Взрывы бытового газа: как избежать трагедии? Почему продолжают гибнуть люди из-за взрыва бытового газа? И что делать, чтобы избежать новых трагедий? Антон Алфимов: Ну, а далее поговорим взрывах газа. К сожалению, в последнее время всё чаще нам приходится об этом говорить. В Ивановской области сегодня день траура по погибшим. наверняка многие знают, что там произошло. Первое ЧП в регионе случилось 4 октября, в Ильинском районе области, тогда погибли три человека. А трагедия в Иваново произошла шестого ноября.  Ольга Арсланова: Давайте вспомним, что же произошло, и попытаемся разобраться, почему такие события случаются всё чаще в нашей стране.  Иваново. Минская улица. 4 утра. В двухэтажном доме происходит взрыв. Погибли шесть человек, в том числе маленький ребенок. Восемь жильцов пострадали. Ну а причина та же, что и во многих случаях: уже ставшая для нас привычной, утечка бытового газа. Скорее всего, люди ночью мерзли, включили плиту, чтобы согреться, или котел, установленный самими жильцами, потому что это был дом индивидуального отопления. И оборудование для этого отопления каждый ставил как мог. Вот, кстати, губернатор Ивановской области тут же предположил, что в доме жили пьющие люди - "асоциальные элементы, что ж с них взять". Ну, а соседи рассказали о неких жалобах, на перебои с газом в доме, якобы такое случалось время от времени. А в МЧС ожидаемо пообещали проверить газовое оборудование во всех домах страны в течение месяца, как это будут делать - не очень понятно. И пока, кстати, попасть инспекторам удается далеко не во все квартиры, потому что открывать жильцы не обязаны. Кстати, сам гражданин пригласить газовых инспекторов не может: заказать их визит вправе только управляющая компания. За прошлый год в России произошли 15 взрывов бытового газа в жилых домах. За одиннадцать месяцев 2016 года эта цифра уже превышена. Как сделать так, чтобы дома в нашей стране не взрывались, а чтобы проверки проходили, и проходили качественно, проходили вовремя? Поговорим об этом с главой Думского комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галиной Хованской. Галина Петровна, здравствуйте.  Галина Хованская: Здравствуйте. Антон Алфимов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Спасибо, что пришли.  Я знаю, что вы строго разделяете ответственность вот таких вещей и не склонны ругать проверяющие органы. Разве они не отвечают за вот это? Галина Хованская: Знаете, действительно, нужно разделять, кто за что отвечает, потому что у нас есть три субъекта. Первый - это поставщики газа: эксплуатационная ответственность - до границы дома. Я думаю, что... Антон Алфимов: Т.е.  вошли в стену - всё, да? Ответственность закончилась? Галина Хованская: Да. На качество газа жалуются меньше всего. Дальше идет общее имущество дома, общее имущество собственников, так называемое. За которое отвечает тот, кто управляет домом. Ольга Арсланова: Та самая управляющая компания? Галина Хованская: Не только управляющая организация, это может быть и ТСЖ ( - товарищество  собственников жилья, прим. редактора), если дом на самоуправлении, жилищно-строительный кооператив и, в принципе, в таких домах и непосредственный способ управления тоже имеет место быть. Значит, это вне квартиры, за общее имущество. А вот то, что происходит внутри квартиры, за это отвечает сам житель этой квартиры, понимаете? Антон Алфимов: Но он же ничего в этом не понимает: какое там оборудование стоит, как проверить... Галина Хованская: Ну, он может понять... Антон Алфимов: Ну, если запах идет - понятно. Галина Хованская: Сколько лет его плите, он знает наверняка, да. Я так подозреваю, что в этом доме, который построен был больше 50 лет назад, были установлены плиты, введены в эксплуатации, вот с этой плитой и жили жители... Антон Алфимов: ...