Иван Князев: Три европейских лоукостера (RyanAir, EasyJet и WizAir) подали заявки на полеты из Пулково. Для этого в аэропорту Санкт-Петербурга должен быть введен режим открытого неба. Решение о нем должно быть принято в октябре-ноябре. Пока его нет. И перевозку между Россией и любой другой страной могут осуществлять лишь авиакомпании только из этих государств. Рейсы в третьи страны запрещены, как известно. Тамара Шорникова: Нововведение позволит способствовать росту потока туристов в Санкт-Петербург до 6 млн человек ежегодно к 2025 году. Иван Князев: На самом деле сейчас аэропорт Пулково принимает 18 млн пассажиров в год, в том числе 7 млн на иностранных линиях. К 2025 году эти три авиакомпании могли бы добавить Пулково почти 6 млн пассажиров. По 0.5 млн привезли бы Германия, Функция, почти 400 000 – Великобритания, Италия и Испания. Вероятно, новые авиакомпании на рынке авиаперевозок составили бы конкуренцию нашей «Победе», которая, кстати, сейчас стала лидером среди всех европейских лоукостеров по темпам роста в 2018 году. Наша «Победа» перевезла свыше 7 млн человек в 2018 году. И таким образом рост составил +56%. Тамара Шорникова: Позволят ли конкурентам зайти на наш рынок? Этот вопрос сейчас зададим нашему эксперту. У нас на связи Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт». Олег Константинович, слышите нас? Алло. Пока ждем связи с нашим экспертом. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Олег Константинович. Игорь Константинов: Здравствуйте. У нас замена эксперта. Тамара Шорникова: Генеральный директор интернет-сервиса «Biletix» Игорь Константинов. Здравствуйте. Игорь Константинов: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Компании, известные для многих туристов, популярные международные лоукостеры хотят зайти на российский рынок. Но уже появилась информация о том, что не все на российском рынке хотят их прихода. Можно ли ждать, что все-таки эти компании появятся у нас, смогут перевозить наших туристов? Игорь Константинов: Хороший вопрос. На самом деле спрос рождает предложение, как мы видим. Это было бы очень интересное событие, если бы эти авиакомпании появились на нашем российском рынке. Потому что, как вы правильно до этого сказали, сама технология, которую сейчас применяют перечисленные зарубежные вами перевозчики – и «Победа, и компания «Азимут» - показывает то, что данный продукт востребован на рынке. И тот рост, который сейчас мы наблюдаем с той же самой компанией «Победа», дал показатель 56%, что только подтверждает эти слова. Я думаю, что перечисленные зарубежные перевозчики (EasyJet, RyanAir и WizAir) появятся у нас на рынке, это повлечет подвижность и мобильность населения нашей страны. И даже не всегда в конкуренции с нашими российскими авиакомпаниями. Потому что, я думаю, могут появиться такие воздушные линии, которые не эксплуатируют наши российские перевозчики. Почему бы и нет? Если предложение от иностранных авиакомпаний будет релевантным и оптимальным по себестоимости, тогда я думаю, что наши пассажиры, российские граждане откликнутся на это предложение. Иван Князев: Режим открытого неба все-таки сделают у нас в Санкт-Петербурге? Игорь Константинов: С нашей точки зрения, как участников трэвел-индустрии нам было бы интересно получить положительное решение. Потому что чем больше предложений на рынке, тем больше возможности у клиентов, у пассажиров, у путешественников получить услугу по оптимальной себестоимости… Потому что что предполагает лоукост? Если мы, допустим, придем в автомобильный салон, мы можем подобрать селе автомобиль по нужной нам комплектации. В трэвел-индустрии сейчас используется такая же технология. Если я лечу налегке в Санкт-Петербург, у меня только один чемодан, зачем мне платить за перевозку багажа? Если я не питаюсь во время перевозки, зачем мне покупать сэндвичи или соки? Самая главная обязанность авиакомпании – безусловно перевезти пассажира из пункта А в пункт Б. За это я плачу основную стоимость билета. А все остальное набирается… Это