Сергей Щепин и Феликс Винокур — о производстве трамваев. Какое будущее у этого вида транспорта?

Гости
Феликс Винокур
президент «ПК Транспортные системы»
Сергей Щепин
генеральный директор «Электротранссервис»

Марина Калинина: Здравствуйте. Я Марина Калинина, это рубрика «Промышленная политика», в которой мы рассказываем о российских предприятиях, которые работают на территории нашей страны и производят замечательную, конкурентоспособную продукцию. Сегодня о транспорте поговорим, о производстве трамваев. Моя коллега побывала на Невском заводе электрического транспорта в Санкт-Петербурге, сделала сюжет, его мы посмотрим буквально через минутку.

А я представлю моих сегодняшних гостей: это Феликс Львович Винокур, президент компании «ПК Транспортные системы», и Сергей Александрович Щепин, генеральный директор «Электротранссервиса». Здравствуйте.

Феликс Винокур: Здравствуйте.

Сергей Щепин: Здравствуйте.

Марина Калинина: Ну давайте посмотрим сюжет и потом побеседуем.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Я надеюсь, что и у нас всех хорошее настроение.

Феликс Львович, первый вопрос к вам. Компания достаточно молодая. Как удалось за такой небольшой период создать такое производство? В чем секрет успеха, как говорится?

Феликс Винокур: Ну секрет успеха… Вы знаете, получилось собрать единую команду профессионалов, у которых за плечами большой-большой на самом деле опыт работы в производстве, в конструкции, конструировании подвижного состава. Поэтому, собственно, понятно, что за 5 лет научиться этому достаточно сложно. Другой вопрос, что многие, кто в команде работают, к этому шли практически всю жизнь. Ваш покорный слуга тоже к этому пришел, достаточно долгий трудовой путь был, но тем не менее сейчас начало получаться.

Марина Калинина: Ну раз мы начали с персонала, с кадров, как вы вообще кадры собирали? Со всей страны специалистов искали? Как этот процесс происходит, чтобы набрать команду профессионалов, которые будут выполнять такие, в общем-то, достаточно сложные задачи?

Феликс Винокур: Это правда, со всей страны профессионалы. У нас работают в коллективе практически представители всей нашей необъятной страны, с Ульяновска, Ярославля, с Усть-Катавы, из Москвы, из Волгограда. То есть мы на самом деле очень щепетильно относимся к набору персонала, особенно на топовые позиции, и я считаю, что это на самом деле наше конкурентное преимущество, что в нашей компании работают самые высококлассные специалисты в мире в отрасли трамваестроения.

Марина Калинина: Даже в мире?

Феликс Винокур: Даже в мире.

Марина Калинина: Ну я смотрю, у вас коллектив достаточно молодой, и слесари, и монтажники, электромонтажники… С этим проблема, наверное, была, нет? Или люди охотно идут работать?

Феликс Винокур: Вы понимаете, сейчас…

Марина Калинина: Потому что про управленческий персонал понятно, но есть же люди, которые руками должны это делать, собрать трамваю провода в огромных километражах, заправить под крышу.

Феликс Винокур: Проблема с людьми всегда, причем на разных уровнях. Другой вопрос, что, наверное, проще и быстрее научить людей производить и гораздо сложнее найти людей, которые могут конструировать и которые могут созидать непосредственно конструкцию. Тем не менее я могу сказать о том, что у нас конструкторское бюро в компании, средний возраст 30 лет, то есть мы набираем ребят…

Марина Калинина: Молодые.

Феликс Винокур: Совершенно верно, мы набираем ребят, мы стараемся делать так, чтобы тот опыт, который сегодня есть, не потерять, чтобы в России все-таки трамваестроение было на должном уровне.

Марина Калинина: А вот именно если говорить о производстве, сырье, материалы, комплектующие – можем мы обходиться без импорта на сегодняшний момент? Тем более что сейчас с этим очень сложная история. Как вот в этом плане вы выживаете и живете?

