совершенно для автомобиля. Как бы сейчас, ну, сама позиция, может быть, кто-то бы и хотел ездить 15-20 лет. Но сейчас машины не делаются для этого. Дело в том, что они очень высокотехнологичные. Что-то в них ломается, еще что-то. Ну, изменилась жизнь. И когда мне начинают писать о том, что вот хотелось бы ездить. Я говорю: «Вы знаете, вот мы хотим Жигули ВАЗ-2101. Зачем вы мне тогда пишете с помощью интернета и компьютера?». Ну давайте выбросим компьютер, выбросим мобильный телефон и будем пользоваться стационарным, смотреть черно-белый телевизор, ходить, на, ездить на карбюраторных автомобилях. Виталий Млечин: И писать друг другу письма. Александр Гусаров: Письма! Это, представляете? Марианна Ожерельева: Это романтично. Александр, а с точки зрения наших возможностей заводов, которые существуют. Нередко слышала от владельцев машин, что, когда какой-то бренд приходит сюда и собирается именно здесь, в России, то как-то это качество может хромать. Все-таки эта история так и продолжается? Или стало получше? Виталий Млечин: Только очень быстро. 30 секунд у нас осталось. Александр Гусаров: Знаете, ситуация какая? Была проблема, но проблема в том, что, дело в том, что производитель, приходя в Россию, он обязан как бы наибольшее количество запасных частей и комплектующих использовать именно из этой страны. Марианна Ожерельева: Поняла. Виталий Млечин: Марианна, ты такой вопрос затронула. Придется нам в следующий раз его обсудить. Марианна Ожерельева: Еще увидимся. Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо большое. Марианна Ожерельева: Александр Гусаров, автомобильный журналист был с нами на связи. Виталий Млечин: Да, мы сейчас прервемся совсем ненадолго. После новостей будем говорить о коронавирусе. Оставайтесь с нами.