даст возможность собрать мне именно тот спектр услуг, который мне необходим и который требуется конкретному путешественнику в конкретном направлении. Если от каких-то вещей я могу отказаться и сделать перевозку более дешевой, почему бы и нет? Поэтому эта технология и популярна, она и работает. Иван Князев: Мы все говорим – «если пустят, если пустят». А какие могут быть причины, чтобы не пустить, например, иностранных лоукостеров? Игорь Константинов: Наверное, больше вопрос все-таки к нашим федеральным структурам. Не могу сейчас прокомментировать. Иван Князев: Я имею в виду – какие-нибудь технические требования, уровень сервиса, безопасность. Игорь Константинов: Самое первое требование – это безопасность полета. Все остальное уже потом. Если я думаю, что требования будут выполнены, почему бы и нет? Я думаю, что с точки зрения как представителя от бизнеса нам было бы интересно, если спектр и количество предоставляемых услуг будет шире. Тамара Шорникова: А наших зрителей в первую очередь, конечно, интересует стоимость, цены на билеты. Как-то изменится? Приход таких игроков что может гарантировать? Иван Князев: К примеру, я совсем недавно посчитал, сколько стоит долететь, к примеру, в Будапешт из Москвы (WizAir). Цена билета – 3500. Если брать билет на 7 октября, к примеру. Какая будет ценовая политика дальше? Игорь Константинов: 3500 - это, как правило, только начало. Если не добирать дополнительными услугами, можем зафиксировать себестоимость. Дальше идет калькуляция. Я плачу 3500 за минимальный набор услуг (это сама перевозка из, допустим, Москвы в Будапешт). Потом забронировать отдельное место в салоне – это будет дополнительная оплата, перевоз дополнительного багажа – еще дополнительная оплата, заказ питания – дополнительная оплата. Тогда можно добежать вплоть до удвоения цены. Но здесь сам пассажир прозрачно выбирает тот спектр услуг, который ему необходим. Если мне неважно, где сидеть в салоне воздушного судна, если я не питаюсь, если я лечу без багажа, тогда есть большой шанс зафиксировать стоимость перевозки на низком уровне – 3500 рублей, как вы сказали. Если взять и сравнить сейчас предложение от WizAir с предложением от классического перевозчика, то я, скорее всего, не ошибусь, что стоимость перевозки, скажем, на альтернативных классических авиакомпаниях будет дороже. Но если я набираю спектр услуг и добавляю сервисы, которые мне будут необходимы, может получиться так, что стоимость перевозки будет и одинакова. Тамара Шорникова: А у наших российских авиакомпаний появится стимул снижать свои цены, чтобы конкурировать на определенных маршрутах? Игорь Константинов: Всегда конкуренция предопределяет установление на рынке оптимальной себестоимости. Потому что авиакомпаниям тоже нужно будет заполнять борта воздушного судна. И здесь, опять-таки, повторюсь, спрос рождает предложение. Потому что и классические авиакомпании тоже сейчас внедрили технологию багажных и безбагажных тарифов. Это в эту же сторону. Если я не везу с собой багаж, зачем мне за него платить? Я думаю, что будет способствовать переоценке стоимости одной перевозки. Но все имеет свой оправданный смысл. Потому что авиакомпания не будет выполнять перевозки в убыток. Все будет зависеть от коммерческой политики каждого перевозчика. Но, еще раз повторюсь, чем больше предложений, тем будет лучше. Иван Князев: Хорошо. Спасибо. Игорь Константинов, генеральный директор интернет-сервиса путешественников Biletix был с нами на связи. Несколько СМС. Люди боятся, что все-таки не допустят лоукостеров на наш рынок. Тамара Шорникова: Татарстан пишет: «Наши компании начнут доплачивать пассажиру за выбор отечественного перевозчика, чтобы не летать полупустыми». Давайте послушаем Ольгу. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Конечно, «Победа» - очень здорово, что она есть. Конечно, списки кресел не опускаются, не кормят. Но это все ерунда. Тамара Шорникова: Но долететь можно действительно дешево. Я поддерживаю вас. Зритель: Да. Особенно на какие-то недальние поездки – почему бы и нет? Можно еду брать с собой. Но, допустим, были классные билеты у «Победы». В Бельгию мы летали. Очень нам повезло. Потом еще раз. Почему бы не смотаться на выходные? 