все 50 лет, да? Галина Хованская: Я думаю, что да. Хотя нормативные сроки эксплуатации таких плит, они давно уже прошли. Ольга Арсланова: Вот это очень интересный момент, согласитесь. Любой здравомыслящий человек, если у него есть возможность заменить плиту - он это сделает ради собственной безопасности и безопасности жильцов. Антон Алфимов: Да не сделает он, ему будет лень. Ольга Арсланова: Ну, это безопасность. Если он этого не делает - значит у него просто нет денег. Галина Хованская: Да, абсолютно правильно.  Ольга Арсланова: И, насколько я знаю, в Москве был период: пенсионерам меняли плиты бесплатно.  Галина Хованская: Вы абсолютно правы, потому что это будет причиной новых трагедий именно в таких домах, где не живут обеспеченные граждане. Цена вопроса - стоимость плиты - где-то от 6-7 до 12 тысяч рублей. Сравните с пенсией пенсионеров, проживающих в Ивановской области: это сопоставимые цифры, понимаете? Поэтому мне представляется, и я, в принципе, эту идею озвучиваю, что в тех случаях, когда речь идет о семье малоимущей, о семье, которая получает уже адресную помощь по текущим платежам, т.е. за жилищную площадь и коммунальные услуги ежемесячно, т.е. они не справляются с этой нагрузкой самостоятельно, - вот этим семьям нужно всё-таки из бюджета субъекта федерации предусматривать средства на замену этой плиты. По представлению соответственно специализированной организации, которая должна заключить договор с управляющим дома, ( не зависим, кто это будет, скажем, представитель этого управляющего) и по представлению этой специализированной организации должна происходить замена. Субсидирование целевым образом на приобретение этой плиты. Современные плиты не допускают такой ситуации, потому что происходит автоматическое отключение, как только прекращается режим горения, появляется газ, отключается плита автоматически. Это первое моё предложение. Вторая причина, о которой как-то мало очень говорят. Если бы всё было нормально с вентиляцией дома, с вытяжкой, во многих случаях не произошло бы трагедии. Антон Алфимов: Ну, мы все видели этот дом... какая вентиляция? Там, слава богу, стены стояли! Галина Хованская: Не было бы концентрации вот этого газа критического объема. Я могу сказать, что зачастую путают аварийное состояние самого дома (а этот дом мог ещё простоять, может быть, много лет, нас с вами пережить), потому что там другие основания для признания дома аварийным, за которым следует переселение граждан во внеочередном порядке. Сейчас эта программа идет. Вы прекрасно знаете, что идет переселение. Но, однако, это не относится к внутренности дома, к трубам, к коммуникациям, к этой инфраструктуре, которая находится внутри дома. Ольга Арсланова: И относится уже к ответственности управляющей компании? Галина Хованская: Управляющего домом, так будем его абстрактно называть, неважно кто это. Не будем перечислять все эти фигуры, которые должны отвечать за дом. Так вот это работа капитального характера. К великому сожалению, существует норма в жилищном законодательстве, которая позволяет губернатору (- я не знаю, относится ли это к Ивановской области) не включать дома до трех этажей в программу капитального ремонта. У меня вопрос сразу: как это решение было принято или не принято в отношении конкретного дома, в котором произошла трагедия?  Антон Алфимов: Интересно, а деньги при этом с них собирают? Галина Хованская: Я считаю, что эта норму нужно убирать из законодательства и не давать такого права, потому что единственным критерием должно быть состояние такого дома, состояние вот этих внутренних коммуникаций, вот этих труб, понимаете? Ещё ведь газ – достаточно не агрессивная среда для трубы, а вот когда речь идет о теплоснабжении, о горячей воде, там гораздо быстрее превышается нормативный срок, он истекает гораздо быстрее. И думаю что проблемы теплоснабжения и электроснабжения, которые тоже может быть привести к пожарам, к короткому замыканию ( - старая электропроводка – это тоже наверняка было в этом доме). Может быть, я не исключаю, может быть, это случайное совпадение. Может быть - это незатушенная сигарета, а может быть – это короткое замыкание, которое повлекло такую трагедию.  