Фермеров заманят в сети?

Гости
Сергей Балаев
первый заместитель председателя Московского Крестьянского Союза, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка»
Сергей Илюха
консультант по работе с ритейлом, член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла

Марина Калинина: Фермеры получат возможность продавать свою продукцию в крупных торговых сетях. Малые сельхозпроизводители смогут размещать свои товары в «Магните» и в «Пятерочке» на льготных условиях.

Иван Князев: Пилотный проект, он получил название «Фермерский островок», стартует 17 декабря в Уфе, до конца года в Новосибирской и Омской областях, а позже распространится на всю Россию. Как это будет работать и на каких условиях фермеры смогут там размещать свои продукты? Об этом поговорим с экспертами.

Марина Калинина: Сергей Илюха с нами на связи, консультант по работе с ретейлом, член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла. Здравствуйте.

Сергей Илюха: Добрый день.

Марина Калинина: Какие условия могут быть, на ваш взгляд, приемлемыми и для крупных сетей, и для фермеров небольших, для того чтобы они смогли свою продукцию продавать там?

Сергей Илюха: Вы знаете, этот проект давно назревал, он в принципе взаимовыгоден. Потому что для розничной сети работа с категорией fresh достаточно проблемная: большие объемы, надо контролировать качество. И мы все знаем, что больше любим ходить в маленькие магазины за огурцами и помидорами, чем, допустим, в сетевой. С этой точки зрения привлечение фермеров – это хороший шаг.

С другой стороны, у розничной сети каждый метр стоит больших денег, он дает большие обороты, и отдавать это кому-то, наверное, сеть попросит какую-то компенсацию. Здесь вопрос, как «Корпорация малого бизнеса» защитит интересы фермеров и в то же время дисциплинирует их, для того чтобы сеть не потеряла свой трафик, не потеряла уважение покупателей. Какая-то аренда будет, но, я думаю, на первом этапе эту аренду возьмет на себя «Корпорация развития малого бизнеса», которая и выступила инициатором этого проекта.

Иван Князев: Сергей Александрович, а расскажите, как вообще схема будет работать. В каждом регионе, да, представительства того или иного сетевого холдинга будут работать с местными фермерами? Как они будут выбирать, договариваться? Будет ли там конкуренция какая-то?

Сергей Илюха: Мне кажется, вот здесь как раз переговоры будет вести не сеть. Потому что, если бы сеть это хотела сделать, она бы это сделала без посредников. Здесь вот эта государственная структура, которая придумала эту идею, она должна взять на себя функцию координатора, то есть она подбирает фермеров, она несет какую-то ответственность за дисциплину фермеров, и она, наверное, координирует, консолидирует потоки товаров, для того чтобы это было логистически оправдано.

Потому что сеть, она не может работать с мелкими хозяйствами. Представьте, допустим, 3 тысячи магазинов в регионе и нужно от 15 фермеров как-то отвезти товар – это непросто. Если «Корпорация развития бизнеса» координирует, сконцентрирует вот это где-то на промежуточном складе и будет возить своими силами, то схема работоспособная. Если будут надеяться, что заставили сеть предоставить место и еще пусть она все делает сама, то проект обречен.

Марина Калинина: Сергей Александрович, а вот эти фермеры, которые, допустим, выразят желание продавать свои товары в крупных сетях, они должны как-то, в какой-то кооператив объединиться, да, или по одному могут ходить? Вот как это будет выглядеть?

Сергей Илюха: Правовая форма, я пока не очень понял, материал только такой на начальной стадии.

Марина Калинина: Ага.

Сергей Илюха: Договора поставки могут быть прямыми. Поставки однозначно должны быть с точки зрения логистики консолидированные, иначе, еще раз скажу, это не имеет смысла.

Иван Князев: Вот да, как консолидировать всю эту логистику? Основной-то аргумент сетевиков, почему они не работают с небольшими хозяйствами, – потому что они в них не уверены.

Марина Калинина: И возиться с ними не хотят.

Иван Князев: Потому что завтра он перестанет работать, либо у него продукция закончится, либо еще что-то. Вот как здесь выстроить так, чтобы интересы и тех и других сохранить?