Феликс Винокур: Ну это наша гордость. На самом деле те великолепные продукты, которые мы делаем, по большому счету очень многие люди считают, что это импортная техника. На самом деле наши продукты на 80% и более состоят из российской комплектации. Конечно, полностью исключить поставку пока мы не можем, но мы к этому идем, стремимся, мы создаем совместные предприятия по производству.

Марина Калинина: То есть все это здесь производится, получается?

Феликс Винокур: Больше 80% комплектации на вагон здесь, в Российской Федерации.

Марина Калинина: Давайте в целом поговорим об отрасли. Сергей Александрович, вы как генеральный директор «Электротранссервиса», наверное, не понаслышке знаете. Вообще парк трамваев в России – это к вам, наверное, обоим вопрос – Москва, Санкт-Петербург всегда как-то особняком стоят, там современные вагоны метра, трамваи, красивые и удобные, как мы сейчас видим, людям это все нравится. Что за пределами этих городов? Как там обстоят дела?

Сергей Щепин: На сегодняшний день в России около 8 тысяч трамвайных вагонов обслуживают пассажиров в 60 городах нашей родины. Модельный ряд довольно-таки широк, он представлен как нашими, отечественными производителями (это наши компании «ПК Транспортные системы», Усть-Катавский вагоностроительный завод, Уральский вагоностроительный завод), так и импортные производители: все знают вагоны «Tatra», они и в Москве до сих пор еще существуют, вагоны «Alstom» в Санкт-Петербурге есть несколько штук, и в Москве уже года 3-4 эксплуатируются вагоны «Pesa», так скажем, российско-польского производства.

На самом деле правильный вопрос, как обстоят дела в других регионах. Они довольно-таки плачевные, на мой взгляд. Около 70% парка, подвижного состава, возраст этих вагонов составляет больше 20 лет.

Марина Калинина: Это много.

Сергей Щепин: Это много. Всего около 8% из этого числа вагоны, которые моложе 5 лет. Все, наверное, понимают и знают, что основная поставка идет, города, которые могут себе позволить, это города-миллионики, федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, в основном только они обновляют подвижной состав. А вот городам Центрального федерального округа, можно сказать, повезло, потому что Москва, приобретая трамваи нашего производства, отдает свой старый подвижной состав в эти города.

Марина Калинина: Насколько вообще, в каком состоянии эти трамваи поступают в другие города, после того как Москва их так хорошенько поэксплуатировала?

Сергей Щепин: Ну возраст…

Марина Калинина: Или главное чтобы сервис был хороший?

Сергей Щепин: Возраст этих трамвайных вагонов от 10 до 15 лет. Для регионов это, можно сказать, конфетка, потому что в основном… Я вот в свое время был руководителем в Ярославле, у нас возраст вагонов до 30 лет, 1980-х гг. выпуска, еще КТМ-5 на сегодняшний день эксплуатируется в городе Ярославле. Я думаю, что во многих городах примерно такая же ситуация.

Марина Калинина: Спрашивают наши телезрители, не верят, что кузов собирали в России, спрашивают, где собрали кузов, несколько таких сообщений причем, потому что мы начали, что приходит вагон, а где их собирают. Расскажите.

Феликс Винокур: Кузов трамвайного вагона варится на Тверском вагоностроительном заводе.

Марина Калинина: Вот, это все делается в России.

Феликс Винокур: Из российского металла. У нас есть наше собственное подразделение в городе Твери, Тверской механический завод, там происходит изготовление, сварка и сборка трамвайных тележек. То есть по сути весь цикл – это наше собственное производство.

Марина Калинина: Прекрасно.

Давайте послушаем, что думают по этому поводу наши зрители. Николай нам дозвонился из Воронежа. Здравствуйте, Николай, вы в эфире, говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Добрый день.