Подождем технической экспертизы. Ольга Арсланова: А может быть это те перебои, о которых говорили соседи, на которые, якобы, жаловались жители. Галина Хованская: Они могли жаловаться не на перебои, они, скорее всего, жаловались на то, что они чувствуют запах газа. Т.е. где-то была действительно утечка. Может быть, это как раз связано с той причиной, о которой я сказала: плохая вентиляция, плохая вытяжка не работающая, и, соответственно, появлялся вот этот запах. Скорее всего. Это очень частая причина взрывов. Антон Алфимов: Вы знаете, я пару раз бывал в таких домах. Там всегда пахнет газом. И люди настолько к этому привыкли. Всегда, понимаете. Галина Хованская: Ещё одна плохая традиция вот в таких домах: если отопление на низком уровне, не соответствует внешней среде на улице, то граждане начинают греться… как могут. Камин включить? Дорого. Потому что опять же повторяю: у тех, кто получает субсидию, плата за электроэнергию рассчитывается по нормативу, а они не хотят превысить этот уровень, потому что придется из своего кармана платить. Ольга Арсланова: Дешевле включить плиту. Галина Хованская: Дешевле включить плиту, совершенно верно вы говорите. Понимаете, это с экологической точки зрения. С точки зрения здоровья граждан, это неправильно, но другого выхода нет, если температура 14-15 градусов, например, а маленький ребенок в семье. Или пожилой человек, больной там всякими радикулитными и артритными заболеваниями. Ему нужно тепло. И вот это уже трагическая, конечно, ситуация, потому что здесь виновата уже ресурсоснабжающая организация, поставляющая тепло. Вообще в автоматическом режиме должна увеличиваться подача тепла в дом при такой температуре. Это была одна из самых холодных ночей за последнее время – минус 10-12 градусов, понятно, что люди замерзли. Понятно, что в 4 часа утра все спят. Это самая глубокая фаза. Антон Алфимов: Ну, и потом, да,  слово "автоматическая" немножко неприменимо к этому дому. Там уже никто и не слышал. Так вот, давайте звонок примем: Светлана, г. Череповец у нас на связи. Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Светлана, г. Череповец: Здравствуйте. Антон Алфимов: Слушаем вас. Светлана, г. Череповец: я из города Череповца Вологодской области. Меня интересует такой вопрос: кто устанавливает тарифы на профилактический осмотр газовых плит? У нас это 560 рублей. Компенсации никакой за это нет. Значит, весь осмотр заключается в том, что обмыливают три стыка и зажигают горелки. Вот за 45 лет мне один раз закрыли, я не помню, какая была плита, но там была кнопка на присоске для духовки. Всё. Это длится 10 минут. За это берут 560 рублей. Антон Алфимов: А как часто? Это какая-то ежегодная история или реже? Светлана, г. Череповец: Это ежегодно, говорят, что ежегодно. Вот сейчас опять у нас ходили. И вчера прозвучало в программе "Время", что не пускают в квартиры потому, что неисправно газовое оборудование. Не поэтому. Потому что люди не хотят платить за 10 минут… за какие там 10 – 3-5 минут эти деньги. Антон Алфимов: Скажите, пожалуйста, а у вас в городе часто подобные случаи происходят? Если у вас такие профилактические проверки периодически происходят. Почему-то ко мне никогда в жизни никто не приходил. Галина Хованская: Я сейчас прокомментирую, как часто они должны быть. Светлана, г. Череповец: Там где газовое снабжение централизованно – как бы такого нет. Антон Алфимов: Понятно. Спасибо, Светлана. Ольга Арсланова: У