Сергей Илюха: Тут еще один есть риск: фермеры как только почувствуют заботу о себе, еще и цены задерут.

Иван Князев: О, о как.

Сергей Илюха: Однозначно. Здесь нужно это прорабатывать. Эта идея на самом деле уже очень давно витает, и я сам участвовал в нескольких проектах, когда внутри супермаркета делали фермерский вот такой вот отдел. Это сложный проект, и здесь больше вопросов, чем ответов, я думаю.

Иван Князев: Ну, по вашему мнению, шанс-то на жизнь есть у этого проекта? Потому что идея, мы даже в этой студии об этом говорили в том числе и с вами не раз. Как думаете?

Сергей Илюха: Шанс, шанс есть, шанс есть, потому что... Зависит от ответственности фермера. То есть если он поймет, что это его единственный шанс, о чем они постоянно говорят...

Марина Калинина: Ну да, что их не пускают, что им сложно сбыть свою продукцию...

Сергей Илюха: ...большой трафик, ну они условно выберут старшего по кооперативу, который будет решать вопросы логистики в рамках значительно большего объема. Какой плюс вообще этого проекта, что у них будет место на 15 фермеров, где можно поставить одного продавца, и логистика, которая будет возить не товары одного фермера, а набор товаров от 15 фермеров, что значительно оптимизирует расходы на логистику. Если они смогут это организовать технически, может быть, даже найдут стороннего какого-то исполнительного директора, то это будет работать.

Иван Князев: Сергей Александрович, но надо будет подумать отдельно, чтобы действительно фермеры от радости цены не задрали, а то они сейчас: «Вау, я смогу продавать свой сыр, мед (вот как у нас на картинке), молоко в магазине! Покупателей много, дай-ка я под шумок заработаю!» – тоже нужно отдельно, мне кажется, будет продумать.

Сергей Илюха: Да, это огромная опасность.

Иван Князев: Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо. Сергей Илюха, консультант по работе с ретейлом, член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла.

У нас есть звонок из Ханты-Мансийска. Александр, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Вот я вас слушал-слушал. Понимаете, дико все. Вы живете в Москве, мы живем здесь, в Ханты-Мансийске, то есть я вот в Нижневартовске живу. Понимаете, цены буквально каждую неделю...

Иван Князев: ...растут?

Зритель: Что-то у нас это...

Марина Калинина: А вы телевизор, пожалуйста, звук уберите у телевизора.

Зритель: ...не состыкуется... Да, сейчас уберу, хорошо, я понял, ха-ха. Вот. Перед Новым годом рубль-два, любая цена любого продукта на рубль-два дорожает, вот. Даже кошачий корм, и то на рубль подорожал, а?

Марина Калинина: Да у нас тоже дорожает.

Иван Князев: Так, а что по поводу фермеров-то?

Зритель: А фермеры... Фермеры все равно не будут, ну в смысле они не смогут сдавать в эти магазины, все равно на них начнут налоги, начнут на них давить, и они не смогут по своей цене сдавать. Это...

Иван Князев: Понятно, да, есть опасение, что все-таки будет рост цен. Спасибо вам большое, Александр.

Марина Калинина: Сергей Балаев следующий эксперт по этой теме, первый заместитель председателя Московского Крестьянского Союза, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка». Здравствуйте.

Сергей Балаев: Добрый день.

Иван Князев: Сергей, ваш взгляд на вот эту инициативу?

Марина Калинина: Вам как фермеру это интересно?

Сергей Балаев: А я вам сейчас все расскажу подробно и разложу.

Марина Калинина: Давайте.

Сергей Балаев: Я вот, кстати, хочу сказать, вот у меня лет 5 нет телевизора, наверное, это хорошо. Вот я когда слушал эксперта, мне так хотелось взять кирпич и кинуть в экран, но свой телефон разбивать не хочется.

Значит, это не изобретенный велосипед, то, что нам сейчас рассказали. Дело в том, что московские фермеры очень сильно пытались и пытаются давить на Минсельхоз, давить на сети, чтобы фермеров пустили. И что придумали сети? Они придумали вот именно вот эту схему. Значит, возьмите у нас в аренду, как они говорят, ну давайте попробуем на полгода, мы вам поможем с кредитами, и вы каждый будете ездить в арендованный прилавок и пытаться продавать свою продукцию. Вот изобретается велосипед обязательно с квадратными колесами.