Зритель: Вот как вы считаете, город-миллионник. Уничтожили трамвай и говорят, все говорят, даже писали, что трамвай не является экологически чистым транспортным средством. Как так может быть? И троллейбусов осталось раз-два и обчелся. То есть бензин у нас, как говорится, нефть дорожает, бензин дорожает, это невыгодно, и солярка тоже невыгодна, и трамвай тоже невыгодный. Своя атомная станция вырабатывает электричество, а трамваев нет, один мост остался, можете приехать, сфотографировать, трамвайчики ходили по 2-этажному мосту с правого берега на левый берег.

Марина Калинина: Спасибо вам большое. Есть что сказать?

Феликс Винокур: Слушайте, нам тоже жалко, когда убивают трамваи в городах. Поэтому, собственно… Мне кажется, это вопрос немножко не к нам, все-таки мы, наоборот, стараемся на сегодняшний день…

Марина Калинина: Надо внедрять.

Феликс Винокур: …делать именно те продукты, именно те трамваи, которые… Ведь как правило почему говорят, что надо уничтожать трамвай, почему его убирают? Потому что он шумный, потому что он мешает движению. Собственно, эти аргументы ведь не выдерживают критики. Поэтому мы когда создавали наши продукты, когда мы сегодня создаем наши трамваи, то помимо всего прочего с точки зрения технических параметров мы всегда стараемся сделать так, чтобы трамвай был еще и красивый, бесшумный…

Марина Калинина: А дизайн тоже наш?

Феликс Винокур: И дизайн наш.

Марина Калинина: Красота.

Но давайте, похвастайтесь, вы же создали трамвай замечательный, который ласково называете «Львенок», он поедет на международную выставку в Берлин, крупнейшая международная выставка «InnoTrans – 2018» она называется, уже в 12-й раз проходит, это выставка транспортных технологий. Я так понимаю, что мы там будем на высоте с этим трамваем? Если есть возможность, наши режиссеры покажут нам, как трамвай ходит, а вы буквально пару слов про него, в чем его преимущество.

Феликс Винокур: Ну я хочу сказать о том, что это была моя мечта. Много лет назад я впервые попал в Берлин на выставку «InnoTrans», это самая крупная в мире выставка рельсового транспорта. Я тогда даже помышлять не мог, что мы приедем туда. И по большому счету для российского трамваестроения, для России это впервые, когда российский производитель едет в Европе показывать даже не один трамвай…

Марина Калинина: Свое и крутое, да?

Феликс Винокур: Даже не один трамвайный вагон, а два трамвайных вагона – это и «Львенок», и «Лев» у нас. Оба вагона абсолютно уникальны, оба вагоны имеют технические характеристики, которых не может сделать никто в мире, кроме нас. Мы гордимся этой историей. Я абсолютно уверен, что будет фурор, потому что то, что мы покажем, всегда низкий пол, великолепные продукты, которые абсолютно уникальные, которые повторить сегодня не может ни один «великий производитель» европейский или мировой.

Марина Калинина: Сергей Александрович, с точки зрения эксплуатации и обслуживания этих новых трамваев. Вообще существует ли в нашей стране система сотрудничества с производителем и дальнейшего ведения этих трамваев, чтобы они нормально работали? В чем особенность нового вот этого продукта? Вообще как ситуация складывается сейчас в этом плане?

Сергей Щепин: Насколько мне известно, как обычно у нас впереди планеты всей наша столица Москва, первый опыт в рельсовом транспорте, в частности, Москва приобрела на поставке вагонов метро. В 2014 году был заключен первый контракт на поставку, по-моему, около 700 вагонов метро, это контракт жизненного цикла. В нашем же случае у нас заключен контракт на сервис и ремонт трамвайных вагонов на протяжении 30 лет. На протяжении этих 30 лет «Мосгортранс», эксплуатирующая организация, фактически не знает проблем с обслуживанием, с ремонтом этих трамвайных вагонов. Наша задача по контракту – обеспечить техническую готовность вагонов на уровне 0.9, это значит из 100 вагонов 90 ежедневно мы должны выдавать на линию. На сегодня по стране в среднем этот показатель, для примера, 0.6-07, то есть из 100 вагонов только 60-70 могут выйти на линию, все остальные практически стоят в ремонте.