нас же смс-портал разрывается от этих же сообщений и разных регионов: 500 рублей, 600 рублей, опять за деньги, опять будут обдирать как липку – кому это нужно? Галина Хованская: Вообще должен быть заключен договор с управляющим домом (или, если это непосредственное управление, с   представителем собственников дома) на техническое обслуживание, на аварийное обслуживание в аварийных ситуациях. Вот без этого договора вообще даже поставка газа не допускается в дом, понимаете? Антон Алфимов: И по этому договору должно быть бесплатно? Галина Хованская: Договор входит в перечень тех работ и услуг, которые предоставляет управляющая организация, и за которую ежемесячно мы платим. Но здесь, видимо, немножко другая ситуация, хотелось бы понять. Потому что это какие-то, видимо, недоговорные отношения, а просто разовые приходы по проверке. Вообще, когда превышен нормативный срок, ежегодно должна проводиться эта проверка. Так - раз в три год, а когда превышен срок газового оборудования, плит – это ежегодно.  Антон Алфимов: Но счётчики на воду – их же никто бесплатно не смотрит, не меняет. К нам же приходят, говорят: давайте деньги. Галина Хованская: Не меняют. За исключением города Москвы, где в принципе как раз малоимущим гражданам, социальным нанимателям жилья, когда собственником является город, устанавливали за счёт бюджета. Это правильно. Ольга Арсланова: Но и опять же есть разница. Поменять счётчик или прийти 5 минут. А у нас жаловались зрители  и на то, что часто даже визуального осмотра не происходит. Приходят: "У вас всё в порядке? Всё в порядке! Спасибо, 500 рублей на стол". Вот как так? Галина Хованская:  Вот эти граждане, так называемые "специалисты" - они преступники просто, понимаете? Они готовят просто почву для таких трагедий, которая произошла в Ивановской области. Никто даже не думает о том, что нужно поставить хотя  бы в автоматическом режиме датчики, которые бы сигналили в диспетчерскую службу об изменившейся ситуации, о том, что где-то идет утечка газа.  Об этом даже никто не думает, а ведь это недорого! Это абсолютно… Датчики  - это недорого, и когда идут миллионные затраты на капитальный ремонт дома какого-то, эта сумма она несколько ниже, чем вот те расходы, которые сейчас несет Ивановская область в связи с этой трагедией. Антон Алфимов: А у нас единая вот эта служба, которую-то раньше по 04 вызывали, она существует? Чем она вообще занимается? Галина Хованская: Вот, вы понимаете, существует служба, так называемая, Горгаз, вот она обычно и заключает по эксплуатации. То, что я говорю, по текущему. Антон Алфимов: Т.е. она сидит на деньгах? Галина Хованская: Она сидит на деньгах по договору. Помимо договора они не имеют права никакие средства с вас взимать. Поэтому, видимо, случай, который нам сейчас описали, из Вологодской области – это не было договора, просто разовый приход и договорные отношения по факту прихода инспектора какого-то. Но должна быть только специализированная организация. А если они приходят и ставят галочку – это не работа. Это вытягивание денег из кармана потребителя, больше ничего. Антон Алфимов: Ещё было бы неплохо, чтобы бесплатно. Потому что получается какая-то платная медицинская помощь. Ольга Арсланова: Давайте Геннадия послушаем, Алтайский край с нами на связи, здравствуйте. Геннадий, Алтайский край: Здравствуйте! Антон Алфимов: Здравствуйте. Слушаем вас, вы в эфире. Геннадий, Алтайский край: Вот у нас газ централизованный – газгольдер стоит, плиты у нас газовые у кого есть, у кого отключенные. К нам никто сейчас не ходит, у нас газовую службу убрали. Значит, был Смоленский район, и там у нас было всё, а сейчас находится организация эта в Бийске. Это оттуда надо ехать 50 км, и если что-то случится, это вообще. И вот сейчас они нам какой-то договор принесли. Значит, они будут обслуживать вот это … ну на улице вот эту… Ольга Арсланова: Геннадий, а как ваш населенный пункт-то называется, где вы живете? Геннадий, Алтайский край: Село Смоленское, Алтайский край, это возле города Белокурихи. 