Объясню, почему эта схема не работала в Московской области и в Москве и не будет работать нигде по стране. Меня слышно, да?

Иван Князев: Да, прекрасно.

Марина Калинина: Да.

Сергей Балаев: Да. Почему? Значит, эту схему действительно придумали, мы еще пытались сделать это с «Магнитом», и ничего не пошло, все вот эти «островки» и т. д. Даже «Россельхозбанк» был посредником и помогал нам все-таки войти в сети, чего, кстати, нам и не удалось. Вы представляете, что такое логистика? Каждому фермеру, а они вряд ли смогут друг с другом договориться и быстро построить кооператив, выдается один магазин. Время логистики будет затрачено пол его жизни. Этот магазин должен быть с хорошей проходимостью, потому что фермеру опять нужно будет отбить эти кредиты, эти аренды.

Вопрос задается: а почему нельзя фермерам привозить в логистический центр, как это делают все? Вот напротив моего хозяйства огромный логистический центр «Магнита», и туда идут фермеры, кстати, с арбузами, и никто не заставляет арбузников возить прямо в какую-нибудь «Пятерочку» одну. Они едут в логистический центр, они полностью забиты, набиты, приемщики принимают продукцию, выгружают и вместе с поставкой гречки, риса, картошки или иной продукции вся эта фермерская продукция точно так же едет уже в восстановленные логистические маршруты, где все отлажено. Всего-навсего добавить один поддончик к той машине, которая едет.

А сейчас хотят так, чтобы фермеры прямо все объединились, сделали, построили... Вы представляете, что такое построить склад, где будет храниться общая продукция фермеров? А через полгода, как у нас здесь в Москве, они скажут: «Вы знаете, у нас ничего не получилось. Вы прилавков накупили? Ой, кредиты взяли? Даже вам дали? Ну ничего-ничего, в следующий раз что-нибудь еще придумаем. Вот примерно такая схема...

Иван Князев: Нет, я, правда, честно говоря, не специалист, но не очень понял. Ну хорошо, возите в логистические центры. Вы говорите, их просто нет в некоторых регионах? – но это же можно проработать, как раз обсудить в рамках вот этого проекта.

Сергей Балаев: У нас же Министерство сельского хозяйства не может заставить сети начинать у нас брать продукцию. Им говорят: «Идите занимайтесь своим делом».

Иван Князев: Но сейчас говорят «Возьмем», сейчас сказали «Возьмем».

Сергей Балаев: Да нам все то же самое говорили, вот все то же самое и по телевизору, и на встречах, и в Zoom мы выходили, и нам говорили: «Конечно, визите, но каждый в отдельный магазин. Возьмите прилавок в аренду». А хорошие места вы дадите? – на словах, конечно, хорошие, а на деле... Сначала фермеры просили прикассовые зоны, а потом сказали: «Ну, где-то там около седьмого туалета мы вас поставим», – и все. Вы понимаете, что это магазин в магазине? Ну зачем так нужно сделать? Только потому, что общество хочет, чтобы фермеры появились, общество хочет, чтобы у нас начало развиваться земледелие?

Ну вот сети придумали такую схему, которая работать не будет, и ничего фермер не заработает, он будет только в минусе работать. Ну не получится эта схема, уже проверено. Сейчас, посмотрите, они месяц, два, три об этом поговорят, потом скажут: «Фермеры дураки, у них ничего не получилось, они ничего не умеют, у них нет продукции, мы сейчас будем из Египта везти картошку», – все просто.

Иван Князев: Сергей Валерьевич...

Марина Калинина: Сергей, давайте... Ну, в общем, я поняла, что фермерам такая схема невыгодна, то есть это больше затрат получается. А что с ценами? Вот когда вы...

Сергей Балаев: А такая схема никому не выгодна. Даже если вы конфеты производите... логистический центр, ваша машина не поедет по каждому магазину «Пятерочка». А если вы будете так возить, так вам тогда интернет-доставку легче делать. Это совсем другая структура. Вы понимаете, мы хотим сельхозпроизводителей заставить кататься по пробкам, ездить по магазинам и уговаривать категорийных менеджеров, чтобы они там разрешили встать в хорошем месте. Надо найти продавцов, поставить туда, а это значит, сделать полностью систему учета, отдел кадров, который будет искать этих людей...