В чем еще преимущество? В том, что мы как производитель, наша головная компания старается делать подвижной состав более качественный, надежный, долговечный ввиду того, что нам же приходится работать с этим подвижным составом, нашим сотрудникам. Кроме того, мы имеем возможность вкладывать и инвестировать средства в самое современное оборудование, станки, технологии, для того чтобы на протяжении этих же 30 лет обслуживать эти трамвайные вагоны. Мы приобретаем оборудование разных производителей, мировых лидеров. Ни одно предприятие в стране фактически не может этим похвастаться, потому что средства довольно-таки серьезные на это уходят.

Марина Калинина: Давайте послушаем Марину, из Псковской области она нам дозвонилась. Марина, здравствуйте, говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте. Я очень рада видеть трамваи. Мы растем прямо на глазах. Моя мамочка работала в Санкт-Петербурге 40 лет водителем трамваев в парке «Котляково». Я очень рада. Я ей помогала работать, катушечки снимала. Я очень рада. Мы растем, мы цветем на глазах. Всего вам доброго! Спасибо за внимание!

Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш звонок.

Смотрите, прямо все спрашивают, будут ли такие трамваи в Новосибирске и Томске, пишут, что в Иванове уничтожены трамваи. То есть это такая достаточно серьезная проблема получается по стране, что уничтожают трамваи. С другой стороны, у нас есть такие передовые технологии, которыми мы можем поделиться.

А сколько вообще мы конкурентоспособны? Мы же все время с Китаем себя сравниваем и с остальными странами. Мы вот в плане ценовой политики, в плане каких-то нововведений с ними поборемся сейчас?

Феликс Винокур: Вы знаете, я абсолютно убежден, что поборемся. Более того, я абсолютно убежден, что и выиграем. Ведь мало создать продукт технологически и технически грамотный, ведь на самом деле еще очень важно его собирать грамотно. Мы сегодня впервые в российском трамваестроении применяем модульные кабины на сборке, мы сегодня впервые применяем алюминиевый интерьер и в отличие, кстати, практически от любого другого производителя европейского, мирового у нас алюминиевый интерьер полностью весь алюминиевый, то есть и боковины, и крыша. Мы применяем очень много интеллектуальных технологических решений.

Ну и я открою такой небольшой секрет, наверное, это сегодня уже можно сделать: наши вагоны разгрузились сегодня в городе Берлине, собственно, мы собираемся, мы договорились, что мы надуем шарик с ценой на трамвай, 3-метровый шарик с ценой на трамвай будет подвешен к нашему трамвайчику, чтобы все видели его цену.

Марина Калинина: Ну так расскажите, какая цена-то.

Феликс Винокур: Расскажем. Конкурентная цена, и я считаю, что…

Марина Калинина: По сравнению с европейскими поставщика?

Феликс Винокур: Конечно, конечно. Ну а с точки зрения качества, да простят меня китайские наши товарищи, партнеры, все-таки мы далеко уже ушли от китайского качества. Более того, я скажу, что мы сегодня опережаем уже и европейское качество по трамваям.

Марина Калинина: Если говорить о государстве, какую-то помощь вам оказывают в плане льготных кредитов? Ведь это же постоянные инвестиции, постоянные вложения и в разработки, и в материалы, и так далее. Как-то вы с властями сотрудничаете? Есть какая-то помощь вам? Есть у государства промышленная политика в этом плане, в вашем направлении транспортном?