7000 туда и обратно за билеты. Это терпимо. Потому что у нас можно в Сочи за те же деньги слетать. А то и дороже. Тамара Шорникова: Да. Зритель: Но, допустим, они летали какое-то время, потом летом этих билетов не стало. Якобы не сезон. А других компаний нет. Больше туда никто не летает, тем более за такие деньги. Поэтому, конечно, какую-то альтернативу тоже хочется. Иван Князев: Спасибо вам, Ольга. Тамара Шорникова: Спасибо огромное. Иван Князев: Наш следующий эксперт Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт». Олег Константинович, здравствуйте. Олег Пантелеев: Здравствуйте. Иван Князев: Мы уже сказали о том, что в том числе и в Петербург будет больше летать людей. Сколько это денег все-таки принесет? Насколько сильно поспособствует развитию в целом рынка авиаперевозок, в том числе развитию Санкт-Петербурга? Олег Пантелеев: Однозначно оценки сейчас дать сложно. Но можно прикинуть достаточно грубо, что, по мнению представителей аэропорта Пулково, открытое небо может дать до 6 млн пассажиров в год. При этом обслуживание каждого пассажира может дать несколько сотен рублей оператору аэропорта. Поэтому масштаб прироста к выручке оценить возможно. Но детальные расчеты, я думаю, мы сможем сделать, когда будет ясно, какие именно авиакомпании откроют полеты. И, конечно же, каждый прилетающий пассажир оставит гораздо больше средств в гостиницах, ресторанах Санкт-Петербурга. Это мне оценить достаточно сложно. Тамара Шорникова: Есть сейчас мнение от экспертов, в том числе от наших отечественных перевозчиков, которые говорят, что это поспособствует как раз проблемам в бизнесе наших авиаперевозчиков, потому что мы не сможем конкурировать нормально с зарубежными перевозчиками, у нас разные условия труда у сотрудников, например, разные оплаты, разные сервисы и так далее. И, соответственно, звучат идеи: «Может быть, не надо все-таки пока запускать конкурентов, а дать развиваться собственным лоукостерам?» Олег Пантелеев: Существует достаточно хорошо проверенный подход. Он заключается в том, что авиакомпании должны в первую очередь снижать свои издержки, для того чтобы оставаться конкурентоспособными. Если мы говорим конкретно о российских авиакомпаниях, то после того, как в середине нынешнего десятилетия курс рубля очень серьезно упал по отношению к ведущим мировым валютам, российские авиакомпании стали заметно более конкурентоспособными, нежели их иностранные коллеги. Поэтому на линиях, связанных… Тамара Шорникова: Давайте послушаем пока звонок от телезрительницы. Елизавета с нами на связи. Елизавета, здравствуйте. Зритель: Смотрю телевизор только из-за вас. Иначе бы не включала. Иван Князев: Спасибо вам. Зритель: Я очень положительно отношусь к участию иностранных лоукостеров в авиабизнесе у нас в России. Но дело в том, что в России невозможна здоровая конкуренция. У нас на все монополия. Мне мало верится, что их допустят. Это первое. Второе. Вы говорите, что на 10% подорожают авиабилеты. Они подорожали уже. Если я зимой-весной прошлого года летала за 2000 Владикавказ-Санкт-Петербург, сейчас мне этот билет на 3 октября обходится в 6000. Куда дорожать? Дальше уже некуда. Тамара Шорникова: Елизавета, я вас разочарую и, наверное, расстрою, но, к сожалению, дополнительный прирост анонсируют авиаперевозчики. Зритель: Очень жаль. Они тем самым… У нас и так социальное положение обыкновенных людей очень низкое. Зарплаты мизерные. Пенсия мизерная. Они потеряют пассажиров. Все опять перейдут на поезда. Тамара Шорникова: Елизавета, ваше мнение понятно. Спасибо большое. Иван Князев: Кстати, Татарстан пишет: «У всех сразу сгорят накопленные мили». Хотелось бы получить ответ, так ли это будет или нет. Говорили о режиме открытого неба над Санкт-Петербургом и о возможном приходе иностранных лоукостеров на наши линии. Тамара Шорникова: Будем ждать.