Иван Князев: Сергей...

Марина Калинина: Сергей, а цены вам сети будут диктовать на вашу продукцию или вы сами?

Сергей Балаев: Нет, нет. Они нам сделают такую аренду, что фермерская продукция будет дороже, чем у них на полке. Ну все продумано, ну там же не дураки сидят, они...

Иван Князев: Ну подождите, Сергей, хорошо, давайте чуть-чуть разберемся, а то вам так не нравится, так не нравится. Вроде говорили, да, нужно представлять в торговых сетях фермерскую продукцию...

Сергей Балаев: Почему? Почему? Нет, неправда...

Иван Князев: Хорошо, секундочку, сейчас, секундочку, я прошу прощения, Сергей. С логистикой нужно решить вопросы, да? Вот это самое главное?

Сергей Балаев: Нет, нет. Фермеры должны сдавать продукцию, так же как с «Красного Октября» конфеты сдают, так же как пельмени сдают – мы должны быть в одинаковых условиях.

Иван Князев: Чтобы логистические центры включали и вас, забирали и у вас?

Сергей Балаев: Конечно, конечно, а чем мы отличаемся?

Иван Князев: И это все?

Сергей Балаев: Все.

Иван Князев: Просто, вы говорите, продавцов нанять, еще чего-то... Ну понятно, да, поработать придется.

Марина Калинина: Это в другом случае, не в логистических центрах продавцов.

Сергей Балаев: Так это их идея, это их идея, они хотят нам сдать 20 квадратных метров в аренду в своем же магазине. Они нам сделают аренду, нам придется ставить... Не магазинный продавец на общей кассе, это отдельный... Представляете, как людям это будет неудобно? Вы идете с полной тележкой в общую кассу, а у фермеров вы должны отдельно приобрести. Это они придумали, сети.

Марина Калинина: Ага.

Иван Князев: В общем, много вопросов...

Марина Калинина: Ну вы какой выход видите из этой ситуации?

Сергей Балаев: Пожалуйста, я вам скажу, какой я вижу выход. Обязать сети, чтобы они начали работать с 80% малых форм собственности. С 80%, должны быть у них не корпорации. Если вы хотите, чтобы ваши дети, внуки и вы ели нормальную продукцию, то должно быть так.

А еще знаете, какое условие у них будет? Почему они нас не пускают в логистические центры? Да потому что они хотят, чтобы продукция, которая туда приходит, хранилась вечно и не требовала никакого особого ухода. Они вас в настоящий молочный йогурт заставят столько консерванта положить, чтобы он там валялся при +50 и ему ничего не было. А фермеры не согласны, они хотят натуральный продукт, который скоропортящийся, а не хотят сети связываться со скоропортом. Ну пусть скажут: «Кладите химозу, пускай она год у вас лежит, и тогда мы вас пустим на свои логистические центры».

Марина Калинина: Спасибо. Понятно.

Иван Князев: Спасибо. Вот она, другая сторона медали.

Марина Калинина: Спасибо за ваш комментарий.

Иван Князев: Спасибо.

Марина Калинина: Сергей Балаев, первый заместитель председателя Московского Крестьянского Союза, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка».

Ну а мы к следующей теме переходим.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором

Комментарии (1)
Олег Столяров
ну не сработает модель то! Даже если начнут логистические центры сетей принимать продукцию фермеров, то там всегда существует мощный механизм демпинга. А именно: претензии по качеству продукции. Соединить Гулливера с лилипутом на рынке не получится. Надо реально запускать механизм торгово-закупочной кооперации с разрешением торговли из мобильных вагончиков магазинов (типа "Тонар") в крупных городах. Тогда начнется конкуренция. Кстати, когда в Москве на окраинах ведется торговля такими продуктами из бочек (молоко) и обычных фургонов, то ценовую конкуренцию с сетями они точно выигрывают. Народ идет с мешками закупаться.
Смогут ли они на льготных условиях продавать свою продукцию в крупных торговых сетях