40 км от Бийска и 40 от Белокурихи. Это середина. Сейчас собирают с нас деньги, по 270 рублей с каждой квартиры. Вот они сейчас будут обслуживать там, ну снаружи, я не говорю что внутри, это я сам уж там. А вот снаружи почему мы должны платить за это дело? Вот они приедут сейчас, отключат – два дня не будет газа. Что они делать будут? Почему мы деньги должны платить? Антон Алфимов: Ну, тем более да, что это вне дома, не их зона ответственности. Ольга Арсланова: Галина Петровна, можете прокомментировать, да? Галина Хованская: Это как раз вот тема, о которой я говорила: границы эксплуатационной ответственности дома. Это те, кто поставляет газ. О том, что существует норма федерального закона о газоснабжении и постановление правительства РФ о том, что поставка газа не допускается при отсутствии вот этого договора. Вот, к сожалению, вспомнили в связи с такими несчастьями, с активностью МЧС. А приехать за 40 км – это же уже совершенно нереальная ситуация. Там уже только МЧС работать начинает. Ольга Арсланова: Смотрите Энгельс город: договор заставляют заключать ежегодно – 1000 рублей, проверок за год не было ни разу. А вот в Вологодской области: у нас в деревнях вообще нет газовой службы, мы сами покупаем баллоны и сами же их подключаем. Галина Хованская: Это другая история, баллонный газ – это не центральный газ, это немножко другая история. Там полностью ответственность практически на гражданах лежит.   И вы знаете, вот тема, которая звучит, и которая очень серьёзная, она нуждается в разрешении на федеральном уровне, - это как войти в квартиру? Это не праздный вопрос. Потому что граждане у нас напуганы, напуганы зачастую обоснованно. Вот вы молодые люди, а я помню ещё истории с Мосгазом. Помните? Может быть, слышали от своих родителей? Бандиты, когда входили, представлялись "Мосгаз". И потом трупы обнаруживались, кражи и прочие дела. Поэтому граждане боятся. Значит, нужно предусмотреть такую процедуру, которая будет включать уведомление за определённый срок, чтобы это не совпадало с рабочим временем людей, потому что у нас рабочее время этих инспекторов, оно совпадает с рабочим временем гражданина. Дальше: должен быть не один человек, а [ещё] человек, который отвечает в доме, т.е. представитель управляющего домом. Значит, это может быть и представитель ТСЖ, и ЖСК, и управляющей компании и, в конце концов, совета дома, которому откроют, которому доверяют. Т.е. будучи предупрежден, человек уже спокойнее будет открывать вот эту вот дверь и разрешать проинспектировать. В конце концов, люди – не самоубийцы. Особенно когда речь идет о детях, о стариках, об инвалидах. Антон Алфимов: Но при этом наши люди – фаталисты. Тоже нужно об этом помнить. Галина Хованская: Вы знаете, я думаю, что когда речь идет о безопасности собственного ребенка, дверь откроют, почувствовав запах газа. Ольга Арсланова: Сейчас идет речь о том, чтобы инспекторам дать какие-то дополнительные полномочия? Галина Хованская: Сейчас можно войти в жилище, только если есть информация о готовящемся преступлении. В других случаях - нужно судебное разрешение. Т.