Анастасия Сорокина: Гаражам амнистия вышла, причем благодаря печальному опыту премьер-министра Михаила Мишустина, который на недавнем отчете в Госдуму пожаловался, что у него, оказывается, снесли гараж. Михаил Владимирович мгновенно откликнулся на предложение депутата Олега Шеина провести «гаражную амнистию» по аналогии с дачной. Олег Шеин, член фракции партии «Справедливая Россия»: «Уважаемый Михаил Владимирович, несколько лет назад из категории нестационарных объектов, по которым может даваться разрешение на их размещение, выпали по стране все металлические гаражи. Как результат – автовладельцы автоматом перешли в категорию нарушителей закона, местные администрации лишились возможности получать арендную плату, а в случае если это сносить, разумеется, машины переместятся во дворы. Можно ли рассчитывать на то, что Правительство в осеннюю сессию внесет такой законопроект в Госдуму, чтобы мы могли его быстро принять?» Михаил Мишустин, председатель Правительства РФ: «Я сам пострадал из-за отсутствия закона о «гаражной амнистии». У меня был гараж, и его, к сожалению, мы не смогли удержать. Да, это правда. Но если серьезно, я вспоминаю, собственно говоря, «дачную амнистию», которая была много лет. Сегодня то же самое с гаражами. У нас 1,4 миллиона земельных участков под гаражами, примерно такая цифра. И у нас где-то 37 тысяч официально зарегистрированных гаражных кооперативов. Ну конечно, все хотят справедливости. Что касается меня – законопроект подготовлен, я лично его буду поддерживать, потому что это восстановление справедливости. Если у человека был гараж, нужно сделать все возможное, чтобы он его оформил. Это, по-моему, естественно. Ну, мне уже не вернут, там уже что-то построили на том месте». Александр Денисов: Да, уже не вернут. Мы решили провести опрос. Интересно, какая ситуация с гаражами у вас. Удалось ли вам оформить гараж в собственность? Пишите нам – «да» или «нет». Подведем итоги через полчаса. Анастасия Сорокина: Ну а сейчас поговорим с нашими экспертами. На связи со студией Леонид Антонов, координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы». Леонид, здравствуйте. Александр Денисов: Это наш другой эксперт – Алексей Игоревич Петропольский. Анастасия Сорокина: Алексей Петропольский, да. Александр Денисов: У нас немножко переверстали редакторы. Алексей, вы знаете, мне мысль пришла в голову. Вот смотрите. У премьера гараж снесли – и он такой сразу: «Поддержим». Задал вопрос Олег Шеин. Я думал, у Олега Шеина тоже проблемы с гаражом. Анастасия Сорокина: Актуально. Александр Денисов: И именно с железным, поэтому он и задал. Как вы думаете? Алексей Петропольский: Ну, я думаю, что амнистии быть. Но на моем юридическом веку это уже третья амнистия по счету. Конечно, проблемы возникают именно в том, что здания под гаражные кооперативы, точнее, земельные участки, они выделялись в разное время: что-то – еще в советское время, что-то – в постсоветское. И сами гаражные постройки совершенно разные: где-то это действительно капитальное строение с фундаментом, некоторые бывают даже по несколько этажей, а где-то это просто аналог ракушки. И конечно, все их по-разному сохраняли в связи с тем, что четкого законодательства по идентификации и дальнейшем оформлении не было. Вот сейчас его хотят принять, и принять по аналогии с «амнистией дачной», когда любой человек, допустим, имея выписку из гаражного кооператива, что он является пайщиком, дольщиком, что ему выделялось это место, сможет пойти в МФЦ и зарегистрировать права собственности, которые уже гарантируют, что этот объект не снесут и что за человеком это место действительно будет закреплено законодательно. Александр Денисов: Алексей, вот вы опытный юрист. Я Настю сдаю каждый эфир, про нее что-нибудь рассказываю. Сейчас Настя обрадовалась, что ей гараж в собственность в Москве оформят. Вы как человек тертый, так сказать, стреляный воробей, ну-ка расскажите, стоит ли так радоваться обладателям московских гаражей, что они достанутся в собственность с земельным участком? Алексей Петропольский: Ну, я надеюсь, что да. Самого законопроекта, именно в окончательном виде, мы еще не видели, но по факту должно это выглядеть именно так: да, действительно, любой человек пойдет и зарегистрирует права собственности на себя. Но как это будет выглядеть на практике? У нас часто практика с теорией юридической очень разнится. Поэтому, вот когда мы увидим первые ласточки, первые свидетельства о собственности, тогда сможем давать гарантию того, что это произойдет. Александр Денисов: А вы знаете, я почему спросил?.. Анастасия Сорокина: Алексей, но здесь надо уточнить. Здесь же это будет касаться гаражей только тех, которые находятся на территории гаражных кооперативов. Это не касается тех самых гаражей-ракушек или гаражей у частных домов. То есть это касается именно ситуации, когда раньше могли сказать: «Все, теперь мы сносим этот кооператив, на вашем месте будет какая-нибудь новостройка». Это то, о чем говорил премьер. То есть здесь тоже какая-то узкая прослойка людей будет заинтересована. Алексей Петропольский: Да, это касается именно гаражных кооперативов, которые были оформлены как юридическое лицо (это, как правило, либо некоммерческое партнерство, либо товарищество), которое действительно платило аренду либо получало на безвозмездное пользование земельные участки и фактически могло эксплуатировать данные земли под размещение. Это не касается никоим образом ракушек во дворе, которые получались по согласованию с управами. Их сносили на протяжении десяти лет, будут и дальше сносить без каких-либо компенсаций и возможности получения гаража в другом месте. Анастасия Сорокина: А что даст вот эта возможность получить гараж в собственность? Ну понятно, что мы теперь будем за него платить налоги. Алексей Петропольский: Конечно. Анастасия Сорокина: А что еще? Алексей Петропольский: Вы будете платить налоги, будете собственником. Самое главное, что вам это даст – что вас уже без компенсации не смогут снести. То есть если вдруг городу понадобится данный земельный участок (что, скорее всего, высоковероятно, поскольку все, что сносили до этого, как раз сносили под застройку), то вам выплатят рыночную стоимость этого гаража. И вы сможете в другом месте купить равноценный объект. Александр Денисов: Алексей, когда я вас про Настю спросил, мне показалось, что вы ушли от ответа. Ключевой момент: если понадобится городу. А городу-то понадобится, скорее всего. Я ездил неоднократно на съемки гаражных кооперативов, которые сносились. Ну, город имеет право, ему нужно расширяться, строить. А тут, извините, целое поле вот этих закутков, где… Ну, кто-то там старье держит, кто-то – машину. А надо жить городу. Естественно, он принимает решение. Вот премьер приводил пример с кадастром. Что такое кадастр? Очень просто разъяснил: что стоит, где стоит, кому принадлежит. Вот это главный вопрос: кому? Если город захочет, то как бы отодвинься, очевидно. Я вот не уверен, что этим гаражным кооперативам так легко скажут: «Ребята, да пожалуйста, регистрируйтесь». Алексей Петропольский: Ну, если будет закон, то, согласно закону, конечно, всех будут сохранять. И я думаю, что то же самое, по аналогии, было и с садовыми товариществами, которые прилегали впритык к МКАД. Многие из них расформировали, дома снесли. И сейчас сносят в городах, которые разрастаются. Но людям выплачивают рыночную стоимость. При этом если даже вы будете не согласны с этой стоимостью, то у вас всегда будет право обратиться в суд, принести оценку, которую вы считаете справедливой, и оспорить те деньги, которые вам хочет компенсировать город. У вас появляется самое главное – все права собственника и все права на получение денег по рыночной стоимости. Анастасия Сорокина: И за землю тоже? Правильно я понимаю? Алексей Петропольский: Вот с землей здесь сложнее, поскольку неизвестно, дадут ли землю под гаражом в собственность или отдадут ее в аренду от города. Практики, чтобы передавали именно землю под гаражом в собственность, ее не было. По факту вам выдают помещение под эксплуатацию конкретно… точнее, землю под