Феликс Винокур: Я могу сказать, что в последнее время да. Более того, я хочу сказать о том, что в последнее время только ленивый политик или мэр города не говорит о трамвайке. На самом деле очень многие уже убедились в том, что трамвай по сути сегодня единственное решение заторов в городах. Потому что, скажем так, по стоимости строительство это несопоставимо с метро. Но сегодня системы трамвайные практически приблизились по производительности к метро, и это является ключом… Понимаете, дело в том, что уже не от нас даже зависит ситуация с трамваями в городах, других вариантов, как развивать рельсовый транспорт, для того чтобы решить, не существует.

Марина Калинина: Их просто нет.

Феликс Винокур: Поэтому… И, конечно, наше государство… Я могу сказать о том, что есть в Минпромторге программа поддержки отечественного производителя трамвайных вагонов, она работает, производитель дает скидки для городов. То есть поддержка ощущается. Другой вопрос, что как всегда денег же не хватает на все города.

Марина Калинина: Денег нет.

Феликс Винокур: На все города, к сожалению, денег нет. Но мы как-то стараемся, чтобы… Дело в том, что то, что мы делаем сегодня… Ведь когда речь идет о низком поле, вот 100% низкий пол – это не просто дань времени, это не просто удобно для пассажира, это прежде всего выгодное эксплуатирующей организации. Наши трамвайные вагоны, мы проводили в Питере наблюдения, на одном маршруте эксплуатируются наши трамвайные вагоны и вагоны предыдущего поколения. Только за счет того, что наш вагон на остановке стоит 20 секунд, а вагон, который едет перед нами, стоит 2 минуты за счет наличия у него ступенек, понимаете, люди опускаются по ступенькам, поднимаются по ступенькам…

Марина Калинина: Тонкость…

Феликс Винокур: …вместе с колясками и так далее. Одно это позволяет, допустим, иметь на маршруте на 10-20%, иногда и на 30% меньше подвижного состава, чтобы выполнить эту работу.

Марина Калинина: Это тоже экономия.

Феликс Винокур: Конечно. Поэтому здесь… Трамвай – это вообще комплекс мероприятий, его надо именно в комплексе рассматривать, потому что не имеет смысла покупать какой-то хороший, нормальный подвижной состав, когда у тебя убитое хозяйство трамвайное, убитые подстанции и все прочее, это надо решать в комплексе.

Марина Калинина: Давайте еще один звонок успеем взять, очень коротко. Нам Рустэм из Уфы дозвонился, здравствуйте. Рустэм, очень коротко, пожалуйста, если можно, у нас время заканчивается.

Зритель: Здравствуйте. У нас в Уфе трамваям как раз тоже 25 лет. Я вот хотел какой вопрос задать. Сейчас невозможно узнать, сколько стоит трамвай, но я предполагаю, что он миллионов 10 стоит. Если взять трамвай в лизинг на 10-20 лет, мне кажется, он совершенно недорого будет обходиться городским властям. Мне кажется, это помогло бы решить проблему с трамваями…

Марина Калинина: Ну понятно, про лизинг вопрос. Буквально кратко, если может, ответьте, пожалуйста, как это, можно ли такой вариант использовать.

Феликс Винокур: Ну конечно, мы используем эти варианты. Мы работаем со «Сбербанк Лизингом», с «ВЭБ-лизингом». Не знаю, к сожалению, конечно, о 10 миллионах не стоит мечтать, это очень серьезный, большой продукт, у нас сегодня автобусы стоят больше 10 миллионов. Мы гордимся тем, что мы единственные в мире производители трамвайных вагонов, которые могут предоставить нашим клиентам трамвайные вагоны от 17 до 34 метров, то есть на любой пассажиропоток и на любую цену.

Марина Калинина: Прекрасно!

Спасибо вам большое. К сожалению, времени всегда не хватает. У нас в гостях сегодня был Феликс Львович Винокур, президент компании «ПК Транспортные системы», и Сергей Александрович Щепин, генеральный директор компании «Электротранссервис». И по традиции в конце производственные портреты людей, которые работают на предприятии.

Рубрика «Промышленная политика»