е. жилищная инспекция, которая не последний человек вот в этой истории, которая тоже должна следить за тем, что происходит внутри дома. Она должна обратиться в суд, если дверь не открывают. Антон Алфимов: Нет, ну если есть запах газа, я так понимаю, что газовщики могут весь подъезд отключить, а потом уже разбираться. Галина Хованская: Теоретически – могут. Но практически – так не происходит. Ольга Арсланова: Нам пишут: "в СССР были участковые газовщики, тщательно проверялись состояния плит, вытяжки. Теперь ликвидируют вытяжки, жильцы безнаказанно увеличивают площадь кухни и так далее". Галина Хованская: Вот это да. Это страшная история. Она уже касается многоквартирных домов, в том числе и новостроек. Когда действительно закрывают вот эти вот "коробы", используют их для каких-то своих бытовых нужд. В итоге весь дом дышит не только дымом сигарет, но и газом, если в доме газовые плиты. Это очень правильное, кстати, замечание. Антон Алфимов: Ещё один у нас звонок, город Самара. На линии Николай, здравствуйте. Николай, г. Самара: Добрый вечер! Пожалуйста, вот у меня такой вопрос. Я являюсь ИП, там, где жилье снимаю, – там тоже стоит индивидуальное отопление. Там живут тоже в новом доме в микрорайоне Южный город – тоже индивидуальное отопление. Живу почти два года, но никаких проверок, вообще вот никаких! Деньги, не понимаю, за что мы платим! А вот к ИП они готовы ходить вот каждую неделю! Вопрос такой: у меня есть ли право вообще подходить с такой проблемой – то, что каждую неделю… Это же в стране бардак какой-то творится. Антон Алфимов: Подождите, к вам на предприятие приходят проверяющие? Николай, г. Самара: Да, совершенно верно. Галина Хованская: Т.е. обратная ситуация. Регулярно посещают. Видимо, надеясь на какое-то вознаграждение денежное. Коррупционная составляющая абсолютно. Антон Алфимов: Ну, и на предприятие, наверное, входить попроще. Галина Хованская: Т.е. они не выполняют свои обязанности прямые в отношении многоквартирных домов, а вот занимаются практически вымогательствами. Антон Алфимов: Ну, хорошо, а расскажите, вот интересно, какая ответственность возникает у людей, которые заключают договор с жильцами, вот как мы слышали – по тысяче рублей в год собирают, ни разу не пришли. Если, не дай бог, что-нибудь случилось. Опять виноваты жильцы или кто? Галина Хованская: Прямая ответственность по договору. Вплоть до уголовной. Особенно, если это кончилось несчастным случаем, причинением вреда здоровью. Антон Алфимов: Ну, всегда же можно списать. Сказать: "Вот, мы приходили менять оборудование, а дома никого не оказалось". Галина Хованская: Ну, вот я и говорю, что должна быть четкая процедура. Вы меня, я надеюсь, услышал тоже, да? Насколько это важно. Потому что сейчас такой процедуры нет, она не описана. Антон Алфимов: Я услышал, что жильцы должны сами контролировать состояние своего газового оборудования. Мне кажется, что ни не должны этого делать. Галина Хованская: Нет, жильцы должны реагировать на запах газа, вот это точно совершенно. И информировать об этом управляющего домом, который обязан, вот если он не заключил такой договор - тогда он преступник, понимаете? Он тогда преступник. Антон Алфимов: Жилец? Галина Хованская: Управляющий домом. Да. Если не выполняет обязанности( - вот тоже разделение обязанности чёткое, да?) другая сторона, т.е. та, которая должна инспектировать, технически обслуживать вот это вот оборудование, то тогда ответственность на той стороне. Это вот надежда на "русский авось", что ничего не случится. Но если случится, то, как бы, тюрьма грозит, да – уголовная ответственность. Антон Алфимов: Надо исключить авось из оборота на законодательном уровне. Галина Хованская: Да. И я очень хочу, чтобы была четко прописана процедура. Чтобы заинтересовался этим комитет по энергетике, который отвечает за газоснабжение и теплоснабжение, и электроснабжение. А не только комитет по жилищной политике этим интересовался вопросом. Очень хочется.Ольга Арсланова: Спасибо, ну дело продолжается, мы посмотрим, какие выводы можно сделать.Галина Хованская: Да, посмотрим. Ну я думаю, всё же, что человеческий фактор здесь имеет место быть.Антон Алфимов: Спасибо! Это была Галина Хованская, депутат Госдумы, председатель комитета по жилищной политике и ЖКХ. Спасибо!Галина Хованская: Спасибо вам!