эксплуатацию только под гараж. Скорее всего, выдадут ее по какой-то льготной ставке аренды, дабы город мог ее в дальнейшем хоть при каких-то условиях, но забрать себе обратно. Поэтому собственность на само здание будет, а земля, скорее всего, будет в аренде. Анастасия Сорокина: Алексей, вы сказали по поводу документов, что сейчас еще закон в стадии разработки. Тем не менее информация по поводу перечня тех бумаг, которые надо представить, она уже появилась: квитанция об оплате содержания и ремонта гаража в кооперативе, квитанция об оплате пая в кооперативе, решение кооператива о распределении вам гаража, договор купли-продажи, техплан на гараж, заявление в Росреестр о проведении кадастрового учета, выписка из технической инвентаризации. Вы знаете, я сомневаюсь, что у меня весь этот набор документов есть. Это значит, что если я его не предоставляю, то я не имею права? Правильно? Алексей Петропольский: Ну, просто такой очень полный список дали, который может действительно внести какое-то смятение. Вам хватит самого главного – документа о том, что вы являетесь действительно членом кооператива и в рамках этого членства вы выплачивали когда-то пай либо покупали этот гараж у кого-то, кто этот пай уже когда-то выплатил. Самое главное – это чтобы именно председатель подтвердил, что вы являетесь правопреемником, правообладателем конкретно этого гаража. Касательно технической документации. Любой кадастровый инженер сможет выйти и описать данный объект, составить для него технический план с техническим паспортом, который уже опишет все формы вашего гаража, все его технические моменты для сдачи в дальнейшем в Росреестр, который проведет государственную регистрацию и выдаст вам выписку из ЕГРН. То есть основание для вас – это непосредственно выписка из кооператива. А описание техническое заказываете уже «на стороне» у кадастрового инженера. По идее, этих двух бумаг вам хватит для регистрации прав. Александр Денисов: Алексей, а у вас-то гараж есть? Мы забыли спросить, главный вопрос. Алексей Петропольский: Ну, у меня машино-место в подземном паркинге. Там тоже были проблемы с описанием, но я как юрист справился и через суд зарегистрировал. Анастасия Сорокина: То есть сейчас по-прежнему еще есть возможность получить в собственность через суд? Алексей Петропольский: Конечно. Была раньше огромная проблема с идентификацией машино-мест (но это отдельная история), когда гараж не выделен, стен нет, у тебя просто разметка, что называется, на бетоне. Ее описать раньше было тяжело, и Кадастровая палата не регистрировала, приходилось идти в суд. Что я и сделал когда-то. Александр Денисов: Спасибо, Алексей, спасибо. Алексей Петропольский у нас был на связи, юрист и предприниматель. Анастасия Сорокина: Юрист, предприниматель, эксперт в сфере защиты интересов бизнеса. Александр Денисов: С Виктором поговорим, да? Анастасия Сорокина: Из Краснодара. Виктор, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Алло. Александр Денисов: Виктор, расскажите вашу историю. Зритель: Оформить нам гаражи удалось, но по суду и только боксы. А вот чтобы землю приватизировать – нам никто ее не дает. И муниципалитет, я думаю, вряд ли даст. Почему? Потому что у них всегда есть возможность отобрать, сломать и построить там высотки, например. Анастасия Сорокина: Подождите. То есть она у вас сейчас в аренде, эта земля, правильно? Зритель: Такое было, есть и будет. А вот рядом с нами ГСК, и они смогли опять же через суд полностью все боксы приватизировать, зарегистрировать через суд право собственности и приватизировали землю. Но это все равно не оставляет за ними права, чтобы их потом не снесли, потому что… У нас же как в законодательстве? Построить что-то социально значимое. Правильно? Дома жилые. И потом нам по 3 рубля 78 копеек дадут за материалы, и все, скажут: «Ломайте. До свидания». Правильно? Александр Денисов: Да, совершенно верно, Виктор. Многие про это рассказывают: право аренды принадлежит самому гаражному кооперативу, а члены кооператива уже платят взносы этому гаражному объединению. Зритель: Ну конечно. Александр Денисов: А собственниками земли, конечно, не являются, да-да. Распространенная схема. Спасибо вам большое, спасибо за звонок. Следующий наш собеседник… Кстати, много вопросов приходит по поводу регистрации гаража. Все переадресуем… Анастасия Сорокина: …Леониду Антонову, координатору общественного движения «Автомобилисты Москвы». Леонид, добрый вечер. Леонид Антонов: Добрый вечер. Александр Денисов: Леонид, добрый вечер. Вот вопросы приходят. Спрашивает нас зритель из Иркутской области: «У меня в собственности гаражный бокс в гаражном кооперативе. Земля под боксом принадлежит мне или нет?» Ну, раз он не уверен – значит, скорее всего, нет? Леонид Антонов: Скорее всего, да. Вообще из того списка, который вы перечислили – вот эта квитанция об оплате содержания и ремонта гаража в кооперативе, квитанция об оплате пая в кооперативе, решение кооператива о распределении гаража, договор купли-продажи, техплан на гараж, – предполагается по существующему законопроекту, что потребуется только один из списка этих документов. Все документы предоставлять не надо для того, чтобы зарегистрировать, но договор или какие-то правоустанавливающие документы на землю все-таки нужны, потому что… Ну, в данной ситуации чиновники сами себя загнали в такую ловушку, когда… Ну представьте себе: чтобы зарегистрировать гараж, нужно иметь землю в аренде, а чтобы получить эту землю в аренду, нужно иметь какую-то постройку. То есть круг замкнулся, как это называется. И вот этот закон, я так понимаю, он призван разорвать этот порочный круг, когда вы одним документом фактически в уведомительном порядке сможете уже зарегистрировать вот эту постройку, гараж, и получить либо в аренду, либо в собственность землю, на которой он стоит. Анастасия Сорокина: Леонид, сможете успокоить зрителя Виктора, который дозвонился из Краснодара? Если земля не принадлежит, не в собственности, и если все-таки потребуется построить какой-то социально значимый объект на месте гаражей, то снесут, но все-таки заплатят не 3 рубля 70 копеек, как он сказал, а все-таки рыночную стоимость, и компенсация будет существенной? Леонид Антонов: Ну, к сожалению, в наше сложившейся системе… ну, я боюсь людей обнадежить, но есть хотя бы уже возможность через суд начать добиваться того, чтобы вас в ваших правах восстановили, если они были нарушены, или считались с вами как с собственником и забирали у вас не воздух, а реальный какой-то объект, который можно оценить. Сейчас сложности всегда в оценке, потому что пока мы еще оперируем воздухом. Сами эти постройки, которые мы называем гаражами, они по сути своей в основной массе – это самострой. А если это кооператив, то у самих членов кооператива документов на право распоряжения этим гаражом крайне мало. То есть фактически все равно все на птичьих правах. Александр Денисов: Леонид, вы знаете, гараж – это у нас не просто место, куда машину ставим. Анастасия Сорокина: Это целая культура. Александр Денисов: Как говорят, это промежуточная стадия между домом и помойкой, куда мы сносим всякий хлам ненужный. Целая культура, да. Что из гаражей выросло? Такой у нас небольшой опрос, обзор мы сделали. Например, компании Apple, Google и Amazon начинали свой бизнес в гаражах. Первые мотоциклы Harley-Davidson тоже были собраны в гаражах. А в России 13% гаражных боксов используются как квартиры, производства, мини-больницы, магазины, кафе, гостиницы. Вообще индустрия! В Набережных Челнах в них работают офисы юридических компаний, стоматологии, ветеринарные клиники, сауны. Курский рэпер Антон Авдеев работает в гараже над своими песнями, «рэпчиной», как они говорят, оборудовал там профессиональную звукозаписывающую студию. Анастасия Сорокина: Антон считает, что гараж должен быть у каждого мужчины. Это место силы, творческая лаборатория и склад. Авдеев больше известен под псевдонимом «Тушкан». Прославился после выхода песни «Мой город Курск», ее называют неофициальным гимном города. А один из своих недавних хитов – трек про пандемию «Мир сошел с ума» – Антон записал уже в гараже в режиме самоизоляции. Антон «Тушкан» Авдеев, рэп-исполнитель: «Гараж? Мне здесь комфортнее, чем дома либо еще где-то снимать какое-то помещение. Это мое помещение. Я здесь никому не мешаю, мне здесь никто не мешает. Я делаю здесь все, что хочу. Оборудовал элементарно: компьютер, опять же минимальное звуковое оборудование, колонки, микрофон. В принципе, это все, что нужно для работы. Ну, программы, какой-то софт. Все. Записываю и обрабатываю звук здесь». Александр Денисов: Соседи Антона по гаражному кооперативу не против его студии, там хорошая звукоизоляция. Над своими треками Антон работает в наушниках. Ну, наверное, заходят еще и послушать. Может быть, что-то подкидывают: «Напиши, например, про это». Про предстоящую «гаражную амнистию», кстати, Антон может написать. Анастасия Сорокина: Еще один звонок у нас есть – из Читы, на связи Антон. Здравствуйте. Александр Денисов: Но не тот Антон. Анастасия Сорокина: Не тот, другой. Зритель: Добрый день. Анастасия Сорокина: Добрый день, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Забайкальский край, город Чита. У нас такая ситуация. В 2017 году купили паевой взнос в гаражно-строительном кооперативе № 71 в городе Чите. По истечению двух лет узнали, что гаражные боксы не оформлены. Это 44 гаражных бокса по улице Журавлева, 124. Соответственно, пытались, как вы сейчас озвучивали, собрать документы и узаконить гаражи. Но в ходе сбора документов мы выяснили, что помимо того, что гаражи были построены без каких-либо разрешительных документов, еще и построена часть гаражей на землях лесного фонда. Это нам не позволило оформить право собственности. После чего обратились в полицию. И вот на протяжении двух лет пишем жалобы в прокуратуру, ходим на собрания, на совещания в полицию, но пока результата у нас нет. Вот 44 гаража у нас не узаконены, хотя и членские книжки мы получили, заявление писали на вступление в кооператив, платим членские взносы. Александр Денисов: Антон, на вашей стороне премьер Мишустин и Антон Шеин… Олег Шеин, простите, депутат из «Справедливой России». Мы подозревали, что у него тоже проблемы с гаражом. Поэтому, возможно, проблемы решатся. Вот примут закон о «гаражной амнистии»… Осенью хотят принять. Сразу собирайте все бумажки и приходите. А у нас есть опрос, спрашивали мы жителей нескольких городов: «Есть ли у вас гараж? И для чего он вам нужен?» Посмотрим. ОПРОС Александр Денисов: Это как шутка была про «Запорожец», семейный автомобиль: «Ни одна любовница на нем не поедет». Ха-ха! Гараж-разрушитель. Интересно, интересно! Анастасия Сорокина: Разрушитель семьи. Александр Денисов: Возвращаемся к нашему собеседнику. Если подводить итог, то дожидаемся амнистии и смотрим окончательный список документов, чтобы все оформить? Леонид Антонов: Ну, здесь тот список, который вы уже назвали: квитанция об оплате содержания и ремонта гаража в кооперативе, квитанция об оплате пая в кооперативе, решение кооператива о распределении вам гаража, договор купли-продажи, техплан на гараж, заявление в Росреестр о продлении кадастрового учета и регистрации прав и выписка из технической инвентаризации. Ну, также регионам, наверное, разрешат добавить к этому списку иные документы. Какие? Это уже будет на усмотрение региона. Но подробнее, наверное, об этом можно будет узнать в вашем региональном отделении Росреестра. И вопрос о гаражах-ракушках в самом начале сюжета был поднят. Конечно, ракушки не попадают под эту амнистию, здесь о них разговор вообще не идет. Они как были в полулегальном положении, так и… Александр Денисов: Вопрос закрыт. Спасибо большое, Леонид. Анастасия Сорокина: Спасибо. Александр Денисов: Это был координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов. Итоги опроса подведем. 28% не удалось оформить… Анастасия Сорокина: Удалось. Александр Денисов: 28% удалось оформить, да. Анастасия Сорокина: А 72% сказали, что не смогли оформить гараж в собственность. Ну, теперь, видимо, будут другие результаты, когда закон вступит в силу. Александр Денисов: Да, подождем осени.